Главная | Архив |

  Профессиональное образование  
   

 

 

К новым стандартам


Значительные этапы профессиональной деятельности Юрия Александровича Глебова связаны с системой образования Смоленщины. Работал учителем в общеобразовательной школе, проректором по воспитательной и социальной работе со студентами в Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, руководил Советом Молодых ученых. Кандидат педагогических наук, доцент, ныне является заместителем начальника департамента Смоленской области по образованию и науке, возглавляет отдел профессионального образования и науки. В предлагаемом вниманию читателей интервью Ю.А. Глебов рассказывает о состоянии и перспективах развития профессионального образования в нашем регионе.

 

- Что представляет собой региональная система профессионального образования в настоящее время?
- Она в Смоленской области представлена 101 образовательным учреждением. Из них 16 – образовательные учреждения начального профессионального образования, 51 образовательное учреждение среднего профессионального образования, 34 образовательных учреждения высшего профессионального образования, в которых всеми формами обучения охвачено около 70 тысяч человек.
Из 29 существующих укрупнённых групп специальностей в области ведётся подготовка по 24, наибольшее количество обучающихся в системе высшего образования осваивают специальности групп «Экономика и управление», «Гуманитарные и социальные науки», «Образование», «Здравоохранение», «Сфера обслуживания», в системе среднего профессионального образования - «Экономика и управление», «Архитектура и строительство», «Транспортные средства», «Здравоохранение», «Сельское хозяйство», «Информатика и вычислительная техника», «Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров».

- Каковы перспективы развития профессионального образования в области?
- В регионе активно осуществляются мероприятия, отличительной особенностью которых стала активная интеграция образовательных учреждений, позволяющая устранить дублирование в подготовке кадров, более рационально использовать финансовые ресурсы, научно-методический и кадровый потенциал учебных заведений, материально-техническую и учебно-лабораторную базу.
Происходит преобразование образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в двухуровневые образовательные учреждения с сохранением имеющихся и открытием новых, востребованных на рынке труда профессий и специальностей. В настоящее время в области насчитывается уже 13 таких образовательных учреждений.
Одной из принципиально новых характеристик такой модели является переход на обучение по интегрированным программ НПО и СПО, а в перспективе – создание единой программы подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов с включением в ближайшем будущем в эту модель и высших учебных заведений. Решение задач оптимизации сети остаётся актуальным на среднесрочную перспективу.
Реструктуризация сети областных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования преследует и чисто практические цели. Сегодня в целом материальная база этих учреждений используется лишь на 50-60 процентов. Нам необходимо добиваться более эффективного использования имеющегося потенциала. Скажу, к примеру, что объединение профессионального училища №24 и профессионального лицея №7 г. Рославля позволило добиться не только экономии финансовых средств, но и высвободить помещение для размещения детского дошкольного учреждения, в котором будет девять детских групп.
Мы видим свою задачу в том, чтобы подготовка рабочих и специалистов велась с учётом реальных потребностей экономики региона, ЦФО и России в целом, чтобы профессиональное образование было переориентировано на нужды перспективных производств. А для этого нужны регионально-отраслевые прогнозы потребности в кадровых ресурсах.
23 ноября 2010 года на базе Смоленского промышленно-экономического колледжа с участием руководителя департамента экономического развития и торговли Смоленской области Владимира Боровченкова, представителей департамента государственной службы занятости населения, департамента по образованию и науке, представителей научно-промышленного Союза состоялась дискуссионная площадка «О развитии государственно-частного партнёрства в Смоленской области», целью которой была выработка эффективных механизмов взаимодействия предприятий, образовательных учреждений и органов государственной и муниципальной власти в сфере подготовки высококвалифицированных кадров для высокотехнологичных производств, а также содействие формированию и развитию системы государственно-частного партнёрства в Смоленской области.
В рамках решения задач, поставленных в послании Президента Федеральному собранию, сейчас в регионе ведётся разработка областной программы «Рабочие кадры Смоленской области», в которой будут предусмотрены мероприятия по развитию учебно-материальной базы образовательных учреждений, совершенствованию кадрового потенциала, повышению качества подготовки выпускников. Руководителям образовательных учреждений поставлена задача по разработке программы развития своего образовательного учреждения, как минимум, на 5-6 лет.

- Скажите, ведется ли работа по привлечению федеральных средств для проведения ремонта помещений в подведомственных учреждениях?
- Да, такая работа ведется и довольно активно. Так, по ходатайству губернатора Сергея Владимировича Антуфьева из резервного фонда Президента выделены средства на капитальный ремонт общежития и текущий ремонт спортивного зала профессионального училища №2 города Смоленска, капитальный и текущий ремонт других объектов. В соответствии с планом мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 1150-летия основания города Смоленска, предусмотрено строительство многофункционального спортивного комплекса, пристройки к учебному корпусу и общежития-гостиницы для студентов и преподавателей государственного образовательного учреждения «Смоленский государственный университет». Будет построен оздоровительный лагерь с современными корпусами в Красном бору, в Смоленске появятся гимназия для одаренных детей, детский образовательный эколого-биологический центр.
Как и в целом по Российской Федерации, в нашем регионе растут бюджетные расходы в расчёте на одного обучающегося в учреждениях профессионального образования. Бюджетные поступления в систему профессионального образования области выросли от 438 млн. в 2008 до 528 млн. в 2010 году.

- В современных условиях особое значение приобретает проблема качества образования. Оно должно оцениваться не только степенью усвоения образовательных программ, но и востребованностью рабочих и специалистов, успешной реализацией полученных знаний на практике. Как решаются эти проблемы в регионе?
- Действительно, требования, предъявляемые потребителями образовательных услуг, региональным рынком труда обязывают учреждения образования искать новые, современные модели функционирования, обеспечивать качественную подготовку выпускников и условия для непрерывного профессионального образования. И поэтому в образовательных учреждениях на смену традиционному подходу в образовании и воспитании приходит более широкий стратегический подход - компетентностный. Студент должен не только иметь знания и уметь их применять в выбранной сфере профессии, но и быть личностью, компетентной в исследовательской, проектной, организационной, предпринимательской и других сферах.
В настоящее время осуществляется разработка и планируется поэтапное введение новых федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования. Введение новых стандартов потребует внедрения модульных и информационных технологий. А это, в свою очередь, потребует соответствующих управленческих и организационно-методических решений, а также масштабного и сконцентрированного во времени повышения квалификации педагогических кадров.

- А как Вы оцениваете кадровый потенциал профессиональных образовательных учреждений, расположенных в нашей области?
- Если говорить о вузах, в первую очередь о государственных, то здесь в основном трудятся преподаватели, чья профессиональная деятельность представляет собой интеграцию учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы. В высших учебных заведениях региона преподают свыше 2000 докторов и кандидатов наук, что составляет 65% всего профессорско-преподавательского состава. Они воздействуют на студентов своими личностными качествами, научными достижениями, развивают у студентов способность понимать сущность природных и общественных процессов.
Сохранение и развитие кадрового научного потенциала в регионе напрямую связано с обеспечением преемственности научных знаний и вовлечением студенческой молодежи в научно-исследовательскую деятельность во время обучения в образовательном учреждении профессионального образования.
В расположенных на территории Смоленской области образовательных учреждениях профессионального образования ведется активная работа по вовлечению студентов в научно-исследовательскую деятельность. Результатами этой работы являются ежегодные студенческие научные конференции, семинары и другие мероприятия, а также победы смоленских студентов на всероссийских олимпиадах и конкурсах.
В 2009 году постановлением администрации Смоленской области учреждён ежегодный областной конкурс студенческих научных работ. Впервые конкурс проведён в феврале – мае 2010 года. Конкурс проводился по 3 номинациям: «Исследования в области гуманитарных наук», «Исследования в области естественных наук», «Исследования в области технических наук», в нём приняли участие 72 студента из 11 вузов, расположенных на территории области. Победителям конкурса вручены денежные премии: за 1 место – 15 000, за 2 место – 10 000, за 3 место – 5 000 рублей.
Кадровые проблемы есть в образовательных учреждениях среднего и начального профессионального образования, в первую очередь, областных. Достаточно сказать, что средний возраст преподавателей и мастеров производственного обучения приближается к пенсионному, мал приток в эти образовательные учреждения молодых специалистов. Ощутима нехватка преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения по отдельным профессиям, в основном, новым, востребованным на рынке труда в результате технического переоснащения производств. Проблемы решаются за счёт внутреннего совместительства, а это не может не сказываться на качестве профессиональной подготовки обучающихся.
В целях обмена профессиональным опытом, повышения престижа педагогической профессии ежегодно, начиная с 2002 года, проводятся областные конкурсы профессионального мастерства преподавателей ОГОУ СПО «Преподаватель года». Количество участников конкурса неуклонно растет. В текущем году этот конкурс проводился в соответствии с планом мероприятий, посвящённых Году учителя, а также в рамках реализации Президентской инициативы «Наша новая школа», в нём приняли участие педагоги из 13 образовательных учреждений. Победителем конкурса стала преподаватель спецдисциплин ОГОУ СПО «Рославльское медицинское училище» Елена Леонидовна Галёнкина.
Ей вручено свидетельство о присвоении звания «Преподаватель регионального конкурса «Преподаватель года» и единовременное денежное вознаграждение в размере 50 000 рублей.
Пяти лауреатам конкурса вручены свидетельства о присвоении звания «Лауреат регионального конкурса «Преподаватель года» и единовременное денежное вознаграждение в размере 10 000 рублей.

- В «Концепции модернизации российского образования» сформулирована задача развития социального партнёрства как одного из направлений совершенствования системы профессионального образования. Как обстоят дела с этим направлением деятельности в нашем регионе?
- В областной системе начального и среднего профессионального образования сегодня 211 предприятий Смоленской области являются социальными партнерами, 197 предприятий организуют места для производственной практики, 169 предприятий организуют места для производственного обучения, 177 предприятий принимают на работу выпускников.
Среди них – крупнейшие промышленные предприятия и организации области: ОАО «ОСРАМ», ЗАО «Смоленская чулочная фабрика», ЗАО «Смоленский автоагрегатный завод им. В.П.Отрохова АМО ЗИЛ», ОАО «Измеритель», ОАО «Авангард», ООО «Фабрика «Шарм», ФГУП «Аналитприбор», ООО «Смоленский завод ЖБИ-2», ОАО «Вяземский машиностроительный завод», ОАО «Рославльский вагоноремонтный завод», ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод» и др.
В рамках сотрудничества и взаимодействия предприятия – социальные партнеры вкладывают определенные финансовые и материальные средства в укрепление учебно-материальной базы, представляют базы современных высокотехнологичных участков производства для проведения учебных и производственных практик, организуют повышение квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин.
Отдельные образовательные учреждения области организуют обучение в условиях, непосредственно приближенных к производству: на ОАО «Осрам» есть производственный участок ОГОУ СПО «Смоленский индустриальный техникум», на ОАО «Измеритель» - учебно-производственный участок ФГОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж» и филиал кафедры «Оптико-электронные системы» Смоленского филиала ГОУ ВПО «Московский энергетический институт (технический университет)», на «Смоленском автоагрегатном заводе им. Отрохова АМО ЗИЛ» - ОГОУ СПО «Смоленский технологический техникум» и др. Обучающиеся там студенты являются потенциальными специалистами этих предприятий.
Всё это наряду с использованием в образовательном процессе НПО и СПО инновационных методик и технологий обучения позволяет повышать качество подготовки рабочих и специалистов.
Экономические аспекты социального партнёрства являются стратегическими векторами, определяющими направление успешного развития системы профессионального образования, и, следовательно, требуют к себе повышенного внимания и единства действий всех заинтересованных сторон в цепочке «власть – работодатель – профессиональные образовательные учреждения».
Значительные возможности для развития этого направления социального партнерства открыло принятие Федерального закона от 22.06.2008 № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части 2 Налогового кодекса РФ и некоторые другие аспекты законодательства РФ о налогах и сборах». Нормы, обозначенные в этом документе, позволяют работодателям-налогоплательщикам включать в состав расходов затраты на обучение физических лиц, заключивших с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанности физического лица не позднее, чем через 3 месяца после окончания профессионального обучения, приступить к трудовой деятельности и отработать у налогоплательщика не менее 1 года.

- Показателем эффективности деятельности профессионального образовательного учреждения являются итоги трудоустройства его выпускников. Как ведётся в области работа по трудоустройству выпускников в соответствии с полученной профессией или специальностью, и что можно говорить о ее результатах?
- Действительно, ушли в прошлое те времена, когда трудоустройство после окончания образовательного учреждения было делом лишь самого выпускника.
С 2008 года в Смоленской области действует Областная Ассоциация центров содействия трудоустройству студентов и выпускников учреждений профессионального образования.
Во всех образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенных на территории Смоленской области, осуществляется сотрудничество с центрами занятости населения и социальными партнерами по трудоустройству выпускников.
Для установления более тесных контактов между образовательными учреждениями и потенциальными работодателями ежегодно департаментом Смоленской области по образованию и науке совместно с Центром научно-технической информации и Торгово-промышленной палатой проводятся выставки «Образование и карьера».
«Данная выставка позволяет удачно сочетать теорию и практику, помогает качественно и оперативно решать вопросы образовательных услуг, профессиональной ориентации и трудоустройства молодёжи, оснащения учебных заведений новейшими образовательными программами, информационными технологиями и средствами обучения», - отметил в своём приветствии участникам и гостям выставки губернатор Смоленской области С.В.Антуфьев. В текущем году в выставке приняли участие 36 образовательных учреждений: 17 вузов, 13 учреждений среднего и 6 учреждений начального профессионального образования, её посетили свыше 1600 человек – учащихся старших классов общеобразовательных школ, обучающихся профессиональных образовательных учреждений всех уровней. Посетившие выставку получили буклеты, а также возможность оценить свой профессиональный потенциал через специальную систему тестирования.
Кроме того, проводится выставка «Смоленскпрофтех», областные ярмарки вакансий, конкурсы профессионального мастерства по основным профессиям начального и среднего профессионального образования.
И это приносит свои результаты. Из 10313 выпускников профессиональных образовательных учреждений очной формы обучения 2010 года 41,2 % трудоустроены по специальности, 24% призваны в ряды Вооружённых Сил, 20,2% продолжат обучение, не трудоустроены 13,6%.

- Какие проблемы особенно волнуют Вас как руководителя, отвечающего в регионе за профессиональное образование?
- Все мы хорошо знаем, что за последние годы в нашей области, как и в России в целом, сложилась очень непростая демографическая ситуация. В течение последних лет демографический спад в максимальной степени затронул общеобразовательную школу.
В 2010 году количество выпускников школ Смоленской области сократилось на 13,3% по сравнению с предыдущим годом. К сожалению, и дальнейшие прогнозы по демографическому будущему региона весьма неутешительны. Таков объективный демографический фон, на котором будет развиваться профессиональное образование в ближайшей перспективе, и это может привести не только к сокращению отдельных профессий и специальностей, востребованных в социально-экономической сфере, но и сокращению числа самих образовательных учреждений. Ситуация потребует от органов управления образованием, работодателей, образовательных учреждений правильных решений и чёткой, продуманной стратегии.
Но завершить наш разговор мне хочется все же на оптимистической ноте. Несмотря на имеющиеся сложности и проблемы областное профессиональное образование – это система с глубокими и давними традициями, высокой мобильностью, большим потенциалом в вопросе повышения качества подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями рынка труда и на этой основе оказания реального влияния на социально-экономическое развитие региона. В Год Учителя и в преддверии новогодних праздников я хочу пожелать всем жителям города и области крепкого здоровья, счастья и удачи во всех благих делах и начинаниях.









 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№1(125)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич