Достояние нации

Смоленск выставочный

Предпасхальным чудом или нежданным подарком стоит назвать поступок заслуженной художницы России Людмилы Ельчаниновой, стараниями и трудами которой в КВЦ им. Тенишевых в канун Пасхи Христовой открылась выставка народного художника РФ, члена-корреспондента Академии художеств Владимира Васильевича Ельчанинова. 

Более двухсот работ! Настоящее чудо… Такого мы ещё не видели. Нет, В.В. Ельчанинов многократно выставлялся и в Смоленске, и в столице, но столь масштабной экспозиции его работ не припомню. Потрясающее впечатление. «А ты какой оставишь след…» такое название Людмила Александровна предпослала выставке. Благодаря этому названию  каждый посетитель вступит в безмолвный диалог с художником, благодарно склоняясь пред собеседником и горестно взирая на себя, любимого.

Уроженец Гжатска, выпускник московского ГПИ им. Ленина В.В. Ельчанинов приехал в Смоленск в 1960 году, где совместно с супругой Людмилой, а также друзьями -выпускниками Вячеславом и Верой Самариными, Ниной Агеевой, Валерием Ласкиным на базе пединститута организовал нынешний худграф. Что трудно переоценить, если понимать роль искусства в развитии человека и общества. Это просто к слову…

Открывает экспозицию символическая работа «Ужин с ангелом», нечто вроде итоговой черты жизни каждого человека. Что являлось главным в завершающемся земном пути? Дальнейшая экспозиция даёт чёткий ответ, чем жил, чему и как служил Владимир Васильевич Ельчанинов. Русская земля и человек на земле - это даже не основная тема выставки, это суть жизни Ельчанинова, источник радости, боли и красоты, источник его вдохновения. Родной русской земле и русскому человеку служат сердце художника и его кисть.  Да, он бывал за рубежом, писал Литву и Швецию, Нидерланды,  Грузию, Венецию, но только просторы России, Смоленщины не отпускали  его сердце никогда, неустанно вдохновляя художника на работу. Сельский пейзаж любого времени года… Неисчерпаемая тема! Поля, перелески, речки, деревушки, ручьи. А ещё домишки и заборы, петухи и козы, цветущий лён и колосящаяся рожь. Господи, кажется вот так взял бы и ушёл в эти просторы, раствориться бы в них и ничего другого не надо… Этот лиризм на грани отчаянья рождает мастерство живописца. Тончайшее чувство цветовых оттенков, переливов он воплощает фактурными краткими мазками, контур как таковой - дело десятое. Уникальная цветовая гармония каждой работы завораживает. Она – живая. Это есть мироощущение художника, которое он сумел передать на холст с таким совершенством, что тебе уже не важно, как ЭТО сделано, важно, что ЭТО есть, ты ЭТО видишь и ЭТИМ живёшь.

Работа с натурой определяла творческий путь В.В. Ельчанинова. Как вспоминали друзья и ученики художника. Он куда бы ни отправлялся, всегда брал с собой мольберт, краски, всё необходимое для создания этюдов. Их сотни, и каждый – полноценная мини-картина. Вот домик на пригорке, яркие тёплые тона, точность мазков. Не замечаешь этого, не думаешь, просто тянет войти в домик, он манит как детство с хрустящей ржаной корочкой. И так любой этюд, каждая работа на природе. Ощущение кровного родства. Талант от Бога Владимир Васильевич дополнял неукротимой работоспособностью. По воспоминаниям вдовы и друзей Мастера, он садился за мольберт каждый день, даже когда чувствовал себя плохо, всё равно каждый день шёл в мастерскую.

 В.В. Ельчанинов исходил десятки (или – сотни?) километров ради создания этюдов. Это мини-шедевры! Действительно, всмотришься, ну, пара десятков, а то и меньше фактурных мазков, а воссоздана реальность. Живая, неповторимая, родная. Ельчаниновская... «Петух, «Деревня Холм», Дороги Смоленщины» и так далее, до бесконечности. Разнообразие впечатлений кружит голову, никакого вина не нужно.

Смоленск – отдельная тема в творчестве В.В. Ельчанинова. Днепр, его берега и Соборный холм, Свято-Успенский собор. Всегда разный и всегда живой, величественный, поэтичный. И опять как сделано? Вроде небрежными, чуть ли не хаотичными мазками, едва ли не случайными, но они создают уникальное, неповторимое целое, навсегда живое, ухваченной у времени художником красотой, которая и спасёт мир.

Ещё одна страсть В.В. Ельчанинова - это букеты живых цветов, натюрморт, которые он иногда сочетает с пейзажем. Широчайший эмоциональный диапазон: от аристократической сдержанной изысканности до лёгкой грусти или радости солнечного торжества. Следующий жанр – портреты. Конечно же, любимой супруги в разные годы, в разных местах, а ещё портреты художников, или простых людей, трудящихся на полях Смоленщины. И опять – быт русской деревни. Вот «рыбачка»-старушка с удочкой на берегу реки, да две козочки пасутся рядом. Какие нежные тона, переливы оттенков… Неисчерпаемо!                    

Но лиризм во всех его тональностях не единственный жанр художника. В.В. Ельчанинов – человек мыслящий. Его художественные композиции  отражают философско-духовные поиски их творца, его мысли о пути России и русского человека. Работа «К гражданам России» иллюстрирует суть большевистского переворота. Революция! Морда, спины, винтовки, прокламации. Тут же вспоминается А. Блок:

- Запирайте етажи! Нынче будут грабежи!

И так далее… Смотришь и понимаешь, что никакие добрые дела таким образом не совершаются. Что не цель оправдывает средства, а ровно наоборот: каковы средства, такой окажется и итог их использования. Пред нами торжество обмана и насилия. Не зря, говорят, эту работу в 1968 году сняли с какой-то выставки. Но она есть, и показывать её необходимо, как и внимательно читать Александра Блока. К чему пришёл В.В. Ельчанинов на своём духовном пути, свидетельствует полотно «Спаси и сохрани», впрочем, религиозная составляющая присуща многим его работам. И как же она светла всегда у него, поэтична и убедительна!

Тему Великой Отечественной войны художник раскрывает через милосердие и трагизм, Победу и жертвенность. Уходит вдаль по Старой смоленской дороге строй солдат. Мальчишки. Ещё совсем подростки. Цветовое решение подсказывает, никто из них не вернётся. Это потом станешь вновь и вновь перебирать ляпы военного руководства, почему да как, и чтобы было бы, если бы…Но здесь, сейчас только ком в горле и слеза по щеке. Цена Победы? Господи, что мы знаем о ней и вообще?

Выставку можно рассматривать бесконечно, вновь и вновь  переходя от полотна к полотну, от этюда к этюду. И опять и вновь, соглашаясь с мнением о В.В. Ельчанинове его учителя, народного художника СССР и России, лауреата государственных премий СССР и России, действительного члена Российской академии художеств, действительного члена академии образования, профессора Б.М. Неменского:

- Мы должны понимать, что такие яркие творческие люди – великое достояние Родины. Место народа в истории человечества складывается по крупицам, по кирпичику художниками, писателями, музыкантами, режиссёрами и мастерами всех искусств не меньше, чем учёными. И каждый в этой цепи - незаменим. Хочу, чтобы смоляне и сегодня, и завтра осознавали место в своём ряду такого замечательного человека и художника, как Владимир Ельчанинов.

Это ваше и наше достояние. Достояние нации.

Выступавшие на церемонии открытия выставки председатель Смоленского городского Совета Юрий Сынкин, заместитель губернатора Смоленской области Николай Кузнецов, заместитель председателя Смоленской областной Думы Николай Мартынов, начальник департамента Смоленской области по культуре и туризму Сергей Черняков, председатель Смоленского отделения Союза художников России Валерий Гращенков, стихотворец Владимир Макаренков и ряд маститых художников сказали много искренних, восторженных слов говорили и о выставке, и о Владимире Васильевиче Ельчанинове. И как о художнике, и как о человеке с достойной гражданской позицией. Все благодарили Людмилу Александровну Ельчанинову за проделанный труд по организации столь интересной, столь масштабной выставки. Действительно, никто из присутствовавших ранее не видел такого количества работ этого мастера. Часть из них была взята из фондов Смоленского музея-заповедника. Но и эта первая столь масштабная его выставка - лишь часть из художественного наследия В.В. Ельчанинова. Увидим ли мы его полностью? Но как? Где? Валерий Гращенков в своём слове отметил, что просто так закрыть выставку по окончании срока её экспозиции в КВЦ им. Тенишевых нельзя, что организация смоленских художников подумает о дальнейшей судьбе выставки. Интересно. А почему бы властям не открыть постоянно действующую галерею работ В.В. Ельчанинова? Все выступавшие представители властей, нет сомнения, были абсолютно искренни в своём восхищении его работами, говоря об их художественном совершенстве, их значимости для всех нас и будущих поколений смолян. Так в чём дело, мужики? Вы представители власти, подумайте, проявите инициативу, поработайте в духе Людмилы Александровны, которую так благодарили! Смотришь, и смоляне вас столь же искренне поблагодарят, когда благодаря стараниям вашим и трудам откроется в Смоленске художественная галерея Народного художника В.В. Ельчанинова, где будет представлено в возможно большем объёме его творческое наследие! А, может быть, открыть галерею всех основателей смоленского худграфа, то есть друзей и сподвижников Владимира Васильевича!? Конечно, это так сразу не решишь, но сделать-то можно! Почему нет? Работайте, ведь и с вас спросится: «А ты какой оставил след…»!

Фотогалерея

Добавить комментарий

Правила добавления комментариев
  1. Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц их написавших, и не является мнением администрации сайта journalsmolensk.ru. 
  2. Каждый автор комментария несет полную ответственность за размещенную им информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также соглашается с тем, что комментарии, размещаемые им на сайте, будут доступны для других пользователей, как непосредственно на сайте, так и путем воспроизведения различными техническими средствами со ссылкой на первоначальный источник. 
  3. Администрация сайта journalsmolensk.ru оставляет за собой право удалить комментарии пользователей без предупреждения и объяснения причин, если в них содержатся:
  • - прямые или косвенные нецензурные и грубые выражения, оскорбления публичных фигур, оскорбления и принижения других участников комментирования, их родных или близких;
  • - призывы к нарушению действующего законодательства, высказывания расистского характера, разжигание межнациональной и религиозной розни, а также всего того, что попадает под действие Уголовного Кодекса РФ; 
  • - малосодержательная или бессмысленная информация; 
  • реклама или спам; 
  • - большие цитаты; 
  • - сообщения транслитом или заглавными буквами за исключением всего того, что пишется заглавными буквами в соответствии с нормами русского языка; 
  • - ссылки на материалы, не имеющие отношения к теме комментируемой статьи, а также ссылки, оставленные в целях "накручивания трафика"; 
  • - номера телефонов, icq или адреса email. 

Защитный код Обновить

Читайте также

Смоленские ветви двух древних благородных дворянских родов

№5 (213) 2018 г. 540

РодословнаяК написанию этой статьи побудило меня полное забвениеупоминания о смоленских ветвях  ...

Незаконное получение социальной выплаты

№5 (213) 2018 г. 220

Из оперативной сводкиСотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМ...

Внимание: розыск

№5 (213) 2018 г. 452

Эта фраза, вынесенная в заголовок статьи, стала привычной и обыденной. Листовки с таким названием вы...