Главная | Архив |

  Лидер производственного комплекса  
   

 

 

Как остаться
на рынке Смоленщины
доминирующей компанией
 

Заместитель генерального директора -
директор Смоленского филиала ОАО «ЦентрТелеком» Андрей Бальчунас дает интервью главному редактору журнала «Новый Смоленск»

 

Связь – уникальная отрасль производственного комплекса Смоленщины. По развитию материально-технической базы, сети абонентов, внедрению современных технологий Смоленский филиал ОАО «ЦентрТелеком» занимает одно из ведущих мест в ЦФО. Практически все желающие в областном центре и крупных городах региона обеспечены проводной телефонной связью.
На селе картина иная: далеко не в каждом доме есть телефон. Зачастую, кстати, по причине ограниченной платежеспособности населения. Но по закону «О связи» все граждане должны иметь базовый набор услуг телефонии, то есть минимальный уровень доступности связи в виде установки таксофона.
Как оператор связи ОАО «ЦентрТелеком» приняло участие в конкурсе на проведение работ по их установке на территории региона. И выиграло этот конкурс. Менее чем за год программа была реализована.
- Как видим, Андрей Витаутович, лидерские позиции приходится приобретать в той же смоленской «глубинке», когда по бездорожью и через болота связисты прокладывают кабель туда, где в лучшем случае остались один-два двора...
- Приятно слышать, когда нас называют лидерами производственного комплекса Смоленщины. Но надо быть реалистами. И уровень развития проводной связи (кстати, как и мобильной) соизмерим с общим положением области – развитием ее промышленности, бизнеса, благосостоянием населения. Невозможно быть впереди всех, если область сама по себе не является лидером в развитии. Если взять статистические данные, то у нас прирост доходов на несколько процентов выше, чем, скажем, увеличивается благосостояние смолян. Но такая тенденция до бесконечности не может продолжаться. Мы сейчас добираем так называемый отложенный спрос по части услуг связи, оставшийся еще с советских времен. В дальнейшем наши темпы развития напрямую будут связаны с укреплением экономики всей области. Мы все-таки обеспечивающая отрасль, а не, скажем, металлургия, которая может «вытянуть» или, наоборот, «положить» экономику конкретного региона. Поэтому наши перспективы связаны с динамичным развитием области.
После смены команды менеджеров в «ЦентрТелекоме» был сделан глубокий анализ темпов прироста рынка связи по России и, в частности, по Центральному федеральному округу. Общепризнанный факт, что темпы роста телекоммуникаций за последние несколько лет (это и общемировая тенденция) составляли до 20 процентов, а ВВП растет, как мы знаем, далеко не такими темпами.
Стало, во-первых, появляться большое количество таких услуг, которых раньше не было – с учетом развития технологий. Во-вторых, приходилось покрывать дефицит неудовлетворенного спроса – по установке телефонов. И в-третьих, за последние несколько лет после объединения компании в межрегиональную на базе 17 территориальных управлений удалось аккумулировать средства и инвестировать их целевым назначением на решение конкретных задач.
В 2007 году на территории области осуществлялось финансирование трех программ, одной из которых стала реализация программы по предоставлению универсальной услуги в регионе (имеются ввиду таксофоны). Смоленская область оказалась третьей в ЦФО после Тульской и Белгородской, выигравшей конкурс по оказанию универсальной услуги связи. Ведь наличие таксофона в сельском населенном пункте предусматривается федеральным законом «О связи», реализация которого началась в 2004 году.
Государство определило базовый уровень доступности населению России услуг связи. Оно взялось обеспечить доступной телефонной связью каждый населенный пункт. Все остальные телекоммуникационные услуги – это уже фактически выполнение желания гражданина, за что он должен сам заплатить.
По программе универсальной услуги мы установили на селе 2198 таксофонов. Теперь практически все населенные пункты имеют телефонную связь.
- Не могу в очередной раз не отметить смоленских связистов: эти почти 2200 таксофонов устанавливались не на площади Ленина или проспекте Гагарина, а даже там, где скорее услышишь медвежий рев, чем человеческий голос.
- Можно, конечно, посчитать затраты на исполнение работ, разделив свыше четырехсот миллионов рублей на число установленных таксофонов. Но если говорить о доступности услуг связи, то она в областном центре, конечно, намного выше, чем у селян: горожане, кроме проводной связи, имеют нередко по 2-3 мобильных телефона на семью, а то и больше. Теми же таксофонами в городе почти не пользуются – за исключением, может быть больниц и поликлиник. Мы постарались убрать таксофоны с тех мест, где ими не пользуются, установив дополнительные там, где это целесообразно.
- В прошлом году коллектив Смоленского филиала «ЦентрТелекома» выполнял еще один ответственный проект, за который, кстати, Вы, Андрей Витаутович, и ряд других отличившихся сотрудников компании награждены специальными медалями. Проект, без сомнения, войдет в историю Смоленщины – это подключение к сети Интернет всех общеобразовательных учреждений области.
- Подключение школ к Интернету осуществлялось в рамках национального проекта «Образование». В Смоленской области в программу попали сначала 554 школы, а в ходе осуществления проекта две школы выбыли, т.е. были закрыты. Кстати, это один из показателей сложной демографической ситуации в регионе.
Сначала перед нами поставили задачу завершить подключение школ к Интернету к концу 2007 года. По мере сдачи объектов сроки становились все жестче, наконец, нам определили закончить подключение к 1 сентября, потом в августе, а нам удалось выполнить запланированный объем работ еще в первой декаде июля.
- Причем смоленские связисты обеспечили высокое качество, не случайно, как говорят, «награды нашли героев»...
- Компания «РТКомм.РУ», входящая в группу компаний «Синтерра» была генеральным подрядчиком этой программы на федеральном уровне, она подписывала договор с министерством образования России. А далее «ЦентрТелеком» и мы как его структурное подразделение выступали субподрядчиками по реализации этой программы на территории Смоленской области. «Синтерра» и учредила специальные медали, которыми, награждены наши сотрудники и некоторые специалисты областного департамента по образованию, Россвязьохранкультуры.
- Могу подтвердить, что нагрузка у ваших специалистов была колоссальной. Один знакомый связист говорил мне, что домой приходил за полночь.
- Мы, как могли, поощряли своих сотрудников. Жаль, что возможности поощрения у меня ограниченные, а хорошо, что такие сознательные люди у нас работают.
Жесткие сроки, отведенные на подключение школ к Интернету, невольно напомнили мне попытки осуществления некоторых не столь успешных программ. Их даже на моей практике было по меньшей мере три. Слава Богу, что эта программа, в отличие от предыдущих, реализована.
У меня нет сомнений в том, что школы нужно было подключать к Интернету, без него современное образование вообще трудно себе представить. Но важно, чтобы пользование Интернетом получало дальнейшую федеральную поддержку и софинансирование на областном уровне. Ведь предыдущие программы как раз и оказались нереализованными именно из-за того, что перестала поступать в школы финансовая подпитка.
- Андрей Витаутович, примерно год назад в интервью журналу Вы высказали прогноз, что стоимость услуг Домолинка начнет существенно снижаться. Оправдался ли Ваш прогноз?
- Да, хотя надо бы спрашивать не меня, а пользователей Интернета.
«Домолинк» - это торговая марка, а применяемая технология – ADSL. В переводе с английского – ассиметричная цифровая абонентская линия. Технология получила широкое распространение с середины 1990-х годов, пришла из США, пережила сильный бум в Европе и теперь весьма популярна в России. Именно эта технология высокоскоростного доступа в Интернет оказалась привлекательна для миллионов людей благодаря оптимальному сочетанию главных слагаемых – цены и качества. Сегодня модемы ADSL по цене фактически сравнялись с обычными модемами, минимальны первоначальные затраты установки за счет имеющейся инфраструктуры. Это способствует увеличению числа пользователей, что естественным образом приводит к уменьшению себестоимости услуги, что в свою очередь дает возможность операторам снижать стоимость этой услуги.
«ЦентрТелеком» стал одним из лидеров массового подключения абонентов к сети Интернет по технологии ADSL. Всеобщая доступность Всемирной сети является ее привлекательным качеством. И мы стремимся удовлетворять потребность населения в Интернет-услугах.
- Андрей Витаутович, и все-таки у Вас уникальная компания!
- С этим я соглашусь...
- Возьмите продукты питания, газ, нефть, коммунальные услуги. Все тарифы растут галлопирующим образом. А тарифы телефонии и по различным услугам информационных технологий снижаются. Вот так парадокс! Растет инфляция, все вокруг за все платят больше, а Вы снижаете цены! Поясните, пожалуйста, почему так происходит.
- Скажу откровенно, на цены влияют несколько факторов. И нельзя давать оценку компании, хорошая она или плохая, по тому, повышает или понижает она тарифы. До середины 1990-х годов у проводной связи практически не было альтернативы. А сегодня, когда на рынке телекоммуникаций десятки «игроков», по стереотипу телефон ассоциируется прежде всего с нашей компанией. На самом деле за последних 10-12 лет ситуация на рынке кардинально изменилась. Появились сотовые компании, которые предлагают достаточно доступные тарифы, разнообразные услуги.
В прошлом году мы предложили новые тарифные планы. В их основу заложены принципы, которые сотовые компании давно используют. Почему-то, что касается сотовых компаний, то ни у кого не возникает возражений по системе оплаты. Даже при том условии, что до сих пор тарифы на мобильные телефоны выше, чем у нас. Поминутная оплата там была всегда.
Но когда аналогичные предложения возникают в проводной телефонии, это вызывает ярое отторжение. Опять-таки мы имеем дело со сложившимся стереотипом. Ситуация уже кардинально поменялась.
- И тем не менее сегодня люди вам уже благодарны, что «ЦентрТелеком» снижает цены на оказываемые услуги.
- Благодарность всегда приятна. Но в первую очередь это чисто экономический подход. Поясню на трех тарифных планах. Когда у нас была уравниловка, все платили одинаково. Но при этом меня всегда поражало, почему «защитники народа» пытались выдвигать социальные требования и говорили об ущемлении малоимущих. А при уравниловке именно малоимущие были самыми незащищенными, потому что для богатых абонентская плата составляла на несколько порядков меньшую часть от заработка, чем у тех же бюджетников и пенсионеров. И как раз 3 тарифных плана позволили человеку привести потребление услуги в соответствие со своими доходами.
Поскольку так называемый отложенный спрос уже исчерпывает себя, ибо практически все желающие давно обзавелись стационарным телефоном, традиционная телефония практически дает сейчас незначительный рост – максимум два процента в год. Почему мы делаем упор на Интернет и широкополосный доступ, другие новые услуги? Потому что они сегодня востребованы и интенсивно растут. Это нам дает возможность привлечь клиентов, а полученные средства мы направляем на различные новые проекты. Правда, тут рынок жесткий. И технологий доступа в Интернет более чем достаточно. Потребитель уже выбирает по соотношению цена-качество, т.е. доступность и стоимость. Пока за счет собственных ресурсов мы предлагаем по более низкой цене более качественный доступ в Интернет. Наше преимущество по сравнению с другими предложениями на рынке пока существует. Понятно, что вечно это не может происходить. Поэтому мы уже сегодня обязаны думать, какую технологию будем применять лет через пять, чтобы остаться на этом рынке доминирующей компанией.
Сегодняшнее ее доминирование на рынке предоставления услуг широкополосного доступа подчас воспринимается как свидетельство нашего монополизма в этой сфере. Так вот его нет и не было изначально. У нас существуют определенные конкурентные преимущества перед другими за счет сочетания таких благоприятных факторов, как наша разветвленная инфраструктура и возможность использования на текущий момент наиболее массовой, доступной по цене технологии ADSL. Но это не является монополизмом. Мы просто используем свои конкурентные преимущества, чтобы иметь максимальное количество пользователей.
- Продолжая Ваш, Андрей Витаутович, ответ на вопрос, скажу: однажды заполучив меня как пользователя Интернета, «ЦентрТелеком» уже вряд ли потеряет меня как клиента. А теперь задача – предложить мне побольше привлекательных услуг, чтобы я охотно ими пользовался и, следовательно, приносил компании денежные доходы.
- Правильно. Но при этом мы владеем статистикой потребления, знаем, какими услугами вы пользуетесь. И можем под ваши потребности адаптировать наши предложения.
Речь идет о следующем. У нас есть потребитель со своими требованиями к услуге, которую мы ему предоставляем. Кому-то нужна скорость, кому-то - более высокое качество, кого-то цена интересует, а кого-то - сочетание всех этих факторов. Технология ADSL позволяет все эти три фактора сделать максимально доступными - и цена более-менее привлекательна, и скорость приличная, и быстрота исполнения обеспечивается, что положительно влияет на формирование абонентской базы.
В дальнейшем же у каждого из подключенных абонентов начинает доминировать какой-то из этих трех основных факторов. Кому-то надо скорость повысить, перестали удовлетворять возможности, которые предоставляет ADSL. Кому-то требуется снижение цены. У кого-то объемы подрастают. Имея клиентскую базу, сформированную на основе технологии широкополосного доступа, мы можем строить прогнозы, какие новые технологии целесообразны с экономической точки зрения предлагать абоненту с учетом фажных для него факторов. Для кого-то более оптимальные тарифные планы следует предложить под его объемы потребления. Для кого-то надо будет увеличить скорость, объемы расширить, для чего оптический кабель проложить в ту точку, где абонент находится.
Инвестиции в развитие инфраструктуры, таким образом, напрямую увязываются с работой на региональном уровне по расширению клиентуры. У нас любой реализуемый проект проходит стадию изучения окупаемости, маркетологический анализ. Это нормальная практика, которую каждая более-менее крупная компания применяет.







 


 

 

 

№1 (13)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич