Главная | Архив |

  встречи с интересными людьми  
   

Василий КНЯЗЕВ,
начальник Смоленской таможни

 

Таможню возглавил земляк

Интервью начальника Смоленской таможни
Василия Князева журналу «Смоленск»

 

- Василий Александрович, в последние годы в руководстве ведущих федеральных структур на территории Смоленской области не было коренных смолян. Так что Ваше назначение – знаковое, радующее всех нас. Хотелось бы, чтобы Вы поделились с читателями журнала «Смоленск» фактами своей биографии и рассказали, как оказались в таможне.

- Родился я в Хиславичском районе. Отец много лет работал председателем колхоза, затем директором льнозавода. И я полагал, что моя жизнь будет связана с сельским хозяйством. Не случайно и первое образование получил в сельхозакадемии. По ее окончанию работал заместителем председателя колхоза и рассчитывал в дальнейшем заниматься именно сельскохозяйственным производством.
Но меня совершенно неожиданно выдвинули на комсомольскую работу и делегатам конференции сразу же предложили на должность первого секретаря райкома ВЛКСМ. Четыре года я возглавлял Хиславичскую районную комсомольскую организацию, а затем меня пригласили в обком комсомола на должность заведующего отделом рабочей и сельской молодежи. Здесь и встретил скорбный день ликвидации организации...
Пытался найти себя в бизнесе – объединить молодежные жилищные кооперативы, чтобы они вместе выжили. Но мощного союза не получилось, и я решил для себя, что бизнес – это не мое. В тот момент повстречался мне Всеволод Анатольевич Титов, который пригласил в таможню на должность своего заместителя по кадрам. Так в 1994 году жизнь соединила меня с таможней. Работал заместителем начальника по экономике, первым заместителем и вот теперь назначен начальником Смоленской таможни.

- А с чем связано, что здесь часто происходит смена начальников?

- Они назначаются приказами руководителя Федеральной таможенной службы. В одних случаях у возглавлявших Смоленскую таможню лиц не все получалось. В других случаях смолян повышали. Например, Всеволод Титов ехал в Москву на должность начальника управления Государственного Таможенного Комитета, Владимир Геллер, бывший заместитель по экономике, стал первым заместителем начальника Западного таможенного управления, заместитель по правоохранительной работе Сергей Богданов назначен первым заместителем начальника Центральной оперативной таможни, начальник Смоленской таможни в 2003-2004 годах Александр Кузнецов работал первым заместителем начальника Центрального таможенного управления. Это движение свидетельствует о том, что кадры быстро росли, находясь здесь. Потому что Смоленская таможня – это достаточно большая школа для руководителя. И объемы, и статус, и особенности границы с Республикой Беларусь – это уникальный опыт, он ценится в системе ФТС.

- Возможно, частая смена руководителей направлена на борьбу с коррупцией, чтобы отсечь возможные коррупционные связи?

- В этом, наверное, тоже есть смысл, чтобы не засиживались люди. С нами заключается трехлетний контракт, потом в большинстве случаев предлагаются другие места службы. Так что антикоррупционный момент тоже надо учитывать.
Что касается меня, то трижды поступали предложения в мою бытность первым заместителем начальника Смоленской таможни возглавить таможни в других регионах. Но я их не принял. Кстати, и начальником в Смоленске быть не стремился. Так уж случилось. Я от предложения не отказался по той причине, что знаю коллектив таможни, как люди работают. Мне здесь будет гораздо легче, чем в любом другом месте.

- Но все-таки о Смоленской таможне «гуляла» дурная слава. «Дело нотариусов», контрабанда импортных автомобилей благодаря законодательной лазейке в Таможенном союзе с Белоруссией вынудили даже руководство Федеральной таможенной службы распорядиться временно перевести в другой регион растаможивание автомобилей.

- Здесь смоленские таможенники наоборот отстаивали государственные интересы. Но мы обязаны были исполнять решения судебных органов. Кстати, еще на трех территориях страны столкнулись с такого рода махинациями.
Мы обжаловали судебные решения, тяжбы продолжались годами. В результате на Смоленской таможне «висит» задолженность платежей в бюджет на 600 млн. рублей. Ее мы должны взыскивать, но это невозможно: машины оформлялись на бомжей, инвалидов, алкоголиков, большинство из которых за прошедшие годы ушли из жизни.

- Незавидная история. Но она в прошлом. А какие задачи Смоленская таможня решает сегодня?

- Особенность Смоленской таможни в том, что находимся на острие работы по созданию Союзного государства и завершению строительства Таможенного Союза. Основной участок границы области – с Республикой Беларусь, граничим также с Брянской и Псковской областями. Из Белоруссии в регион поступает 90 процентов грузов, в среднем в сутки перемещается порядка 4 тысяч транспортных средств. В месяц мы регистрируем примерно 45 тысяч товарных партий. Для сравнения: это 60 процентов всего, что оформляется в Москве и Московской области.
Сегодня московский регион уже не рад, что там настроили массу терминалов и участники внешнеэкономической деятельности едут туда растаможивать грузы.

- Кстати, а актуально сегодня по-прежнему строительство терминалов на территории Смоленской области?

- Разговоров достаточно много на эту тему, но пока конкретных проектов мало. Между тем Федеральная таможенная служба несколько месяцев назад приняла концепцию по переводу таможенного оформления из Москвы в Московскую область и на другие территории России. Четыре крупных таможни в Москве закрывается: Северная – уже с января, а остальные – с 1 марта 2009 года. На их базе будет создана одна крупная московская таможня, которая возьмет на себя оформление только отдельных категорий товаров – выставок, дипломатических грузов, посылок. Есть несколько организаций, которые уже проявляли интерес по размещению на Смоленщине терминалов. Пока единственный проект, который только-только начинает осуществляться общероссийским брокером Альфа-транс. О крупных терминалах в Вязьме и Сафонове – пока только разговоры. Иначе бы в первую очередь пришли к нам, на таможню, чтобы мы приступили к подготовке кадров для таможенного поста.
Пока мы чувствуем некоторый спад внешнеэкономической деятельности. Бывает, зависают денежные средства по платежам. Думаю, не лучшее время для развития бизнеса. Но все равно Смоленщина обречена на развертывание терминалов, потому что Московская область перегружена, масса жалоб от населения тех микрорайонов, где находятся склады временного хранения...

- Все ли товары ввозимые в Россию проходят таможенное оформление?

- Существует такое понятие, как контроль доставки товаров. Если лет 10 назад на пути в Российскую Федерацию процентов 10 грузов якобы терялись и не проходили таможенное оформление, то сегодня такой проблемы не существует.
Задача таможенного органа – оформить товар таким образом, чтобы не допустить указания другого кода товарной номенклатуры, занижения таможенной стоимости или недостоверного веса.

- А очереди большие на оформление грузов?

- Мы справляемся с тем объемом, который у нас есть. Автоперевозчики предъявляют претензии больше полякам и белорусам. Естественно, у нас бывают дни пиковой нагрузки, когда наибольший поток транспорта и вообще отсутствовать очередь не может априрори. Определенный статус границы есть, пункты пропуска не реконструировались с середины 90-х годов. А объемы выросли в 4-5 раз по сравнению с тем количеством машин, на которое рассчитывались пункты пропуска.
Пример я привожу всегда Белгородской области, где в пункте пропуска Нехотеевка 12 разделенных транспортных каналов на въезд и 12 – на выезд. Мы такой возможности лишены и вынуждены работать в тех условиях, которые есть.
Слава Богу, у нас нет случаев, когда, как недавно в Калининграде, перевозчики перекрывают трассу. Мы, строго соблюдая Таможенный Кодекс, тем не менее анализируем случаи, когда автоперевозчики проявляют недовольство. В отдельных случаях их претензии являются логичными – тогда мы вносим свои предложения по изменению порядка действия тех или иных нормативных актов. Например, по нашему предложению изменены правила пересечения таможенных постов гражданами Белоруссии, в части увеличения сроков временного ввоза транспортных средств принадлежащих им до шести месяцев.

- Четко ли налажен обмен информацией с белорусскими партнерами?

- Западный таможенный пост имеет всю информацию по движению товаров из Белоруссии через внешнюю границу Таможенного союза в Российскую Федерацию. Более того, мы повторно ее здесь анализируем, информируем о движении товаров таможенного управления. У нас хорошие цифровые каналы, каждые 3 часа мы получаем информацию о товарах, которые движутся в Российскую Федерацию, она оперативно уходит в таможни низначения.

- Привлекаете ли Вы сторонние организации – частные фирмы – для выполнения таможенных функций?
- Эта деятельность регламентирована Таможенным Кодексом. Есть понятия таможенного перевозчика, таможенного брокера, есть понятие склада временного хранения. Это лицензированная деятельность, на которую мы выдаем лицензии.
Частные фирмы вправе оказывать услуги участникам внешнеэкономической деятельности, как и последние вправе воспользоваться услугами частных фирм.
Организация может обучить своего работника оформлению таможенных деклараций. Но не все хотят этим заниматься и привлекают брокеров. У нас в зоне деятельности работают 3 брокера – это фирма «Транзит», ОАО «Ростэк» и «Альфа-транс», к ним могут обращаться участники ВЭД. Как видим, есть выбор, мы не создаем тут каких-то монополистов.

- Легко ли поступить на работу в таможню?

- Столько много слухов ходят о том, что здесь якобы какой-то особый порядок, даже о взятках судачат. Но практически «блатной путь» вряд ли на практике осуществим. Посудите сами: на ответственных должностях у нас служат федеральные чиновники, отбираемые по конкурсу. В конкурсной комиссии – независимые эксперты. Руководство таможни заинтересовано подобрать специалистов хорошей квалификации с высокими моральными качествами. Мы достаточно глубоко изучаем кандидатов.

- Расскажите, Василий Александрович, о своей семье.

- Жена у меня работает в сельхозинституте, доцент, заместитель декана технологического факультета, сын тоже закончил этот вуз, он экономист и подчеркиваю – в таможне он не работает... Вообще, я не очень большой сторонник того, чтобы родственники работали в одной организации.
У нас обычная семья с самыми неприхотливыми увлечениями. В отпуске мы обычно путешествуем на автомобиле, летом выезжаем с палаткой на водоем рыбу половить и костерок разжечь. Если выбираемся на отдых, то в Белоруссию или на юг, на экскурсию – в Санкт-Петербург. Поверьте, в этих местах чувствуешь себя намного комфортнее, чем в каких-нибудь заморских странах, куда совершенно не тянет, да и финансово это обременительно. Среди мужских увлечений – охота, но это удовольствие я себе позволяю не так часто.

- А Вы закрытый человек?

- Нет. Не только в личных, но и в служебных контактах. На прием ко мне можно прийти не только в установленное время. Если появляется более-менее свободное время, отвожу его на беседы с посетителями.
И у своих коллег не терплю чинушества, это мною категорически не приемлемо.

- Коллектив работоспособный? Что Вы цените в своих коллегах?

- Прежде всего порядочность и честность. Наши люди дорожат своей работой. Даже если предположить, что кто-то при определенных обстоятельствах мог бы пойти на «мокрое дело», он бы тысячу раз подумал, чтобы не оказаться выброшенным на улицу – в условиях кризиса, да еще с «черной меткой» на работу никто не возьмет. Это очень действенный антикоррупционный момент.

- Планируете на Рождество куда-нибудь с семьей податься?

- Если предоставится возможность, съездим в Силичи Минской области – покататься на горках.

- А по глобальным планам служебным что хотели бы себе и коллективу пожелать?

- Сохранить стабильность, костяк коллектива – умных людей, болеющих за свое дело. Таких у нас большинство. Хотел бы, чтобы жители Смоленской области доверяли работникам таможни, чтобы на бытовом уровне исчезли подозрения в каких-то аферах или взятках на таможне.
Через таможню действительно проходят больше деньги: в 2008 году мы уже взыскали около 5,5 млрд. рублей. Но этих денег никто в руках не держал – они перечисляются в бюджет. Кстати, благодаря работе Смоленской таможни в казну поступило более чем на миллиард рублей больше, чем в предыдущем году. Это очень хороший показатель, и он положительно характеризует смоленских таможенников.






 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№1 (101)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич