В публикациях, посвященных
жизни и деятельности князя Вячеслава Николаевича
Тенишева (1843 – 1903), основное внимание
уделяется его научной, общественной и
педагогической деятельности, а также его роли в
создании Русского отдела Всемирной выставки в
Париже 1900 года. Хотя все авторы отмечают
большой вклад Вячеслава Николаевича в развитие
российской промышленности, его почти
двадцатилетняя предпринимательская деятельность
не нашла достойного отражения в литературе.
Собранные нами материалы позволяют выделить три
основных этапа этой деятельности: создание
механического завода по производству машин для
обработки дерева и железнодорожного
строительства в начале 70-х годов, работа в
Правлении акционерного общества Брянских заводов
и руководство фирмой по поставке и производству
электротехнического оборудования в 90-е годы. В
данной статье мы попытаемся, используя архивные
данные и публикации в литературе (главным
образом в технической литературе второй половины
XIX века), показать вклад В. Н. Тенишева в
становление в России электротехнической
промышленности.
70-е – 80-е годы XIX века ознаменовались
возникновением новой отрасли промышленности —
электротехники. Широкое внедрение электрического
освещения началось после Парижской выставки 1878
года, на которой Павел Николаевич Яблочков
демонстрировал свою систему электрического
освещения с использованием изобретенных им
«свечей Яблочкова». Всеобщее внимание обращается
к новому способу освещения. Изобретение ламп
накаливания и усовершенствование дуговых ламп,
имеющих целый ряд преимуществ перед свечами
Яблочкова, привело к более широкому применению
электрического освещения и расширению
производства электротехнических изделий. При
этом оборудование и материалы для устройства
электротехнических установок в России в основном
ввозилось из заграницы или производилось на
заводах, являющихся отделениями иностранных
электротехнических фирм. Одним из
немногочисленных предприятий электротехники,
созданных русскими предпринимателями, был
основанный в 1889 году из небольшой мастерской
французской фирмы «Брей и К0» завод «Князь
Тенишев и К0», который управлялся «исключительно
русскими техниками», хотя и был создан «при
техническом участии» французской фирмы Бреге.
Завод вначале располагался на Васильевском
острове (5 линия, дом №5), а затем был переведен
в Измайловский полк (10-я рота, дом №10).
Уже в первый год своего существования завод
принял участие в юбилейной выставке
гальванопластики, устроенной Императорским
Русским Техническим Обществом 11 – 26 марта 1889
года «в память пятидесятилетия этого изобретения
академиком Б. С. Якоби». На выставке было три
отдела: исторический, научно-технический и отдел
различных применений гальванопластики и
гальваностегии «к целям искусства,
промышленности, к области графических искусств и
проч.».
Завод кн. В. Н. Тенишева и К0, занимавшийся
«изготовлением и установкой усовершенствованных
динамо-машин и всякого рода электрических
приборов», представил на выставку 28 экспонатов,
которые можно разделить на три основные группы:
электрические машины разных типов,
электроизмерительные приборы и химические
источники тока. «Русский инвалид», помещая в №
68 от 28 марта 1889 года отчет о выставке,
отмечал, что «самым интересным отделом выставки
с научной точки зрения представляются образцы
усовершенствованных приборов и аппаратов,
служащих источником для добывания электричества
в гальванопластике». Среди многочисленных
измерительных приборов, представленных
несколькими фирмами, в отчете отмечен
представленный заводом кн. В. Н. Тенишева
«чрезвычайно дешевый и простой амперметр,
служащий для измерения сильных токов». По итогам
выставки было присуждено 4 почетных диплома, 6
медалей и 7 похвальных отзывов. Медалью
Императорского Русского Технического Общества
«за прекрасные электроизмерительные приборы»
была награждена фирма «Князь Тенишев и К0».
Как следует из рекламного объявления фирмы 1890
года, фирма изготавливала «все приборы и
материалы для электрического освещения судов,
заводов, фабрик, театров и домов», а также
принимала подряды «на полную установку
электрического освещения посредством
динамо-машин и аккумуляторов». По сведениям,
приведенным в диссертации Сенченко Я. И. «Первые
русские электростанции в Петербурге», фирмой в
90-е годы было построено 7 электростанций общей
мощностью 377 л. с. (277, 5 кВт). Говоря об
электростанциях, нужно иметь в виду, что в это
время число центральных электростанций,
обслуживающих целый район, довольно
незначительно и в число электростанций включают
и «домовые электростанции», создававшиеся для
обслуживания одного дома или нескольких домов
одного владельца. Так, например, в 1894 году
всех установок для освещения в Петербурге (в
черте города) было более 200, причем часть
мелких установок в это время начинает прекращать
свое существование в связи со строительством
более крупных электростанций. Из построенных
фирмой Князя Тенишева и К0 в 1894 году
существовало 4 электростанции, характеристики
которых дают представление об электрических
установках того времени. В 1889 году в доме
князя Паскевича (на Галерной ул., д. №7) для
освещения квартиры владельца и служащих заводом
была построена «электростанция» мощностью 10 кВт
для питания 300 ламп накаливания. Установка для
освещения дома Правления С.-Петербургского
Общества Страхования (Невский проспект, дом №5)
мощностью 15 кВт питала 350 ламп накаливания.
Освещение дома Глебова (10-я рота Измайловского
полка, дом №8) 14 дуговыми фонарями и 150
лампами накаливания производилось
«электростанцией» мощностью 25 кВт, а два дома
Петровского на ул. Мойка, дом 67/69 с помощью
установки мощностью 15 кВт освещались одним
дуговым фонарем и 500 лампами накаливания.
Отметим, что ни одна из этих «электростанций» не
использовалась для питания электродвигателей.
С момента создания электротехнического завода
одним из главных направлений его деятельности
было производство электротехнического
оборудования для военных, прежде всего для
морского и артиллерийского ведомств.
На гальванопластической выставке 1889 года завод
князя Тенишева и К0 представил несколько типов
аккумуляторов Степана Карловича Джевецкого, а
также зарядоизмерительный прибор Джевецкого для
аккумуляторов. Изобретатель и один из создателей
теории воздушных винтов для летательных
аппаратов С. К. Джевецкий (1843 - 1938 гг.) еще
в конце 70-х годов начал работы по созданию
подводных лодок. Первая спроектированная и
построенная им лодка была испытана в Одессе, ее
экипаж состоял из одного человека – самого
изобретателя, который приводил лодку в движение
с помощью ножного педального привода. В 1879
году по чертежам Джевецкого на Невском заводе
были построены и испытаны 2 подводные лодки,
рассчитанные на одного и четырех человек. Они
имели незначительную скорость, поскольку также
приводились в движение мускульными усилиями ног
через педальный привод, соединенный с винтом.
Четырехместные лодки имели 2 мины, которые
взрывались дистанционно электрическим запалом.
После успешных испытаний Морское министерство
заказало для русского флота пятьдесят 4-х
местных подводных лодок, одна из которых ныне
является экспонатом Центрального военно-морского
музея в С.-Петербурге. Значительным шагом вперед
в развитии подводного флота явилось создание
Джевецким в 1884 г (по другим сведениям – в 1885
году) подводных лодок с новым источником
энергии: аккумулятор и электродвигатель
мощностью 1 л. с. обеспечивали движение лодки
как в подводном, так и в надводном положении.
Как уже отмечалось, в эти годы аккумуляторы
использовались и для питания осветительных
установок.
Продолжение следует.
|
|