В сыщики идут талантливые люди

После прихода к власти в России большевиков уголовный розыск был создан 5 октября 1918 года для охраны революционного порядка путем негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом. Как 100 лет назад, так и сегодня, на службу в уголовный розыск идут одаренные люди, обладающие талантливыми "мозгами", даром предвидеть будущие шаги противника, просчитывающие, словно шахматные гроссмейстеры, комбинации на много ходов вперед. Это - элита правоохранительных органов. Но работа оперативников -  не только погони и разгадывание "шарад". Прежде всего, это тяжелейший поиск по картотекам, архивам, обходы дворов, квартир, ночные засады, опросы свидетелей, потерпевших, экспертизы и т.д. Тяжелая рутинная работа. Причем, в авральном режиме. Люди, привыкшие к комфорту, к работе в тепле, ни за какие коврижки не согласятся пойти в уголовный розыск.

Смоленский уголовный розыск по кадровому составу, раскрываемости преступлений, профилактической работе считается одним из лучших в стране. Достаточно привести такой пример: по итогам работы за первое полугодие этого года служба уголовного розыска УМВД России по Смоленской области заняла 1 место при подведении итогов работы среди оперативников Центрального федерального округа.

О слагаемых этого успеха, результатах оперативно-розыскной работы в 2018 году редакция журнала "Смоленск" попросила рассказать заместителя начальника полиции УМВД России по Смоленской области Виктора Леонидовича Григорьева:

Заместитель начальника полиции УМВД России по Смоленской области Виктор Леонидович Григорьев- В этом году наши сыщики раскрыли несколько заказных убийств прежних лет. Это резонансные преступления лихих 90-х годов прошлого столетия, остававшиеся до сегодняшнего момента не раскрытыми. Тогда, как, наверное, помнят многие читатели журнала, в Смоленской области действовали несколько организованных преступных группировок, которые между собой устраивали разборки в попытках контроля за регионом. Остатки банды Винокурова установлены, участники ОПГ арестованы и находятся под следствием в Москве. Расследованием преступлений этих лиц мы основательно занимаемся в тесном взаимодействии с Главком (Главным управлением уголовного розыска МВД России).

В печати было сообщение о том, что два ранее осужденных члена ОПГ подали жалобы на пересуд. Мы представили в областной суд дополнительные доказательства вины этих фигурантов дела. К оформлению материалов были привлечены ответственные работники Главка. Суд согласился с нашими доводами. Но о подробностях я бы пока воздержался говорить. Когда завершатся все процессуальные действия, суд и наша служба, если пожелают журналисты, подробно проинформируют их о деталях дела.

Всего по вскрывшимся обстоятельствам преступной деятельности ОПГ в 90-е годы арестованы 12 человек. Некоторые из них уже осуждены к большим срокам лишения свободы, по другим лицам до конца года Главное следственное управление Следственного Комитета России направит материалы в суд.

Плотно работать над расследованием преступлений банды мы начали в 2016 году. Приоткрою тайну: мы внедрили в окружение преступников своих людей, проводили оперативные комбинации. Надо отдать должное Главку, который сильно помог. Скажу больше - Главк осуществлял основные следственные действия, а мы снабжали столичных сыщиков фактурой. С возможностями Главка, конечно, легче было осуществлять сбор доказательств.

Хорошо сработал нынче также "имущественный блок": была задержана разбойная межрегиональная группа в составе 13 человек. Смоленские сыщики "копали" в Питере около четырех месяцев, собирали сведения об участии членов группы в ограблении ювелирных магазинов. Читатели журнала "Смоленск", конечно же, наслышаны об этих преступлениях, совершавшихся с 2015 года. По крупицам мы собирали информацию о "гастролерах" из Питера, "облюбовавших" Смоленск для дерзких ограблений. Нами доказано участие членов группы в трех преступлениях на Смоленщине. Последний грабеж в Дорогобуже удалось задокументировать. А всего группа совершила около 20 разбойных нападений на территории регионов Центрального федерального округа. Полагаю, что дело в январе-феврале уйдет в суд. Доказаны преступления на территории Смоленской, Тверской, Московской, Ленинградской, Вологодской  и ряда других областей, а также в Санкт-Петербурге.

Экономические проблемы сказываются на криминогенной обстановке. Это понимает каждый разумный человек. И Смоленск не исключение в стране, где, к сожалению, пока жизненный уровень населения гораздо ниже, чем в большинстве европейских стран. Но крайне мало резонансных преступлений, сравнимых с теми, что совершались в дикие девяностые. В основном нам приходится заниматься рутинной работой - раскрытием краж, лишь иногда имеем дело с разбойными преступлениями. За нынешний год остаются пока нераскрытыми три случая разбоя. Но они вызвали общественный резонанс, и к ним отношение более серьезное и жесткое. Приведу статистику: по разбойным нападениям у нас в регионе раскрываемость преступлений составляет 90 процентов. Это один из лучших показателей по ЦФО. Напомню также уже известный читателям журнала факт: мы заняли по итогам полугодия 1-е место в ЦФО. Надеюсь, что при подведении итогов работы за 9 месяцев также окажемся среди лучших.

Я делаю такой прогноз оценки нашей работы не только по показателям раскрытия разбойных преступлений. Хорошо сработали наши оперативники и по ликвидации групп "гастролеров" из Новополоцка и Ржева, специализировавшихся на кражах автомобилей. Так, арестовано две группы "ржевских", похищавших в основном "Мазды", "Тойоты" и "Мицубиси", и одна группа новополоцких. Случаются преступления, когда злоумышленники имитируют кражу в надежде получить страховые суммы, и по одному резонансному делу мы уже собрали оперативную информацию - надеемся в ближайшее время закрепить доказательную базу. Также нам приходится сталкиваться с так называемыми социальными  преступлениями. Изобличены мошенники из Твери, Калининграда, Белгорода и регионов Республики Беларусь.

Проблемой для региона, как и в целом для России, являются преступления, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, так называемые «дистанционные» преступления. Доверчивые граждане сообщают коды банковских карт, "попадаются на удочку" привлекательных сообщений на приобретение товаров из мнимых Интернет-магазинов и добровольно перечисляют денежные средства мошенникам. Дистанционные преступления труднее раскрывать. Как правило, подозреваемые находятся на территории других регионов – в Новосибирске, Самаре и так далее. Смоленские оперативники выезжают в эти города в служебные командировки, задерживают подозреваемых и привлекают к уголовной ответственности. В этом году имеется положительная динамика по раскрытию этого рода преступлений. А вот когда граждане станут более внимательно анализировать предложения, полученные по телефону или через Интернет, тогда и не придется сыщикам столько времени тратить на исправление их ошибок. Надеюсь, смоляне станут бдительнее!

Добавить комментарий