Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2015 № 02 (174) Февраль 2015 г. Транспортные страдания

Транспортные страдания

Мнение смолянина

Владимир Демьянов, автор идеи «Безопасный город»

В 70-е годы прошлого столетия была принята единая схема проезда грузового и легкового автотранспорта по улицам города Смоленска с учетом транспортных развязок. Одновременно утверждалась и схема движения трамваев.

По единодушному мнению смолян, схема оказалась достаточно удобной для транспортных потоков и понятной водителям и пешеходам. И просуществовала она до 2000 года.

Миллениум принес смолянам новшества. Проснувшись однажды, жители города увидели взрытую улицу Большую Советскую, которая лишилась любимого трамвайчика.

Этот день стал праздничным, например, для сотрудников областной универсальной библиотеки, утверждавших, что вибрация разрушает здание. Вздохнули с облегчением и жители улицы, избавившиеся наконец от грохота трамваев.

Нет, чтобы заменить трамвайное полотно на современное покрытие, обеспечивающее бесшумное движение вагонов. Значит не шум был главным аргументом. Думали власти пустить по Советской автобусы, даже рассматривался проект пуска троллейбуса. Но первые же гололеды остудили горячие головы: большие автобусы пробуксовывали на ледяных горках, создавая реальную угрозу жизни и здоровью пассажиров. Огромное количество аварий на главной городской магистрали также отрезвляло власти. Они ограничили скорость движения до 50 километров в час. А уже в нынешнее время даже установили ограждение вдоль разделительной полосы.

Постепенно специалисты – сначала робко, а затем все громче – стали высказывать мнение, что разбор трамвайных рельсов был ошибкой. Трамвайная артерия, по заключению специалистов, потеряла четкую логику движения с ее удобными развязками.

В свое время – старожилы помнят – трамвайные рельсы убрали с  улицы Дзержинского от дамбы до площади Смирнова. Одновременно с уходом трамвая изменилась и дорожная схема всего автомобильного движения. В случае с улицей Большой Советской менять транспортную концепцию не стали. Как результат – ликвидация трамвайной линии не привела к избавлению от пробок и не увеличила скоростной режим.

Так уж сложилось, что каждый новый мэр или сити-менеджер считал чуть ли не своим долгом отрезать «кусочек рельсов» у трамвая. Поминтся, когда снимали рельсы с проспекта Гагарина, целый день люди шли и шли к трамвайной остановке, нервничали, почему не идет трамвай. Операцию по снятию рельсов проводили быстро и без предварительного обсуждения с жителями. По городу даже потом пошли слухи, мол, торопились к визиту В.В. Путина, хотели порадовать его новым асфальтовым покрытием на проспекте Гагарина.

Сегодня ситуация с автомобильным потоком по этому проспекту такова: транспорт «летит» от областной больницы до перекрестка с улицей Николаева, а потом дорога из-за трамвайных рельсов сужается, хотя очень часто третий ряд автомобилей «прокладывается» до площади Победы по трамвайному пути.

Очень не хотелось бы, чтобы из-за этой пробки и с этого места трамвай убрали. Проблемы пробок в Смоленске существуют не из-за трамвая, а по причине отсутствия развязок и альтернативных маршрутов движения. Почему бы, например, не вернуть на улице Тенишевой двустороннее движение? Сразу два преимущества: движущиеся с улиц Шевченко и Крупской автомобили быстро попадут в центр города, разгрузятся улица Кирова и проспект Гагарина.

А пока что имеем сплошные заторы и кучу других транспортных проблем, число которых только прогрессирует.

Красноречивый пример с движением на площади Победы. На пути с проспекта Гагарина на Большую Советскую водители встречают островок то ли безопасности, то ли разделения и предписывающий знак 4.2.3 (объезд препятствия справа или слева). Справа объезд сделать легко, а если водитель поворачивает влево по встречному движению из пяти рядов, то какой-нибудь лихач этот маневр может не понять… Было бы логичнее установить знак 4.1.5 справа от препятствия и слева запрещающий знак 3.1. Но в этой ситуации чуть раньше знак 4.1.3 (движение налево) предлагает водителю пересечь встречные полосы, подвергая опасности пешеходов на пешеходной дорожке, перегородившей улицу Глинки. Остается повернуть с улицы Глинки на улицу Коммунистическую, подъехать к зданию городской администрации и заняться поисками того «мудреца», что придумал такую опасную для водителей и пешеходов схему движения.

Много нареканий смолян вызвала реконструкция улицы Кирова. Мне лично сегодня улица напоминает Булонский лес из фонариков и мигающих знаков. С таким количеством светофоров на ограниченном отрезке дороги можно, наверное, в темное время суток и уличное освещение не включать. Поток машин не успевает переехать перекресток с проспектом Гагарина. Пешеходные переходы установлены чуть ли не от каждой «партизанской тропы».

А перекресток Медгородка вообще превращен в лес кладбищенских оградок, уродующих внешний вид улицы.

Иногородние водители говорят, что такого пестрого тюнинга улиц они нигде, кроме Смоленска, не видели. Безопасно выехать из этого дорожно-транспортного ребуса трудно, поэтому многие движутся «по тебе» - то есть следуя за впереди идущим автомобилем.

Считаю, что необходимо изменение дорожно-транспортной схемы, перенаправление потоков движения. По сути в областном центре сегодня нет ни одного основного проспекта. Многие развязки ушли в небытие, как, например, кольцо на Рославльском шоссе на подъезде к микрорайону аэропорта «Южный». На этом кольце уже необходим многофункциональный светофор, который позволит расширить перекресток и увеличить пропускную способность.

Года три назад я предлагал руководству города обсудить изменения дорожно-транспортной схемы движения в Смоленске. Кстати, предложенную мною схему поддержал тогдашний начальник областной ГИБДД. Но по какой-то причине дальнейший диалог с сити-менеджером не состоялся. Между тем, проблемы нарастают, как снежный ком. На улицах города возросло число аварий, особенно мелких. При авариях создаются заторы по причине того, что некоторые улицы уже не соответствуют стандарту, и любая авария тут же парализует движение.

Полагаю, что зоны пешеходных переходов, особенно нерегулируемых, нужно сократить. Источником повышенной опасности является, на мой взгляд, пешеходный переход около бассейна СГАФК по проспекту Гагарина. Кстати, знаки «Пешеходный переход» должны быть не мигающими, а анимационными. Да и устанавливать световые знаки следует в местах менее освещенных, чтобы пешеход видел в темноте, где зона перехода, и мог безопасно переходить дорогу.

Предлагаемые мной изменения дорожно-транспортной схемы являются экономически не обременительными. Просто движение автотранспорта в Смоленске требует логического упорядочения. Что же касается возврата к прежней схеме движения трамваев, то, по моему убеждению, сама жизнь нас заставит обратить повышенное внимание на этот самый экономичный, удобный и безопасный вид общественного транспорта. Но, разумеется, трамваи должны стать бесшумными, как в большинстве европейских стран.

От редакции. Очень хотелось бы, чтобы специалисты высказали свои суждения о предложениях автора статьи. Ждем также откликов водителей автотранспортных средств.

 

Комментарии  

 
+3 # Владимир 10.02.2015 01:44
По хорошему, Большую Советскую надо бы совсем освободить от транспорта и сделать ее, трамвайно-пешех одной улицей. Это реально привлекло бы туристов. То что мы имеем сейчас, крайне неудобно для перемещения пешком. Тротуары ужали, и в дождливую погоду, нормально пройти там невозможно. Вся грязь от проносящихся мимо автомобилей летит на пешеходов. Пути объезда всем известны.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+4 # Мариана 09.02.2015 15:38
Лучше сделать отдельные полосы для общественного транспорта, добавить качественные (!) трамвайные пути на Б.Советскую. Автомобиль покупать даже не хочется, глядя на жуткие пробки и проблемы с парковкой в Смоленске.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+3 # Евгений Пленкин 09.02.2015 13:35
Доброго времени суток, уважаемая редакция!
Я не могу назвать себя специалистом в области транспорта. Но думаю, что экспертное мнение высказать могу, со ссылками на транспортных профессоров различных стран. Например, Вукана Вучика или Михаила Якимова. Приезд последнего подготавливает мной в составе общественной организации Сделай Смоленск лучше. Однако довольно давно занимаюсь вопросами именно транспортного обслуживания населения.
Автор с одной стороны прав в своих суждениях, в с другой заблуждается.
Трамвай действительно сейчас переживает ренессанс. Санкт-Петербург давно не первый город по длине рельсового полотна в городе. Нас давно обставила Австралия.
Трамвайные пути действительно могут быть бесшумными. Далеко за ними ходить не надо. Достаточно съездить в Польшу, прокатиться на трамвае там, чтобы понять, что трамвай может не стучать, не раскачиваться и просто делать бесшумно свою работу.
на остальные моменты здесь слишком мало символов (=
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Журнал Смоленск 2007 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Комментарии


© 2018 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.