Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2014 № 11 (171) Ноябрь 2014 г. ВАШ ВЫХОД, МАЭСТРО!

ВАШ ВЫХОД, МАЭСТРО!

МИР ИСКУССТВА

Лариса РУСОВА

Он появился в Смоленске 23 года назад. Так случилось, что ведущий солист и главный балетмейстер Ансамбля песни и пляски группы Советских войск в Германии Анатолий Полозенко местом жизни «на гражданке» выбрал наш город. Затрудняюсь сказать, повезло ли ему с выбором, но то, что повезло Смоленску, – бесспорно. Под руководством профессионала новыми гранями засиял танцевальный коллектив управления профтехобразования, Маэстро создал и сделал знаменитым далеко за пределами Смоленской области и, представьте, России ансамбль танца Театра песни и танца Смоленского института искусств. В ту пору, когда на работу в институт был приглашен Полозенко, возглавлял это высшее учебное заведение профессор Сергеев. Евгений Александрович известен в городе как руководитель, который умел подбирать кадры, благодаря чему за какой-то невероятно короткий срок смоленское культпросветучилище стало вначале колледжем культуры и искусств, а затем институтом искусств. У ректора Сергеева было невероятное чутье на талантливых людей, которых он приглашал на работу, пестовал, создавая условия наибольшего благоприятствования, и результаты не заставляли себя долго ждать.

Когда после года с не большим преподавательской деятельности Полозенко его воспитанники показали на сцене смоленского драмтеатра около пятнадцати танцев народов мира, это было на годовом институтском отчетном концерте, зрительный зал, не побоюсь этого слова, обомлел. Чтобы так плясали студенты? Быть того не может. Оказалось, еще как. Театр песни и танца Смоленского государственного института искусств объездил с гастролями всю Европу. И всюду было признание и приглашения приехать еще раз. Это были самые счастливые годы в истории и института, и созданного в его стенах Театра, и, конечно, студентов. Будучи преподавателем института искусств, Анатолий Александрович Полозенко получает квартиру в центре города и звание Заслуженного артиста Российской Федерации. И тут я хочу еще раз вспомнить добрым словом доктора социологии, профессора Сергеева. Все-таки замечательным руководителем вуза был Евгений Александрович. Умел по достоинству оценить талант и труд сотрудников, умел дать возможность студентам не только выучиться у прекрасного педагога, получить достойную профессию, но и мир посмотреть. Италия и Франция, Испания и Германия, да вся Европа, по сути, рукоплескала студентам из Смоленска.

Как известно, все хорошее имеет свойство заканчиваться. В данном случае я имею ввиду уход Анатолия Александровича из института, отъезд на работу во Вьетнам. Слава Богу, закончилось и это. Балетмейстер Полозенко вернулся в Смоленск и создал танцевальное шоу «Золотые купола». И это тоже был уникальный коллектив. Шоу-балет или маленький театр танца. В репертуаре коллектива было более двадцати разножанровых хореографических композиций – народных и эстрадных, для всех зрительских аудиторий. Артисты «Куполов», за малым исключением, все в свое время были учениками Анатолия Александровича. «Золотые Купола» пользовались успехом, принимали участие во многих творческих проектах не только Культурно-досугового Центра «Губернский», где непосредственно работали, но и, например, в традиционных филармонических концертах в канун Нового года. И поверьте, украсили выступление Смоленского русского народного оркестра им.М.П. Дубровского.

И тут я вновь повторю: все хорошее имеет свойство быстро заканчиваться. На российскую землю пришел экономический кризис, от которого Смоленск не остался в стороне. Содержать танцевальный коллектив стало накладно, тем более учитывая, что возросшее мастерство артистов «Золотых Куполов» требовало улучшения экономических условий их жизни, т.е. повышения заработной платы, на что, естественно, не было денег.

Артисты шоу-балета разлетелись по городам и весям, столичным и заграничным. Кто-то устроился в программы Филиппа Киркорова и Бориса Моисеева, кто-то успешно работает за пределами Отечества. Русская школа танца всегда актуальна, наши хореографы и их ученики – востребованы, не исключение и школа Анатолия Полозенко.

Итак, ученики разъехались. Практически все прекрасно устроились по профессии. А что же учитель? С его неуемной энергией и педагогическим даром, с его бьющей фонтаном творческой мыслью и непреходящим желанием передать все, что он умеет, тем, кому это интересно. Как и положено – продолжает учить, тем более, есть кого.

Прописная истина: чтобы быть счастливым, нужно заниматься делом, для которого ты пришел на эту землю. Везет не всем. Полозенко – повезло. Он был прекрасным танцовщиком, Да что был! Есть! Сегодня Анатолий Александрович – один из лучших степистов России. Именно он привез степ в наш город, обаял им своих учеников и зрителей. Воспитал целую плеяду танцовщиков, в совершенстве владеющих этим жанром. Порой сам выходит на сцену и «бьет» степ. Иногда – «соло», но чаще - с учениками, которых у него традиционно много и в «Академии танца», которую Полозенко создал с Вадимом Романовским, тоже, на минуточку, воспитанником его школы, и в студии «MixTAP» при КДЦ «Губернский».

Степ – удивительное танцевальное направление. Трудно определить его национальность. Говорят, что родился степ в Америке. Допустим, а как же тогда национальные ирландские танцы, в которых степ – главная составляющая, или, предположим, цыганская и русская чечетки? Вывод: степ – интернационален. Наверное, поэтому сегодня он так популярен во всем мире.

В Смоленске, где интерес к степу и желание овладеть мастерством степиста в совершенстве набирает обороты, Полозенко – лучший исполнитель и педагог. И не только потому, что он - Заслуженный артист. Степ для Анатолия Александровича – образ жизни, как для композитора – сочинительство, для художника и поэта – образное ощущение мира. Когда несколько лет назад на гастроли в наш город приезжал цыганский ансамбль «Кабриолет», Анатолий Александрович вместе с московскими артистами «выдал» исключительно «цыганский» степ, да так, что зрители не поверили в его русско-украинское происхождение и смоленскую прописку.

За тем, как Маэстро занимается с учениками, можно наблюдать часами, что я и делаю в свободное от основных занятий время. Для Полозенко - ребенок, пришедший в студию, - штучный, единственный и неповторимый, поэтому занимается с каждым он индивидуально. Часами. Столько, сколько нужно. У Анатолия Александровича нет привычного времени занятий «от сих – до сих». Дети приходят в удобное для них время и занимаются с полной выкладкой до достижения нужного уровня исполнения. У Маэстро нет выходных и праздников, равно как и полноценного отпуска. Все подчинено любимому делу и детям, которые, как и учитель, работают «на результат».

У Полозенко нет талантливых и бесталанных. В студию «MixTAP», как и в Академию танца, он принимает всех желающих. А таких, причем, разновозрастных, много. И хотя обучение степу – тяжелый труд, дети от Полозенко не уходят. Они «бьют» и «бьют» степ - семилетняя Катя Фалина и восьмилетние Анна-Мария Агафонова и Вероника Андриянова, десятилетний Тема Буцик, четырнадцатилетний Иван Петров и семнадцатилетняя Наташа Гомелько. Я назвала «звезд» школы танцев Анатолия Полозенко. Чтобы назвать тех, кто на пути к настоящему успеху, не хватит места на страницах журнала.

Так вот о «звездах», выпестованных Маэстро.

В этом году на Чемпионате Европы по современному танцу, который проходил в Санкт-Петербурге в октябре, все принимавшие в нем участие воспитанники Анатолия Александровича завоевали призовые места и медали ( номинация «степ») в своих возрастных категориях. Анна-Мария Агафонова и Артем Буцик – Серебро, Наталия Гомелько – Бронзу. Хочу заметить, что в прошлом году Наташа стала Серебряным призером Всемирного чемпионата по степу в Германии, где соревновались только степисты из многих стран и континентов. В этом году нечто подобное ожидается в декабре и тоже в Германии.

Мы много говорим сегодня о доступной среде ( это когда люди не делятся на инвалидов и не инвалидов). Полозенко Федеральную программу «Доступная среда» выполняет давно. Тихо, скромно, достойно.

Воспитанница студии «MixTAP» при КДЦ «Губернский» Оксана Лыбань стала победителем Фестиваля самодеятельного народного творчества инвалидов по зрению Всероссийского общества слепых «Салют Победы», который проходил в Москве в октябре. Оксана потеряла зрение в раннем детстве, но, будучи человеком не только талантливым, но и очень мужественным, она активно занимается творчеством: пишет стихи, поет. Но все это на любительском уровне, для себя. А два года назад

Оксана по совету знакомых пришла на занятия к Анатолию Александровичу и начала заниматься степом профессионально. Результат налицо. Оксана покорила жюри фестиваля «Салют Победы» и завоевала Диплом 1 степени, исполнив вместе с учителем танец в жанре «степ» на мелодию старинного городского романса «Крутится, вертится шар голубой».

И вот тут необходимо сказать еще вот о чем. Каждый танец, поставленный Полозенко, имеет оригинальную драматургию. Все его танцевальные композиции – маленькие спектакли со своей атмосферой, настроением, характером. Если Тема Буцик исполняет «Танец поваренка» - это танец самого веселого, любопытного и предприимчивого поваренка. «Танго» Наташи Гомелько – это маленькая сценка из латиноамериканской жизни под жарким аргентинским солнцем. Каждый танец хореографа имеет неповторимый рисунок, а значит – сюжет.

Работая и в Военных ансамблях песни и пляски, и в институте Анатолий Александрович неоднократно стажировался в лучших танцевальных коллективах страны, у самых именитых хореографов Советского Союза, таких, как, например, легендарный Игорь Моисеев. А встречи с великими, как известно, не только шлифуют профессиональное мастерство, но и воспитывают вкус, в том числе и к жизни, а также формируют душу. Душа, она ведь не только болеть, но и трудиться обязана, если верить классику, и день и ночь. А работа души, думается, - это желание сделать мир вокруг себя интересным и благожелательным, это умение втягивать в систему своих ценностей людей, обладающих творческим потенциалом.

Летом этого года в Смоленске появился известный танцовщик и телеведущий, лауреат многих фестивалей, обладатель Гран-при Международного джазового конкурса в Польше, где он отработал более пяти лет, руководитель двух танцевальных школ в украинских городах Донецке и Енакиево Михаил Атамась. Его по большому счету и беженцем назвать нельзя. Миша еще в прошлом году познакомился по Интернету с Анатолием Александровичем и собирался этим летом приехать в Смоленск, обменяться опытом, пообщаться, провести Мастер-классы. Одним словом, мир посмотреть и себя показать, тем более, как утверждают профессиональные степисты, – они люди одной крови. Но тут случилась война, и из отпускника Михаил Атамась превратился в беженца. Но, как известно, мир не без добрых людей. Такими людьми для Михаила стали Анатолий Полозенко и его друзья. Сегодня у семьи Атамась, а Миша приехал с женой и дочерью, есть жилье, работа, выступления на различных концертных площадках, т.е. жизнь потихоньку налаживается, в том числе и потому, что однажды в Интернете произошла его встреча с Анатолием Полозенко из Смоленска. Судьба.

У Анатолия Александровича много друзей. Люди тянутся к таланту и искренности, а в Полозенко удивительно гармонично сочетаются не только два этих качества, но еще доброта и готовность понять и придти на помощь каждому, кто в этой помощи нуждается. Поэтому так любят и так верят ему дети. А он, в свою очередь, верит в их успех и уникальность. А вера, помноженная на веру, – это, между прочим, победа. Всегда и во всем. Победа над неудачами и неприятностями, плохим настроением и недобрыми людьми, болезнями и годами.

Ваш выход, Маэстро!

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Журнал Смоленск 2007 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Комментарии


© 2018 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.