Главная | Архив |

  Мы - не вы!  
   

Рубрику ведут Анастасия Трифонова и Вероника Авхимович

 

Новый год VS Святки

 

Новый год и Святки не одно и то же. Новый год на Руси понятие относительно новое – идет оно от Петра I. В более широком, народном смысле этот праздник сформировался вообще в конце 19 - начале 20 века. Петр ввел Новый год в привилегированные слои: дворянский и чиновничий. А в народе отмечался древний праздник Святки.
Чем отличаются Святки от Нового года? Об этом нам рассказал человек, который знаком не только с теоретической, но и практической стороной дела - Владимир Иванович Грушенко, заведующий Центром этнографии, краеведения и туризма, руководитель клуба «Гамаюн» и детской республики «Гамаюния» при Доме творчества детей и молодежи.
.

В самые древние времена на Руси Новый год начинался 1 марта, в день весеннего равноденствия. Это было начало новолетия, праздник зарождения и новогодний праздник Масленица. Так было до 1490 года. Затем новый год перенесли на осень – на день осеннего равноденствия. То, что мы называем Праздник урожая, осенины. В это время государству было удобно подводить итоговый баланс хозяйственной деятельности. Как говорится, цыплят по осени считают. Петр, поскольку ориентировался на Запад, ввел Римский календарь. Удобнее было общаться с Европой: у вас первого января Новый год, и у нас первого января.
По древнерусскому солнечному календарю год начинается с зарождения. Это был, конечно, день весеннего равноденствия. Такой порядок сохранился на Востоке, в мусульманских странах.
Древний годичный цикл назывался Коловорот. Он был отработан с древних времен. В том числе и у наших предков, как у одной из древнейших культур. Коловорот – когда год подобен дню, а век – подобен году. Как это объяснить? Вспомним загадку Сфинкса: «Утром – на четырех ногах, днем – на двух, а вечером – на трех». Вся жизнь подобна одному дню. То есть, человек утром рождается после ночи, день– это пора деятельности, это жизнь человеческая, вечером– человек угасает, и ночью, соответственно, уходит, умирает. И год подобен дню. Весна – это утро года, начало жизнеотсчета всего, лето – трудовая пора, осень – сбор урожая, подведение итогов, подготовка к уходу, зима – это засыпание или смерть. Все одинаково, и тысячи лет назад, и сейчас. Древний Коловорот имел астрономические опорные точки, определяемые из соотношения положений Земли и Солнца. Это точки зимнего и летнего солнцестояния - соответственно зимние и летние Святки, и точки весеннего и осеннего равноденствия. В других странах могли совмещаться два цикла – солнечный и лунный. По этим циклам и строились календари.
Праздник Святок – рождество нового молодого Солнца. Каляда – это новорожденное Солнце. 21 декабря – самая длинная ночь, самый короткий день, 22-23 декабря – начинается прибавление дня. Это прибавление и было рождеством Солнца, древним праздником, на который молодая религия Христианства поместила маску Иисуса Христа. Но чтобы не было совпадений с языческими праздниками, католическое Рождество было отодвинуто на 25 декабря, а православное и того дальше – на 7 января. Надо сказать, что Смоленщина относится к территориям, где элементы архаики в праздновании Святок сохранились в большей степени. Здесь Смоленщина близка Белоруссии.
