Главная | Архив |

 

СКАНДАЛЫ

 

№01 (01) 2006 - Журнал "Смоленск"

ФИАСКО ДЕПУТАТСКОГО «РАССЛЕДОВАНИЯ»

Коллеги по депутатскому корпусу меж собой называют Алексея Казакова «убедительно говорливым». Можно по-разному относиться к этому молодому политику, но нельзя не признать, что за короткий срок депутатской деятельности (на год меньше большинства остальных «народных избранников») он своей активностью и энергичным участием в обсуждении почти всех вопросов с лихвой наверстал время, привлек внимание общественности, прессы и заставил о себе говорить. Алексей стал издавать газету «для избирателей округа», и это вызвало желание у ряда других его коллег также «отчитаться» перед электоратом в «газетном формате» через изготовление собственной печатной продукции.

Словом, проявил себя Алексей Казаков как яркая личность, которой несмотря на 30-летний возраст, стараются подражать даже старшие товарищи. Но, видимо, для еще большей популярности захотелось молодому депутату громкого скандала.

Кого из администрации вызвать к «барьеру»? Мэр для этой роли, наверное, не подошел: с ним уже какой год «Смоленская газета» «пикируется», а все не дожмет. Многое сказано-пересказано, и «свеженькую клубничку» трудно раскопать.

Объектами для критики стали первый заместитель мэра Владимир Лабовский и начальник управления муниципального имущества Виталий Фролов. Их Алексей Казаков вместе с другим депутатом Эдуардом Качановским обвинили фактически в разбазаривании «народных миллионов» из-за неэффективного управления муниципальной собственностью. Депутаты даже добились решения сессии горсовета о создании рабочей группы по проведению расследования, правда, их коллеги от участия в этой акции отказались.

Зато со свойственными ему безаппеляционностью и выработанной за годы руководящей работы привычкой, не разобравшись, обвинять, судить и вершить человеческие судьбы губернатор Виктор Маслов обрушился с резкой критикой в адрес городских властей, которые, мол, допустили нарушения в вопросах аренды муниципальных помещений.

Наверное, в другое время ответственным за эту работу пришлось бы, как говорится, без суда и следствия уходить в отставку. Но сегодня спасает то, что их непосредственный начальник – глава города – сам находится под огнем критики губернатора и на собственной шкуре ощутил «жжение» от несправедливых упреков. К тому же, общественное мнение уже оценило истинный вес губернаторского слова. Скажу даже больше: почему-то любое высказывание В.Н. Маслова вызывает сомнения, а не кроется ли за критикой коммерческий интерес «семьи». Пошли по Смоленску разговоры, мол, собираются «сильные мира сего» создать предпринимательскую структуру по взиманию денег с арендаторов муниципальных помещений…

Окрыленные озвученной в телеинтервью губернатора командой «Фас!» Казаков и Качановский обрушили на доверчивых смолян «страшилки»: исполнительная власть ликвидацией муниципальных магазинов высокоприбыльные предприятия превратила в убыточные, почти 200 работников фактически выбросила на улицу. Здесь же «крокодиловы слезы» по магазину «Комиссионные товары» на улице Кирова, площади которого отдали в аренду московским компаниям «ЦентрТорг» и «Интерфинанс».

На непосвященного человека эти и подобные им факты действуют магически. Мы все наслышаны и возмущены экспансией столичных коммерческих структур, которые вытесняют с рынка доморощенных хозяйственников. Потом, правда, нередко вместо них появляются «свои», как, например, зять губернатора О. Потемкин на Смоленском льнокомбинате… Словом, высказанная городскими депутатами озабоченность по меньшей мере «не отвечающим запросам и интересам всего городского сообщества» уровнем управления муниципальным имуществом легла на «удобренную почву». И даже для обремененных опытом и мудростью людей приводившиеся цифры и примеры казались, на первый взгляд, убедительными. Вот только… оказались они в большинстве своем несоответствующими действительности. Специалисты городской администрации подготовили комментарии к «расследованию» депутатов. Я не буду их повторять: они опубликованы в печати, а газета «Рабочий путь», например, посвятила разбору деталей ряд публикаций и убедительно показала истинную ценность «страшилок».

Здесь хочу сказать о другом: администрация, как ни странно это звучит, должна поблагодарить депутатов Казакова и Качановского за поднятый ими скандал. Теперь под «шумок» критики исполнительной власти за низкие ставки аренды помещений можно смело поднимать планку платежей. Мол, это делается «по просьбе трудящихся». На недавнем Совете предпринимателей были озвучены варианты методики исчисления арендной платы, и уже предлагается скачок цен на 26 процентов…

Кстати, выступавшие на этом заседании арендаторы на конкретных примерах убедительно доказали, что цифры из депутатского «расследования» по меньшей мере некорректны. А предлагаемое Казаковым повышение платежей в разы попросту загубит малый бизнес. Но сам «герой» скандала остался при своем мнении. Вот что он сказал по окончанию заседания Совета предпринимателей в интервью редактору «Нового Смоленска»:

- Я поднимал вопрос не о повышении аренды за пользование муниципальными помещениями почти на 30 процентов. Не совсем корректно подан материал. Я предлагал применить оценку рыночной стоимости квадратного метра – где-то аренда при такой оценке снизится, а где-то повысится.

- Полагаю, что стоимость повысится в большинстве случаев.

- Значит, так диктует рынок. Значит, мы лукавим, когда говорим о рыночных подходах, а на практике устанавливаем в лучшем случае «потолочные» цены.

То, что состоялся диалог предпринимателей и власти, - это большой плюс. То, что люди высказали свое мнение, расхожее, может, даже и с моим, тоже большой плюс. Но есть ряд аспектов. Первое, сегодня сложилась ситуация, когда зарабатывающие деньги в свой карман люди обсуждали, как этот карман сохранить абсолютно доходным, недодавая в карман всех граждан города. Имущество – это карман всех граждан города, источник дохода людей. И произошла борьба карманов. Я стою на стороне имущества всех граждан города. Предприниматели говорили, как им трудно, как они мало зарабатывают. Я согласен: надо где-то идти им навстречу. Но почему-то никто не предложил вынести на обсуждение вопрос о том, готовы ли эти предприниматели провести публичные слушания о стоимости их услуг или товаров для тех же работников бюджетной сферы, которым в этом году даже не дали 10-процентной надбавки. Я не думаю, что предприниматели так же страстно готовы обсуждать, по каким ценам они должны продавать свой товар, как и тему, сколько им недоплатить средств в бюджет за аренду помещений.

Сам характер публичных слушаний мне не совсем понятен. Давайте завтра проведем дискуссию, сколько должны получать бюджетники, послезавтра – сколько хочется платить за коммунальные услуги, еще давайте поговорим о том, что буханка хлеба должна стоить 5 рублей. У нас у всех есть пожелания: сэкономленное – это заработанное. Я не увидел логики в обсуждении: что мы хотели услышать от людей, которым предлагаем платить больше. Убедить их, что городу еще надо чинить дороги, ремонтировать кровли, трудно. Они не хотят об это знать в контексте с арендной платой. Их беспокоит личный доход. Некоторые так и высказались на заседании Совета: вот я дома меняю трубы, хочу, чтобы и здесь мне возместили расходы на замену труб.

Я согласен: подход к арендной плате должен быть выборочным. То, что касается ремонта обуви, - один подход, льготный, по медицинским услугам – вопрос, нужно выборочно смотреть: когда заболел зуб, последние деньги вынешь из кармана, и этим частные стоматологи пользуются… Давайте проведем публичные слушания по стоимости этих услуг – стоматологи этого явно не захотят.

- Денег в бюджете не хватает. А почему же Вы как депутат тормозите продажу муниципального имущества?

- Потому что я не считаю, что заработанное многими поколениями смолян имущество, которое может быть доходным для города, мы имеем право огульно распродать как залежалый товар, объединяя ликвидные объекты в один лот. Я не считаю, что продав сегодня в один заход, бросив один кусок, мы накормим работников бюджетной сферы. А что будем делать через год, через три, пять? Что останется нашим детям?

- Но к 2009 году все равно придется все муниципальное имущество приватизировать…

- Формы приватизации бывают разные: акционирование, перепрофилирование (от редактора: это для меня откровение, что перепрофилирование является формой приватизации). Вы знаете, что в Смоленске нет ни одного Дома детского творчества нормального? Знаете, что у нас нет ни одной бальной или художественной студии? Надо разделять доходы бюджета и социальные расходы. Ведь мы работаем не для того, чтобы тупо получить доход в бюджет. Мы еще работаем для того, чтобы людям удобно жить в этом городе. Власть для этого и предназначена.

- А доходы на покрытие социальных расходов откуда получать? Та же аренда помещений – неналоговый доход бюджета – может оказаться убийственной для дела и в конечном итоге приведет к повышению цен на товары, уменьшению налоговых поступлений…

- Я скажу так: должна быть рыночная оценка. В своем расследовании я привел красочные примеры субаренды: 80 и 400 рублей. Кстати, после того, как этому магазину снизили субаренду, цены на товары не уменьшились. Если вернут плату к уровню 400 рублей, цены опять-таки не возрастут, потому что конкуренция существует, это рынок, покупатель пойдет в соседний магазин… Если говорить о том, что необходимо защищать всех предпринимателей, давайте, может быть, из бюджета их дотировать, у кого не получается. Наша задача – обеспечить для них максимально комфортные условия работы, максимально прозрачные, вникнуть в проблемы, в конкретные отрасли и сказать: здесь действительно сложно, отрасль вымирает, и пойти тем же мастерским навстречу. Но, простите, торговые площади в центре Смоленска сдавать в аренду за бесценок – крайне несправедливо. Я считаю, что публичные слушания надо проводить с собственным мнением администрации.

- Но ведь администрация как раз предложила методику исчисления арендной платы…

- Во-первых, предложены три методики и переходный период. Новую методику можно применить только с января 2008 года. Во-вторых, для того, чтобы обсуждать что-то концептуальное, надо выйти и объяснить причины изменения расчета. Здесь не зря люди слабым голосом поднимали вопрос о субаренде. Это крик души. Им говорят, мол, идите и скажите, что незаконно с нас взимаете повышенную плату. Но, это же очевидно, арендатор по другой цене не предоставит помещение. А субаренда присутствет в массовом порядке. Поднятие цены отразится не на тех, ко берет имущество в субаренду, а на тех, кто сам работает. Можно рассматривать заявления предпринимателей, работающих с социально незащищенными категориями граждан, по снижению им арендной платы. Не надо забывать, что мы изыскиваем средства на зарплату учителям, врачам, работникам культуры. У тех же предпринимателей могут быть претензии к качеству труда и учителя, и врача. Но простите, сколько получает учитель? Воспитатель имеет 1200 рублей…

- Есть в Ваших словах, на мой взгляд, популистские моменты. Но уже одно то, что Вы подняли вопрос об аренде муниципальных помещений, принесло положительный эффект в улучшении учета и усилении контроля за работой управления муниципального имущества.

- Хорошо, что к этому вопросу мы публично обратились. В глазах предпринимателей (а я сам предприниматель) я выгляжу неприглядно. В этой ситуации против их кармана я отстаиваю карман города, простых граждан, которые живут на деньги бюджета. Но считаю это необходимым. Я буду по-прежнему настаивать на оценочной стоимости аренды. Плюс отдельное рассмотрение каких-то специальных понижающих коэффициентов для определенных групп и направлений предпринимательской или общественной деятельности.

Вот такое эмоциональное интервью дал мне Алексей Казаков. Ему не откажешь в логике, в умении играть на чувствах простых людей, но увы – приведенные в начале статьи слова его коллег по депутатскому корпусу мне вспомнились, пока я слушал этот комментарий. Вроде бы все убедительно, только предлагаемый депутатом путь – тупиковый. Резкий скачок цен за аренду не прибавит зарплаты воспитателю. Скорее наоборот – дополнительные расходы предприниматель переложит на плечи покупателей его товаров и услуг, и тогда 1200 рублей воспитателя не хватит даже на воду и квас…

Подобные комментарии довелось слышать от многих участников этого заседания. Мне интересно было услышать мнение депутата Дмитрия Леванта, потому что он сам предприниматель и не понаслышке знает, что такое малый бизнес, каково ему выживать в рыночной конкуренции:

- Я раньше дважды присутствовал на заседаниях Совета предпринимателей, и у меня сложилось мнение, что этот Совет – ручного плана. А сегодня увидел, что предприниматель растет как гражданин. Все, что сегодня говорилось, было взвешено и аргументировано. Люди смотрят на свою предпринимательскую деятельность не под ракурсом того, чтобы заработать сейчас и немедленно, а с перспективой развития и стабильности.

Результат такой, что городская администрация работала правильно, что поднятая Качановским и Казаковым шумиха неоправданна, и это единодушно сказали все собравшиеся предприниматели. Такое впечатление, что это так называемое депутатское расследование оказалось «мыльным пузырем», что инициаторы понятия не имеют в экономике, в истинных расходах на предпринимательскую деятельность. Мне само это слово «расследование» крайне не нравится. Оно отдает чем-то криминальным. Имели ли право депутаты Качановский и Казаков проводить это расследование, для меня большой вопрос. А истинный «вес» сделанных выводов убедительно раскрыт в статье «Рабочего пути» о так называемых «смоленских миллионах». Я боюсь говорить о фальсификации фактов, но то, что депутаты горсовета их же коллегами были введены в заблуждение, это однозначно. Как и граждане Смоленска. Заседание Совета предпринимателей убедительно доказало, что депутатское «расследование» было предвзятым и целенаправленно ориентировано не на установление сути, а на введение в заблуждение людей.

Чтобы хоть как-то разрядить «обстановку» повествования в этой статье, приведу стихотворную шутку, которую экспромтом сочинил один из присутствовавших на заседании Совета предпринимателей острослов:

Бизнесмены возмутились, На Алешу навалились: «Ты от жизни так далек, Как от чудища малек. Ставки нужно не растить, А разумно опустить!» Так про то и записали, Мэру мнение послали. Ну, а спикер удалился Раньше, чем Совет закрылся.

Только одно беспокоит: скандал шуткой не закончился. Если даже эта тема станет исчерпанной, найдут другую. Раскол в рядах горсовета налицо, как и противостояние между представительной и исполнительной ветвями власти областного центра. Хотя «вожди города» нас иногда и пытаются успокоить, будто никакой конфронтации между ними нет. Неужели пора призывать на подмогу кота Леопольда?

№01 (01) 2006 - Журнал "Смоленск"


© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич