Главная | Архив |

  Смоленск социальный  
   

Вероника Авхимович

 

Дети-инвалиды Смоленской области: обучение ноу-хау


В послании Президента РФ Федеральному Собранию на 2011 год большое внимание было уделено вопросам, касающимся школы, образовательного процесса в целом, его модернизации. Как мы видим, на федеральном уровне об этом думают. А на региональном – внедряют в жизнь. Одним из последних достижений Смоленской области в этом направлении стало появление Центра дистанционного образования по ИКТ, в котором обучаются дети-инвалиды.

 

 Своим рождением это государственное образовательное учреждение обязано инициативе и заинтересованности губернатора Сергея Антуфьева. Инвалидность – это не крест для ребенка и его родителей, это состояние, в котором можно в полной мере получать образование, используя достижения 21 века.
Сама программа очень молодая. Смоляне начали ее разрабатывать год назад. Первых подключившихся было всего 50 человек из примерно 2700 детей-инвалидов школьного возраста. Обидно, что не все родители до сих пор знают о существовании Центра. Сказывается удаленность от Смоленска, консервативность взглядов, боязнь нового. С родителями постоянно проводят разъяснительные беседы. Но этого мало, как отмечает директор центра Н.А. Коткина. Видимо, мы просто отвыкли от мысли, что и в российском обществе могут по-настоящему заботиться об инвалидах. Многие беспокоятся о деньгах. Все абсолютно бесплатно, включая Интернет. Это тоже непривычно для нашего мира, где приходится платить чуть ли не за воздух.
Как проходят уроки? Безусловно, по расписанию! Продолжительность одного занятия составляет 30 минут. Это связано с медицинскими показателям – многим детям нельзя находиться перед монитором больше этого времени. Учитель и ребенок общаются друг с другом в программе Скайп через веб-камеру. Отрадно, что нет никаких ограничений по возрасту: программа доступна для учеников 1-11 класса. Дети с удовольствием быстро овладевают ею, и в целом работой на компьютере! Порой бывают сложности у самих родителей. Очень важным, кстати, для последних является сохранение уроков с приходящим учителем. Ребенок не лишен реального контакта. Однако сами учителя, приходящие на дом, идут на контакт с сотрудниками Центра очень медленно и осторожно. Совместно они разрабатывают индивидуальную программу для ребенка, отбирают материал, решают, что окажется более эффективным на том или другом занятии. Родители при включении в программу беспокоятся и об аттестате. Он будет выдаваться тем учреждением, за которым закреплен ребенок-инвалид, то есть обычной средней школой. Никакого клейма в виде аттестата специализированного учреждения для инвалидов не будет. Уроки Центра в какой-то мере напоминают занятия в кружках, только здесь они проходят по всем основным предметам: русскому языку, литературе, математике, изобразительному искусству, истории, географии, биологии, химии, физике и т.д. Основная цель уроков – социализация. Дети-инвалиды не должны жить в замкнутом пространстве, ограниченном несколькими взрослыми. Ребята должны общаться со сверстниками, заводить друзей. Безусловно, полезным будет реальное знакомство с учителями и другими школьниками. Планируются регулярные встречи на базе Центра. Детей из районов будут привозить и отвозить специальным автобусом, оборудованным, в частности, для инвалидных колясок. На бюджете семей это опять никак не скажется. Последним приобретением Центра стал гусеничный транспортер, который позволит перевозить по лестнице детей в колясках до актового зала, где Центр будет проводить утренники и праздники. Ребята, которые не смогут приехать, будут видеть все происходящее в режиме телемоста, принимать он-лайн участие в конкурсах.
Работа в Центре требует владения определенными методиками. Учителя проходят курсы по овладению компьютерными программами, по дистанционному обучению. Тесное сотрудничество установилось с одной из московских школ, где такой образовательный процесс существует уже 7 лет. На основе разработанных поурочных заготовок смоленские преподаватели выстраивают весь учебный процесс. Задания и учебный материал выложены в Интернете на сайте, где у каждого ученика есть своя страничка.
К каждому ребенку домой приезжают специалисты Центра и устанавливают весь комплект, необходимый для обучения. Оборудование остается в пользовании детей до окончания школы или до снятия инвалидности. Затем его надо вернуть Центру. Что же входит в волшебный набор, позволяющий малышу заниматься виртуально с преподавателями? В базовый комплект входят: системный блок, LCD-монитор, принтер, сканер, графический планшет, наушники, микрофон, веб-камера, фотоаппарат, чтобы ребенок мог результаты своего труда отправить для оценки учителю. Для опытов по биологии предполагается работа с цифровым микроскопом, увеличение в котором достигает 200 раз. Микроскоп подключается к компьютеру, и с помощью определенной программы все выводится на экран. В пользование ребенку передаются определенные датчики для опытов по физике и биологии. С помощью таких датчиков ученик может измерить уровень шума или электромагнитные поля, которые излучает его компьютер. Если ребенок хочет заниматься музыкой и нет ничего препятствующего этому, ему выдается музыкальная клавиатура, на которой он может играть. Для занятия информатикой и овладевания простейшими навыками алгоритмизации передается конструктор Лего, который предстоит программировать ученику. Для ребят с ослабленным зрением передается клавиатура с крупными кнопками, контрастными цветными надписями, чтобы было легко работать, возможно использование сенсорной клавиатуры с разными накладками. Для слепых детей передается клавиатура с терминалом Брайля, куда передается вся информация с компьютера. Учтены потребности инвалидов с нарушением моторики: на клавиатуру надевается специальная накладка, твердо фиксирующая кнопки и позволяющая не промахнуться. Если есть нарушения двигательного аппарата, то предусмотрен ручной или ножной джойстик, по размеру напоминающий небольшой детский мяч и три довольно крупные кнопки. Стоимость полного комплекта оборудования составляет примерно 200-250 тыс. рублей. Родители, комментируя отказ от участия в программе, отмечают, что сохранить такие дорогостоящие предметы в сельской местности, например, очень сложно. Руководители проекта учли и эту проблему. Сейчас разрабатывается вариант страхования получаемого оборудования. Это снизит риск как для семей, так и для Центра.
В качестве операционной системы, устанавливаемой на компьютерах, выбрали Apple, которая, по признанию специалистов, на сегодня наиболее дружественна к людям с ограниченными возможностями. Apple умеет разговаривать, работать в контрастных, увеличенных режимах, все это быстро меняется и не требует специальных знаний. Подключение к всемирной паутине иногда проходит весьма проблематично. Качественность и широкополосность Интернета в некоторых районах Смоленской области оставляет желать лучшего. В таком случае прибегают к использованию спутникового оборудования. Это обходится дороже, но все понимают – на этом экономить нельзя.
Познакомившись с работой Центра, можно с уверенностью сказать, что здоровые школьники лишены многого из перечисленного. Но так бы хотелось хоть на 30 минут погрузиться в мир компьютерных разработок и отведать образовательного ноу-хау. Такие занятия разнообразили бы учебный процесс и служили бы хорошим стимулом. Кстати, подобный опыт встречается в школах США. Там ребята могут посещать занятия, а некоторые курсы проходить так же виртуально. Преимущества налицо.
Постепенно все больше людей с ограниченными возможностями приобщаются к большой и дружной семье под названием общество. Мы переходим в высшую стадию своего развития. Очень важно, что мы вместе думаем и решаем проблемы таких семей. Если кто-то хочет подключиться к программе, то сделать это можно в любое время года, обратившись или в департамент Смоленской области по образованию и науке, или непосредственно в Центр. Тел.: 8(4812)35-85-52, 55-78-95.








 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№1(125)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич