Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2014 № 05 (165) Май 2014 г. ОСЯЗАЕМОСТЬ ОБРАЗА

ОСЯЗАЕМОСТЬ ОБРАЗА

СМОЛЕНСК ВЫСТАВОЧНЫЙ

Владимир КЛОЧКОВ

Всякий раз, проходя мимо этого сидящего на пьедестале мордатого кота, я мысленно говорю ему: «Привет, котяра!». Кот смешно топорщит усы: «Мяу!». И долго еще (я чувствую это спиной) он добродушно, как старый приятель, машет мне вслед своей лапой.

Сидит этот кот на ул. Октябрьской Революции (на «перевороте») как раз напротив магазина «Кругозор». Видать, немало впитал в себя книжной мудрости. Несмотря на то, что весь он... каменный. А изваял его и усадил на пьедестал продолжатель великого скульп­тора Сергея Коненкова, ученик народного художника России - замечательного смоленского скульптора Альберта Сергеева - профессор кафедры изобразительного искусства Смоленского государственного университета Валерий Гращенков. Недавно в Доме художника состоялась его персональная выставка.

В экспозиции представлено около 70-ти оригинальных скульп­турных произведений, десятки фотоплакатов с изображением работ автора, а также его рисунки. Иными словами, творчество Валерия Степановича предстало перед зрителем во всем его многообразии. Да иначе и быть не могло. Ведь за спиной автора 35 лет творческой деятельности, 20-летие преподавания на худграфе и юбилейные 60 лет жизни. Поздравляли юбиляра многочисленные друзья и поклонники его творчества. Было много цветов и добрых искренних слов.

...Посетители выставки с интересом знакомятся с многообразными скульптурными произведениями, исполненными в камне и металле, в дереве и в керамике. И всюду, в каждой детали монументального ли памятника или изящной миниатюрной скульптуры виден острый наблюдательный взгляд ваятеля. Взгляд этот то сосредоточенно устремлен в глубину изображаемого образа, то с ироничной улыбкой скользит по поверхности предмета. И воображаемый образ под рукой мастера становится осязаемым.

Вот горделиво застыл, подбоченясь и положив левую руку на эфес шпаги, знаменитый на всю Россию, да и не только наш земляк Григорий Потемкин. Крутой лоб, сдвинутые брови, твердый взгляд, властный изгиб рук. Святейший князь, мудрый государственник. Таким запечатлел Потемкина скульптор Валерий Гращенков. Не сомневаюсь, что памятник, отлитый в бронзе, мог бы стать украшением самого престижного места в нынешнем пережившем мятежное время Крыму. Ордена на мундире князя – награды за его ратные и хозяйственные крымские дела, свершенные два с лишним столетия назад.

Совсем иным – добрым, домашним, родным - таким, каким мы привыкли его видеть, предстает в скульптурном триптихе автора другой наш земляк, народный артист СССР Юрий Никулин. Три варианта памятника великому артисту, и три несомненных удачи скульптора, три лирических новеллы любимому артисту. Эта работа являет собой яркое свидетельство заряженности автора на постоянный поиск, без которого немыслимо подменное творчество. Как скульптор, Гращенков стремится проникнуть не только в духовный мир изображаемого образа, но и прочувствовать, отобразить все поверхностные грани и пластику предмета. Это ярко проявляется в представленных на выставке произведениях храмового искусства и в декоративных миниатюрах.

Много внимания уделяет автор миру православных смоленских святынь. В этом видится не столько религиозность ваятеля, сколько заинтересованный взгляд краеведа и историка. А скорее всего - и то, и другое. Впечатляет, к примеру, прекрасный скульптурный образ историка г. Смоленска священника Никифора Мурзакевича (мудрый старец, скрестивший ладони рук на объемной книге). Перекликаются с этой работой такие скульптурные фигуры, как «Страстотерпцы Борис и Глеб», «Славянские просветители», «Мученик Меркурий Смоленский», «Подвижник» и многие другие, выполненные и в дереве, и в гипсе, и в камне. Кстати, в любом из этих материалов автор проявляет себя подменным мастером. Достаточно приглядеться к деревянной композиции с названием «Спорительница хлебов», где с ювелирным старанием вырезаны из цельного куска дерева и сводчатая ниша, и белое облако, и женская фигура на нем.

Талант скульптора позволяет Гращенкову с достоверной точностью передать в материале черты реально существующих людей и даже каким-то неведомым образом показать их духовный мир («Портрет реставратора В. Кожевникова», «Светулёк»). Многие работы многоплановы и метафоричны, нередко в них присутствуют гротеск и ирония. Но всегда они интересны и зовут к размышлению, что уже само по себе характеризует автора как человека, склонного к философскому осмыслению действительности.

Духом романтики и какой-то неземной воздушной поэзии наполнены образы женщин в скульп­турном воплощении Гращенкова. («Птица райской «Алконост», «Сон весенний»). На этой выставке он предстает и романтиком, и философом. Подлинной болью за родную землю проникнута в общем-то незамысловатая скульптурная работа «Смоленщина». На растрескавшемся деревянном срезе три перевернутых вверх корнями дерева. Больно видеть! Вот такая она, наша земля. Все вверх корнями, все в трещинах...

- Это одна из моих последних работ, - говорит автор. – Для меня это образ нашей многострадальной земли, по которой все европейские войны прокатились туда и обратно. А эти ветки, или корни, можно и как взрывы воспринимать, и как обугленные деревья. Это образ большой трагедии, свершавшейся здесь многие века.

Валерий Степанович Гращенков – скульптор уже именитый, широко известный не только на Смоленщине. Его скульптурные произведения экспонировались на многочисленных региональных, всероссийских и международных выставках. Широко известны его монументальные произведения: памятник коменданту 4-й гвардейской дивизии генералу П.Ф. Москвитину в Ельне, памятник преподобному Авраамию Смоленскому в Смоленске, ряд других мемориальных памятников и декоративных скульптур в Смоленске и области. Скульптор Гращенков является автором и исполнителем трехъярусного иконостаса церкви Успения Божьей Матери в п. Монастырщина, а также ряда культурных произведений для храмов Смоленской и Псковской епархий. Его скульптурные работы находятся в ряде музеев и галерей. Творчество Валерия Степановича отмечено десятками Почетных грамот и дипломов. Как скульптур-исполнитель Гращенков участвовал в создании памятника А.Т. Твардовскому и Василию Тёркину, памятника М.В. Исаковскому в г. Смоленске, памятника Скорбящей Матери и других.

Выпускник худграфа Смоленского пединститута и Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова, Валерий Гращенков много сил и энергии отдает преподавательской деятельности на кафедре изобразительного искусства Смоленского государственного университета. К тому же, он заместитель председателя Смоленской организации Союза художников России. Солидный послужной список! Сил и здоровья тебе, талантливый ваятель! И новых творческих побед!

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.