Главная | Архив |

  Где родился, там и пригодился  
   

Виктор АНИКЕЕВ,
генеральный директор дорожно-строительной
компании «Смоленсктрансстрой»

 

Кому выгоден
ямочный ремонт?

 

 

Так уж случилось, что я оказался в питерском аэропорту Пулково вскоре после укладки нового бетонного полотна на взлетно-посадочной полосе.
Мало того, что сам воочию увидел удивительно ровную площадь, которая походила на огромный ледовый каток. Рядом оказались ответственные сотрудники аэропорта, которые эмоционально благодарили меня: «Это ваши смоляне постарались. Молодцы! Такую ювелирную работу мало кто взялся бы выполнять». Я чувствовал неловкость, потому что мне, к сожалению, ничего не говорило название фирмы - «Смоленсктрансстрой». Поэтому когда познакомился с генеральным директором этой дорожно-строительной компании Виктором Алексеевичем Аникеевым, да еще узнал, что он коренной смолянин, проникся гордостью, что на смоленской земле имеются профессионалы высшего класса по дорожному строительству. А то как-то не по себе стало, когда по телевидению выступал молодой человек явно без опыта работы дорожником и весьма высокомерно отзывался о своих коллегах из других дорожно-строительных организаций. Невольно вспомнился злой польский юмор и поговорка, которую я часто цитирую: «Как это у дураков-родителей родились гениальные дети?!»
Оказалось, что это телеинтервью смотрел и Виктор Алексеевич Аникеев и тоже возмутился высказанными претензиями из уст «дорожника» со стажем в несколько месяцев. Об этом и о проблемах дорожной отрасли — интервью с В.А. Аникеевым.
- Наша дорожно-строительная компания «Смоленсктрансстрой» организована в 2007 году по распоряжению корпорации «Трансстрой» после того, как «Смоленскдорстрой» ушел из системы транспортного строительства.
За время работы с мая 2007 года мы выполняли большие объемы в Санкт-Петербурге. Там осуществляли строительство подъездных дорог к терминалам, судопропускного сооружения, аэропорта Пулково и поселка с грузовыми площадками на причалах.

- Смею надеяться, что раз фирма зарегистрирована в Смоленске, здесь же компания уплачивает налоги?

- Да, все финансирование идет через расчетный счет в городе Смоленске, и в Смоленске уплачиваются все налоги.

- Спасибо, Виктор Алексеевич, что Вы проявили местный патриотизм. Знаю, Вы — коренной смолянин, любите родной город, неравнодушны к его будущему, имеете здесь друзей, с которыми вместе по жизни идете многие годы.
Расскажите, пожалуйста, как шли к профессии, исключительно важной для экономики и для каждого конкретного человека.

- Сначала — о корнях. Очень часто смоленские СМИ любят подчеркивать, где их собеседник родился. Получается, что если не на Смоленщине, то чуть ли не чужак. Так, наверное, неправильно делать акценты. Главное, что человек сделал для процветания этой земли, пришел сюда как временщик или для работы во благо проживающих здесь людей.
Но я действительно родился на Смоленщине, и несмотря на сказанное выше, очень этим горжусь. Мое место рождения — станция Крапивенская около города Рославля, я там вырос, затем учился в Рославльском железнодорожном техникуме, потом уехал на работу далеко на Крайний Север, также строил Байкало-Амурскую магистраль и уже с БАМа со всеми титулами, званиями и наградами вернулся в Смоленск и с 1996 года живу и работаю в городе Смоленске. Сначала я пришел в Смоленскдорстрой заместителем генерального директора, а когда эта фирма, повторюсь, прекратила свое существование в составе корпорации «Трансстрой», мне было предложено срочно организовать дорожно-строительную компанию в Смоленске как структурное подразделение корпорации. Что мне пришлось и сделать.

Прежде, чем продолжить беседу с В.А. Аникеевым, сделаю для читателей небольшое отступление. Хочу воздать должное многолетнему руководителю корпорации «Трансстрой» Владимиру Аркадьевичу Брежневу - человеку легендарному и большому благодетелю смолян. В бытность Министром транспортного строительства СССР Владимир Аркадьевич создал в Смоленске трест «Смоленскдорстрой», который укрепил кадрами и техникой с БАМа. В 12 районах облати организовали дорожно-строительные управления, довели общую численность работников треста до 4,5 тысяч человек. Ежегодно на Смоленщине строилось по 350-370 километров прекрасных дорог с асфальтовым покрытием. И хотя давно уже вышли все гарантийные сроки, хотя никто не обслуживает и сегодня эти дороги, их добротность и прочность оказались на такой высокой планке, что они продолжают верно служить людям и экономике области.
Подразделения Минтрансстроя возвели в Смоленке здания профсоюзов, облсельхозтехники, автовокзал, коробку Дворца пионеров, куда те, к сожалению, после гибели Советской власти так и не переехали, а в области - железнодорожную ветку из Смоленска до Озерного, все базы сельхозхимии.
Участие Владимира Аркадьевича Брежнева в делах и помыслах смолян во многом состоялось благодаря личным контактам Министра с Алексеем Ивановичем Орловым - еще с той поры, как работал Алексей Иванович председателем горисполкома. А когда он как секретарь обкома КПСС отвечал за весь строительный комплекс области, остро стоял вопрос о проектировании и пуске троллейбусной линии в Смоленске. Но большинство материалов стало в дефиците. Новое руководство города беспомощно разводило руками. Тогда Орлов поехал к Брежневу. И Владимир Аркадьевич распорядился выделить для Смоленска 8 километров медных проводов - по тем временам страшно дефицитных. Но даже Министру никто бы не позволил направо-налево распределять материалы. Их можно было использовать только в том случае, если контактную сеть троллейбуса смонтируют специалисты Министерства. Так нежданно-негаданно разрешилась другая проблема: не пришлось искать на стороне монтажников контактной сети, своих-то не было...
Кстати, минтрансстроевцы тогда работали и сегодня востребованы на объектах в Финляндии, Турции, ряде стран Африки и Латинской Америки. Прошло полтора года, как детище В.Р. Брежнева «обосновалось» в Смоленске.

- Так что сам факт Вашей, Виктор Алексеевич, совместной работы с Владимиром Аркадьевичем, уже является хорошей характеристикой Вам и Вашей фирме.
Но меня мучает вопрос: почему смолянин, руководитель крупной дорожно-строительной фирмы, строит дороги в Питере, а не в Смоленске? Неужели у нас на полузабытой Смоленщине уже сплошь и рядом евромагистрали и автобаны?

- В Смоленском районе нам посчастливилось в этом году построить подъездной железнодорожный путь в районе нефтебазы около Талашкина к заводу по производству сухих строительных смесей. Этот завод построила московская фирма «Ремгражданреконструкция». Несмотря на то, что тупик всего 1500 метров в длину, его значение для будущего предприятия велико. Так что смоленские строительные смеси с этого завода скоро будут поставляться на стройки города и в различные регионы России. Продукция востребованная, а значит, Смоленщина, в том числе и с нашим участием, получила еще одного крупного налогоплательщика и потребителя рабочей силы.
Корпорация «Трансстрой» - это по сути бывшее Министерство транспортного строительства СССР — очень серьезная организация, которая смогла в развальные годы перестройки и новейшей истории России сохраниться и сегодня успешно функционирует, имея специалистов и транспортных строителей. Чтобы читатели журнала «Смоленск» представили себе, каких это потребовало усилий от Владимира Аркадьевича Брежнева и его соратников, скажу, что ни одного союзного министерства на сегодня не осталось в живых, сохранилась лишь наша корпорация...
Владимир Аркадьевич недавно ушел на пенсию. Но его дело продолжается, в том числе и на Смоленщине, где жители хранят память о его славных делах.
Мы, работавшие в Минтрансстрое, а теперь в корпорации «Трансстрой», конечно, гордимся традициями минтрансстроевцев, пытаемся их сохранять. Общение с людьми, отношение к людям, к специалистам остаются такими же, как прежде. Дух воспитания в старом-добром Трансстрое дает нам основание сохранять людей, привлекать хороших специалистов и оберегать их, помогать им во всем. И они платят нам тем же, работают хорошо и выполняют самые ответственные заказы.

- И все-таки вернусь к предыдущему вопросу: не обидно ли Вам, что высочайший потенциал фирмы в смоленском регионе практически не используется? Между тем только-только появилась на свет новая дорожно-строительная компания, и она тут же выигрывает конкурс и получает солидный заказ с большим финансированием из федерального бюджета...

- Ответить на этот вопрос можно было бы кратко — одним неприличным словом... Но я постараюсь быть корректным. Сначала отмечу, что в Смоленске много дорожно-строительных организаций. Есть дорожники очень высокой квалификации, умеющие работать, класть асфальт. Но на экране местного телевидения не они, а интервью дает руководитель вновь созданной Смоленской дорожной компании — человек, который никакого отношения не имеет к дорожному строительству и вообще к строительству. И он вещает, будто бы в Смоленске нет людей, умеющих укладывать асфальт, специалистов, и поэтому, мол, пришлось создать новую дорожно-строительную компанию. Слушать это дорожнику, да и любому сведущему человеку, очень неприятно. Во-первых, такими выступлениями оскорбляются люди, которые здесь десятки лет строили дороги и делали что-то хорошее. А руководитель только созданной фирмы без опыта и знаний, без какого-либо собственного примера качественной работы берет на себя смелость утверждать, что в Смоленске нет специалистов-дорожников.
Проводившийся аукцион на дорожные работы его участники прокомментировали мне примерно так: не поддается никакой критике выбор победителя. Смоленская дорожно-строительная компания называет такие цены, по которым построить или отремонтировать дорогу практически нельзя. А это значит — никакая другая компания не сможет выиграть такой аукцион. Как затем будет осуществляться приемка выполненных работ, тайна за семью печатями...

- Сегодня государство выделяет огромные средства на дорожное строительство в регионах. Естественно, за выгодные заказы с большими деньгами идет ожесточенная драчка. Какой бы острой ни была конкуренция, во главу угла должно быть поставлено прежде всего качество — разумеется, при разумных ценах. Просто уму непостижимо, как новая компания без традиций может выиграть тендер. Значит, он проводится нечестно?

- Наша компания пока в смоленских конкурсах не участвовала, потому что мы имели объем работ более 500 млн. рублей на питерских объектах и в Талашкине. Но другие смоленские дорожники в тендере участвовали. И очень непонятно, почему новая компания вдруг его выиграла — без опыта и наличия хороших специалистов. Ответ на вопрос очень прост: деньги идут учредителям. Вот и давайте посмотрим, кто же они... Правда, их имена не афишируются, наверное, чтобы никто не узнал, куда пойдет прибыль.

- Но имена учредителей мы все-таки можем расшифровать. Возглавляет компанию сын главного федерального инспектора по Смоленской области Н.В. Рудака. Через «семью» имеет отношение к фирме и бывший губернатор В.Н. Маслов...
Полагаю, компетентные органы будут внимательно отслеживать дальнейшее развитие событий. Если в следующих торгах будет участвовать корпорация «Трансстрой», честно победить «новичкам» окажется очень сложно...

- Гарантировать, что при нашем участии мы будем выигрывать, я не могу. Будь ты хоть семи пядей во лбу, в нашей стране важнее связи — в любых делах... Но мы все равно будем участвовать и бороться за получение объемов по дорожному строительству.

- В Вашем представлении читателям, Виктор Алексеевич, я уже говорил о том, какие требования предъявляются к сооружению взлетно-посадочных полос международных аэропортов. Не должно быть ни одного шва, уровень на любом участке полотна должен находиться на нулевой отметке. Такой ювелирной точности могут добиться только истинные профессионалы. Сравнивать с ними какую-то начинающую дорожно-строительную компанию просто кощунственно.
Почему же в Смоленске к Вам, как говорят, в ножки не кланяются, чтобы именно «Трансстрой» возводил смоленские дороги? Кстати, а чем Вы объясните, что у нас такие убогие дороги?

- Во-первых, все дорожное покрытие должно выполняться из гранитного щебня. Я помню, как на протяжении 12 лет в городе постоянно велись разговоры, зачем нам гранитный щебень. Ведь гравийный щебень дешевле. Но если посмотреть на цены асфальтобетона, то они незначительно разнятся. А срок службы дорог из этих двух покрытий различается в десятки лет. Коэффициент морозостойкости гравийного щебня составляет всего 25 циклов. Это 25 раз замерзло и растаяло — и асфальт развалился. В наших погодных условиях за зиму раз 50 замерзнет и растает... А коль так, асфальт развалился, и пошел ямочный ремонт. Он стоит 400 рублей за квадратный метр. Это значит — хоть зимой, хоть летом — в ямку асфальт бросил, машина прошла, выдавила массу, через неделю снова ищут деньги. И так бесконечно — 400 рублей за кв. метр, и все при работе, все — при деньгах...

- Скажите, пожалуйста, каково качество асфальта в Смоленске?

- Качество асфальта опять-таки зависит от щебня. Сегодня уже часть асфальтовых заводов начала делать асфальт из гранитного щебня. Но нет ни одного завода, который бы на 100 процентов соответствовал лабораторным требованиям стандартов для выпуска асфальтобетона. Пусть тип А или тип Б будет, но если говорить о щебеночно-мастичном асфальте — самого высокого класса — то его может выпускать только одна фирма — РБДС, у которой хоть и старенькие заводы (в Дивасах), но они оборудованы компьютерным обеспечением и дозаторными устройствами.

- Если руководители города и области прислушаются к высказанным нами соображениям и предложат Вам более активно работать во благо смоленского региона, какую бы форму сотрудничества с ними Вы предложили?

- В свое время мы с Алексеем Ивановичем Орловым предлагали тогдашнему первому заместителю главы города В.И. Лабовскому свою концепцию организации дорожных работ в городе Смоленске. Мы предлагали, во-первых, провести конкурс на генерального подрядчика, а после выбора генпродрядчика организовать торги на производство работ. Тогда генподрядчик, имеющий лабораторное и инженерно-техническое обеспечение, заставил бы асфальтовые заводы привести свое оборудование в соответствие со стандартом и выпускать только соответствующий всем требованиям асфальт. Тогда появилась бы здоровая конкуренция, и все заводы прошли бы модернизацию и переоснащение. Потом все были бы при работе...
К сожалению, наши предложения не претворили в жизнь. Теперь в эфире от новоиспеченных дорожников мы слышим, что до них качественный асфальт никто в Смоленске не укладывал. Вот бы проехала сегодня авторитетная комиссия по тем дорогам, которые успела уложить новая компания, посмотрела, как слова сочетаются с делами...

- Виктор Алексеевич, несколько слов о коллективе компании «Смоленсктрансстрой», сколько работающих в Смоленской области, каков состав инженерно-технических кадров?

- На сегодня в компании работают около 300 человек, из которых 56 инженерно-технических работников — это руководители отделов, прорабских участков, высококвалифицированные дорожники. Линейный персонал имеет высшее образование и огромный опыт работы в дорожном строительстве. Наша компания готова выполнять в год объемы работ на сумму более 1 млрд. рублей, причем дорожные рабочие, машинисты асфальтоукладчиков являются высококвалифицированными специалистами, дорожная техника — асфальтоукладчики, уплотняющие катки, грейдеры — позволяет качественно выполнять работы любой сложности.

Вот видите: когда говорят, что нет в Смоленске высококвалифицированных работников, получается, что не там ищут.

Интервью вел
Владимир КОРЕНЕВ.

От редакции: Редакция готова предоставить страницы журнала организациям и лицам, в отношении которых в статье высказаны оценочные суждения.






Почетный гражданин города-героя Смоленска Алексей Мишин с юношеских лет дружит с Виктором Аникеевым. Другу посвящены проникновенные стихи поэта.

КНЯЗЬ ДОРОГ
В.А.А.
То на Север, то на Юг
Все дороги строит друг.
Покоряет он миры,
От версты к большой версте,
От песков и от жары -
Лезет к вечной мерзлоте.
Нрав особый у дружка,
Он готов быть всюду первым.
Ждут смоленского рожка,
Аж, на полюсе, наверно.
Под его заботным взглядом,
Под гитарную струну, -
Если скажут горько надо, -
Обустроит и луну.
Если выпьет - не хмелеет,
Молвит слово - все молчат.
Он и женушку лелеет
И дочурок, и внучат.
А пока рожок смоленский
То он бамовский, то ленский
Обаятелен и строг -
Князь строительных дорог.
 

Песня земляку
В. А. Аникееву

Если с нами Аникеев,
Если рядом земляки,—
Вдруг мелодией повеет,
Песней станут ветерки.

В них судьба, порядок прочный,
Нашей Родины простор,—
И Амур Дальневосточный,
И наш рославльский Остер...

У гитары семиструнной
Свой особый дивный лад.
Спой нам, друг, о доле трудной,
Спой про милый нежный взгляд.

О разлуке и о встречах,
С песней радостнее жить,
Мы готовы в хмурый вечер
Песням юности служить.

Расскажи, как жил на БАМе?
Как Отечеству служил?..
Как жене, любимой даме,
Навек сердце предложил...

Спой же, друг, без проволочки
Про дорожные дела,
Что у вас — четыре дочки,—
Драгоценнейших крыла.

Их сердечность — вам порукой,
И еще не грех учесть:
Дай вам Бог хороших внуков,
Благородных — в вашу честь!

Вы — добры и беспокойны
Рядом с болью в трудный час...
Вы — щедры, умны, достойны,—
Чтобы пели мы о вас.
 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№1 (101)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич