Вся Русь пролегла – от Бориса до Глеба

*  *  *

Дрожит росой небесный белый крин,

Где с милосердьем слита чистота,

Когда монашка с лилией кувшин

Несет к ногам тишайшего Христа.

 

И каждый раз – как молния, как стон:

– О, Кто распят был и зачем распят? –

И лилией белеет Твой хитон

В алтарной мгле вселенных и лампад.

 

Христос мой тихий! Лилия Небес!

По Галилее среди рощ и скал

Ты шел земной судьбе наперерез

И лилии тяжелые срывал.

 

Так мы, беспечно споря о своем,

Смешная озорная детвора,

Ромашки и гвоздики вольно рвем

В изрытых поймах старого Днепра.

 

И вдруг нас настигает, словно гром,

Открытый голос правды и вины.

Мы поднимаем головы – и ждем

Ответа напряженной вышины.

 

Над храмом разоренным облака.

И город в новостройках и пыли.

И душит сердце смертная тоска,

Как будто мимо главного прошли.

 

И навсегда душа потрясена

Незнамо чем – невнятным сном? лучом? –

И дышит напряженно глубина,

Где все на свете знает обо всем.

 

И снятся нам цветы в накрапах рос –

В них с милосердьем слит поющий прах.

И судит мир прощающий Христос –

И лилия сияет на устах*.

 

*В мировой символике лилия, исходящая из уст Христа во время Страшного суда, является символом милосердия.

 

СМЯДЫНЬ

 

Месяца августа в 11-й день…. прибыли глубокочтимые гробы…И в тот же…день были доставлены раки для установки останков страстномучеников Бориса и Глеба, доставленные из Вышгорода в Смоленск.

 «Повесть о перенесении Ветхих гробниц святых братьев Бориса и Глеба из Вышгорода на Смядынь, в Смоленск». XII век

1

В протоках времен застоялась водица, 

Как свет за века в не разрушенном храме.

И прошлое здесь не проходит, а длится,

Как те облака, что стоят над холмами.

 

И помнит доныне здесь кроткое небо –

В тот полдень ладья повстречалась с ладьею.

Лихие убили невинного Глеба,

А тело, глумясь, не прикрыли землею.

 

Колодец здесь был с цельбоносной водою,

Стоял монастырь здесь в двенадцатом веке –

Коттеджей крутых возвели над горою,

Загадили все и снесли человеки.

 

Бульдозер зарыл ключевые истоки.

У грязной Смядыни поставили камень.

Но бьют из земли непонятные токи

И тихо уходят в зенит с облаками.

 

И сходятся в месте заброшенном этом

На облаке – все, кто безвинно убиты.

И как электричеством – огненным светом

Сияют ночами бетонные плиты.

 

И если сидеть у бетонного круга

За церковкой у святого колодца,

Глубинами Днепр заиграет упруго,

И братья в ладье пронесутся сквозь солнце.

 

И станешь ты проводом между мирами,

Гудящим упрямо под током небесным,

Светящимся высоковольтными снами

В проулках безбожного времени тесных.

 

И в мире загаженном вспомнишь ты снова,

О чем позабыть тебя с детства просили –

Что сладко святое страданье за Слово 

Христом завороженной кроткой России.

 

Два красных куста – окровавленных, кровных.

А в сердце поет благодатное Небо,

Что все не случайно – и вырос шиповник

Над ракой Бориса и ракою Глеба.

 

 

2

Над поймами – ивы, над ивами – холмы,

Над холмами – облачный город. И снова –

Над облаком – просинь долиною ровной,

А дальше – великие Царства Христовы.

 

И чудится: братьев, безвинно убитых,

Распахнуто кровью священною Небо,

И руслом днепровским в звенящих ракитах

Вся Русь пролегла – от Бориса до Глеба.

 

И кровь та святая течет и поныне

По венам и рекам великой наградой

Из Киева в Вышгород – к тихой Смядыни,

И вновь от Смядыни – до Вышнего града.

 

И в ивах звенит, и в болотцах с осокой,

И в утках, утят выводящих на стрежень,

И в песне старинной, бездонно высокой,

Над вольным разливом днепровских безбрежий.

 

И вновь из России к далекому устью

Днепр ищет пути сквозь пороги и броды

К садам Украины и льнам Беларуси,

В Священную Русь собирая народы.

 

Себя потерявший за буйною новью,

Ты спросишь растерянно – что это значит?

Искуплен и ты драгоценною кровью –

Той братскою кровью – о чем же ты плачешь?

 

Что братские распри? Что братские слезы?

Что войны народов? Что боль ножевая?

Здесь все сроднено – и днепровские лозы

Омыла ты кровью, вода ключевая!

 

Здесь все искупили – давно и навеки –

Святые и пахари, земли и воды.

И помнят, струясь, полноводные реки

О том, что давно позабыли народы.

 

А утки летят растревоженным клином

Над древнею Русью, над вечною Русью,

Над буйной седой головою повинной –

И Днепр звенит – от истока до устья.

 

 

ЦЕРКОВЬ ПЕТРА И ПАВЛА. XXII ВЕК

 

Других времен осколок в настоящем,

Она стоит на городском торгу

Среди заводов, трубами коптящих,

Как маков цвет на пойменном лугу.

 

А внутрь войдешь – и ангел бликом солнца

В цветном стекле лампады задрожит,

И бор навстречу хвоей распахнется,

И лось на мшистом взгорке вострубит.

 

И внешний мир ребенком дерзновенным

Сплетет цветы и запоет у ног,

И все пути распахнутой вселенной

Сосновой прелью лягут под сапог.

 

И бытию распахнутый до устья,

Поймешь: деля с живым свой хлеб и кров,

Твой мудрый предок жил не в захолустье,

А в центре Богом созданных миров.

 

И в этой церкви, поднятой из тлена,

Проплывшей сквозь забвение и тьму,

Остался и святой, и дерзновенный

Высокий Дух причастности всему.

 

А мы живем в глухом углу творенья,

Где выше правды мира боль своя,

Замкнувшись в искаженном измеренье,

Отторгнувшем законы бытия.

 

Но луч скользнет – и душу боль отпустит.

Пройдут миры в распахнутой дали.

И вновь предстанут диким захолустьем

Все дали завоеванной земли.

 

А дух скорбит, и жжет, и ждет чего-то,

И вновь сквозь смог и смрад глядит туда,

Куда не долетают самолеты,

Куда не доезжают поезда.

Добавить комментарий

Правила добавления комментариев
  1. Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц их написавших, и не является мнением администрации сайта journalsmolensk.ru. 
  2. Каждый автор комментария несет полную ответственность за размещенную им информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также соглашается с тем, что комментарии, размещаемые им на сайте, будут доступны для других пользователей, как непосредственно на сайте, так и путем воспроизведения различными техническими средствами со ссылкой на первоначальный источник. 
  3. Администрация сайта journalsmolensk.ru оставляет за собой право удалить комментарии пользователей без предупреждения и объяснения причин, если в них содержатся:
  • - прямые или косвенные нецензурные и грубые выражения, оскорбления публичных фигур, оскорбления и принижения других участников комментирования, их родных или близких;
  • - призывы к нарушению действующего законодательства, высказывания расистского характера, разжигание межнациональной и религиозной розни, а также всего того, что попадает под действие Уголовного Кодекса РФ; 
  • - малосодержательная или бессмысленная информация; 
  • реклама или спам; 
  • - большие цитаты; 
  • - сообщения транслитом или заглавными буквами за исключением всего того, что пишется заглавными буквами в соответствии с нормами русского языка; 
  • - ссылки на материалы, не имеющие отношения к теме комментируемой статьи, а также ссылки, оставленные в целях "накручивания трафика"; 
  • - номера телефонов, icq или адреса email. 

Защитный код Обновить

Читайте также

Глубины бытия

№3 (211) 2018 г. 420

ОТЧИНА Генетическая память уводит в Поречье, где прадед, русский поп усталый, «пахарь духа, вставши...

Фальшивые купюры

№3 (211) 2018 г. 411

Транзитом к нам идут фальшивые купюры Фальшивомонетничество является одним из наиболее тяжких прест...

Из оперативной сводки

№3 (211) 2018 г. 397

В Смоленске сотрудник ГИБДД раскрыл тяжкое преступление  ...