В коловороте были определенные точки для осмысления жизни. Точки общения с предками. Опора на прошлое, возврат, напоминание - одна из важнейших основ бытия. Особое время этого напоминания - Весенняя Радуница, осенняя родительская неделя и такие дни, как святочные. Время, когда стираются грани между мирами, между Явью и Навью. Считалось, что предки приходят домой в эти дни в образе калядовщиков.
Калядовщики надевали на себя личины древних предков, которые, конечно, не были похожи на нынешних людей, и личины тотемных животных – козы, лошади, медведя. Считалось, что все должно быть наоборот - перевернуто или вывернуто наизнанку: выворачивали шубы, мужики переодевались бабами, бабы – мужиками. Калядовщики пели магические песни – калядки, которые должны были нести людям благопожелания от предков. Посещения калядовщиков ждали, к нему готовились. Если же ряженые прошли мимо – значит, весь год будет неудачным. Кроме того, к прилету душ на окошко или возле дома ставили ритуальную пищу и выпивку. Специальной обрядовой посуды для этого не было. Использовалось то, из чего пили и ели весь год – кувшины, миски, горлачи. Если на снегу к утру появлялись следы птичьих лапок – значит, там побывали души предков.
Обязательно для калядовщиков присутствие звезды на посохе у вожака. Это с одной стороны - символ зарождающегося Солнца, с другой стороны, в более глубоком смысле – Полярная звезда, недвижимая небесная точка опоры. Позднее этот символ стали называть Рождественской звездой.
Дед Мороз - герой зимы, божество зимней смерти. Этот образ является изначально философским, но позже перешел в разряд игровых. Понятие зимы и смерти у наших предков было своеобразно. Зима одновременно несла в себе конец и начало, смерть и новую жизнь. В святочные дни Дед Мороз обладает способностью становиться из носителя смерти благодетелем. Поэтому он и приходит с подарками. Европейский Санта-Клаус в шутовском колпаке и коротком кафтанчике – скоморох. А Дед Мороз – воевода, богатырь. Это их принципиальное отличие.
За спину Деда Мороза спряталась Хозяйка зимы, сама Зима, страшное древнее женское божество, носитель конкретной смерти. Снежную бабу мы лепим каждую зиму. В Белоруссии сохранилось одно из прозвищ первых зимних божеств – Зюзя. А Снегурочка – это доброе женское воплощение, идущее уже от Деда Мороза, простое, красивое, понятное человеку, но которое невозможно удержать.
Образ оси, несущей в себе основы мироздания – елка. Это Мировое дерево, соединяющее мир предков, людей и богов. В Древней Руси елку не рубили, не тащили ее в дом. С ней общались в священной роще. Поскольку елка была сакральным символом, обряжение ее являлось пожеланием самому себе. Чего попросишь, то в будущем году у тебя и появится. Просили благополучия, а конкретно – чтобы плодились животные: коровы, свиньи, куры, и дикие промысловые животные. Пекли козуль, оленцев, теляток, поросяток, и все это вывешивали на елку. Позже, когда эквивалентом добра стало золото и серебро, начали вывешивать золотые и серебряные шары. Дождик, которым мы сейчас украшаем елки, тоже несет особый смысл. Вода – один из главных факторов наличия жизни, а дождик – образ небесной влаги, оплодотворявшей землю. Раньше елку также украшали свечами, теперь – подобием свечей, лампочками гирлянды. Это образ животворящего огня. Человек перестал быть животным, когда научился использовать огонь. Пока человечество владеет огнем, оно живет.


 



Снегурочка
 

 Эта симпатичная спутница стала сопровождать деда Мороза на Новогодних елках только с конца 19 века. А появилась она на свет в 1873 году благодаря одноименной пьесе-сказке Островского, который художественно переработал один из вариантов народной сказки о девочке, вылепленной из снега и растаявшей от жарких лучей солнца. Сюжет пьесы существенно отличается от народной сказки. Здесь Снегурочка - дочка Мороза, и приходит она к людям из леса, очарованная их красивыми песнями.
Лирическая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Мамонтов (чья дочь Веруша изображена В.Серовым на картине «Девочка с персиками») захотел поставить пьесу на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года. Эскизы костюмов для нее выполнил Васнецов, а три года спустя знаменитый художник выполнил новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Островского.
К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще двое известных художников. Михаил Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки, а позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Николай Рерих, участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.
Современный облик Снегурочки вобрал в себя отдельные черты художественных версий всех трех мастеров кисти. Постепенно дочка Мороза стала постоянным персонажем праздников. И теперь она известна нам как девочка Снегурочка, внучка деда Мороза.
 

 



Эпоха в металле
 

 Уютный кабинет в обычной смоленской квартире распахнул объятия. Мы сразу попали в мир дружелюбно смотрящих папок, каждая из которых занимала строго отведенное ей место. Для гостей остался лишь небольшой свободный островок посередине комнаты. Хозяин, Варназов Александр Михайлович, с горделивым огоньком в глазах стал показывать свои богатства. Было что-то ребяческое в его желании показать собранное, но его искренний душевный порыв захватил и нас, унося в океан маленьких изделий из металла.
Так началось наше знакомство со скромным коллекционером значков, количество которых у него не такое уж и скромное – 23729. С полок посматривали на нас папки, готовые с полуприказа раскрыться и продемонстрировать свои сокровища. Здесь все располагается строго по рубрикам, так что запутаться невозможно. Владелец коллекции ведет электронный каталог, который без преувеличения, можно сказать, пополняется каждый день. Все экземпляры аккуратно прикрепляются на лист изолона, так сказать, «вечного материала» форматом А4, вложенного в прозрачный файл. Особых условий хранения не требуется. Можно, конечно, для блеска протереть значки зубной щеткой с содой.
Коллекция, относящаяся к Новому Году, пока (!) насчитывает 888 значков: Дедушки Морозы, Снегурочки, Ёлки, снеговики, снежинки... Как истинный фалерист, Александр Михайлович, собирает значки с одинаковым рисунком, отличающиеся только цветом. Каждый значок своеобразен, передаёт черты не только того праздника или даты, к которой выпушен, но и отражает особенности эпохи. На значках 60-70-х гг. 20 века Дедушка Мороз развозит подарки на самолете или в машине. А 1989, например, был годом Змеи, поэтому на значке и написано: «С новым гадом!».
С 10 лет Александр Михайлович собирал монеты и марки со всего мира, что для советского мальчишки его возраста было вполне обычным занятием. Кстати, и сейчас эта ветвь коллекционирования им не забыта. А вот коллекционирование значков пришло в жизнь Александра Михайловича отчасти благодаря стечению обстоятельств примерно 15 лет назад. Его избрали председателем клуба коллекционеров г. Смоленска (нумизматов и филателистов). Однажды на очередном из заседаний клуба к нему подошёл незнакомый мужчина и сказал: «Александр Михайлович, папа просит вас зайти!» Отец его (имя, к сожалению, нам неизвестно) был весьма преклонного возраста, серьёзно болел и с кровати практически не вставал. Он сказал, что слышал об Александре, доверят ему и поэтому передает коллекцию в 6000 значков с учетом того, что дело его будет продолжено. Внушительное количество значков сделало своё дело.
Сейчас Александр Михайлович – вновь председатель клуба коллекционеров города Смоленска, встречи которых проходят каждое воскресенье в Доме офицеров. На встрече можно обменяться, купить, продать понравившиеся значки. Почти все коллекционеры ведут активную переписку с коллегами из других регионов и стран.
Еще в волшебном кабинете смоленского коллекционера мы нашли пятитысячное собрание календарей, самый старый из которых – 1966 года. В то время похвастаться изобилием календарей, в отличие от нынешнего времени, было трудно, эта индустрия стала развиваться только в 1990-е годы прошлого столетия. В молодости Александр Михайлович начал собирать книги. В итоге их накопилось около 3000. Позднее эта страсть к чтению уменьшилась в размере – до коллекционирования мини-книжек. Надо отметить, что в рабочем кабинете им отведен целый стеллаж.
Ради коллекции Александру Михайловичу иногда приходится отступать от своих принципов. Он, как и большинство из нас, ненавидит фашизм и, соответственно его символ – свастику. Но однажды его коллекция пополнилась немецкими значками 1934 и 1935 гг., на которых по-немецки было написано: «День труда». И на каждом экземпляре внизу – свастика. Что делать? Раньше собиратель специально заклеивал свастику, чтобы ее никто не видел, чтобы не было, так сказать, рекламы, сейчас перестал – сказывается либеральность времени.
В 2008 году был создан Международный союз коллекционеров, первый Съезд которого прошел в Ульяновске, так как Президент союза проживает там. Под одним крылом объединились Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан. Как мы видим, интерес к коллекционированию все растет и растет, потому что уходят эпоха, исчезают ее. Такие люди, как Варназов Александр Михайлович (полковник в отставке, ныне – первый заместитель председателя Смоленского областного Совета ветеранов), берегут наше прошлое, культурную память.
Коллекционер отмечает, что сегодня собирателями становятся все меньше и меньше молодых людей. Возможно, это связано с тем, что нынешних детей больше интересуют телевизор и компьютер. А возможно с избытком на рынке тех же значков в несколько видоизмененной – просто круглой форме. Прежние значки несли в себе историю страны, сведения о развитии культуры, науки, техники. Нынче на значках можно увидеть разве что рок- и поп-звезд, да героев западных мультфильмов для взрослых.
И все же молодежь должна приобщаться к коллекционированию. Самое ценное в этом процессе – работа с «живой» историей и отсутствие скуки. Стоит только представить, что маленький кусочек металла с булавкой старше тебя в три раза, испытываешь гордость и радость, что тебе удалось прикоснуться к эпохе, которую не застал.
 

 

 


 Валентин Семенов,
заведующий музеем
при Доме молодежи (ООО «Союз ДМ»)


Юность,
опалЁнная войной

 

 В 2008 году ветераны ВЛКСМ торжественно отметили 90-летие комсомола.. Эта молодежная организация вписала не одну героическую страницу в историю нашей страны. Юноши и девушки с комсомольскими значками на груди трудились, воевали, поднимали Родину из руин. Очень многие из них, в той или иной мере, были героями.
В адрес музея истории молодежного движения при Доме молодежи приходят письма от участников тех исторических событий. Рукописные, аккуратные... В век Интернета и печатных букв это само по себе уже заслуживает внимания.
Одно из них написала Коржавина (Ефремова) Александра Иосифовна.
Она родилась в 1923 году в соседней с нами Калужской области. Закончила неполную среднюю школу, а в роковом 1941 году получила в Москве образование медсестры. Первым для нее местом работы стала детская консультация на станции Ильинская Казанской железной дороги. Самым страшным воспоминанием этого времени были дети, целый эшелон детей с Украины. Мальчики и девочки детсадовского возраста, испуганные, грязные, на ручках, ножках, рубашках и платьицах написаны их имена и фамилии. Из сопровождающих – одна воспитательница. Детей мыли, кормили, лечили, а потом отправили дальше в тыл. До сих пор неясно, нашли ли эти дети своих родителей после войны.
Потом был период работ на оборонительных рубежах под Москвой. Приходилось копать траншеи, затаривать гравием мешки, - и так, пока немцев не отогнали от столицы.
20 апреля 1942 года Александру Иосифовну призвали на фронт. Автор письма вспоминает: «Нас целый эшелон привезли на Вяземскую землю, высадили, построили и рассказали про 33 армию, про генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова, который погиб в Вяземском окружении. Но знамя сохранилось, а значит, армия жива, и наше пополнение вошло в состав 33 армии. Мы приняли воинскую присягу и поклялись отомстить за генерала Ефремова».
Операционная сестра ОРМУ (отдельной роты медицинского усиления) А.И. Ефремова спасла сотни жизней советских солдат. Группу ОРМУ постоянно перебрасывали с места на место, часто – на передовую. Раненные поступали и днем и ночью, под бомбежкою и обстрелами…
Она сдержала клятву: военными, грозными, фронтовыми дорогами Смоленщины, Прибалтики, Белоруссии, Польши и Германии дошла до Берлина и встретила там великий день Победы.
Александра Иосифовна по праву награждена медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», а также Орденом Отечественной войны II степени. Она и после войны продолжала работать старшей операционной сестрой и спасать жизни людям, сначала на Сахалине, а потом на Смоленщине. По ее признанию, комсомольский билет, выданный ей в 1942 году, хранит как реликвию тех далеких лет, как напоминание о юности, опаленной войной.
Автор еще одного письма - Румянцева (Черняк) Софья Ефимовна, ровесница Смоленского комсомола. Она окончила 7 классов десятой городской средней школы и поступила в педучилище, на дошкольное отделение. Закончив его, была распределена в Якутию, но в последний момент оставлена руководством горкома комсомола и принята в штат Смоленского ГК ВЛКСМ. Так началась ее комсомольская жизнь.
Начало войны Софья Ефимовна встретила в Смоленске, но вскоре ей пришлось переехать в далекий город Кзыл-Орду, а потом в г. Кондрово, где находилось все руководство Смоленской области. Все это время она не теряла связи с комсомолом и выполняла различные поручения ЦК ВЛКСМ.
После освобождения Смоленщины, с первой же оперативной группой обкома КПСС и ВЛКСМ она вернулась в Смоленск. Город лежал в руинах. Приходилось убирать с улиц многочисленные трупы, разбирать завалы, сообщать военным о найденных неразорвавшихся бомбах, собирать по закоулкам бездомных осиротевших детей…
До окончания войны Софья Ефимовна работала в Смоленском ОК ВЛКСМ, а затем ее снова перевели в горком на должность секретаря по школам.
С.Е. Румянцева всю жизнь посвятила детям. Еще в 1944 году в пос. Сож она открыла пионерский лагерь, который и возглавила. В 1949 году ее приняли на работу в отдел народного образования инспектором по охране прав детей, где она отработала до 1964 года. Дальнейшая ее судьба была связана с детским садом № 23 «Огонек», который она возглавляла до момента своего выхода на пенсию.
Авторов этих писем объединяет и роднит их трепетное отношение к комсомолу, той молодежной организации, которая их воспитала и дала жизненные ориентиры. По их обоюдному признанию, активную жизненную позицию, которую привил им ВЛКСМ, они пронесли через всю жизнь. Они и на пенсии не забросили общественную деятельность. Александра Иосифовна стала активным членом Совета ветеранов Тумановского поселения Вяземского района, а Софья Ефимовна создала в Смоленске Совет ветеранов дошкольного образования, совместными силами которого не так давно был открыт музей истории дошкольного воспитания нашего города.

 

 


 Галина Мажейкина,
культуролог, искусствовед
Российского института культурологии, г. Москва
 


WELCOME TO CONCEPT!
 

 В настоящее время не существует определения актуального искусства. За его развитием наблюдают искусствоведы и философы, делаются попытки анализа и прогнозы на будущее, но, к сожалению, до сих пор не существует научной методологии, которая позволила бы разобраться в этом явлении, возникшем на рубеже XX-XXI веков. Биенале современного искусства, медиа-арт-проекты, инсталляции и архитектурные композиции, скульптура и живописные полотна, театральные проекты, в которые включены элементы мультипликации, видео- и аудио- эксперименты – все это АКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ХХI века.
Искусство смоленской художницы Ксении Тихоновой притягивает особой странностью, скрытой в персонажах и объектах, иногда граничащей с китчем, сознательно подчеркнутой как ироничный, провокационный или гротесковый ход. Это приводит к сенсации откровенности, которая уже не позволяет относиться к ее творчеству со снисхождением. Она не боится «нападать» на объекты, создавать особое отношение со зрителями, у которых возникает ассоциативный ряд. Абсурдное, парадокс, юмор, найденные ею как в реальной, так и в виртуальной сфере, дают идею и устанавливают своеобразный контекст. Этот контекст и прочитывается зрителем, который живет в другой окружающей действительности.
Творчество художницы – не просто способ отражения реальности, а попытка найти угол ее преломления. По замыслу К. Тихоновой, необходимо соединить несколько планов, чтобы заставить человека по-другому увидеть то, что он уже видел раньше или о чем думал. А может быть, просто улыбнуться и не относиться всерьез к окружающему. Перед нами зрелая, несмотря на молодость, художница, у которой сформирован собственный стиль, философский взгляд на искусство и себя в нем.
Какова цель художников-постмодернистов? Они вносят в массовую культуру провокацию столкновения. Художники постоянно ищут суть вне временных объектов, взятых из массовой культуры, показывая, что именно они являются нашим зеркальным отражением. Постмодернистское пространство представляется процессом непрерывного конструирования знаков, неким синтезом старого и нового, прошлого и будущего. Знаки начинают приобретать новое наполнение благодаря совместной работе автора и зрителя (критика).
В большинстве случаев отношение к объекту в постмодернизме основано на ощущении; возникающий образ метафоричен, он заставляет нас сосредотачиваться на простых пунктах, чему способствует графика художника и аллегорические образы, которые изменяют реальный мир, состоящий из узнаваемых объектов.
Уникальность произведений искусства определяется традицией, принятой в обществе в момент создания этого произведения. Большинство членов общества имеет традиционное представление об искусстве. Остальным, живущим в постиндустриальном мире и общающимся на языке матричных цифровых форм, не остается ничего другого, как стать представителями андеграундной культуры. И даже если им удается вырваться наружу, чаще всего они остаются непонятыми обществом, которое неспособно оторваться от традиций. Данная статья не предлагает отказаться от классических форм и жанров в искусстве. Важно попытаться понять это искусство с позиции развития семантических форм в мире идей XXI века. Поскольку новое все равно затмит старое, традиция так или иначе превратится в историческую данность прошлому.
Одним из самых тиражируемых и модных направлений в Сontemporary Art является рефлексия на темы прошлого, используя его образы и знаки. Именно этот путь позволяет социуму не только сохранить интерес к наследию, но и представить символы прошлого с помощью языка культуры настоящего. Эту задачу решают многие художники концептуального искусства, мягко иронизируя над традицией, но при этом уважая ее. Чаще всего контекст интерпретации носит игровой характер и элементы иронии. Чем объясняется ирония над символами ушедшей эпохи? Прежде всего отсутствием идеала или идеи, на которое опирается общество. Современный художник поставлен в условия выбора между классической традицией и новаторством. Последнее базируется на новой философской теории, которая лежат в основе семантического пространства будущего.
Рассмотрим в качестве примера работу Ксении Тихоновой «Портрет кн. М. Тенишевой». Ее модель превращается из субъекта в объект интерпретации, наделенный такими чертами характера, которые не соответствуют ее женской стати и образу. Но поскольку княгиня взята в качестве символа, художница наделяет его дополнительными свойствами других знаков, в частности, соединяя в образе Тенишевой мужественность Кутузова-Смоленского и святость иконы Одигитрии Смоленской. Таким образом, автор объединяет три символа в одном. «Для чего?» - спросит уважаемая публика. Ответ прост. Как из игры родился Homo Sapiens&Homo Ludens (человек разумный и играющий), так и из вдохновения рождается человек, открывающий новые возможности самовыражения в искусстве. Постмодернистский художник начинает брать на себя роль драматурга, создающего образы нового прочтения бытия, сознательно дистанцируясь от реальности, превращая эту реальность в иллюзию и наделяя ее новыми смыслами.

 

Ксения Тихонова родилась в 1979 г.

1994-1999 г.г. – Колледж Смоленского Государственного Института Искусств им. М.В. Исаковского.

2001-2007 г.г. – Московский Государственный Художественный Академический Институт им. В.И. Сурикова, мастерская искусства станковой графики и плаката под руководством профессора, академика О.М. Савостюка.

Основные выставки
2007 г. - Выставка финалистов IV всероссийского конкурса им. П.М. Третьякова на лучшее произведение искусства среди молодых художников. Москва, Третьяковская Галерея.

2007 г. - Выставка «Академическая Школа», посвященная 250-летию Российской Академии Художеств. Москва, Малый Манеж.

2007 г.- Выставка произведений педагогов и студентов ведущих художественных вузов России «Художник и Педагог». Москва, Академия Художеств.

2008 г. - Х региональная выставка «Художники Центральных областей России». Ярославль.
2008 г. - III межрегиональная выставка дизайна «Стрелка 2008». Смоленск.
2008 г. - Московская международная биенале графического дизайна «Золотая пчела 2008». Москва, ЦДХ.

2009 г. - XI Всероссийская выставка «Россия». Москва, ЦДХ.

2009г. - Выставка финалистов международного конкурса плакатов «Идеальный Мир». Москва.

 

 


 

 

 

№1(113)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич