Смоленские новомученики и исповедники церкви русской (ХХ век)

«Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми Церковь Твоя украсившеся, Христе Боже…»

Алексей Иванович Медведков родился 1 июля 1867 года в селе Фомичево близ Вязьмы, в семье священника. Его отец скончался вскоре после рождения сына. Поэтому по окончании духовного училища и Санкт-Петербургской семинарии Алексей, несмотря на стремление к пастырскому служению, стал искать место, позволяющее ему прокормить не только себя, но и свою мать. Будучи музыкально одаренным и обладая прекрасным басом, он легко нашел место псаломщика при храме святой Екатерины на Васильевском острове. Алексей был рукоположен в диакона 24 декабря 1895 года, а в священника — 26 декабря.

В начале 1896 года отец Алексий был назначен священником в село Вруда Петербургской губернии. Приход составлял 13 деревень — 1500 прихожан, но при этом был довольно бедным, так что, как и многим другим священникам, отцу Алексию пришлось трудиться на полевых работах, чтобы прокормить семью. Он ревностно взялся за пастырский труд, и особенно — за церковное воспитание своих пасомых.

При наступлении революции он был брошен в тюрьму, где претерпел издевательства и пытки. Ему переломали руки и ноги и на всю оставшуюся жизнь повредили лицевой нерв. По милости Божией, в 1919 году отцу Алексию удалось бежать с семьей в Эстонию. Там ему поначалу пришлось работать шахтером, а затем ночным сторожем. В 1923 году он был назначен внештатным священником в храме города Иеве, где, в частности, занимался церковным образованием детей эмиграции. Нищенская жизнь подорвала здоровье его жены, которая скончалась в 1929 году.

В том же году отец Алексий написал ходатайство митрополиту Евлогию (Георгиевскому), управлявшему русскими православными приходами в Западной Европе, о переходе в его юрисдикцию. В сентябре 1929 года отец Алексий с дочерями и внуком переехал в Париж. Вскоре он был назначен настоятелем Свято-Николаевского прихода в городе Южин, в Савойе. Здесь на металлургическом заводе работали несколько сотен русских эмигрантов.

Среди членов Приходского совета много было таких, кто во время Гражданской войны привык командовать. И здесь, на Совете, они пытались вести себя как хозяева храма. Однако, смиренный и молчаливый когда оскорбляли его самого, отец Алексий становился твердым и непреклонным, когда речь заходила о строго церковных вопросах, в которых он не находил возможным идти на какой-либо компромисс.

Соседи по палате рассказывали, что накануне смерти отец Алексий громко воспевал церковные песнопения. Рано утром 22 августа 1934 года он смиренно и тихо отошел ко Господу.

В 1953 году городские власти решили упразднить старое кладбище. К тому времени южинский приход находился в юрисдикции Московской Патриархии. Его настоятель, протоиерей Филипп Шпортак, озаботился перенесением останков отца Алексия на новое кладбище. 22 августа 1956 года гробокопатели начали работу над могилой отца Алексия. Впоследствии они рассказывали, что, достигнув глубины около метра, они по какому-то непонятному побуждению отложили кирки и лопаты и стали осторожно разгребать землю. К своему изумлению, они увидели лежащее в мокрой глине нетленное тело отца Алексия, выглядевшее так, будто он скончался лишь двумя-тремя днями ранее. При этом деревянный гроб и его металлические составляющие совершенно истлели. Неповрежденным осталось не только тело отца Алексия, но и его облачение, а также Евангелие, лежавшее у него на груди. Когда же стали вынимать останки отца Алексия из могилы, оказалось, что его члены сохранили гибкость, а кожа осталась мягкой. Прибывший на место врач недоумевал, как могло сохраниться тело человекаПозднее, по благословению Русского Экзарха Вселенского Патриарха митрополита Владимира (Тихоницкого), преемника митрополита Евлогия (Георгиевского), было принято решение о перенесении нетленных останков отца Алексия на русское кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Вновь была вскрыта могила, гроб извлечен, и крышка, по любопытству рабочих, неоднократно открывалась. Тело пребывало в прежнем состоянии. Погребение состоялось 4 октября, в крипте кладбищенского храма. Святой Алексий Южинский был канонизирован Константинопольской Православной Церковью в 2004 году. Канонизация состоялась в Париже, в Александро-Невском соборе на улице Дарю.

 

Священномученик архиепископ Дамиан (Воскресенский)

 

 

23 октября 1873 года у настоятеля Михайловского храма с. Брусовое Фатежского уезда Курской губернии священника Григория Воскресенского родился сын, названный при крещении Димитрием. 

Вся жизнь отца Григория протекала в церковной ограде. Видя пастырскую заботу родителя, Димитрий возгорелся желанием тоже посвятить себя служению Богу и людям и, получив благословение отца, поступил в духовное училище. Окончив в 1894 г. Курскую ду­ховную семинарию, он некоторое время служил псаломщиком Спасо-Преображенского собора в Путивле, а затем надзирателем и учителем чистописания и черчения Старооскольского духовного училища. 

6 января 1897 г. епископом Иувеналием (Половцевым) Димитрий был рукоположен в сан иерея и назначен клириком церкви села Николаевки Путивльского уезда. В день празднования иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной - 27 ноября 1904 г. ректором академии епископом Сергием (Страгородским) Димитрий был пострижен в монашество с именем Дамиана в присутствии преосвященного Антония (Волынского), подарившего ему «Псалтирь следованную» со своей дарственной надписью. 

28 июля 1911 г. отец Дамиан был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской духовной семинарии, где его и застал октябрьский переворот. 

В июле 1918 г. он был хиротонисан в епископа Переяславского, викария Владимирской епархии. Преосвященный Дамиан участвовал в открытии мощей святителей Иосафа, Ермогена и Питирима. 

Владыка Дамиан не мог оставаться равнодушным к начавшимся с первых дней советской власти гонениям на Церковь Христову, к расправам над священнослужителями, закрытию храмов, осквер­нению святых мощей. Его активное и открытое выступление в поддержку Патриарха Тихона, защита Русской Православной Церкви не остались не замеченными большевистскими властями. Уже в сен­тябре 1920 г. Владимирский ревтрибунал приговорил владыку Дамиана к лишению свободы сроком на все время гражданской войны за хранение рукописей «контрреволюционного» характера. Хотя специальным предписанием ВЦИК епископ был освобожден из тюрьмы, но ярлык «контрреволюционер» прочно приклеился к нему, и ОГПУ требовался только повод для нового ареста. 

В феврале 1922 г. ВЦИК узаконил изъятие всех церковных ценностей, в том числе и священных сосудов. Подобное решение духовенство рассматривало не иначе, как святотатство и всячески препятствовало этому. Епископ Дамиан, будучи настоятелем Свято-Данилова монастыря, воспротивился изъятию имущества, как якобы «принадлежащего государству», за что и был арестован Владимирским губотделом ГПУ. 23 февраля 1923 г. епископ Дамиан был выслан в Туркестан на два года. 

После ссылки владыка вернулся в Переяславль-Залесский. В 1927 г. он был возведен в сан архиепископа Полтавского, а спустя год возглавил Курскую епархию. В 1929 году из ЦК ВКП(б) пришла директива, утверждающая, что религиозные организации остаются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. Начался новый виток гонений на служителей Церкви. 

В июне-июле 1932 г. по западным районам Центрально-Черноземной области прокатилась волна массовых антиколхозных выступлений под лозунгами: «Отдайте землю и волю и крестьянскую власть», «Советская власть нас ограбила, нам нужна власть без колхозов», «Долой колхозы, долой советскую власть - власть бандитов, давайте царя». По данным ОГПУ, в них участвовало до 63 тысяч человек. Следствие пришло к выводу, что «контрреволюционные массовые выступления» явились результатом «подготовительной деятельности контрреволюционной церковно-монархической орга­низации «Ревнители Церкви», возглавляемой архиепископом Дамианом». Вместе с владыкой было арестовано 3 епископа, 127 священников и диаконов, 106 монахов и монахинь. 

Коллегия ОГПУ 26 декабря 1932 г. приговорила архиепископа Дамиана (Воскресенского) к расстрелу, заменив приговор заключением в Соловецкий концлагерь сроком на 10 лет. Судя по архивным документам, и на Соловках опальный архиепископ не смирился с попытками властей подчинить себе Русскую Православную Церковь. Его слова о том, что «сейчас у нас в России наблюдается полное бесправие, которого нигде никогда не было, но в конце концов истина Божия должна восторжествовать», высказанные в кругу братьев по несчастью, оказались пророческими. 

Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года причислил к сонму новомучеников и исповедников Российских архиепископа Курского Дамиана (Воскресенского).

 

 

 

 

 

 

 

 

 Священномученик диакон Елисей (Штольдер)

 

 

Священномученик Елисей родился 14 июня 1883 года в городе Смоленске в благочестивой семье помощника ревизора контрольной палаты Федора Штольдера. В связи со служебной деятельностью отца семья переехала из Смоленска в Ташкент, а затем в Москву. Во время гонений на Русскую Православную Церковь Елисей Федорович решил посвятить свою жизнь служению Церкви. 20 октября 1920 года он был назначен псаломщиком в храм Рождества Христова в поселке Немчиновка, а через несколько дней, 25 октября, митрополит Крутицкий Евсевий (Никольский) рукоположил его во диакона к этому храму. Службу в храме он продолжал совмещать со светской работой. Но в 1924 году начальство узнало, что он является священнослужителем, и уволило его. В 1934 году власти закрыли храм в поселке Немчиновка, и настоятель храма Алексий Соколов вместе с диаконом Елисеем Штольдером перешли служить в Никольский храм в селе Ромашково. Здесь отец Елисей прослужил до ареста в 1937 году. В это время власти стали собирать сведения обо всех священноцерковнослужителях для их последующего ареста. Осведомители по требованию НКВД донесли, что Елисей Штольдер служит диаконом в ромашковской церкви, занимается просветительской деятельностью и ведет среди верующих антисоветскую агитацию. Верующих он вербует среди населения окружающих сел. В июле 1937 года были вызваны на допрос лжесвидетели. Один из них показал, что, когда в 1933 году было решено закрыть церковь в Немчиновке, Штольдер вел агитацию среди жителей, чтобы они воспрепятствовали закрытию церкви; что диакон Елисей не простым был служителем, а убежденным церковником. Другой лжесвидетель сказал, что диакон Елисей перед праздником 1 мая в 1936 году посоветовал им этот праздник не отмечать, а лучше сходить в церковь.
8 августа 1937 года власти арестовали отца Елисея, и он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

 После допроса 19 августа 1937 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Диакон Елисей Штольдер был расстрелян 20 августа 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Мученик Иоанн (Попов)

 

    

 

Мученик Иоанн родился 17 января 1867 года в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника Воскресенской церкви города Вязьмы Василия Михайловича Попова и его супруги Веры Ивановны. 19 января он был крещен в Спасо-Преображенской церкви города Вязьмы своим дедом, протоиереем Михаилом Поповым. В 1888 году Иван Васильевич окончил Смоленскую Духовную семинарию, в 1892 - Московскую Духовную академию и был оставлен на год для приготовления на вакантную преподавательскую должность. В 1893 году он был назначен временно исполняющим должность доцента по кафедре патристики. Первую пробную лекцию он прочел о Тертуллиане.

В 1917 году Иван Васильевич был избран членом Поместного Собора от Московской Духовной академии и заместителем председателя по отделу Духовной академии. В связи с обновленческим расколом, с тем, что часть архиереев вернулась в православие, а часть осталась в обновленчестве, некоторыми церковными людьми стали составляться списки архиереев - православных и находящихся в обновленческом расколе. Иван Васильевич попросил достать ему такой список своего ближайшего ученика, занимавшегося под его руководством церковной историей и патрологией, Антония Тьевара. Список этот оказался далеко не полон, и Иван Васильевич, как человек, хорошо знавший церковную жизнь, стал его дополнять. Составление такого списка было тем более важно, что по сведениям, дошедшим до Патриарха Тихона, на 1925 год намечалось созвать Собор всех Православных Восточных Церквей. Иван Васильевич познакомил с этим списком Патриарха Тихона. Патриарх благословил Ивана Васильевича работать над полным списком канонических архиереев Русской Православной Церкви. Предполагалось, что если Собор состоится и на него будут приглашены представители Русской Церкви, то Иван Васильевич будет отправлен туда делегатом.

В том же году Иван Васильевич участвовал в нелегальной пересылке за границу через знакомого сотрудника Чехословацкой миссии указа Патриарха о назначении митрополита Платона (Рождественского) управляющим Северо-Американскими приходами.

Деятельность по составлению списка архиереев и общение с сотрудником Чехословацкой миссии послужили поводом к аресту. 10 декабря 1924 года Иван Васильевич был арестован и заключен в тюрьму ОГПУ в Москве. С этого времени закончилась его деятельность на поприще изучения церковной истории и преподавания патрологии – он сам стал участником этой истории и своим личным примером должен был явить тот высокий образ христианских подвижников — святых отцов, учителей веры и мучеников, коими Святая Церковь утверждалась и прославлялась на протяжении веков.

27 апреля Ивану Васильевичу было предъявлено обвинение в том, что он "виновен в сношениях с представителями иностранных государств с целью вызова со стороны последних интервенции по отношению к советской власти, для каковой цели Поповым давалась последним явно ложная и неправильная информация о гонениях со стороны советской власти... Церкви и епископата".

19 июня 1925 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Ивана Васильевича к трем годам заключения, и он был отправлен в Соловецкий концлагерь.

4 ноября 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Ивана Васильевича к трем годам ссылки, и он был отправлен в ссылку на реку Обь под Сургут. 11 декабря 1930 года срок ссылки истек, но Ивану Васильевичу выехать не разрешили. В конце декабря против него было затеяно новое дело. 8 февраля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Ивана Васильевича к лишению права проживания в ряде областей и краев России, с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года, и в тот же день он был вновь арестован и заключен в тюрьму в Сургуте по обвинению в проведении антисоветской агитации. Затем местом жительства Ивана Васильевича стало село Реполово Тюменской области.

В феврале 1935 года было арестовано по одному делу с архиепископом Варфоломеем двадцать два человека. Среди них был и Иван Васильевич. 26 апреля 1935 года Особое Совещание приговорило его к пяти годам ссылки в Красноярский край. Но началась новая волна гонений, когда всех ссыльных и находящихся в лагерях по приказанию Сталина и советского правительства стали вновь арестовывать и большей частью расстреливать. 9 октября 1937 года Иван Васильевич Попов был арестован и заключен в тюрьму в Енисейске.

5 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила Ивана Васильевича к расстрелу. Иван Васильевич Попов был расстрелян 8 февраля 1938 года в 9 часов вечера, в канун празднования памяти вселенского учителя святителя Иоанна Златоустого, имя которого, по-видимому, он и носил.

Память мученика Иоанна (Попова) Святая Церковь празднует 26 января (8 февраля), а также в день памяти Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX века.

 

 

 

 

 

Священномученик священник Феодор (Недосекин)

 

 

Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор ро­дил­ся 10 но­яб­ря 1889 го­да в се­ле Но­во­сел­ки Рос­лавль­ско­го уез­да Смо­лен­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ге­ор­гия Пет­ро­ви­ча Недо­се­ки­на и его су­пру­ги Фе­о­до­сии Пет­ров­ны. Окон­чив учи­тель­скую се­ми­на­рию, он в те­че­ние мно­гих лет ра­бо­тал учи­те­лем, а за­тем окруж­ным ин­спек­то­ром школ.

По­сле ре­во­лю­ции 1917 го­да Фе­дор Ге­ор­ги­е­вич в те­че­ние несколь­ких лет оста­вал­ся учи­те­лем Но­во­сел­ков­ской шко­лы.

В 1921 го­ду Фе­дор Ге­ор­ги­е­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, а в 1922 го­ду епи­скоп Гжат­ский, ви­ка­рий Смо­лен­ской епар­хии Фе­о­фан (Бе­рез­кин) ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка к Вве­ден­ско­му хра­му в се­ле Се­ме­нов­ском Гжат­ско­го уез­да.

В кон­це два­дца­тых го­дов, ко­гда уси­ли­лись го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, вла­сти по­тре­бо­ва­ли от от­ца Фе­о­до­ра упла­ты боль­шо­го на­ло­га. Ко­гда он упла­тил, на­лог удво­и­ли, и его уже отец Фе­о­дор не смог за­пла­тить. За это он был в 1930 го­ду аре­сто­ван, при­го­во­рен к од­но­му го­ду за­клю­че­ния и от­прав­лен на ка­торж­ные ра­бо­ты в Кам­скую ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вую ко­ло­нию № 2. Адми­ни­стра­ция ко­ло­нии пи­са­ла о свя­щен­ни­ке, что, «на­хо­дясь на участ­ках Бе­рез­ни­ки и Чур­тан, он от­но­сил­ся к ра­бо­те на про­из­вод­стве вполне со­зна­тель­но… вы­пол­няя тя­же­лые физи­че­ские ра­бо­ты, чем слу­жил при­ме­ром для дру­гих за­клю­чен­ных».

В 1937 го­ду го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь уси­ли­лись. Неко­то­рые при­хо­жане ста­ли го­во­рить от­цу Фе­о­до­ру: «Ба­тюш­ка, смот­ри­те, всех свя­щен­ни­ков за­би­ра­ют во­круг, мо­жет быть, вам оста­вить слу­же­ние?» Но он на по­доб­но­го ро­да пре­ду­пре­жде­ния и уго­во­ры все­гда от­ве­чал оди­на­ко­во: «Хоть день, да мой – и пред пре­сто­лом Бо­жи­им!»

26 ок­тяб­ря 1937 го­да но­чью кто-то по­сту­чал в дверь сто­рож­ки, где жил свя­щен­ник с се­мьей. Началось следствие.

На вре­мя след­ствия отец Фе­о­дор был за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Но­гин­ске. Вла­сти об­ви­ни­ли его в контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти.

      15 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка Фе­о­до­ра Недо­се­ки­на к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. При­го­во­рен­ных к дли­тель­ным сро­кам за­клю­че­ния от­прав­ля­ли со стан­ции Но­гинск. К по­ез­ду был при­цеп­лен тю­рем­ный ва­гон. Всех за­клю­чен­ных, сре­ди ко­то­рых бы­ло мно­го свя­щен­но­слу­жи­те­лей, по­са­ди­ли ря­дом с пу­тя­ми на снег, дол­го пе­ре­счи­ты­ва­ли и толь­ко по­сле это­го впу­сти­ли в ва­гон.

      Отец Фе­о­дор был от­прав­лен в конц­ла­герь непо­да­ле­ку от стан­ции Мед­ве­жья Го­ра и ра­бо­тал на стро­и­тель­стве Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ско­го ка­на­ла.

       Ра­бо­тая на ле­со­по­ва­ле, отец Фе­о­дор сло­мал но­гу и был пе­ре­ве­ден на ра­бо­ту в бон­дар­ную ма­стер­скую – де­лать боч­ки, уша­ты и то­му по­доб­ное. Здесь, несмот­ря на вы­со­кие нор­мы, ра­бо­тать ста­ло по­лег­че. С на­ча­лом Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны усло­вия со­дер­жа­ния за­клю­чен­ных в ла­ге­ре рез­ко ухуд­ши­лись, ино­гда их со­всем не кор­ми­ли. Из ла­ге­ря вбли­зи Мед­ве­жьей Го­ры отец Фе­о­дор был от­прав­лен в Онеж­ский ла­герь в Ар­хан­гель­ской об­ла­сти. Невы­но­си­мо тя­же­лые усло­вия за­клю­че­ния ока­за­лись для него непо­силь­ны­ми. Свя­щен­ник Фе­о­дор Недо­се­кин скон­чал­ся 30 ап­ре­ля 1942 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

 

Священноисповедник протоиерей Петр (Чельцов)

 

 

Петр Алек­се­е­вич Чель­цов ро­дил­ся 20 ав­гу­ста (ст. стиль) 1888 го­да в се­ле Шех­ми­но Рыб­нов­ско­го рай­о­на Ря­зан­ской об­ла­сти в се­мье пса­лом­щи­ка, впо­след­ствии став­ше­го свя­щен­ни­ком. 10 ок­тяб­ря 1911 го­да Петр Чель­цов был опре­де­лен на свя­щен­ни­че­ское ме­сто в Ге­ор­ги­ев­скую цер­ковь се­ла Уля­хи­на-Юрье­ва Го­ро­ди­ща Ка­си­мов­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии, а 16 ок­тяб­ря епи­ско­пом Ря­зан­ским Ди­мит­ри­ем (Спе­ров­ским) ру­ко­по­ло­жен в пре­сви­те­ра.

11 но­яб­ря то­го же го­да отец Петр был на­зна­чен за­ко­но­учи­те­лем Уля­хин­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы и Сив­цев­ской шко­лы гра­мо­ты.
В ав­гу­сте 1912 го­да ба­тюш­ка по­сту­пил на вто­рой курс Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии. Учил­ся он с Сер­ги­ем Ана­то­лье­ви­чем Прав­до­лю­бо­вым, (бу­ду­щим свя­щен­но­ис­по­вед­ни­ком). Ду­хов­ную ака­де­мию отец Петр окон­чил в 1915 го­ду со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия с пра­вом по­лу­че­ния сте­пе­ни ма­ги­стра бо­го­сло­вия без но­вых уст­ных ис­пы­та­ний. Он был на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем Вет­хо­го За­ве­та в Смо­лен­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, а так­же за­ко­но­учи­те­лем и ин­спек­то­ром Смо­лен­ско­го епар­хи­аль­но­го жен­ско­го учи­ли­ща.

27 де­каб­ря 1915 го­да епи­ско­пом Смо­лен­ским Фе­о­до­си­ем (Фе­о­до­си­е­вым) он был на­граж­ден на­бед­рен­ни­ком, а 6 мая 1916 го­да «за усерд­ную и по­лез­ную служ­бу» – ску­фьей.

 С 22 июля 1916 го­да отец Петр ис­пол­нял обя­зан­но­сти ре­дак­то­ра «Смо­лен­ских епар­хи­аль­ных ве­до­мо­стей», а офи­ци­аль­но был на­зна­чен Свя­тей­шим Си­но­дом на эту долж­ность 24 сен­тяб­ря 1916 го­да.

Отец Петр участ­во­вал во Все­рос­сий­ском съез­де пе­да­го­гов и де­я­те­лей ду­хов­ных школ, про­хо­див­шем в Москве 25 мая – 5 июня 1917 го­да. От кли­ра Смо­лен­ской епар­хии был из­бран чле­ном Свя­щен­но­го Со­бо­ра Пра­во­слав­ной Рос­сий­ской Церк­ви 1917 – 1918 го­дов. 25 фев­ра­ля 1917 го­да на­граж­ден ка­ми­лав­кой, а в де­каб­ре – зо­ло­тым на­перс­ным кре­стом.

По­сле за­кры­тия в 1918 го­ду ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ний ба­тюш­ку при­зва­ли сол­да­том в ты­ло­вое опол­че­ние как не име­ю­ще­го при­хо­да. Вско­ре при­ход­ским со­бра­ни­ем Ильин­ской церк­ви он был из­бран свя­щен­ни­ком это­го смо­лен­ско­го хра­ма.
18 ап­ре­ля 1921 го­да Петр Алек­се­е­вич Чель­цов был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
В 1923 го­ду Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон на­гра­дил Пет­ра Чель­цо­ва кре­стом с укра­ше­ни­я­ми, а в 1927 го­ду отец Петр ста­но­вит­ся мит­ро­фор­ным про­то­и­е­ре­ем.
В 1924 го­ду отец Петр на­хо­дил­ся под аре­стом в те­че­ние 10 дней в свя­зи с про­хо­див­шим в Смо­лен­ске съез­дом об­нов­лен­че­ско­го ду­хо­вен­ства. Его, рев­ност­но­го по­сле­до­ва­те­ля Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на, со­чли нуж­ным изо­ли­ро­вать.

В 1927 г. свя­щен­ник был сно­ва аре­сто­ван. Те­перь его об­ви­ни­ли в груп­по­вой ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти и рас­про­стра­не­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной ли­те­ра­ту­ры. Ба­тюш­ка был при­го­во­рен к 3 го­дам конц­ла­ге­ря, ко­то­рые он про­вел на Со­лов­ках.

В 1929 г. ба­тюш­ку до­сроч­но осво­бо­ди­ли из ла­ге­ря и со­сла­ли на 3 го­да в г. Кад­ни­ков Во­ло­год­ской об­ла­сти, где он ра­бо­тал на до­му са­пож­ни­ком. Но недол­го про­дол­жа­лась сво­бо­да, 7 мар­та 1933 г. про­то­и­е­рей Петр Чель­цов был вновь аре­сто­ван, об­ви­нен в том, что яв­лял­ся участ­ни­ком ан­ти­со­вет­ской груп­пы из чис­ла ссыль­ных и про­во­дил сре­ди на­се­ле­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, и при­го­во­рен к трем го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­ге­рях. На этот раз от­бы­вал срок в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ко­ло­нии в Ко­но­ше.

В ап­ре­ле 1936 г. по­сле осво­бож­де­ния опре­де­лен свя­щен­ни­ком в Ка­зан­скую цер­ковь с. Нар­ма Кур­лов­ско­го (ныне Гусь-Хру­сталь­но­го) рай­о­на Вла­ди­мир­ской об­ла­сти. В 1941 г. храм был за­крыт.

В ап­ре­ле 1941г. от­ца Пет­ра аре­сто­ва­ли за неупла­ту на­ло­гов и при­го­во­ри­ли к го­ду за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Осво­бо­див­шись 15 мая 1942 г., он вер­нул­ся в с. Нар­ма.

18 июня 1949 г. (ба­тюш­ке шел шесть­де­сят пер­вый год!) его аре­сто­ва­ли в ше­стой раз – по об­ви­не­нию в том, что «...вы­сту­пал с ан­ти­со­вет­ски­ми про­по­ве­дя­ми. Груп­пи­руя во­круг се­бя враж­деб­ный цер­ков­ный эле­мент, сре­ди ко­то­ро­го вел аги­та­цию, на­прав­лен­ную на срыв ме­ро­при­я­тий, про­во­ди­мых Со­вет­ской вла­стью, при­зы­вал кол­хоз­ни­ков на невы­ход на ра­бо­ту и от­каз от уча­стия в вы­бо­рах де­пу­та­тов в вер­хов­ные мест­ные ор­га­ны Со­вет­ской вла­сти. В сво­ем до­ме хра­нит мо­нар­хи­че­скую ли­те­ра­ту­ру».

28 но­яб­ря 1955 г. ба­тюш­ку осво­бо­ди­ли до­сроч­но как пре­ста­ре­ло­го ин­ва­ли­да вто­рой груп­пы. Он вы­ехал в с. За­кол­пье.

Ле­том 1972 г. отец Петр тя­же­ло за­бо­лел, но, пре­воз­мо­гая бо­лезнь, про­дол­жал со­вер­шать бо­го­слу­же­ния. По­след­ний раз он слу­жил в день празднования Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, 21 июля. Ко­гда по­сле служ­бы за­кры­вал Цар­ские вра­та, то сле­зы ка­ти­лись по его ще­кам.

Пе­ред смер­тью отец Петр очень стра­дал, мно­го вре­ме­ни про­во­дил без пи­щи и сна.

 Скон­чал­ся ба­тюш­ка 12 сен­тяб­ря 1972 г., на па­мять свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го

Прой­дя 5 аре­стов, от­си­дев 15 лет в раз­ных тюрь­мах и ла­ге­рях, о. Петр вы­шел на слу­же­ние Бо­гу, Церк­ви и лю­дям с ве­ли­ким при­об­ре­те­ни­ем. Мы зна­ем, что он был про­зор­лив, что он ис­це­лял бо­лез­ни. Но глав­ное все же не эти да­ры: про­зор­ли­вость, ис­це­ле­ние. Глав­ное – это ис­тин­ная Хри­сто­ва лю­бовь и со­стра­да­ние к че­ло­ве­ку, ко­то­рые при­да­ва­ли мо­лит­ве от­ца Пет­ра столь ве­ли­кую си­лу.

        

 Протоиерей Николай (Заболотский)

 

Заболотский Николай Николаевич (1876-1937), протоиерей, священномученик.

Память 2 декабря, в Соборе новомучеников и в Соборе Бутовских новомучеников.

Родился 24 апреля 1876 года в городе Вязьме Смоленской губернии в семье протоиерея, служившего в городе в Воскресенской церкви.

В 1895 году окончил Вяземское Духовное училище и поступил в Московскую Духовную семинарию.

В 1899 году он перешел в Вифанскую Духовную семинарию, которую окончил в 1902 году. По окончании семинарии Николай поступил в Юрьевский университет. Но Богу, повидимому, было неугодно, чтобы юноша выбрал светский путь, – он тяжело заболел, и по этой причине ему пришлось оставить учебу в университете.

В 1905 году он поступил преподавателем в мужскую гимназию в городе Вязьме.

В 1910 году Николай Николаевич был рукоположен во священника ко храму в селе Будаево Гжатского уезда.

В 1913 году переведен служить в храм в селе Федотково Юхновского уезда.

С 1917 по 1926 год он служил в храме в селе Марьинское Рославльского уезда, а затем в храме в селе Коробкино Гжатского уезда.

С 1931 года он стал служить в селе Некрасово Уваровского района Московской области. Отец Николай был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным.

Весной 1937 года в связи с усилением гонений на Русскую Православную Церковь представители местных властей стали писать жалобы в НКВД, что отец Николай совершает таинства и требы в домах прихожан не только не спрашивая на это разрешения сельсовета, но и, будучи спрошен, почему он делает это, не дает ответа, считая, что не дело властей спрашивать о том, что касается церкви и его священнической деятельности. 28 июня 1937 года заведующий отделом политучебы Уваровского райкома комсомола направил начальнику Уваровского НКВД докладную записку, в которой утверждал, что священник ведет в приходе агитацию, чтобы верующие не работали в первый день Пасхи и в религиозные праздники, а также что он лечит людей и домашнюю скотину. «Я считаю, – писал заведующий, – Заболотский никакого права не имеет на лечение людей и животных, за это он должен быть привлечен к ответственности». Работник Уваровского райкома ВКП(б) написал, что «в 1935 году во время весеннего сева, на который попадала Пасха, граждане... побывши в церкви как в первый, а также и во второй день Пасхи, не работали и не выполняли план сева, заявляя: "Батюшка говорил, что урожай зависит не от того, чтобы работать в святые дни Пасхи, раньше не работали по целой неделе в дни Пасхи, а урожай собирали хороший"».

19 ноября 1937 года протоиерей Николай был арестован и заключен в тюрьму в городе Можайске.

5 декабря 1937 года тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила отца Николая к расстрелу за "антисоветскую агитацию".

15 декабря 1937 года был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 25 марта 2004 года для общецерковного почитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Священномученик священник Стефан (Крейдич)

Священник Стефан Васильевич Крейдич родился в 1874 году в селе Вавуличи Гродненской губернии Бездежской волости, выходец из белорусской крестьянской семьи. В Царской армии служил с 1914 по 1918 г. писарем в штабе военного округа г. Смоленска. С 1919 по 1923 гг. был псаломщиком и певчим церковного хора в селе Рогове (Ропово) Брянской губернии, с 1923-го по 1929-й год служил псаломщиком и певчим церковного хора в Смоленске, затем, до 1932 года, снова в селе Рогове.

После рукоположения в 1932 в сан священника три года служил в селе Робчик Брянской губернии. В 1936 году был арестован и осужден спецколлегией Западного Облсуда по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР на 7 лет исправительно-трудовых лагерей за агитацию против вступления в колхозы, собирание детей в возрасте от 12 до 15 лет и внушения им религиозного дурмана, высказывание контрреволюционных повстанческих настроений. Направлен в Казахстан в Карлаг НКВД Карагандинской области.

В 1937 году был обвинен по групповому делу митрополита Евгения (Зернова) в том, что "не только не изменил своих убеждений, но и находясь в заключении продолжал свою антисоветскую деятельность, проводя среди заключенных лагеря религиозную агитацию и распространяя провокационные антисоветские измышления". На допросе заявил: "Виновным себя не признаю, а что пел тропарь Троицы, считал, что имею право на то не запрещено".

20 сентября 1937 года заседание тройки УНКВД по Карагандинской области постановило расстрелять митрополита Евгения и других священников, в числе которых находился и священник Стефан.

Иерей Стефан Крейдич причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Память священномученика Стефана (Крейдича) Святая Церковь празднует 20 сентября, а также в день памяти Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX века 7 февраля, если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.

 

          Священномученик священник Иаков (Леонович)

Свя­щен­но­му­че­ник Иа­ков ро­дил­ся 23 ок­тяб­ря 1876 го­да в се­ле Нее­ло­во Са­фо­нов­ско­го уез­да Смо­лен­ской гу­бер­нии в се­мье ал­тар­ни­ка Ти­мо­фея Лео­но­ви­ча. Иа­ков Ти­мо­фе­е­вич по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в Ду­хов­ной се­ми­на­рии. Был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и слу­жил в хра­ме се­ла Ни­ко­ло-Кре­мя­ное Са­фо­нов­ско­го уез­да Смо­лен­ской гу­бер­нии. Во вре­мя го­не­ний на­ча­ла трид­ца­тых го­дов он и его су­пру­га, Ан­на Ива­нов­на, бы­ли аре­сто­ва­ны за то, что, по­лу­чая от кре­стьян за ис­пол­не­ние треб мел­кую се­реб­ря­ную и мед­ную мо­не­ту, не от­да­ва­ли ее го­су­дар­ству и тем са­мым, как го­во­ри­лось в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии, спо­соб­ство­ва­ли недо­стат­ку раз­мен­ной мо­не­ты, пре­пят­ствуя эко­но­ми­че­ско­му раз­ви­тию со­вет­ско­го го­су­дар­ства. Свя­щен­ник был при­го­во­рен к двум го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ла­ге­рях, а его су­пру­га, при­ни­мая во вни­ма­ние пре­клон­ный воз­раст (шесть­де­сят лет), к од­но­му го­ду услов­но с ис­пы­та­тель­ным сро­ком три го­да.

По­сле осво­бож­де­ния из за­клю­че­ния о. Иа­ков стал слу­жить в хра­ме се­ла Его­рье Бель­ско­го рай­о­на За­пад­ной об­ла­сти (ныне Твер­ская об­ласть). Осе­нью 1937 го­да он был вновь аре­сто­ван и за­клю­чен в Смо­лен­скую тюрь­му. 10 сен­тяб­ря сле­до­ва­тель до­про­сил его. Его обвиняли в контрреволюционной деятельности.

Через де­сять дней по­сле до­про­са Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка и пса­лом­щи­ка к рас­стре­лу. Ста­ро­ста и сто­рож хра­ма бы­ли при­го­во­ре­ны к вось­ми го­дам, а пред­се­да­тель ре­ви­зи­он­ной ко­мис­сии к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вые ла­ге­ря.

Свя­щен­ник Иа­ков Лео­но­вич был рас­стре­лян 28 сен­тяб­ря 1937 го­да в че­ты­ре ча­са дня.

При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

 

Священномученик протодиакон Никита (Алмазов)

Священномученик протодиакон Никита Алмазов родился в 1874 году в Смоленской губернии в семье священника. В 1897 году он был рукоположен в сан диакона, во время Русско-Японской войны служил диаконом в составе главнокомандующего генерала Куропаткина. С 1907 по 1918 год отец Никита служил в соборе всей артиллерии при Семеновском Преображенском полке в Петрограде. В 30-х годах протодиакон Никита Алмазов служил в Ленинграде в Греческой посольской церкви и затем в Знаменской церкви. В 1935 году отца Никиту арестовали и приговорили к 5 годам ссылки в Казахстан. В ссылке в городе Атбасар он встретился с сосланными из Ленинграда священниками Феодотом Андреевым, Василием Сокольским и Николаем Ковалевым. В 1937 году отца Никиту вновь арестовали и приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тюрьме города Атбасар 28 ноября 1937 года. Место захоронения священномученика Никиты Алмазова неизвестно.

 

Священномученик протоиерей Владимир (Лозино-Лозинский)

  

Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир Кон­стан­ти­но­вич Ло­зи­на-Ло­зин­ский, про­то­и­е­рей, ро­дил­ся 26 мая 1885 го­да в го­ро­де Ду­хов­щи­на Смо­лен­ской гу­бер­нии, в се­мье зем­ских вра­чей. Ро­ди­те­ли его по убеж­де­ни­ям бы­ли на­род­ни­ки.

Сам он впер­вые за­явил о сво­ём ре­ше­нии стать свя­щен­ни­ком в дни, ко­гда на­ча­лись от­кры­тые го­не­ния на Цер­ковь. В 1920 го­ду Вла­ди­мир Кон­стан­ти­но­вич был за­чис­лен на пер­вый курс Бо­го­слов­ско­го Ин­сти­ту­та в Пет­ро­гра­де, а в но­яб­ре по­дал про­ше­ние о ру­ко­по­ло­же­нии.

По­сле ру­ко­по­ло­же­ния он слу­жил в уни­вер­си­тет­ской церк­ви Всех Свя­тых, в 1923 го­ду яв­лял­ся на­сто­я­те­лем это­го хра­ма, ко­то­рый к то­му вре­ме­ни был пе­ре­ве­дён на Бир­же­вую ли­нию, дом 8 (в квар­ти­ру ака­де­ми­ка И. И. Срез­нев­ско­го).
Ба­тюш­ка неод­но­крат­но под­вер­гал­ся аре­сту: в 24 го­ду по де­лу «Спас­ское Брат­ство». За­тем, он был аре­сто­ван в фев­ра­ле 1925 го­да и при­го­во­рён к де­ся­ти го­дам ла­ге­рей по об­ви­не­нию в мо­нар­хи­че­ском за­го­во­ре и слу­же­нии па­ни­хид с по­ми­но­ве­ни­ем Им­пе­ра­тор­ской Се­мьи.

Сна­ча­ла он от­бы­вал срок на Со­лов­ках. Ла­гер­ную жизнь ба­тюш­ка при­ни­мал сми­рен­но и без­ро­пот­но.

На Со­лов­ках от­ца Вла­ди­ми­ра по­се­ща­ли род­ные, ко­то­рые вско­ре до­би­лись смяг­че­ния при­го­во­ра: в но­яб­ре 1928 го­да за­клю­че­ние в ла­ге­ре за­ме­ни­ли пя­ти­лет­ней ссыл­кой в Си­бирь. Про­быв несколь­ко ме­ся­цев в пе­ре­сыль­ной тюрь­ме Ле­нин­гра­да, ба­тюш­ка был от­прав­лен в глухую де­рев­ню Пья­но­во, что в 150 ки­ло­мет­рах от го­ро­да Брат­ска Ир­кут­ской об­ла­сти.

По­сле осво­бож­де­ния ба­тюш­ка с 1934 го­да слу­жил в Нов­го­ро­де, став в 1935 го­ду на­сто­я­те­лем ка­фед­раль­но­го Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра, что на Прус­ской улиц. Пра­вя­щим ар­хи­ере­ем Нов­го­род­ской епар­хии в то вре­мя яв­лял­ся ар­хи­епи­скоп Ве­не­дикт (Плот­ни­ков), зна­ко­мый от­цу Вла­ди­ми­ру по сов­мест­но­му слу­же­нию в Пет­ро­гра­де.

1(14) мая 1936 го­да про­то­и­е­рей Вла­ди­мир был аре­сто­ван вновь, от­прав­лен на об­сле­до­ва­ние в об­ласт­ную боль­ни­цу для ду­шев­но­боль­ных, где при­знан вме­ня­е­мым, и 26 но­яб­ря (8 де­каб­ря) 1937 го­да вме­сте с груп­пой при­хо­жан опять под­верг­нут аре­сту по 58 ста­тье, ого­во­рен как член груп­пы «На­род­ная де­мо­кра­тия на ос­но­ве него­судар­ствен­но­го ка­пи­та­лиз­ма», а 13 (26) де­каб­ря то­го же го­да, в Нов­го­ро­де рас­стре­лян по ре­ше­нию «Осо­бой Трой­ки» от 6(19) де­каб­ря. Ме­сто его за­хо­ро­не­ния Гос­подь оста­вил со­кро­вен­ным.
          При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

        

         Священномученик священник Владимир (Преображенский)

Преподобномученик Владимир (Преображенский) родился 21 апреля 1878 года в селе Малые Палатки Смоленской губернии в семье крестьянина Нила Волкова. В 1906 году юноша поступил в приписанную Свято-Троицкой Сергиевой лавре пустынь Параклит, пробыв в ней послушником до 1909 года. Приняв в 1909 году монашеский постриг, он до 1912 года продолжал подвизаться в пустыни. В 1912 году монаха Владимира перевели в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где он пребывал до ее закрытия в 1921 году. В 1920 году монах Владимир был рукоположен во иеродиакона. После закрытия лавры иеродиакон Владимир был определен на служение в церковь села Клушина Смоленской губернии. В начале 1921 года власти закрыли этот храм, и в апреле иеродиакон Владимир был назначен в храм великомученика Димитрия Солунского в селе Шиманово Можайского района Московской области. В 1930 году иеродиакон Владимир был рукоположен во иеромонаха.

9 июля 1931 года иеромонах Владимир был возведен в сан игумена с возложением палицы, а 14 апреля 1932 года – в сан архимандрита. 2 апреля 1936 года ему было преподано благословение совершать Божественную литургию с открытыми Царскими вратами до Херувимской песни. В 1936 году он был уволен с должности счетовода и служил в храме вплоть до ареста.

Архимандрит Владимир был арестован 27 февраля 1938 года и во время следствия содержался в Можайской тюрьме. На первом допросе, состоявшемся 2 марта, следователь подробно расспросил отца Владимира о его жизни до и после революции 1917 года. Следователя интересовало, какие отношения отец Владимир имел с арестованными в 1937 году служащими Московской Патриархии: управляющим делами протоиереем Александром Лебедевым, келейником митрополита Сергия архимандритом Афанасием (Егоровым) и архимандритом Гавриилом (Яциком). 7 марта 1938 года Тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Архимандрит Владимир (Волков) был расстрелян 25 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

 

Священномученик протоиерей Владимир (Пастернацкий)

Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся 2 июля 1885 го­да в се­ле Ду­ди­чи Игу­мен­ско­го уез­да Мин­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ила­ри­о­на Па­стер­нац­ко­го, на­сто­я­те­ля По­кров­ской церк­ви в се­ле Ду­ди­чи. Окон­чив в 1908 го­ду Мин­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, Вла­ди­мир Ила­ри­о­но­вич же­нил­ся на до­че­ри свя­щен­ни­ка Фе­о­фа­на Со­си­нов­ско­го На­та­лье; впо­след­ствии у них ро­ди­лось во­семь де­тей.

В 1908 го­ду Вла­ди­мир Ила­ри­о­но­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла в се­ле Пе­соч­ное, где слу­жил его тесть, ко­то­рый в это вре­мя тя­же­ло за­бо­лел, слег и в те­че­ние се­ми лет, до са­мой смер­ти, не под­ни­мал­ся с по­сте­ли. В этом хра­ме отец Вла­ди­мир про­слу­жил до 1932 го­да. В 20-х го­дах он был на­зна­чен бла­го­чин­ным и воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. В 1931 го­ду се­мье свя­щен­ни­ка бы­ло пред­ло­же­но за­пла­тить на­лог, ко­то­рый был для них столь ве­лик, что они не смог­ли со­брать нуж­ную сум­му, и у них за­бра­ли ко­ро­ву. В 1932 го­ду отец Вла­ди­мир был пе­ре­ве­ден в Спа­со-Воз­не­сен­скую цер­ковь в го­род Ко­пыль.
В 1933 го­ду все хра­мы в Ко­пыль­ском рай­оне бы­ли за­кры­ты, а свя­щен­ни­ки аре­сто­ва­ны; оста­ва­лась лишь Спа­со-Воз­не­сен­ская цер­ковь. От­ца Вла­ди­ми­ра все ча­ще ста­ли вы­зы­вать в НКВД и, угро­жая рас­пра­вой, тре­бо­вать, чтобы он пуб­лич­но снял с се­бя сан. Вза­мен обе­ща­ли обес­пе­чить по­сто­ян­ной ра­бо­той, на­при­мер, в ка­че­стве бух­гал­те­ра, но свя­щен­ник это пред­ло­же­ние ка­те­го­ри­че­ски от­верг. Вла­сти, же­лая сло­мить его во­лю, по­тре­бо­ва­ли от него упла­ты та­ко­го на­ло­га, о ко­то­ром за­ве­до­мо зна­ли, что упла­тить его свя­щен­ник не смо­жет, и ис­клю­чи­ли из шко­лы его де­тей. На се­мей­ном со­ве­те свя­щен­ник, под­дер­жан­ный су­пру­гой, ска­зал де­тям: «Бог по­слал нам это ис­пы­та­ние, и мы его долж­ны без­ро­пот­но нести». Ока­зав­шись един­ствен­ным свя­щен­ни­ком в рай­оне, отец Вла­ди­мир с утра до ве­че­ра ез­дил по тре­бам, кре­стил но­во­рож­ден­ных, от­пе­вал умер­ших.
          В мар­те 1936 го­да про­то­и­е­рей Вла­ди­мир был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в при­сво­е­нии вла­сти адми­ни­стра­тив­но­го ли­ца, так как он вел за­пись имен всех кре­ща­е­мых и тех, ко­го при­шлось от­пе­вать. 24 мар­та 1936 го­да он был при­го­во­рен к двум го­дам за­клю­че­ния и от­прав­лен в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вую ко­ло­нию № 1 в се­ле­ние Хальч Го­мель­ской об­ла­сти.
         На­та­лья Фе­о­фа­нов­на оста­лась од­на с тре­мя несо­вер­шен­но­лет­ни­ми детьми без средств к су­ще­ство­ва­нию. Но по­мо­га­ли, кто чем мог, при­хо­жане. В 1936 го­ду На­та­лья Фе­о­фа­нов­на с детьми пе­ре­еха­ла в го­род Рос­лавль Смо­лен­ской об­ла­сти. В де­каб­ре 1937 го­да от­ца Вла­ди­ми­ра осво­бо­ди­ли, и 12 де­каб­ря он при­е­хал к се­мье. Од­на­ко через день он был вновь аре­сто­ван по об­ви­не­нию в том, что «вел ак­тив­ную контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию о войне и ги­бе­ли со­вет­ской вла­сти... о яко­бы су­ще­ству­ю­щем го­ло­де в Со­вет­ском Со­ю­зе и при­тес­не­нии ре­ли­гии со сто­ро­ны со­вет­ской вла­сти».

23 де­каб­ря 1937 го­да сле­до­ва­тель до­про­сил от­ца Вла­ди­ми­ра.

5 ян­ва­ря 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Вла­ди­ми­ра к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Па­стер­нац­кий был рас­стре­лян 21 ян­ва­ря 1938 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

 

Преподобномученица инокиня Александра (Самойлова)

 

 

 

Александра (Самойлова) (1882-1938), инокиня, преподобномученица.

В миру Самойлова Александра Никитична.

Память 9 марта, в Соборе новомучеников и в Соборе Бутовских новомучеников.

Родилась 23 апреля 1882 года в селе Гриднево Гжатского уезда Смоленской губернии в семье крестьянина Никиты Самойлова, брат и сестра которого были монашествующими, их примеру последовала и Александра.

В 15-летнем возрасте она ушла подвизаться в Спасо-Бородинский женский монастырь.

В обители инокиня Александра подвизалась 33 года, пока монастырь не был окончательно разогнан в 1931 году. Инокиня Александра поселилась на родине в селе Гриднево с матерью и стала петь на клиросе в Рождественской церкви.

В 1937 году началась новая волна беспощадных гонений на Русскую Православную Церковь. Для ареста и расправы над духовенством, монашествующими и мирянами безбожники использовали любой повод. 12 декабря 1937 года проходили выборы в Верховный Совет СССР – высший орган власти в стране. Инокиня Александра на выборы идти не собиралась, поэтому, когда накануне и в сам день выборов к ней в дом пришли члены избирательной комиссии уговаривать её идти голосовать, она ответила отказом. Избирательной комиссией был составлен рапорт для НКВД.

Была арестована 27 января 1938 года и заключена в Можайскую тюрьму.

11 марта состоялся допрос. В этот же день следствие было закончено.

15 марта 1938 года тройка НКВД по Московской области приговорила её к расстрелу за "контрреволюционную агитацию".

22 марта 1938 года была расстреляна на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле.

Причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.

 

Преподобномученик архимандрит Владимир (Волков)

 

Пре­по­доб­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся 21 ап­ре­ля 1878 го­да в де­ревне Ма­лые Па­лат­ки Гжат­ско­го уез­да Смо­лен­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ни­ла Вол­ко­ва и в кре­ще­нии на­ре­чен был Ге­ор­ги­ем. В1906 году он при­шел к окон­ча­тель­но­му ре­ше­нию оста­вить мир и по­сту­пил по­слуш­ни­ком в пу­стынь Па­рак­лит при Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре.
          15 июля 1909 го­да Ге­ор­гий Ни­ло­вич был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Вла­ди­мир. В пу­сты­ни он про­хо­дил по­слу­ша­ние хлеб­ни­ка, си­но­дич­но­го и пи­са­ря. В 1912 го­ду мо­нах Вла­ди­мир был пе­ре­ве­ден в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру и на­зна­чен смот­ри­те­лем ти­по­гра­фии. 19 мар­та 1915 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­н. По­сле за­кры­тия Лав­ры иеро­ди­а­кон Вла­ди­мир слу­жил в хра­ме ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия Со­лун­ско­го в се­ле Ши­ма­но­во Мо­жай­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.

       В 1930 го­ду иеро­ди­а­кон Вла­ди­мир был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха и по прось­бе при­хо­жан на­зна­чен слу­жить в Спас­скую цер­ковь в се­ле Ис­лав­ское Зве­ни­го­род­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. В 1931 го­ду он был воз­ве­ден в сан игу­ме­на, в 1932-м — в сан ар­хи­манд­ри­та. В 1936 го­ду ему бы­ло пре­по­да­но бла­го­сло­ве­ние слу­жить Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию с от­кры­ты­ми цар­ски­ми вра­та­ми до Хе­ру­вим­ской пес­ни.

       21 фев­ра­ля 1938 го­да ар­хи­епи­скоп Сер­гий (Вос­кре­сен­ский), ви­ка­рий Мос­ков­ской епар­хии, пред­ло­жил ар­хи­манд­ри­ту Вла­ди­ми­ру быть ду­хов­ни­ком мит­ро­по­ли­та Сер­гия (Стра­го­род­ско­го) и сво­им, но это не осу­ще­стви­лось — 27 фев­ра­ля 1938 го­да ар­хи­манд­рит Вла­ди­мир был аре­сто­ван и за­клю­чен в мо­жай­скую тюрь­му. Он об­ви­ня­лся в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, так как воз­во­ди­л кле­ве­ту на ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии и со­вет­ской вла­сти.

      7 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу, и он был пе­ре­ве­ден в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Ар­хи­манд­рит Вла­ди­мир (Вол­ков) был рас­стре­лян 25 мар­та 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

 

       Мученица Евфросиния (Тимофеева)

 

        Евфросиния Тимофеевна Тимофеева родилась в 1883 году (по некоторым данным год рождения 1881) в деревне Грязное Острицкой волости Гжатского уезда Смоленской губернии и происходила из крестьянской семьи. В акнетах советского времени она значилась как “малограмотная”.Известно, что в 1903 году она стала послушницей Московского Алексеевского монастыря. После закрытия монастыря она осталась жить в его здании, занималась пошивом одеял.

        28 декабря 1930 года послушницу Евфросинию арестовали и обвинили в “антисоветской агитации”, во время следствия она содержалась в Бутырской тюрьме.3 января 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР приговорило ее к 3 годам высылки в Казахстан. О жизни мученицы в последующие годы мы знаем мало. Известно, что она скончалась (предположительно расстреляна) 5 ноября 1942 года. Послушница Евфросиния Тимофеева была причислена к лику святых определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2006 года.

 

Священномученик Антоний (Эльснер-Койранский)

 

 Священномученник Антоний места служения - Смоленск, Казанская церковь; Смоленская о., Сафоновский р., с. Высокое; Смоленск, Окопская церковь (в предместье города); Смоленск, сторожка при Окопской церкви. В 1937 г. в Смоленске были закрыты почти все церкви, за исключением Всехсвятской и так называемой Окопской, которая не была закрыта, но службы в ней не было, т.к. священник был арестован и сослан. Прихожане этой церкви и других закрытых церквей упросили о.Антония быть у них священником, перевезли его, зарегистрировали в горсовете как церковного сторожа и поселили в сторожке. Здесь начались мытарства делегации прихожан для получения разрешения о. Антонию служить. Его много раз вызывали в НКВД, угрожали, требовали добровольного отказа от службы. О.Антоний им сказал: "вы говорите и печатаете, что нет верующих, я вам докажу противное и мой долг священника не позволяет мне отказаться от просьбы верующих... На моей стороне весь город и даже ваши отцы и матери, а вы одни". Наконец, 20 июля (ст.ст.) накануне праздника Казанской Иконы Божией Матери возвратилась делегация из Москвы и привезла разрешение. В местном горсовете разрешается служба на 21.07 - на Казанскую. Целый день все готовились к торжественной службе, украшали церковь. Целый день в бедную церковную сторожку шел "крестный ход" с поздравлениями и пожеланиями о. Антонию. Но в час ночи 21 июля (ст.ст.) приехали 3 сотрудника НКВД, сделали обыск, конечно, ничего не нашли и увели батюшку. Вместе с о. Антонием был арестован весь церковный совет и многие прихожане.

За годы гонений и репрессий, мы потеряли множество замечательных людей, храмов, монастырей и многие поколения наших сограждан. И, слава Богу, что сегодня, несмотря ни на какие трудности, церковная жизнь Смоленской епархии, с каждым годом все более и более возрождается. Строятся храмы, восстают из руин монастыри, прославляются новомученики и исповедники Российские.

В 20-30-е годы ХХ столетия Православие в Смоленской епархии претерпело жесточайшие гонения от безбожных властей, в результате чего с 1937 года на территории епархии не осталось ни одного действующего храма.

Всего за период с 1917 по конец 1950-х г.г. согласно данным картотеки Смоленского отделения ассоциации жертв политических репрессий, в Смоленской области было репрессировано около 750 священников, монахов, диаконов, людей, работавших при церкви (старост, просфорниц и т.д.)

Но непреложны слова Спасителя: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16, 18). Свидетельство тому – возобновление церковной жизни уже в годы немецко-фашистской оккупации и её постепенное, но весьма продуктивное возрождение в наше время.

 

Добавить комментарий

Правила добавления комментариев
  1. Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц их написавших, и не является мнением администрации сайта journalsmolensk.ru. 
  2. Каждый автор комментария несет полную ответственность за размещенную им информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также соглашается с тем, что комментарии, размещаемые им на сайте, будут доступны для других пользователей, как непосредственно на сайте, так и путем воспроизведения различными техническими средствами со ссылкой на первоначальный источник. 
  3. Администрация сайта journalsmolensk.ru оставляет за собой право удалить комментарии пользователей без предупреждения и объяснения причин, если в них содержатся:
  • - прямые или косвенные нецензурные и грубые выражения, оскорбления публичных фигур, оскорбления и принижения других участников комментирования, их родных или близких;
  • - призывы к нарушению действующего законодательства, высказывания расистского характера, разжигание межнациональной и религиозной розни, а также всего того, что попадает под действие Уголовного Кодекса РФ; 
  • - малосодержательная или бессмысленная информация; 
  • реклама или спам; 
  • - большие цитаты; 
  • - сообщения транслитом или заглавными буквами за исключением всего того, что пишется заглавными буквами в соответствии с нормами русского языка; 
  • - ссылки на материалы, не имеющие отношения к теме комментируемой статьи, а также ссылки, оставленные в целях "накручивания трафика"; 
  • - номера телефонов, icq или адреса email. 

Защитный код Обновить

Читайте также

Вся Русь пролегла – от Бориса до Глеба

№3 (211) 2018 г. 104

*  *  * Дрожит росой небесный белый крин, Где с милосердьем слита чистота, Когда монашка с лилией...

Побратимы истории

№3 (211) 2018 г. 82

Помним прошлое, строим будущее! Общественный проект именно с таким названием, инициированный национ...

Сны Попа, или Имперские амбиции фотографа

№3 (211) 2018 г. 82

Рассказ о событиях, которые  могли произойти и не только во сне.  Однажды приснился будущему Предсе...