С искрой Божьей

В КВЦ им. Тенишевых состоялась персональная выставка Смоленского живописца, выпускника Смоленского худграфа, члена Союза художников России Александра Долосова, отметившего в эти дни пятидесятилетний юбилей.

За период творческой деятельности у Александра Эдуардовича прошло 10 персональных выставок, из которых шесть в Смоленске, одна в Москве и три за рубежом, в том числе и во Франции. В 2002 году по приглашению музея Марка Шагала Александр Долосов экспонировал свои работы в Витебске, одна из его экспонировавшихся работ входит в постоянно действующую экспозицию музея Марка Шагала.   

Работы художника лаконичны и просты, содержательны и неоднозначны. Его живопись – особая форма мышления, где превалирует интуиция. Рисунок предельно обобщён, цвет собран, нет многословия и пестроты. Привлекательность его работ - в динамичности, в светоносности, ритмической архитектонике. В поисках средств усиления эмоциональной выразительности своих произведений художник всё чаще обращается к многообразным живописным приёмам.  Всё то, что он изображает, – будь то умиротворенные смоленские, сочные южные или упорядоченные западные пейзажи, - отражает удивительно одухотворённый окружающий мир через обострённое мировосприятие автора.

Посетителей ждут работы художника последних лет, которые подарят самые светлые впечатления. Мне посчастливилось кратко побеседовать с Александром Эдуардовичем. Итак.. 

- Насколько полно представленная выставка отражает Ваш творческий путь?

- Никак не отражает. Выставка подготовлена не как юбилейная. Если бы я готовил выставку юбилейную, я бы мог выставить гораздо больше работ. Здесь представлены полотна, которые находятся у меня, а на юбилейную выставку я бы представил работы, которые кем-то куплены, находятся в каких-то коллекциях, потому что они, скажем так, очень хорошие, но я не хотел делать юбилейную выставку, подводить какие-то итоги. Смысла подводить итоги я пока не вижу, вот когда буду уже заканчивать свой творческий путь, тогда, может быть, и сделаю такую выставку, но пока не собираюсь.

- Здесь мы видим работы последних лет, отличаются ли они по стилистике Ваших работ двадцатилетней, например, давности?

- Здесь у меня работы разностильные, и это не потому, что у меня меняется стиль, просто у меня меняется желание при работе, то хочется написать в одной манере, то в другой. И такие творческие метания у меня всю жизнь. У меня нет какого-то своего проторенного пути, я всегда в поиске. Надеюсь, что со временем меняется качество работ, наверное, что-то прирастает.

- Я просто онемел от Вашего мастерства при изображении зимних ветвей берёзы, сначала подумал, что они переданы тонкими линиями рисунка, посмотрел ближе – мазок! Какой лёгкий, я бы сказал – нежный и как точно, поэтично передаёт реальность. Мастерство, как приходит оно к художнику?

- Могу говорить только о себе. Я бы не сказал, что мастерство присуще мне и моим работам. Понимаю, что мне как художнику многого не хватает и в плане одарённости, и в плане обучения, и в плане опыта. Конечно, я доволен представленными здесь работами, иначе бы их не показывал, но всё равно хочу большего. Нет, я не сокрушаюсь по этому поводу, двигатель любого художника - идти в творчестве дальше, делать работы ещё лучше, интереснее, творческий поиск беспрестанен, надо только воспринимать его спокойно, чтобы творческий поиск себя не стал бы трагедией жизни, как например, у Ван Гога. Почему он покончил с собой? Все списывают это на психическое нездоровье, мне думается, что он стремился постоянно к совершенству, сделать работу такую же, как Господь Бог. Но не получается, и – трагедия. Это я придумал такую историю. Что касается разговора о мастерстве, какие-то качества я, конечно, нарабатываю. Мастерство - это прежде всего школа. Советская школа изобразительного искусство – величайшая, и опыт, когда ты получил базу образования, потом двигаешься своим путём в силу своих предпочтений, направлений, ты развиваешься в какую-то сторону, учишься у каких-то художников. Всё это складывается в творческую индивидуальность. Что касается вдохновения, то оно любит трудяг. Если сидеть на диване и ждать, то вдохновение не придёт. Просто прихожу в мастерскую и начинаю работать, и в процессе работы, возможно, вдохновение и придёт, тогда это счастье. Возможно, вдохновение и не явится, но ты просто делаешь свою работу.

- Александр, Вы родились во времена оттепели, радужных надежд, потом пришли следующие десятилетия, характерные средь прочего эстетическими запретами. О выставке Кандинского и Малевича, которая экспонируется сейчас неподалёку от Вашей выставки, тогда и мечтать не приходилось. Большинство Ваших работ неискушённый в искусстве посетитель ассоциирует с реализмом, но увидит и совершенно далёкие от реализма вещи. Вы не увлеклись авангардными, что называется, течениями типа сюрреализма и подобным.  Как складывался Ваш творческий выбор?

- Всё сложилось само собой, никаких я себе указаний  не делал. В искусстве для меня важна не столько форма, а суть.  Вот что самое главное. А суть может быть разная. Если есть в картине искра Божия, значит, - картина живёт! И не важно, как она сделана: реализм это или абстракция, какими формами это выражено - не самое главное. Для меня картина - это отблеск увиденного, вдохновлённого, отблеск переживаний художника. Но, может быть, художника там вообще не видно, а перед нами отблеск всемирной красоты. Если отблеск существует, значит перед нами хорошая картина, если этого отблеска не получилось, значит картина не удалась. Что ж, бывает и так. Поэтому я никогда не ломал себе голову, в каком стиле работать.

- Мне понравилось всё, но особенно, как Вы изображаете зиму, казалось бы, ну белый снег, что придумывать? А у Вас он имеет массу оттенков, где-то Вы пишите фактурными короткими мазками, где-то наоборот даже не понятно, как эта тишина нанесена на полотно.

- Манеру диктует содержание натуры. Смотрю на пейзаж и чувствую, что хочу выразить, а это и диктует особенность письма. Меня нередко упрекают за стилевую разность.  

Спасибо, спасибо за всё. Вдохновения Вам!

Фотогалерея

Добавить комментарий

Правила добавления комментариев
  1. Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц их написавших, и не является мнением администрации сайта journalsmolensk.ru. 
  2. Каждый автор комментария несет полную ответственность за размещенную им информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также соглашается с тем, что комментарии, размещаемые им на сайте, будут доступны для других пользователей, как непосредственно на сайте, так и путем воспроизведения различными техническими средствами со ссылкой на первоначальный источник. 
  3. Администрация сайта journalsmolensk.ru оставляет за собой право удалить комментарии пользователей без предупреждения и объяснения причин, если в них содержатся:
  • - прямые или косвенные нецензурные и грубые выражения, оскорбления публичных фигур, оскорбления и принижения других участников комментирования, их родных или близких;
  • - призывы к нарушению действующего законодательства, высказывания расистского характера, разжигание межнациональной и религиозной розни, а также всего того, что попадает под действие Уголовного Кодекса РФ; 
  • - малосодержательная или бессмысленная информация; 
  • реклама или спам; 
  • - большие цитаты; 
  • - сообщения транслитом или заглавными буквами за исключением всего того, что пишется заглавными буквами в соответствии с нормами русского языка; 
  • - ссылки на материалы, не имеющие отношения к теме комментируемой статьи, а также ссылки, оставленные в целях "накручивания трафика"; 
  • - номера телефонов, icq или адреса email. 

Защитный код Обновить

Читайте также

Горькая страсть полонеза Огинского

№11 (219) 2018 г. 121

Начало №7 (215) 2018 г.Глава 2 №8 (216) 2018 г.Глава 3 №9 (217) 2018 г.Глава 4-5 №10 (218) 2018 г.Гл...

Жаль, что Смоленск - не Македония

№11 (219) 2018 г. 737

Этот коррупционный скандал активно обсуждается во всем мире. МВД Республики Македония 12 ноября 2018...

Какой мне нужен градоначальник

№11 (219) 2018 г. 192

(из дневника смоленского обывателя)РассказЗанятиями моими с некоторых пор стали философические размы...