Главная | Архив |

  Наследие  
   

 

 

Редкое
и бесценное

 

 

...Почти век назад... К этому времени Александр Сергеевич Пушкин давно успел своим гениальным пером вывести истину: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». А смоляне, которым никогда не изменяло чувство исторической преемственности, готовились к приезду Николая 11, который намеревался посетить и посетил Смоленск по случаю юбилейных торжеств, связанных со столетним юбилеем Отечественной войны 1812 года. В память об этом эпохальном событии смоляне преподнесли императору в числе других подарков и нечто необычное и безусловно дорогое.
Это был замечательный сборник «Русская старина», ее очередной, второй выпуск, редакторами которой были члены Смоленской Ученой Архивной комиссии. Материальная же поддержка при издании была беспрепятственно оказана Министерством Внутренних дел, Смоленским губернским земством и Смоленским дворянством.
Главная интрига, как бы сейчас сказали, заключалась в том, что в этом выпуске «Русской старины» были обнародованы интереснейшие архивные данные. В частности материалы о самоотверженных защитниках отечества в войне 1812 года, а это были люди весьма разных сословий: от нищего крестьянина до знатного дворянина. Были опубликованы материалы о смоленских партизанах, расстрелянных французами, о поречском мещанине П.Минченкове, защищавшем земли своего уезда. О дворянине И.С. Карминском. О пономаре Смирягине, который возглавил целый отряд из крестьян села Савенок, отбившим у французов кавалерский знак и карту Российской империи. И квинтэссенция интриги - статья известного археолога и краеведа Е.Н. Клетновой «Село Семлево в 1812 году», в которой автор настаивает, несмотря на свои безрезультатные разведки, на том, что именно в Семлевском озере «или на пути от Семлева до Словкова» потоплены французами старинные воинские доспехи из московского арсенала. Были напечатаны и другие ценнейшие исследования по документам из смоленских архивов. .На обложке же сборника был помещен снимок с картины «Наполеон любуется Смоленском».
А возвращаясь к идее «Русской старины», надо сказать, что именно благоговейным уважением к памяти и деяниям предков была продиктована инициатива двух краеведов - смолян А.В. Жиркевича и И.И. Орловского поначалу создать Смоленскую Ученую Архивную комиссию.
Было это ровно сто лет назад, когда забота о славе Отечества и уважении к ее священной истории составляли ядро российского менталитета. Что же предписывалось делать этой комиссии? Научно разработать смоленские архивы и издать самое ценное. Уже на следующий год вышла первая часть первого выпуска «Смоленской старины». Но неожиданный уход из жизни И.И. Орловского заставил издателей открыть первый выпуск портретом и посмертной его работой, которая и ныне не может не заинтересовать читателя, «Борисоглебский монастырь в Смоленске на Смядыни и раскопки его развалин». Тут не только история монастыря ,но и нечто интригующее - попытка автора пересмотреть «вопрос о судьбе мощей св. Мучеников Бориса и Глеба.
Несомненный интерес представляет историко-литературное исследование «Преподобный Авраамий Смоленский и его «Житие» по списку смоленской духовной семинарии второй половины 17 века. Нашим современникам очень интересно было бы вчитаться и в статью Г.Богуславского «О результатах изысканий Гнездовского могильника Смоленского уезда, произведенных 23 июня-12 сентября 1899года и несколько слов о самом могильнике».
Через два года вышла вторая часть первого выпуска. Затем второй выпуск «Русской старины», экземпляр которого, как сказано, был подарен императору. И третий - увидел свет в 1916 году. И каждая книжка - не просто экскурс в архивные анналы. Наша историческая память раздвигала свои границы. Возвращение к святым для смолян именам, датам, событиям умножало национальное достояние, как его понимали наши недавние предки И всего-то этому патриотическому подвигу (иначе не назовешь) -100 лет...
Важно сообщить читателям, что эти редкие и бесценные книги - «Русская старина» хранятся в Смоленской областной универсальной библиотеке. Сегодня заведующая сектором редких книг библиотеки - НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА ДОНСКАЯ, гостья нашего журнала, отвечает на вопросы нашего корреспондента.
- Отдел редких книг ...Какое место в иерархии библиотечных ценностей он занимает?
- Конечно же, ему воздается должное. Это бесценное достояние как нашей областной библиотеки, отсчитывающей свое существование с 1831 года и являющейся одной из старейших библиотек России, так и нашей области. Напомню, что начало ей положил известный драматург Н.И. Хмельницкий. В 1984 году фонд редкой книги был выделен из общего фонда, и читателям была предоставлена отдельная комната для работы с редкими изданиями. Сейчас наш фонд насчитывает 18 тысяч книг. В основном это издания 19 века. Но есть издания более раннего времени- 18 века и даже - 17 века. Если учесть, как пострадала наша библиотека в годы Великой Отечественной войны, то фонд можно назвать очень богатым. В нем есть книги, которые с полным правом можно назвать книжными памятниками отечественной культуры... Например, издания 18 века, которые издавались небольшими тиражами, как, например, краеведческая литература, представляющая сейчас для ученых-краеведов огромную ценность. Многие книги с автографами знаменитых людей, в частности, княгини М.К. Тенишевой и других.
- Однако в редком фонде находились книги, принадлежность которых была неизвестна. Кто владелец, через какие руки прошли?
- Установление этих параметров представляет большой исследовательский интерес. Над этой темой мы начали работать вдвоем с другим сотрудником нашего отдела Ольгой Михайловной Михалик и в 2006 году к 175-летию областной библиотеки выпустили иллюстрированный каталог «Книжные знаки в фонде Смоленской областной универсальной библиотеки». Мы изучили и описали все штемпеля, все владельческие знаки, все автографы и экслибрисы. Потом стали заниматься поисками - кому тот или иной знак принадлежит. Ольга Михайловна ездила в Москву, работала в музее экслибриса. Я несколько раз ездила к известному краеведу П.Н. Пропалову в Вязьму - у него богатейшая библиотека по экслибрисам. Звонили в Берлин, где живет человек, прекрасно знающий экслибрисы... Пришлось немало потрудиться. Зато мы теперь знаем, что у нас есть несколько книг из библиотеки императрицы Александры Федоровны, великого князя Константина Николаевича. Представилась возможность показать историю формирования фонда - из каких частных собраний и общественных библиотек сюда поступали книги. Оказалось в фонде много фрагментов смоленских книжных собраний- Смоленской Мариинской женской гимназии, духовной семинарии, Смоленского благородного собрания, Смоленского купеческого собрания, Смоленской казенной палаты, Смоленского общества краеведения и других. Хранятся в фондах частично библиотеки таких выдающихся людей как Е.Н. Клетнова, являвшейся известным археологом, этнографом, краеведом. А также частично книжные издания графа Н.И. Панина, графа Н.П. Панина. Оказалось, у нас есть и книги таких известных смоленских помещиков, владельцев богатых библиотек, как В.М. Кузенев, С.Н. Юревич. После 1917 года эти библиотеки были разрознены, частью утрачены..
- Не значит ли это, что 1917 год нанес редкому фонду существенный урон?
- Наоборот. После 1917 года была создана специальная комиссия, которая свозила из помещичьих усадеб в губернскую библиотеку книги из частных собраний. Благодаря этому были спасены редкие, очень ценные книги. Другое дело 1941 год. Трагическая страница в истории нашей библиотеки. В ее здание попала бомба. Часть фонда сгорела, часть была вывезена в Германию. К счастью, за год до начала войны в Москву были вывезены ценнейшие редкие рукописи, датированные в том числе и 17-м веком. Ныне они хранятся в Российской Государственной библиотеке. Так и называются «Смоленское собрание рукописей». Книги, предназначенные к вывозу в Германию, были свезены на Соборный двор, отобраны ценнейшие. Однако сегодня мы не можем предъявить Германии свои претензии, так как при бомбежке сгорели инвентарные списки. Из 650 тысяч книг, имевшихся в начале войны, к концу осталось где-то 120 тысяч. Видите, как велики были потери... Но, к счастью, часть дореволюционного фонда сохранилась благодаря тому, что книги находились в подвале. И мы сейчас имеем дореволюционные журналы - «Русская старина», «Исторический вестник», «Русский архив», «Мир божий».
Наш редкий фонд - неисчерпаемый кладезь больших и малых открытий. Как то работая с фондом 18 века, я увидела на одной из старинных книг мелким почерком чернилами запись, что книга куплена священником Н.Мурзакевичем. Итого у нас три книги, принадлежавшие этому известному историческому лицу! Также трепет и волнение вызывают автографы знаменитых людей. Вот смотрите - на титульном листе «Каталога историко-этнографического музея «издания 1909 года - написано рукой Марии Клавдиевны Тенишевой: «В память счастливого дня - 2 октября 1910 года». Адресовано одному из ее единомышленников.
- А вот редкое издание. «Санкт-Петербург.1872 год. «Очерки прогрессивных идей в нашем обществе». После выхода этой книги в свет цензура сочла ее вредной, запретила, и весь тираж был уничтожен...за исключением этого экземпляра... А вот еще более древнее издание. 1796 год. «Образование древних народов...». Издано при географическом кабинете ее Императорского величества Департамента... Более ранней датой - 1760 год помечено издание «Древней истории об египтянах, о карфагенянах, ассирианах, вавилонянах...» Издано в Санкт-Петербурге при императорской академии наук. Куплено диаконом Никифором Мурзакевичем..
- А есть ли интерес к вашему фонду у молодых читателей?
- Знаете, есть. Из нашего университета приходят ребята, которые работают над дипломными, курсовыми работами и стараются изучать литературу не поверхностно, а глубоко. У нас есть читатели, которые приходили к нам еще будучи студентами. А сейчас это ученые, серьезные краеведы. Даже в компьютерный век интерес к книге не угаснет. Я вот когда беру книгу, которой более 300 лет, всякий раз испытываю трепет. Столько поколений людей держало ее в своих руках! У книг, как и у людей, своя судьба.. Однако проследить «жизненный путь « некоторых редких изданий сложно опять таки из-за гибели инвентарных документов. Нынешняя инвентаризация книг имеет уже послевоенную дату.
... Прежде чем задать следующий вопрос моей собеседнице, интересуюсь - сколько же лет отдала Наталья Валентиновна Донская работе - нет, служению своему трудному и благородному делу - сохранению нашего общего наследия ? Оказалось - 20 лет. Всего же областной библиотеке отдано ею 30 лет жизни - день в день. Вот она, самоотверженность...
- Наталья Валентиновна, в чем Вы видите свою заслугу, работая в отделе редких книг?
- В том, что мы вместе с О.М. Михалик дали научное описание хранящимся у нас коллекциям. Например, книгам, датированным 18 веком. К 170-летию библиотеки мы подготовили «Каталог русских книг 18 века, хранящихся в областной библиотеке». К 175-летию - «Книжные знаки». Когда книги описаны, читателям легче их найти. Ведь на книгах того же 18 века часто нет имени автора, и надо было провести кропотливую работу по его установлению. Сейчас мы занимаемся автографами. Работа сложная и очень нужная... В заключение хочу вновь подчеркнуть - смолянам есть чем гордиться: в нашей библиотеке, одной из богатейших в России, хранится немало книжных памятников, имеющих непреходящее значение для отечественной истории и культуры. Это ценнейшее наследие, оставленное нашими предками, это подлинное достояние нации...







 


 

 

 

№1 (13)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич