Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2014 № 05 (165) Май 2014 г. «ПРИДИТЕ В НАШУ ФИЛАРМОНИЮ!..»

«ПРИДИТЕ В НАШУ ФИЛАРМОНИЮ!..»

ДЛЯ ПЕРВОГО ЛИЦА

Пётр ПРИВАЛОВ

В мартовском номере «Смоленска» едва ли не в первую очередь прочёл статью Владимира Коренева «Верните НАШУ филармонию». Была причина, скажем так, личного характера. Всего три года тому, как решился попробовать свои силы в качестве завлита филармонии. Знаете, этакий поход на неведомую доселе «музыкальную кухню» в стиле популярной некогда рубрики «Журналист меняет профессию». Казалось, редкая возможность представилась стремительно восполнить, наконец, и постыдный пробел музыкального образования.

Увы, недолго музыка играла. Быстро понял, что для серьёзных писаний, для более­менее самостоятельных критических суждений надо бросить всё и жить только этим. Читать о музыке, слушать музыку, ходить на все концерты и даже репетиции, общаться с теми, кто знает и понимает. Годами!.. Дилетантизм всегда не на пользу, но в столь тонких и чутких сферах он решительно недопустим. Между тем, меня давно уже ведёт «главная» тема, за которую, правда, не платят ни копейки, – Твардовский. И эта тема, это имя, оказалось, исключает халтуру, «подработку» в любом её проявлении. В общем, через силу добил полугодовой контракт.

Всё же сказанное выше уже позволяет думать, что «поход» мой не был совершенно напрасен, а куча времени не потеряна бесполезно. К тому ж, действительно, кое­что увидел с обратной стороны кулис, несколько интересных знакомств состоялось, и ... осталось некое светлое чувство краткой причастности к прекрасному миру музыкальной классики.

Думаю, сказал достаточно в оправдание того интереса, с которым читал и упомянутую статью, и отклики читателей на сайте журнала. С этих откликов и начну. Их обилие и горячность позволяют сделать вывод о значимости поднятой журналом темы. Всеобщего «одобрямса» нет: читатели спорят и с автором, и друг с другом, переходя на личности и, увы, частенько пиная эти личности ниже пояса. Вообще, накал критический, разносный весьма высок и всеохватен. Неоднократно включается в обсуждение читатель под оригинальным ником Смолянин, настойчиво напоминающий о своей пролетарской принадлежности – газосварщик. В одной из реплик он «позволяет себе еще несколько высказываний о культуре в Смоленске и области». И делает «печальный вывод»: «Культуры НЕТ! Ни физической, ни духовной!». Легко понять отчаяние гражданина, что погибает исторический облик Смоленска, но, думаю, не только у меня давно оскомина от подобных «патриотических» стонов многочисленных унтер­офицерских вдов, которые секут сами себя. В областных изданиях – речь о Смоленщине, в центральных – о России: нет у нас культуры, и всё тут. На Евромайдане подобному аплодировать будут: вперёд, от бескультурной России – на цивилизованный Запад. И надо украинцам должное отдать – Тараса Шевченко через слово поминают, гордятся. А нашему Смолянину в таком разе немалый грех подобные заявления делать, особенно в канун юбилея Михаила Глинки (кстати, и не только его). Каждый год по нескольку юбилеев прославленных земляков отмечаем, ибо мы наследники воистину великой культуры. Эта культура была, есть и пребудет вовеки. Да и то, в каком ещё уголке земли «газосварщик» явит подобную творческую активность, эрудицию и неслабое знание, по определению одной из участниц дискуссии, «зарубежной музыкальной литературы» (да где, вообще, в голову придёт даже назваться газосварщиком?). Речь может и должна идти о том, насколько мы – достойные и благодарные наследники доставшегося нам духовного богатства.

Мне кажется, в статье Коренева речь как раз об этом. Создаётся впечатление, что многие вовсе не обратили внимания на рубрику – «Культура и семейственность», не озаботились вопросом, каким образом муж и жена заняли оба главенствующих поста в государственном учреждении культуры. Не собираюсь даже обсуждать уровень профессионализма, деловые качества и таланты супругов Сидяченко. Есть масса примеров, когда и гораздо более известные супружеские союзы оставляли выжженную землю на месте руководимых ими коллективов. Думаю, не у одного меня в памяти пагубная распря в театре уважаемого и любимого всеми Армена Джигарханяна. И трудно поверить, что в Смоленской филармонии запретный в не столь уж давние времена семейно­административный дуэт носит характер безобидный, и даже идёт на пользу делу.

Своей статье Владимир Коренев предпослал высказывание Александра Сокурова о вреде семейственности: «Это одна из больших проблем интеллигенции, когда происходит вытеснение общих интересов своими личными интересами, эгоистическими и материальными. Никогда еще не было в России такого периода, чтобы интеллигенция была настолько нечистоплотна, как сейчас». Не во всём соглашусь здесь с известным режиссёром. Нечистоплотная интеллигенция, как солёный сахар, в природе не существует. В истории с трудоустройством в филармонию дочки­студентки журфака в качестве музыковеда, с присвоением ей высшей категории (в одном ряду с Баталовым, Лановым и проч.) нет и следа интеллигентской щепетильности и порядочности. Скорее, нечто местечково­торгашеское проглядывает (чего стоят пресловутые «семёрки» в табели рабочего времени у студентки­очницы!).

Да, и мне довелось услышать от смоленских меломанов со стажем, вкусу и мнению которых привык доверять, что они были в шоке, когда новый музыковед «начала на сцене руками махать, призывая вызвать артиста, похлопать» и т.п. Но это не вина, а беда Инны Лисовской (и наша с вами беда), что перед глазами у неё образчики популярных телеведущих и шоуменов с развязностью и повадками балаганных зазывал. Шокировал смолян контраст с предшественницей – профессиональным музыковедом Татьяной Васильевой, которую попросту выставили за дверь, чтобы освободить место. Процитированный в статье В. Михненков не случайно сравнил Васильеву с Жанной Дозорцевой. Именно Жанна Григорьевна была в полном смысле наставницей нашего музыковеда, их совместная работа продолжалась не один год. Кто­то из читателей очень легко «разрулил» ситуацию: вот, мол, на нынешний Глинкинский фестиваль приедет Белза, Инна у него подучится, и всё будет пучком. Если бы так быстро и просто! Я отсылаю вас к началу этого материала, к собственному опыту быстрой адаптации. И это с учётом моего пятилетнего учительского и тридцатилетнего журналистского стажа.

Я понимаю тревогу людей, которые идут в филармонию, как в храм. И, продолжая сравнение, представим картинку, как в этом храме возле позолоченного подсвечника, скажем, сушатся пристроенные служкой носки. Мелочь?..

Но есть и серьёзней проблема. «Вам не кажется, ­ пишет на сайте журнала «Алина», ­ что филармония уходит в частные руки? Две главные должности в ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ (!) захвачены мужем и женой ­ распределителями финансов. Пусть бы они открыли свое частное концертное дело, попытались бы нанять людей, а филармонию оставили бы в покое!»

Итак, частная лавочка, где втихую что хотим, то и творим? Мне, например, не показались «детскими», как иным читателям, обиды В. Михненкова, проработавшего не один десяток лет у руля филармонии, а также городской и областной культуры. Обиды за место во втором ряду балкона на юбилейном концерте оркестра Дубровского. И даже за убранный стул в президиуме совещания Администрации с работниками культуры в выставочном центре. Помнится, на этом же совещании не менее заслуженный человек – Николай Писаренко – сообщил, что он без специального пропуска ныне физически не может попасть в филармонию. Вахтёры не пропускают: иначе, дескать, нас с работы снимут. Это говорил, между прочим, председатель Смоленского отделения Союза композиторов РФ и бывший художественный руководитель филармонии. Парадокс. Храм музыки закрыт для творцов этой самой музыки. Возникает крамольная мысль: а смог бы сам Глинка вот так с ходу проникнуть сегодня в нашу филармонию его имени? Получается, вместо учреждения культуры, призванного нести искусство в массы, мы имеем режимный объект, с которого попробуй чего вынеси? Это как... страшно сказать, как в администрациях области и города Смоленска, отобравших постоянные пропуска у тех же председателей творческих союзов. Согласимся, характерная чёрточка в части отношения власти к культуре: чтоб не докучала своими «мелкими» проблемами. Дескать, вы к нам не ходите, и мы к вам ходить не будем. Но вот эта определяющая в создавшемся положении роль Администрации как­то осталась вне обсуждения. По личностям прошлись: Кузнецов, Кононов... В том плане, что и от них ничего не зависит, разве что своего человечка на тёплое место пристроить. Только всё тот же дотошный газосварщик Смолянин попробовал копнуть глубже на этом месте:

«... И уровень Глинковской декады падает, хотя СМИ упорно каждый год пишут об успехе фестиваля. Какой успех? Вы видели на открытии фестиваля хоть одного губернатора? Я нет! С.В. Антуфьев был замечен на Лыжне России, выезжал на пл. Ленина на квадроцикле на байкфестивале. А на открытии Глинковской декады не был. А.Д. Прохоров был замечен на концерте Вивальди­оркестра 18.02.2014, а на открытие Глинковской декады не пришел ни разу.

А теперь представим, что некто А.В. Островский в мае 2014 с детьми и женой пришёл на открытие Глинковской декады. Не сомневаюсь, что там были бы и Ляхов, и Алашеев, и, может быть, даже Д.Я. Левант.

И спонсоры сразу нашлись бы. И билеты были бы доступнее, и программа фестиваля была бы более насыщенной, и музыковеды были бы одеты надлежащим образом, и художественные руководители филармонии руководили бы «художественнее».

Вот с этого надо было начинать, по моему газосварочному мнению, а не с платья Инны Лисовской. А то мы так дойдем до копания в грязном белье семей Сидяченко, Кузнецовых и Мартыновых».

Знаете, так и тянется рука припечатать тут: редакция, мол, не всегда разделяет и ответственности не несёт. А я и на самом деле не вполне разделяю оптимизм автора в случае, если бы... К тому же неправ Смолянин: был такой человек, который ходил. И на декаду, и на каждую премьеру в театре (Маслов, к примеру, за шесть лет не выбрался). Только этот упомянутый человек был, как бы, не совсем губернатор. Речь о секретаре обкома Иване Ефимовиче Клименко.

Мне довелось редактировать вышедшую сравнительно недавно книгу воспоминаний последнего председателя Смоленского обл­исполкома А.И. Орлова «Всё минется – правда останется». Не премину здесь сослаться на авторитетный источник и привести пару цитат по интересующей нас теме.

«Иван Ефимович... много внимания уделял развитию культуры, искусства, поддерживал и поощрял творческих работников.

Благодаря этому были реконструированы Смоленский драматический театр, концертный зал филармонии имени Глинки, восстановлены родовые усадьбы наших знаменитых земляков М.И. Глинки и Н.М. Пржевальского, открыт единственный в СССР музей льна. Глинковские музыкальные фестивали в те годы были настоящими праздниками искусства и культуры. Участие в них принимали лучшие творческие коллективы Москвы, Ленинграда, Киева, Минска и практически всех союзных республик».

А вот о реставрации и открытии концертного зала им. М.И. Глинки. «Помещение зала долго занимал Смоленский мединститут. И.Е. Клименко добился в Министерстве здравоохранения РСФСР выделения средств на строительство двух студенческих общежитий. Таким образом было освобождено здание общежития на ул. Крупской. В нём довольно быстро провели полную реконструкцию с учётом размещения учебного корпуса, теснившегося в здании бывшего дворянского собрания. В нём тоже провели полную реконструкцию. При этом применили улучшенную отделку (паркет, мрамор, роскошные стилизованные люстры). Немало пришлось потрудиться над решением проблем акустики. Дело в том, что концы деревянных балок перекрытия прогнили. Проект предусматривал замену балок на железобетонные. Но при этом, по мнению специалистов, значительно ухудшалась уникальная акустика зала. Было принято решение удалить прогнившие части балок, заменив их также деревянными, обработанными специальным раствором против гниения. То есть были выдержаны все условия, необходимые для концертного зала классического стиля. Не скрою, было приятно услышать мнение народного артиста СССР солиста Большого театра Е.Е. Нестеренко, что по качеству акустики зал Смоленской филармонии можно сравнить с залами в Ленинграде и Киеве».

К чему бы это я? Вчитайтесь – вы увидите, что реставрацию описывает не просто большой начальник, а человек, который сам лазил по этой стройке, обеспечивал «улучшенную отделку» и замену уникальных балок.

Наверное, всё же есть сермяжная пролетарская правда в словах нашего «газосварщика». И не мешало бы кому следует к ним прислушаться. Ибо не у одного читателя, и не у двух складывается впечатление, что управленцы не знают, кем и чем правят, и даже им это неинтересно. На упоминавшемся совещании, например, прозвучало, что в год 1150­летия города Смоленска ни один председатель творческих союзов не был приглашён ни на одно мероприятие, проводимое городом и областью по случаю этой знаменательной даты.

Предложенный Департаментом культуры план работы по 210­летию М.И. Глинки удивил того же Н.Е. Писаренко отсутствием какого­либо упоминания о Союзе композиторов. Что, Михаил Иванович какой­то департамент возглавлял, а не музыку сочинял? Точно так же не упоминались союзы писателей и композиторов в связи с юбилеями поэта Рыленкова, фантаста Беляева и языковеда и этнолога Добровольского. Как будто весь культурный процесс начинается и кончается в нескольких чиновничьих кабинетах. Между тем, все эти юбилеи – замечательный повод для пропаганды и активизации бедствующих творческих союзов и общественных организаций энтузиастов, плоти и крови той самой культуры, которой ведает соответствующий Департамент и об отсутствии которой горюют наши читатели.

Наверное, многим покажется, что мы совсем уж в сторону ушли от проблем, поставленных статьёй «Верните НАШУ филармонию». Но мы, наоборот, пришли к той самой «кухне погоды», благодаря которой возможны в учреждениях культуры и семейные подряды, и та самая подмена интересов дела, высших культурных ценностей погоней исключительно за финансовой выгодой, не в последнюю очередь личной.

 
Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

гарант жилье

Комментарии

  • В Смоленском интерьере
    27.01.2016 08:14
    Каким же талантом надо обладать, что бы передать характер человека через "простой" снимок! Эти фото ...
     
  • Увлечения
    25.12.2015 13:08
    Я прошу прощения, господа! Но кто у меня спросил разрешения публиковать интервью со мной? Тем более есть ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ
    02.09.2015 13:06
    Поправка к статье - в Смоленске Мария Антоновна Ильющенкова была директором и по совместительств у ...
     
  • Не по-братски
    26.05.2015 22:07
    Все! Выборы в Горсовет начались. И начались, как водится с грязи. Объясните мне кто-нибудь, почему ...

© 2018 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.