Где погреться для души?

Смоленск выставочный

Поэтичная женственность отличает выставку работ Веры Козиковой и Ольги Барановской, экспонирующаяся до 23 апреля в Доме художника

Вера Козикова – живописец, Ольга Барановская – скульптор, но у работ обеих есть что-то неуловимо общее. Профессионализм? Да, конечно, обе закончили смоленский худграф, обе выросли и сформировались в семьях известных деятелей искусства (Вера Анатольевна  - дочь известного живописца А.И. Козикова и искусствоведа Л.М. Козиковой, Ольга Альбертовна – дочь народного художника РСФСР, скульптора А.Г. Сергеева), обе работают преподавателями в Детской художественной школе им. М.К. Тенишевой. Обе участницы Всероссийских, международных, зарубежных, региональных и областных выставок. В конце концов, они и родились в одном и том же городе, в одном и том же 1962 году! Но это лишь внешние реалии сходства судеб. А  по-настоящему сближает, роднит Веру Козикову и Ольгу Барановскую филигранный творческий подход в художественном самораскрытии. Тишина самопогружения, внутренний поиск эмоционально - смыслового содержания будущего образа и далее самоотдача в мастерстве исполнения. Естественно, не каждая работа обеих вызывает однозначный восторг у каждого созерцателя, но рутинных работ на выставке нет. Каждая уникальна. И любая - не претенциозна. И Козикова, и Барановская работают в пределах традиционных, реалистических, полагаясь на искренность, мастерство и творческую самобытность.

Вера Козикова любит писать букеты. Какие они разные! Как люди.  Например, «Астры», работа маслом, фактурные мазки, гармоничное сочетание оттенков, где яркий цвет удивительно сочетается с тёмной тональностью, но и светлое рядом. Удивительная гармония! Или серия букетов «Усадьба», здесь каждый образ ассоциируется с рассказом Тургенева, Чехова или Бунина. Есть сюжет, есть неповторимость настроения. Но сколько же света, радости, надежды дарит работа «Усадьба. Весеннее утро»! Неповторимо. Нет, традиция не устаревает, она всегда нова, всегда свежа, если работает Художник. Но Вера Козикова - свободный художник, некоторые её букеты на грани абстрактной живописи, где буйство цвета, форм бутонов не укладываются в строгие рамки формы и – пожалуйста! Переливы оттенков разлиты по холсту,  словно нежданный вихрь над полем. 

По мнению искусствоведов, «…вещный мир в работах Козиковой отражает реалии своего времени, символические стороны человеческой жизни, становится эмблемой творчества и воплощением философских идей. Работам художника характерна тонкая цветовая гармония; произведения по-женски нежны, изящны, - покоряют своей изысканностью, ощущением радостного восторженного бытия. За кажущейся лёгкостью исполнения кроется виртуозное владение сложной техникой акварельной живописи, которая достигается огромной работоспособностью и постоянной заряженностью на творчество».  

Да, Вера Козикова – мыслящий художник, тому свидетельством ряд её сюжетных композиций: «Над полем боя», «Память и сострадание», «Перед закатом». Она живёт, мыслит  и творит в верности духовным традициям, породивших русскую культуру и национальное самосознание. Здесь тоже эмоциональная амплитуда непредсказуемо широка. От скорби до восторга и неугасимой радости. «Соборный холм» лёгок, юн, неизбывно светел. А работы пастелью «Улица Овсянка в Вязьме», «Старая яблоня»! Такие непретенциозные, но сколько же тепла, доверия они вызывают! Как манят в свой непритязательный уют! А вот рисунки европейских городов: «Марсель», «Мальта», «Черногория» - сродни фотографиям на память. Ярко, красиво, хорошо. Не более. Возможно, и скорей всего я не прав, наверное, санкции сказываются в восприятии Европы, но уж как есть. Другое дело «Сон Сан-Марко».

Но пора к и Ольге Барановской обернуться. Перед нами скульптуры малых форм. Собственно, и открывает выставку «Портрет отца» - бюст Альберта Георгиевича Сергеева. Доброжелательный, склонный к улыбке, интеллигентный человек. Спасибо Вам, Альберт Георгиевич, за всё, что Вы сделали для искусства, для Смоленска и смолян!  На века! Тут только поклониться, что и сделали организаторы выставки - у подножия бюста букет живых цветов. Далее - писатель-фантаст Александр Беляев, молодая супружеская пара, студенты, девушки подростки. Ольге Альбертовне всегда удаётся передать суть данного человека. Через выражение лица, взгляд, улыбку… Детскую надежду, доверчивость и беззащитность, эмоциональную энергетику в целом. Смотришь и теряешься, тонированный гипс или металл пред тобою, но бережная, филигранная пластика образа наполняет мёртвую материю слепком жизни.

«Особенности дарования скульптора в полной мере раскрылись практически во всех видах и жанрах пластического искусства, глубоко впитавшего реалистические традиции русской художественной школы, будь то скульптура малых форм, портреты, жанровая пластика или монументальные композиции. Произведения отмечены оригинальным решением пространственных, фактурных и цветовых разработок, несут живой эмоциональный импульс. Накопленный жизненный и профессиональный опыт, своеобразный пластический язык позволяют ей раскрыть психологические, философские и духовные аспекты внутреннего мира личности, выстраивать собственную модель мироздания». Это вывод искусствоведа, а обычный созерцатель, учтя всё вышесказанное, поразится, например, решению скульптора при создании работы «Строительство храма». Казалось бы, «строительство» - какая может быть скульптура! Но вот она, остаётся лишь руками развести, умиляясь художественному решению. Как широк мир образов Ольги Барановской! «Хранитель истории», «Благовещение» - сосредоточенное погружение в один мир, а неподалёку «Зинка» - девчонка, бегущая в буре противоречивых чувств. Скверы у нас решили облагородить, так не забудьте скульпторов! Какой дивной пластикой, тишиной наполнена работа Ольги Барановской «Сон»! Вот чего так не достаёт нашим паркам и скверам. Реалии художественной повседневности, рутины передаёт работа «На выставкоме», и пронзает до слёз благодарности, и вызывает чувства неоплатного долга работа «Май». Изображён ветеран. Как? Сходите и увидите, и всплакнёте, и только во благо пойдёт вам эта слеза.

Выставка, повторюсь, продлится до 23 апреля, а посещение бесплатно. Рекомендую…

Фотогалерея

Добавить комментарий

Правила добавления комментариев
  1. Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц их написавших, и не является мнением администрации сайта journalsmolensk.ru. 
  2. Каждый автор комментария несет полную ответственность за размещенную им информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также соглашается с тем, что комментарии, размещаемые им на сайте, будут доступны для других пользователей, как непосредственно на сайте, так и путем воспроизведения различными техническими средствами со ссылкой на первоначальный источник. 
  3. Администрация сайта journalsmolensk.ru оставляет за собой право удалить комментарии пользователей без предупреждения и объяснения причин, если в них содержатся:
  • - прямые или косвенные нецензурные и грубые выражения, оскорбления публичных фигур, оскорбления и принижения других участников комментирования, их родных или близких;
  • - призывы к нарушению действующего законодательства, высказывания расистского характера, разжигание межнациональной и религиозной розни, а также всего того, что попадает под действие Уголовного Кодекса РФ; 
  • - малосодержательная или бессмысленная информация; 
  • реклама или спам; 
  • - большие цитаты; 
  • - сообщения транслитом или заглавными буквами за исключением всего того, что пишется заглавными буквами в соответствии с нормами русского языка; 
  • - ссылки на материалы, не имеющие отношения к теме комментируемой статьи, а также ссылки, оставленные в целях "накручивания трафика"; 
  • - номера телефонов, icq или адреса email. 

Защитный код Обновить

Читайте также

Дела судейские

№5 (213) 2018 г. 903

Очищение ...

Безнаказанность

№5 (213) 2018 г. 527

Возвращаясь к напечатанномуНедавно прочитал в Интернете информацию налоговой службы о суммах, которы...

Незаконное получение социальной выплаты

№5 (213) 2018 г. 220

Из оперативной сводкиСотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМ...