Главная | Архив |

 

Итоги и перспективы

 

№01 (01) 2006 - Журнал "Смоленск"

Как сводятся дебет с кредитом

Первый заместитель главы города Смоленска Владимир Лабовский курирует те сферы городского хозяйства, которые в значительной мере обеспечивают доходы муниципального образования, определяют оптимальные расходы, разрабатывают программы социально-экономического развития, контролируют исполнение бюджета. Это своего рода мозговой, аналитический центр администрации города, подкрепленный исполнительскими функциями. Вопросы экономики и финансов, управления имуществом и потребительским рынком затрагивают интересы буквально каждого жителя Смоленска. И от их решения зависит благосостояние смолян.

Как же сложился 2006 год по этим основополагающим направлениям деятельности городской администрации, какие успехи достигнуты и какие проблемы остались неразрешенными – этот круг тем поднимается в предлагаемом вниманию читателей журнала «Новый Смоленск» интервью В.И. Лабовского.

- Эти структурные подразделения, которые я курирую, - управления экономики, финансов, муниципального имущества и потребительского рынка – объединяет одно: они формируют большую часть доходов бюджета. И поэтому от эффективности работы данных подразделений действительно зависит успех исполнения доходной части бюджета и расходных обязательств. 2006-й год порадовал тем, что уже в третьей декаде ноября была исполнена доходная часть бюджета, которая принималась на год. А по итогам года приятно отметить то, что превышение собственных налоговых доходов оказалось в объеме свыше 225 миллионов рублей.

- Такой результат возможен в двух случаях: либо произведены недостаточно четкий анализ и расчеты поступления доходов, либо предприняты значительные усилия городской администрацией по пополнению доходов, изысканию резервов притока в казну дополнительных средств. Хочется надеяться, что прибавка доходов явилась итогом плодотворной работы экономической и финансовой служб, да и других управлений исполнительной власти.

- Появились дополнительные источники доходов, которые существенно превысили плановые. Это, например, право на аренду земельных участков, предоставлявшееся по итогам торгов и аукционов. Превышены неналоговые доходы по аренде помещений муниципальной собственности на сумму более 21 миллиона рублей. Кроме того, поступления от налога на вмененный доход, налога на доходы физических лиц оказались выше запланированных. Я это связываю с тем, что еще в конце 2005 года у нас была создана межведомственная комиссия по оперативному рассмотрению вопросов несвоевременного поступления платежей по налогам в бюджет города. В состав комиссии входили представители районных налоговых инспекций, других федеральных служб. И благодаря оперативной и эффективной работе комиссии налоговые доходы существенно превысили плановые показатели.

- Какие Вы, Владимир Иванович, можете привести примеры эффективности организации торгов на право аренды земельных участков, по реализации муниципального имущества?

- Показателен пример с проведением аукциона по участку на проспекте Гагарина. Стартовая цена определилась в 900 тысяч рублей, а на торгах сумма возросла до более чем 13 миллионов рублей. По реализации муниципального имущества планировалось получить за год 4 миллиона рублей, а в доход бюджета поступит более 115 миллионов рублей. Сумма в 14 раз выше доходов от продажи имущества, полученных в 2005 году.

- Ваши оппоненты бросают упреки, что, мол, городская администрация неэффективно работает по аренде муниципальных помещений. Судя по тем цифрам, что Вы озвучили (превышение плановых показателей – более чем на 21 миллион рублей), дело предстает совсем в ином ракурсе…

- Действительно, были утверждены доходы по сдаче в аренду помещений в объеме 68 миллионов 200 тысяч рублей, а получила казна около 90 миллионов. Это как раз и является объективным показателем эффективности использования муниципального имущества. Упрек оппонентов заключается в том, что, по их мнению, можно сдавать в аренду муниципальное имущество по рыночным ставкам, превышающим утвержденные городским Советом. Но хотел бы подчеркнуть, что эти ставки определяются по утвержденной тем же городским Советом методике. А депутаты Казаков и Качановский полагают, что надо увеличивать ставки в 3 и более раз, ссылаясь на оценку риэлтеров. По таким ставкам и администрация города могла бы сдавать в аренду помещения, но для подавляющего большинства предпринимателей риэлтерские ставки недопустимо высокие. Они поставят малый и средний бизнес в очень тяжелое финансовое положение, что, на мой взгляд, недопустимо.

- Какие основные задачи ставились перед экономической службой администрации на 2006 год и как они были решены?

- Управление экономики – многоцелевое и многофункциональное. Мы ставили перед ним задачу подготовить прогноз социально-экономического развития на 2007 год. Во втором квартале прошлого года он был готов в первом варианте и окончательные коррективы внесены к началу второго полугодия. На основании этого прогноза составлена программа социально-экономического развития, которую предстоит утвердить на сессии городского Совета в конце первого квартала 2007 года. Это основные направления деятельности администрации в социальной и коммунальной сферах городского хозяйства.

Следующим вектором деятельности управления является подготовка тарифной политики и принятие тарифов на 2007 год. Эта работа начала осуществляться в апреле месяце, и ее итогом стало принятие тарифной политики на предпоследней в истекшем году сессии городского Совета.

Управление также занимается разработкой среднесрочных программ социально-экономического развития города, согласованием цен и тарифов муниципальных унитарных предприятий и учреждений. Подготовлены проект областного закона, финансово-экономическое обоснование и пояснительная записка к законодательной инициативе Смоленского городского Совета «О статусе города-героя Смоленска - административного центра Смоленской области».

- Если проанализировать прогноз на 2006 год, который экономическая служба разрабатывала еще в 2005 году, насколько он оказался точным?

- Мероприятия, которые мы определили по этому прогнозу в программе социально-экономического развития, выполнены практически полностью. Это говорит о качестве прогноза и является результатом исполнения доходной части бюджета.

- Действительно, когда имеются в наличии запланированные доходы, их есть на что потратить… Важно только, чтобы расходовались средства экономично и по целевому назначению, а тщательно продуманная программа действий является гарантом эффективности вложений каждого бюджетного рубля.

А теперь давайте поговорим о потребительском рынке. Что на нем было примечательного в 2006 году и какие перспективы Вы, Владимир Иванович, видите на 2007 год по его развитию?

- Наиболее динамично развивающаяся отрасль городского хозяйства – это действительно потребительский рынок. Приятно констатировать то, что доходная часть бюджета города за счет налоговых и неналоговых источников более чем на 30 процентов формируется за счет субъектов малого бизнеса и предпринимательства. Например, аренда муниципальной собственности на 100 процентов осуществляется именно субъектами малого бизнеса, поступления от налога на вмененный доход в сумме более 225 миллионов рублей также от них, как и более 20 процентов налога на доходы физических лиц, значительная часть поступлений за аренду земельных участков. Словом, от эффективности развития малого бизнеса зависят исполнение доходной части бюджета города и обеспечение расходных обязательств по социальной и коммунальной сферам городского хозяйства.

- Даже визуально смоляне и гости Смоленска обратили внимание на то, что больше магазинов в городе появилось. На центральных улицах практически не встретишь ни одного дома, где бы первые этажи не занимали различные бутики, сервис-центры или кафе. Представляется, что в ряде микрорайонов они в избыточном количестве. Но рынок все отрегулирует. И главное – предпринимательская активность налицо, а это гарантия пополнения казны и удовлетворения спроса смолян на разнообразные товары и услуги.

- Конечно, имеется определенная доля риска при формировании того или иного направления деятельности. Полномочиями городского округа не предусмотрена материальная поддержка малого бизнеса, и мы не вмешиваемся в процесс формирования видов деятельности малого бизнеса. Но создавать условия для предпринимательства обязаны. И приятно констатировать, что объем розничного товарооборота и оказания платных услуг увеличился за 2006 год почти на 20 процентов. В определенной степени это результат и наших усилий.

- Вот эти прибавки по различным видам хозяйственной деятельности и являются, на мой взгляд, тем источником, который позволяет администрации города постепенно гасить долги, накопленные за, как минимум, десятилетие. И это в условиях крайне скудного бюджета! Расскажите, Владимир Иванович, как налажена работа с кредитными ресурсами. Ведь мудрая кредитная политика тоже весьма благоприятно влияет на эффективность использования бюджетных средств.

- Приведу такой наглядный пример: бюджет на 2006 год предусматривал около 40 миллионов рублей на обслуживание процентной ставки привлекаемых кредитов по муниципальному долгу. А мы в результате досрочного погашения кредитов, оформленных под высокие процентные ставки, сумели сэкономить более 20 миллионов рублей бюджетных средств. Теперь банковские учреждения уже не могут, как в прежние годы, навязывать нам кабальные проценты. Администрация больше не нуждается в кредитах на выживание. Мы берем кредиты только на программы развития, когда есть необходимость быстрого вложения крупных денежных средств с очевидной окупаемостью затрат. Имеем возможность выбирать те кредитные учреждения, которые предлагают более выгодные для нас условия. Например, оформили кредитный договор по низкой процентной ставке с одним из банков Пскова – так теперь местные банкиры стали покладистее…

- Исполнение тех вопросов, которые решают курируемые Вами, Владимир Иванович, управления администрации, во многом зависит от решений городского Совета, утверждающего, например, доходы и расходы бюджета, тарифы на коммунальные услуги, стоимость аренды и т.д. Насколько слаженной получается работа?

- В целом доходных источников для города Смоленска явно недостаточно. За нами закреплены всего три финансовоемких налоговых источника: налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход и земельный налог, два неналоговых источника: арендная плата за земельные участки и за помещения муниципальной собственности. Последние составляют около 18 процентов от всех поступлений в бюджет города.

Для потребностей городского округа явно недостаточно остающихся в нашем распоряжении налогов, например, от наиболее «денежного» налога - на доходы физических лиц – нам выделяют всего 30 процентов.

Поэтому администрация города пытается максимально использовать муниципальное имущество, чтобы увеличить доходную часть бюджета. В этом вопросе среди ряда депутатов мы часто сталкиваемся с непониманием. Расходные полномочия для социальной и коммунальной сфер утверждаются сессией городского Совета. И при согласовании расходов, к примеру, на ремонт дорог или кровель, фасадов зданий, внтуридворовых территорий мы не встречаем противодействия: озабоченность высказывается избирателями, и депутаты об этом знают. Но вот когда возникает проблема изыскания дополнительных доходных источников для обеспечения комфортности проживания смолян, горсовет вдруг останавливается на полпути.

Администрация предлагает нормальный, цивилизованный путь – приватизацию муниципального имущества. По нему идут в большинстве муниципальных образований субъектов федерации, тем более, что по 131-му федеральному закону до 1 января 2009 года все неиспользуемое для обеспечения своих полномочий имущество города должно быть либо приватизировано, либо перепрофилировано (перепрофилирование предполагает изменение вида использования имущества под полномочия муниципального образования). То есть у нас практически не остается времени для того, чтобы в соответствии с нормой 131-го закона распорядиться данным имуществом. Тем более, что у нас более 1200 объектов, которые находятся в аренде.

За оставшееся время имущество предстоит реализовать по одной из форм приватизации. Наиболее привлекательной и эффективной нам представляется продажа на аукционах – для извлечения максимальной прибыли. После продажи имущество также будет работать на казну – через налоги на имущество. Но позиция администрации не находит понимания среди значительной части депутатов. И это противостояние наблюдалось в течение всего 2006 года. Сначала горсовет утвердил прогнозный план приватизации, в который включил 60 объектов, но к концу года реализовано было только 18 объектов – на остальные мы не получили разрешение.

На последней в 2006 году сессии городского Совета депутатам было предложено дать согласие на приватизацию 25 объектов. Но, к сожалению, часть депутатов совершила демарш – покинула помещение, голосовала, как теперь модно стало говорить, ногами. Сессия оказалась неправомочной решать вопросы повестки дня, и теперь намеченные к продаже объекты нужно вновь вносить на утверждение сессии и выставлять на торги уже только на вторую половину 2007 года…

- Короче, время потеряно…

- Да. Примерная выручка от реализации этих объектов могла составить около 100 миллионов рублей. Это был бы дополнительный источник доходов. Он крайне необходим для исполнения бюджета на 2007 год, который, с согласия депутатов, утвержден с предельным дефицитом, составляющим 10 процентов от собственной доходной части бюджета. В утвержденном бюджете определены расходные обязательства под запланированные собственные доходы, которые только от реализации имущества должны были составить 130 миллионов рублей. Где теперь изыскивать эти средства, депутаты не подсказали…

- Получается, что одной рукой горсовет голосует за предлагаемую администрацией экономическую политику, а другой рукой ставит тормоз при реализации этой программы действий.

- Утверждая прогнозный план приватизации и принимая годовой бюджет с указанными источниками покрытия дефицита, депутаты, к сожалению, в дальнейшем оказываются непоследовательными.

- Если проанализировать 15 лет новейшей смоленской, да и общероссийской истории, то все эти годы наблюдалось острое противостояние между региональными властями и руководителями областных центров по формированию муниципальных бюджетов. Сейчас вроде бы отношения поставлены на законодательную базу, за городами закреплены источники бюджетного финансирования. Их, правда, явно недостаточно. И закон это учел, предоставив право законодательным органам субъектов федерации выделять субсидии, устанавливать повышенные нормативы отчислений по различным налогам и неналоговым платежам. Но, как и предыдущие составы областной Думы, нынешний, в котором тоже большинство депутатов проживает в Смоленске, обделяет крупнейшее муниципальное образование региона. Опять поступают «народные избранники» несправедливо: областной центр вносит в бюджеты всех уровней почти две трети налогов и неналоговых платежей, здесь живет треть населения области, но на него субсидий почти не перепадает… До каких пор будет продолжаться эта самая настоящая дискриминация? Я бы даже сказал – грабеж…

- На этот вопрос могут ответить только избиратели. Мне остается надеяться, что на будущих выборах в областную Думу жители Смоленска отдадут свои голоса тем смолянам, которые не на словах, а на деле радеют за процветание родного города.

Что же касается консолидированного бюджета области, налоговых и неналоговых доходов муниципальных образований, то с введением в действие 131-го закона число муниципалитетов значительно возрастает – в разы, и делить «тришкин кафтан» будет еще сложнее. Но при всех понятных проблемах сельских поселений принцип справедливости должен быть главенствующим. Немудреное дело – раздать бюджетные деньги на зарплаты, явно несоизмеримые с коэффициентом трудового участия и не окупаемые реальными делами по возрождению села. Гораздо честнее прямо заявить, чтобы рассчитывали только на то, что сами заработали. Во главу угла при «дележке» бюджетного «пирога» должны быть положены количество проживающих в муниципальных образованиях граждан и их вклад в консолидированный бюджет.

Дополнительными источниками бюджетов в муниципальных образованиях являются фонды, которые формируются в структуре областного бюджета. Таких фондов пять. Объем этих фондов составляет более трех миллиардов рублей. Средства распределяются по муниципальным образованиям, которых с 1 января 2006 года стало в Смоленской области 350. Распределение осуществляется по рекомендациям профильных комитетов, трехсторонних комиссий, депутатских слушаний на заседаниях областной Думы.

На 2007 год муниципальным образованиям дополнительно передали четыре вида налоговых доходов. Для Смоленска важны три вида, потому что сельхозналог для городского округа, как вы понимаете, не актуален. Назову эти налоги: транспортный, на игорный бизнес, на имущество юридических лиц по нормативу 10 процентов. Объем передаваемых налогов составляет более 100 миллионов рублей. Казалось бы, мы должны радостно хлопать в ладоши, что нам предоставили такой дополнительный источник налогов. Но одновременно нас лишили субвенций, субсидий и дотаций из областного бюджета. Ладно бы, пропорционально уменьшили потоки средств из областных фондов – так нет же: одни как получали, так и продолжают получать безвозмездные перечисления, а других, в первую очередь, город Смоленск, обделили… Для справки скажу, что в 2006 году в бюджеты всех уровней налогоплательщики областного центра внесли более 8,5 миллиардов рублей (кстати, год назад – 6,4 миллиарда), а городу в виде налоговых источников оставили чуть более 1400 миллионов рублей.

- Как администрация города в будущем намерена отстаивать интересы смолян, чтобы грабительская практика выделения Смоленску 14-16 процентов консолидированного бюджета области канула в Лету? Как минимум, этот процент должен возрасти до одной трети, если мы действительно исповедуем принципы справедливости. И если такая доля не получается за счет закрепленных налоговых источников, то недостаток средств должен компенсироваться безвозмездными дотациями из областного бюджета. Другое дело, что региональные власти должны контролировать работу муниципальных служб по обеспечению собираемости налогов. При выполнении плановых показателей уже у них должна болеть голова, как обеспечить право каждого смолянина получить равную со всеми другими жителями региона долю от бюджета. Иными словами, раз в областном центре проживает треть населения субъекта федерации, то и получать из консолидированного бюджета мы должны треть средств. При других условиях никакая муниципальная власть, даже если в ней собрать лучших в мире менеджеров, не обеспечит латания кровель и дорожного полотна, бесперебойную работу транспорта или вывозку мусора. Пора бы, наконец, это понять критиканам «доморощенным» и региональным.

- Сказано жестко, но справедливо. Администрация города и депутаты горсовета пытаются отстаивать свою позицию на профильных комитетах областной Думы и на трехсторонних комиссиях. Мы, конечно, входим в положение областной администрации, что вновь созданные муниципальные образования нуждаются в соответствующем финансовом обеспечении расходных обязательств.

- Но ведь никто не торопил господина Маслова с немедленной реализацией 131-го федерального закона?! «Фанера над Смоленском» может летать сколь угодно долго. Открытием аптек и перспективой перерезания красных ленточек на будущих складах, для солидности называемых терминалами, к строительству которых, кстати говоря, региональная власть никакого отношения не имеет, промышленность кардинально не поднимешь. Упускается драгоценное время для подъема экономики области, которое разработчики 131-го федерального закона специально предусмотрели. А мы опять хотим решить региональные проблемы за счет обирания населения города Смоленска. Вы уж извините, Владимир Иванович, что я поднимаю этот вопрос, но это право гражданина и редактора…

- Конечно, доходная часть городского бюджета формируется не так, как хотелось бы жителям и администрации, но тем не менее в последние два года мы видим больше понимания со стороны областной администрации.

- Здесь я с Вами, Владимир Иванович, не соглашусь. Понимание, может быть, и есть, но оно должно подкрепляться практическими действиями по увеличению доходной базы бюджета областного центра. Если в распоряжении города остаются 14-16 процентов, это сложно назвать пониманием…

- Могу согласиться с тем, что справедливое и пропорциональное распределение областных фондов должно быть. Мы об этом говорили выше. Еще раз отмечу, что свою позицию администрация города высказывает довольно громко, остается только пожелать большего понимания со стороны депутатов областной Думы, среди которых 15 человек избирались по городским округам… Мы очень надеемся на то, что формирование бюджета 2008 года, которое по времени совпадает с предвыборной компанией, пройдет справедливо. Тогда смоляне и увидят, кто есть кто…

Интервью вел Владимир КОРЕНЕВ.

№01 (01) 2006 - Журнал "Смоленск"


© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич