Главная | Архив |

  Традиции  
   

Адольф ХОХ,
журналист

 

Рождественские праздники в Хагене


В отличие от России наши хагенские друзья и партнеры празднуют Рождество не 7-го января, а 25 и 26 декабря. Рождество-это самый большой праздник в Хагене. Рождение Христа празднуется не только верующими христианами, а всеми слоями населения –даже теми, кто не хочет ничего иметь общего с религией.

Рождество-это праздник, который привлекает внимание всех хагенцев. Всеобщим вниманием пользуются наряду с христианской символикой, к которой прежде всего относится рождественская елка, чаще всего это натуральные ели, украшенные свечами, разноцветными стеклянными шарами, серебряным дождем, и вся эта атмосфера, наполненная ароматом зажженных свечей, вкусных рождественских сладостей, подарки и добрые пожелания, звон колоколов и завораживающие аккорды органа переполняют чувства, которые посещают людей только на Рождество.
Первые рождественские праздники, которые традиционно перешли к нам, отмечались в Риме в 354 году после пришествия Христа. Постепенно они завоевали весь христианский мир.

То, что на территории сегодняшней Германии Рождество отмечается 25 декабря, мы обязаны тому факту, что именно в этот день германцы праздновали день зимнего солнцестояния.

В середине 14 века рождественская елка является определяющим элементом праздника. В самом начале символом, сопровождающим рождение Христа и его дальнейшей многообразной жизни, являлась колючая ветка оливкового дерева, а уже позже, спустя несколько столетий, ее сменила празднично украшенная елка, которая в 19 веке пришла из Германии и нашла себе применение во всем мире. С празднованием рождества в Германии связаны различные традиции. По настоящее время они очень похожи. Только там, где живет коренное население, сознательно сохраняет традиции, особенно в сельских регионах, можно наблюдать отличие Рождества в мыслях и поступках.

В следующих строках господин Адольф Хох расскажет о том, как праздновали Рождество в нашем городе-партнере Хагене 75 лет тому назад, так как он запомнил его со своего раннего детства по сегодняшний день.

«В конце ноября», так начинает свой рассказ о Традициях празднования рождества в Хагене и регионе Зауерланд Адольф Хох, моя мама, имея очень мало денег в результата драматического экономического кризиса после так называемой «черной пятницы» 25 октября 1929 года, когда внезапно обрушилась Американская биржа, купила мне цветной предрождественский календарь.

Этот календарь представлял собой картон с изображением цветных рождественских сюжетов. Он состоял из 23 маленьких окошечек и еще одного окошечка побольше, которые осторожно открывались. Календарь занимал свое постоянное место в кухне на маленьком столике, под которым таилась ручная швейная машинка моей матери.
Каждый вечер, когда наступала темнота, мать ставила свечку на задней стенке календаря. И мне можно было день за днем открывать дверцы календаря и радоваться цветным рождественским картинкам, которые были наклеены за каждым открытым окошечком и которые, подсвечиваясь сиянием свечи, производили на меня неизгладимое впечатление.

Последнюю дверцу мне можно было открыть только 24 декабря, т. е. в тот день, когда мы праздновали сочельник. Эта дверца открывала вид на цветное изображение рождения Христа в его яслях под Вифлеемом. Предрождественское время начинается, и сегодня также, как и 75 лет тому назад, – за 4 недели до сочельника, т. е. 4 предрождественские воскресенья . Латинское название «Адвент» означает рождение, в переводе на религиозный язык-согласие на пришествие Христа.

Предрождественское время сопровождается во многих семьях особой символикой, которая выражается в том, что на дверь вешается венок, его можно положить на стол, и этот венок создает предрождественское настроение. Моя мать каждый год мастерила новый венок, вкладывая в него особый смысл. Сначала она плела из цветной проволоки круглую плетенку, в которую она затем вплетала веточки ели, которые можно было купить на рынке за небольшие деньги. Этот венок она украшала серебряным дождем, несколькими разноцветными шарами, а затем посыпала все это сахарной пудрой, чтобы таким образом привнести в дом уютную зимнюю атмосферу. Наконец, на венок ставили 4 свечи как символ четырех предрождественских воскресений. Первая свеча извещала о первом воскресенье, во второе воскресенье ставилась вторая свеча и так до четвертого воскресенья, пока все 4 свечи не распространяли свой теплый свет по маленькой комнате.

Для меня, как и вообще для всех детей, одним из кульминационных моментов в рождественское время был день святого Николая, который празднуется 6-го декабря.
Святой Николай, рождение, которого, ссылаясь на различные исторические источники, выпадает на время между 270 и 286 годами после пришествия Христа, должно было произойти на территории сегодняшней Турции. Год его смерти скрыт во тьме веков, но датируется 6-м декабря в период с 326 по 365 год, и в середине 4-го века Св. Николай являлся епископом Миры в Малой Азии. По приданию, он приносил успех прежде всего детям и считался одним из значительнейших святых католической церкви

5-го декабря вечером за день до дня Св. Николая я ставил большую тарелку на нашем кухонном столе в ожидании того, что Св. Николай принесет мне, как и большинству других детей, немного сладостей, яблок, апельсин и орехов. Мать зажигала свечи на задней стенке календаря, на котором я открывал 5-ю дверцу, и напевала мне старую песню о Св. Николае. Мне хочется привести один из куплетов этой песни:

«Св. Николай, приди в наш дом.
Раскрой свою большую сумку.
Поставь своего ослика под стол.
Дай ему сена и овса.
Ой, как весело!
Сегодня вечер Св. Николая».

Чаще всего Св. Николай наполнял мою тарелку ночью множеством сладостей, иногда даже маленькими игрушками, особенно если я вел себя хорошо или получал в школе хорошие отметки или карточки за прилежание.
Иногда Св. Николай сам приходил. Он громко стучался в нашу дверь, спрашивал, как меня зовут, и просил разрешения войти. В дверях стоял высокий богатырь в костюме епископа красного цвета, держа в руке епископский посох, свою записную книжку и в митре на голове. У него была длинная белая борода, старые очки в оправе из никеля и огромный тяжелый мешок через плечо, набитый сладостями, яблоками, орехами и подарками для нас, детей. Св. Николая сопровождал человек, одетый в темную одежду с лицом, выкрашенным в черный цвет. Это был Дед Мороз, которого мы-дети боялись. Он и мне угрожал хворостиной, которой наказывали всех детей, грехи которых были занесены в книжку Св. Николая. Всякий раз у меня уходило сердце в пятки, как у нас говорят, когда кто-то начинает дрожать от страха при посещении Св. Николая или Деда Мороза. Поскольку у такого мальчика, как я, было всегда рыльце в пушку.

И на этот раз Св. Николай открыл свою записную книжку, полистал ее внимательно и сказал Деду Морозу, что я хороший и прилежный мальчик и у меня нет замечаний. Затем Св. Николай снял с плеча свой огромный мешок, покопался в нем и достал два маленьких пакетика и дал мне их, не забыв упомянуть о том, что я должен оставаться послушным и прилежным, чтобы он и в следующем году меня посетил. На прощание я должен был ему спеть известную песню о Св. Николае. У меня отлегло от сердца от того, что я так легко отделался . В других регионах недалеко от Хагена также является традицией, когда дети ставят перед дверью вечером ботинки или сапоги, чтобы утром в день Св. Николая обнаружить в них спрятанные сладости и небольшие подарки. Спустя годы я понял, что в костюм Св. Николая переодевался мой отец, а его брат Фритц наряжался Дедом Морозом. Но тем не менее я все еще верил в то, что Св. Николай ко мне на самом деле приходил. В период между третьим и четвертым воскресеньями перед Рождеством у нас открывалась пекарня. Мать ставила в большой миске тесто из муки, масла, сахара, яиц и специальных пряностей. Это было настолько вкусно, что я не мог удержаться от того, чтобы не попробовать, когда мать на какой-то момент отворачивалась. Тесто должно было подходить примерно в течение одного часа. Затем его вынимали из миски, замешивали еще раз, раскладывая его на столе и затем отбивали. После этого мать раскатывала тесто скалкой, до величины огромной лепешки, которая была толщиной в 1см. Затем я присоединялся. Мне разрешали формочками вырезать звездочки, зверюшек и символы из Библии. Лопаточкой моя мать отделяла фигурки из теста со стола и осторожно раскладывала на противень, который перед этим смазывала маслом, и ставила в духовку. Через час вкусное рождественское печенье было готово. После того, как оно остывало, его складывали в огромный барабан и хранили до Рождества . Моя бабушка в это время также не оставалась без дела. У нее было несколько деревянных дощечек величиной от 20 до 30 см., в которые очень талантливый мастер по резьбе по дереву нанес контуры рождественских фигур и символов. И эти дощечки служили формочками для выпечки. Полученные пустоты бабушка заполняла вкусным специальным тестом, рецепт которого знала только она и хранила в тайне до своего последнего дня. Фигурки из теста затем осторожно доставали из дощечки и раскладывали на противень. Я не мог дождаться, пока из духовки доставали первую порцию печенья, чтобы тут же его попробовать. Бабушка очень гордилась, если мне эти «шпекуляциус», как мы их называли, были очень вкусными. За несколько дней перед сочельником отец и мать прикидывали, имели ли они еще деньги для того, чтобы купить рождественскую елку. Фермер Фритц Фелькер из соседней деревни, который уже в течение многих лет продавал на хагенском рынке свою сельскохозяйственную продукцию, дешево предлагал перед Рождеством красивые густые зеленые елки.

Через несколько лет касса моих родителей очень истощилась. На рождественскую елку денег не было. Отец поразмышлял, и ему пришла в голову следующая идея. Мы должны были обратиться к моему дяде Отто, который работал в лесу, где мы должны были выбрать елку и сами ее срубить, так думал мой отец. Сказано, сделано. Отец скомандовал сразу же отправиться к дяде Отто, который жил в нескольких километрах от нас.

Он не возражал, чтобы мы выбрали в близлежащем лесу елку, которая нам бы понравилась. Он нам даже помог отыскать очень красивую елку в заповеднике, который он присматривал. Когда он шел впереди нас, утопая в рыхлом снегу, и отряхивал восьмилетние двухметровые деревья от снега, он предложил в замен на его услугу связать ее со старой традицией в регионе Зауерланд. Мы согласились. После того, как мы срубили елку и упаковали ее для транспортировки, дядя привел нас к маленькой хижине в лесу, перед которой он и его коллеги разложили костер, вокруг которого можно было присесть на мощных балках. Он вошел в хижину и вернулся с бутылкой пива, бутылкой зауерландской пшеничной и с лимонадом для меня. Между тем мы собрали дров и подложили в костер. Дядя поджег дрова и рассказал нам о предрождественском костре, который в соседнем регионе Зауерланд, а также и в Хагене, является ритуалом после рубки елок.

Затем наступил сочельник. Весь день я не мог успокоится от того. что мне предстояло пережить. После обеда отец притащил с чердака елку, поставил ее в огромное ведро с водой, чтобы она до праздника оставалась свежей и не осыпалась.

Отец удалился в гостиную и закрыл за собой дверь. Мне не разрешали заходить в гостиную, т. к. там «работал»младенец Христос, так говорила мне мать. Должен заметить, что у нас в Хагене и в Зауерланде празднуется сочельник вот уже более двух тысяч лет, в то время как в других регионах Германии и в Америке символом Рождества является Дед Мороз.

Наконец ожиданию младенца наступил конец. Около 18 часов зазвонил колокольчик в дверь. Отец открыл дверь, и нам с матерью разрешил войти в гостиную, в которой в центре стояла празднично украшенная елка с множеством зажженных свечей. Мы собрались вокруг елки и радостно пели старинную немецкую рождественскую песню.
И только потом отец и мать разрешили мне посмотреть мои подарки - роскошные и не очень. Это зависело от финансовых возможностей моих родителей. И тарелки с печеньем, орехами, апельсинами, яблоками, шоколадом и многими другими сладостями не остались у меня без внимания.
Я с удовольствием вспоминаю о рождестве, когда под сверкающей елкой стоял самокат. В то время это было нечто особенное. Самокат был оборудован коромыслом, установленным на доске, к которой была присоединена зубчатая рейка. Этой рейкой приводилось в движение заднее колесо. Чем быстрее наступаешь на коромысло, тем быстрее едешь.

После домашнего праздника мы отправлялись в церковь на всенощную, так называлась Литургия в честь рождения младенца Христа, она и по сегодняшний день так называется. Колокола всех церквей объявляли о радостном событии. И повсюду звучала в избытке рождественских чувств песня христианского мира.
Перевод с немецкого
Галины Юзвенко.









 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№1(125)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич