Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Увлечения

Если снова начать, я бы выбрал опять…

Ян Шадуров

«Ишак тянет мешок в гору и думает, что работает, а ты думаешь, что так отдыхаешь».

Все люди проводят отпуск по-разному: кто - то грезит о песчаных пляжах, кто-то об отдыхе в деревне, а кто-то готов на абсолютно добровольных началах отправиться в непроглядную тайгу. И вот с одним из таких «землепроходцев» мы сегодня и побеседуем.

Игорь Евгеньевич Кротков – опытный путешественник, увидевший и прочувствовавший на себе все особенности этого, с первого взгляда, несложного хобби.

- Здравствуйте, Игорь Евгеньевич. Расскажите, пожалуйста, когда состоялся Ваш первый поход?

- Интерес к путешествиям возник еще в школьные годы, тогда же состоялись первые походы. Я закончил гимназию имени Н.М. Пржевальского, у нас была очень хорошая туристическая секция. В 1977 году вместе с классным руководителем мы посещали место, где находилась усадьба П.С. Нахимова. Затем был поход по Старой Смоленской дороге, от Смоленска до Вязьмы, каждая группа учащихся получала своё задание, мы , например , встречались с людьми , которые во время Великой Отечественной войны сражались в партизанских отрядах, брали у них интервью , фотографировали.

А первой серьезной экспедицией стала экспедиция 1989 года на Таймыр по поиску могилы В.А. Русанова. Длилась она месяц, к сожалению, могилу отыскать не удалось, но были найдены личные вещи участников экспедиции, стало известно, где точно погиб корабль.

- Путешествия всегда подразумевают новые знакомства. Какая встреча запомнилась Вам больше остальных?

- Пожалуй, самым уникальным можно назвать знакомство с Тубяку Костёркиным , его называют последним шаманом Таймыра. А состоялось оно следующим образом: по окончании экспедиции мы приехали в небольшой посёлок, где проживает около 400 человек, Тубяку обладал высоким авторитетом среди них, получил признание как шаман, выдающийся эпический сказитель, исполнитель иносказательных песен и других жанров фольклора.

Я пришел к нему и поинтересовался, можно ли пообщаться? Тубяку немного помялся и произнёс: «Спирт принесли?». Мы достали фляжку, выпили по рюмочке, и разговор пошел. Тубяку рассказал много: родился он в 1921 году в семье великого нганасанского шамана Дюхаде и был третьим ребёнком в семье. Его рождение было предсказано отцом: «Родится у меня сын, на левом плече которого будет родимое пятно вроде пуговицы. Имя его будет Тубяку (Пуговица), он будет кормить моих зверей (то есть шаманских духов)». В конце 1940-х – начале 1950-х годов  занятие шаманством стало причиной заключения Тубяку в тюрьму. Однако инкриминировано ему было не само шаманство, а получение от клиентов оленей в качестве платы за камлание. После выхода из тюрьмы он продолжал шаманить. Тубяку продал свой шаманский костюм в Дудинский окружной музей. С тех пор он не устраивал камланий по полному ритуалу для сородичей, совершал обряд только для узкого круга своей семьи.

- Камлание - это что-то вроде ритуала или обряда? Вам удалось его наблюдать?

- Да, вы правы, камлание – это ритуал, сопровождающийся пением, во время которого шаман, приходящий в экстатическое состояние, общается с духами. Но, нет, конечно же, я не присутствовал при камлании. Тубяку объяснил нам, что большинство из тех, кто сейчас называет себя шаманами, - шарлатаны. Шаманов выбирают духи, ими нельзя стать самостоятельно. Всё, что нам показывают по телевизору, - это спектакль, красивая картинка для туристов, на самом деле никто не прыгает вокруг костра с бубном и разукрашенным лицом. Камлать - значит общаться с дьяволом, посторонним, тем более с камерами, при этом нельзя присутствовать.

- Игорь Евгеньевич, а Вы сами верите в шаманство, обереги, священных духов?

- Верю ли я? Не слушайте людей, которые говорят, что ходят в тайгу и не кормят, например, духа костра. Кормят! Потому что нельзя этого не делать, они ведь действительно существуют: духи леса, озера, костра.

Христианство – достаточно молодая религия по сравнению с этими верованиями, они же основываются не на пустом месте. Я думаю, что-то там есть.

А что качается оберегов, у меня есть медвежий клык, это подарок охотников.

- Среди туристов существует традиция привозить из путешествий сувениры, будь то магниты, открытки, значки или другие памятные вещи. Что привозите из экспедиций Вы?

- О, у меня дома целый музей! Абсолютно из каждой экспедиции я привожу камни. Часто встречаются люди, готовые подарить что-нибудь на память, например, традиционные игрушки.

- Вас наверняка часто приглашают в гости, угощают. Какое самое необычное блюдо удалось попробовать?

- Бозо! Это брага из овса, гадость редкая, но киргизы пьют! На Таймыре интересно было попробовать в первый раз сырую печень только что убитого оленя. Я посолил и съел, оказывается, это местные меня так на смелость проверяли.

- Вы не ходите в экспедиции с 1993 года, нашлось ли применение знаниям в обыденной жизни?

- Сейчас я «прибился» к спасательному отряду «Сальвар», полученный опыт помогает в поиске людей. Иногда провожу практические занятия по выживанию в лесу.

- Игорь Евгеньевич, Вы посвятили путешествиям 35 лет своей жизни, это же нечто больше, чем просто увлечение или хобби?

- Это стало образом жизни. Со временем ты просто не представляешь жизнь без этого адреналина. Но нужно обладать характером, психологически очень сложно. Сам бывало стоишь на вершине горы по пояс в снегу, внизу видна зелень, травка, и думаешь: «Господи! Это же еще спускаться надо. Чтобы я еще раз надел рюкзак, да никогда в жизни! Домой! На диван!».


Каждый год в туристический клуб приходит около ста человек, после обучения в поход из них уходит человек двадцать, а на следующий год возвращается только два-три человека. Романтика уходит через первые полчаса похода, затем идет тяжелый физический труд и эмоциональное напряжение. В мой первый поход в горы на Кавказ с нами пошла девочка- студентка. Маршрут небольшой, чуть больше ста километров. Мы прошли примерно  полчаса, она села на камень, заплакала и сказала: «Я никуда не пойду!». Спускаясь, встретили свана (представитель малочисленного народа, который причисляют к Грузии), проходим мимо, а он смотрит лукаво и говорит: « Эй, дорогой! Ишак тянет мешок в гору и думает, что работает, а ты думаешь, что так отдыхаешь.»

Ян Шадуров.



 

Комментарии  

 
0 # Игорь Кротков 25.12.2015 13:08
Я прошу прощения, господа! Но кто у меня спросил разрешения публиковать интервью со мной? Тем более есть неточности... Считаю это неэтичным. без моего согласия и без моей правки ....
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Журнал Смоленск 2007 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Комментарии


© 2018 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.