Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2014 № 05 (165) Май 2014 г. ДЕСЯТЬ ВЕКОВ И МЕНЬШЕ ВЕКА

ДЕСЯТЬ ВЕКОВ И МЕНЬШЕ ВЕКА

ЮБИЛЕИ

Александр МЕЛЬНИК, заслуженный работник культуры Российской Федерации

ТОЧКА ОТСЧЕТА

Смоленская областная писательская организация ведет отсчет своего существования с 20 марта 1924 года, когда на организационном собрании всех литераторов Смоленска было создано «филиальное отделение Всероссийского Союза писателей». До этого действовали литературные группы и объединения. Например, «Арена» - преемница литстудии Пролеткульта и литобъединение при областной газете «Рабочий путь» во главе с М.В. Исаковским.

«В 20-е годы он являлся тем центром, вокруг которого собирались наши литературные силы, - делился воспоминаниями в «Литературной России» в связи с семидесятилетием Михаила Васильевича смоленский писатель Н.Г. Антонов, к тому времени возглавлявший организацию. - Он (Исаковский - А.М.) пествовал молодых литераторов, помогал им выйти на широкую, светлую дорогу поэзии». Своего рода наставником был Михаил Исаковский для Александра Твардовского и Николая Рыленкова. Близкие по характеру творчества, они считаются в литературоведении основателями Смоленской поэтической школы.

Михаил Васильевич Исаковский после первой губернской конференции пролетарских писателей, которая состоялась 4 декабря 1927 года, стал ответственным секретарем правления ассоциации и проводил активную организационную работу: устраивались творческие вечера и семинары, оказывалась поддержка молодым дарованиям в их становлении, начинающие авторы получали содействие в публикациях на страницах печати своих произведений.

В 1931 году Михаил Васильевич Исаковский переехал в Москву, где редактировал журнал «Колхозник», а затем всецело посвятил себя поэтическому творчеству. Дружеские связи он поддерживал на протяжении всей жизни и с А.Т. Твардовским, и с Н.И. Рыленковым, взаимодействовал с другими литераторами Смоленщины.

Этот благословенный край к началу тридцатых годов вошел в Западную область. В апреле 1934 года состоялся первый съезд Союза писателей Западной области, наделивший полномочиями руководителя Михаила Сергеевича Завьялова. Он был талантливым прозаиком и драматургом, участником гражданской войны, выпускником университета, преподавателем пединститута имени Карла Маркса. Высокообразованный человек с богатым жизненным опытом, Михаил Сергеевич Завьялов по праву удостоился чести возглавлять организацию. Вместе с Адрианом Владимировичем Македоновым, Александром Трифоновичем Твардовским и Николаем Ивановичем Рыленковым он был избран делегатом на первый Всесоюзный съезд писателей.

ТРАГИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА

Трагически сложилась жизнь руководителя Смоленской писательской организации Михаила Сергеевича Завьялова. Он был репрессирован. Осужден так называемым Особым Совещанием при НКВД СССР на пять лет заключения в исправтрудлагере и умер на этапе в 1938 году.

Работая над очерком «Штык и перо» о репрессированном писателе Ефреме Михайловиче Марьенкове, я прочел исследование Н.Н. Илькевича «Дело» Македонова», которое имеет красноречивый подзаголовок «Из истории репрессий против Смоленской писательской организации 1937 - 1938 гг.» И со станиц предстали честные люди, ставшие жертвами клеветников и доносчиков. Обвинения в свой адрес Михаил Сергеевич Завьялов не признал, о чем свидетельствуют протоколы допросов: «Я никогда ни к какой контрреволюционной организации не принадлежал, ничего по поводу вербовки меня в какую бы то ни было контрреволюционную организацию сказать не могу».

Адриан Владимирович Македонов - яркий представитель обла­стной писательской организации в годы ее формирования и становления. Выпускник Показательной школы при Смоленском университете, он дальнейшее образование продолжил на отделении языка и литературы университетского педагогического факультета. К 1936 году закончил аспирантуру по специальности «русская литература». Интеллектуал-филолог, поддержавший молодого Твардовского, почувствовавший в его ранних произведениях большой талант, был избран объектом травли. Осужденный на восемь лет лагерей, Македонов отбывал срок в Воркуте, где стал геологом, а впоследствии ученым-исследователем в области геолого-минералогических наук, защитив кандидатскую и докторскую диссертации.

В круг старших товарищей Александра Твардовского, поддержавших его на этапе становления, входил и Ефрем Михайлович Марьенков. Он тоже обвинялся по сфальсифицированному чекистами «делу» Македонова. И тоже получил восемь лет лагерей.

В годы Великой Отечественной войны на Карельском фронте Ефрем Михайлович был тяжело ранен и контужен. В послевоенные годы дружеские отношения Александра Трифоновича Твардовского и Ефрема Михайловича Марьенкова продолжались.

Были и другие жертвы репрессий по сфабрикованному «делу». Умные, яркие, талантливые , честные и добропорядочные устранялись из общественной жизни, дабы свободное проявление личности художника не выходило за рамки социалистического реализма.

БЛАГОТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ

Писательскую организацию в предвоенные годы возглавлял Николай Иванович Рыленков. После возвращения с фронта он был снова избран ответственным секретарем Смоленского отделения Союза советских писателей. Двадцать лет Николай Иванович бессменно руководил областной писательской организацией и оказывал благотворное влияние на воспитание молодой литературной смены.

Так, прозаик и драматург Нина Артемовна Семенова оставила свидетельство того, как поддержал ее Николай Иванович, прочитав в рукописи первые рассказы. Его одобрительная оценка воодушевила начинающего автора, сельскую учительницу Семенову, на дальнейшее творчество. Появились сборники рассказов, киносценарии, пьесы. Наиболее известная пьеса-лубок «Печка на колесе» шла в театрах не только нашей страны, но и ставилась на сценах Болгарии, Греции, Чехословакии, Японии. По сценариям Нины Семеновой поставлены фильмы «Байка», «Белый аист летит» , «Золотая свадьба», «Птицам крылья не в тягость».

Поэт Владимир Тазов по рекомендации Николая Ивановича Рыленкова поступил в Литературный институт имени М. Горького. Его самобытный талант раскрылся не только в поэзии, но и публицистике.

Ценил благотворное влияние Николая Ивановича Рыленкова и Алексей Викторович Мишин, чья патриотическая лирика тесно связана со Смоленщиной. Он благодаря Рыленкову был участником пятого Всесоюзного совещания молодых писателей. Вышел на орбиту широкой известности. С годами его популярность только росла.

Многие смоленские литераторы вспоминают Николая Ивановича добрыми и теплыми словами. На недавнем вечере в областной универсальной библиотеке, посвященном сто пятой годовщине со дня рождения Н.И. Рыленкова, с благодарностью говорил о нем писатель Анатолий Андреевич Александров - автор эпических полотен о Великой Отечественной войне.

Смоленский патриарх литературы до конца жизни был бессменным секретарем правления республиканского Союза писателей. Являлся членом правления Союза писателей СССР.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИИ

В 1965 - 1970 годах во главе областной организации писателей находился прозаик Николай Георгиевич Антонов - организатор и первый руководитель Смоленского книжного издательства. Будучи редактором литературных альманахов, он, по свидетельству современников, «не жалел ни сил, ни времени для воспитания молодых авторов».

В течение десяти последующих лет писательской организацией руководил Юрий Васильевич Пашков, чье творчество содержательно и разнообразно - от лирики до исторических миниатюр и романа «Осада». Он продолжил традицию поддержки литературных дарований в пору их творческого становления. Долгие годы Юрий Васильевич вел занятия в литобъединении «Родник» и открыл таланты многих нынешних поэтов и прозаиков.

Леонид Иванович Козырь, сменивший Пашкова в 1980 году, был лидером сообщества писателей до 1988 года. Его деятельность памятна тем, что он явился инициатором создания и стал первым редактором газеты «Вдохновение», которая открыла возможность писателям регулярно публиковать свои произведения, что особенно важно было для авторов, вступающих на литературный путь.

Дело в том, что Смоленское отделение издательства «Московский рабочий» могло выпускать только одну книгу прозы и один сборник поэзии в год. Альманахи издавались лишь к знаменательным датам. Так, например, был выпущен альманах к 1125-летию Смоленска в 1988 году. Газета «Вдохновение» явилась без преувеличения трибуной областной писательской организации.

РАЗМЕЖЕВАНИЕ

В годы пресловутой перестройки наметилось размежевание между явными сторонниками демократических реформ и умеренными последователями курса социалистического развития. Приверженцами демократических преобразований проявили себя драматург Нина Артемовна Семенова и известный на всю страну поэт, яркий представитель Смоленской поэтической школы Виктор Петрович Смирнов.

Литература всегда имела ясно выраженный характер общественного служения. И в переломные моменты истории проявляется позиция художника слова по отношению к миру и обществу. Она либо находит признание и поддержку, либо требует осмысления и справедливой оценки в будущем. Писатели Смоленщины поддержали представителей своего творческого сообщества, которые позиционировали себя сторонниками преобразований. Леонида Ивановича Козыря сменил Виктор Петрович Смирнов при лидирующем положении Нины Артемовны Семеновой.

Через два года ответственным секретарем областной писательской организации был избран поэт и публицист Владимир Иванович Тазов. Он находился во главе ее с 1990 по 1991 год.

С распадом СССР образовались две писательские организации - Союз писателей России и Союз российских писателей. Региональные отделения возглавили соответственно Нина Артемовна Семенова и Леонид Иванович Козырь.

Сподвижницей Леонида Ивановича в эти сложные годы была Вера Андреевна Звездаева - старейшая писательница, участница Великой Отечественной войны, авторитетнейшая и влиятельная в общественных кругах. Предпочла последовать за ними поэт и преподаватель вуза Вера Анатольевна Иванова. Впоследствии она возглавляла региональную организацию российских писателей после кончины Леонида Ивановича Козыря.

Сюда входит любимая смолянами российская поэтесса Раиса Ипатова - лауреат премии имени М.В. Исаковского. Отдал предпочтение этой организации прозаик, участник войны в Афганистане Олег Ермаков. В ней состоял Иван Трифонович Твардовский, автор книги «Родина и чужбина» - скорбного повествования о трагической участи репрессированной семьи. Здесь находился автор масштабной прозы Вилен Сальковский, сотворивший роман «Смоленская дорога», книгу размышлений «Русская трагедия» и философское повествование «Новые времена и старые корни». К перечисленным именам надо добавить имя литературоведа и критика, доктора филологических наук профессора Вадима Соломоновича Баевского... И становится понятным, какой разнообразный творческий потенциал сосредоточился изначально в Смоленском отделении Союза российских писателей.

В течение десяти лет, с 2004 года, его руководителем является поэт и публицист, лауреат премии имени М.В. Исаковского Владимир Викторович Макаренков. Коренной смолянин, офицер, он в своем творчестве отразил любовь к родному городу, верность долгу и чести.

За годы существования пришло достойное пополнение. Выпускаются альманахи «Блонье» и «Под часами». Они свидетельствуют: творческий потенциал не иссякает, множится и набирает силу. Этому способствует литобъединение «Среда», занятия в котором проводит Раиса Александровна Ипатова. Ее питомцы демонстрируют успехи. Пусть так будет и впредь!

Смоленскую областную организацию Союза писателей России в 1996 году вновь возглавил Виктор Петрович Смирнов. Он был руководителем до конца 2013 года. При нем сообщество численно выросло. При его поддержке засиял поэтический талант Натальи Егоровой, Веры Сухановой, Тамары Лосевой... Осуществляется выпуск литературного альманаха «Сторона родная».

Творческая конкуренция только на пользу обеим организациям.

На исходе минувшего года председателем правления Смоленской организации Союза писателей России избран поэт и литературный критик Олег Иванович Дорогань. Он является также секретарем Союза писателей России.

На этом можно было бы завершить обзор истории творческого содружества смоленских писателей, которое отмечает свое девяностолетие. Но дело в том, что с официальной даты летоисчисление писательского старания на общественное благо не начинается, а продолжается. Начало же в необозримом прошлом.

ТВОРЕНИЯ И ИМЕНА

Летописные источники позволяют судить, что «уже в раннее Средневековье на Смоленщине появляются литературные произведения высокого художественного уровня». К такому выводу пришел доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России Виктор Васильевич Ильин. Ученый и писатель отсчет начинает с Иакова Мниха, который был основоположником древнего литературного жанра - житийной историографии. Его перу принадлежит смоленская редакция «Сказания о Борисе и Глебе».

В одном с ним ряду великий князь Владимир Мономах, дважды княживший в Смоленске. Из трех сохранившихся литературных памятников наиболее известно его Поучение.

Продолжает славную чреду Авраамий Смоленский - проповедник, писатель, издатель рукописных книг. Созданная его трудами одна из них дошла через века. Она носит название «Летопись Авраамки» и является достоянием мировой культуры.

Виктор Васильевич Ильин вместе с коллективом составителей проделал титаническую работу по подготовке к изданию уникального многотомника «Смоленская земля в памятниках русской словесности». И в нем помещены произведения авторов, внесших неоценимый вклад в сокровищницу отечественного культурно-исторического наследия.

Среди них Николай Иванович Хмельницкий - драматург, прозаик и поэт, смоленский губернатор, сделавший, по свидетельству его биографа, «для г. Смоленска и губернии, чуть ли не больше, чем каждый из остальных губернаторов». Это он в 1831 году открыл публичную библиотеку, которая в настоящее время является областной универсальной и носит имя А.Т. Твардовского. Там проходят ныне встречи с писателями, презентации их книг, юбилейные торжества. Он вел переписку с А.С. Пушкиным, сотрудничал с А.С. Грибоедовым и А.А. Шаховским.

Драматург и режиссер Александр Алексеевич Шаховской представлен в многотомнике своими пьесами. В нем и поэзия Михаила Никитича Муравьева, передающая характер сентиментализма. Включены «Русские сказки» Василия Алексеевича Лёвшина и философская проза Федора Ивановича Дмитриева-Мамонова, отражающие дух далекой дворянской эпохи. Там самое важное и значительное «Из записок о 1812 годе» Сергея Николаевича Глинки, а также его трагедия «Сумбека, или падение Казанского Царства», стихотворная повесть «Царица Наталья Кириловна». Отдельный том посвящен творчеству Федора Николаевича Глинки, содержание которого составляют «Из писем русского офицера», «Очерки Бородинского сражения», стихотворения об Отечественной войне 1812 года...

Какие имена! Какое могучее наследие!!!

Никифор Адрианович Мурзакевич «История города Смоленска». Михаил Иванович Глинка «Записки». Здесь же летописцы войны 1812 года Владимир Михайлович Вороновский и Василий Иванович Грачев. Декабрист Иван Дмитриевич Якушкин, ссыльный вольнодумец Василий Васильевич Пассек, свободолюбивый Андрей Андреевич Ивановский - все они оставили свой след в литературе.

Только что отмечено столетие Василия Александровича Вонлярлярского, которого современники называли «смоленским Дюма». В областной универсальной библиотеке прошел литературный вечер. Творчество писателя-беллетриста тесно связано со Смоленской землей, где он черпал материал для лучшего своего романа «Большая барыня» и некоторых других произведений. И после смерти не расстался с этим краем, был похоронен в родовом имении Рай под Смоленском.

Мыслитель-славянофил, поэт и публицист Алексей Степанович Хомяков имел отношение к Смоленщине, поскольку владел имением Липецы в Сычевском уезде. Его публицистика, литературная критика и поэзия вошли в издание «Смоленская земля в памятниках русской словесности». Как и циклы статей и очерков Николая Васильевича Шелгунова, «Письма из деревни» Александра Николаевича Энгельгардта, историческая проза Николая Александровича Энгельгардта.

Таким образом, писательская организация, созданная в Смоленске в первой четверти двадцатого века, имела целую плеяду предшественников. Сегодня, пожалуй, малоизвестны имена поэта-юмориста Бориса Николаевича Алмазова, драматурга Петра Михайловича Невежина, прозаика Виктора Петровича Клюшникова, популярных в девятнадцатом веке. Даже такая разносторонняя личность, как Сергей Федорович Шарапов, деятельность которого проходила на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, ныне представляет ограниченный интерес. В отличие от Семена Петровича Писарева или Ивана Ивановича Орловского, оставивших интересные исследования по истории Смоленского края.

Я, например, открыл для себя Федора Павловича Еленева, опубликовавшего под псевдонимом Ф.П. Скалдин очерки «В захолустье и столице», хотя в свое время, напечатанные сначала в журнале «Отечественные записки», а затем вышедшие отдельной книгой, они были широко известны и имели значительное влияние на общественное сознание. Точно так и о Федоре Андреевиче Эттингере узнал благодаря роману «Тайны башни Веселухи», помещенному в многотомное издание «Смоленская земля в памятниках русской словесности». Там же прочитал и любопытные мемуары, которые оставил смоленский корреспондент «Колокола», издававшегося в Лондоне революционным демократом А.И. Герценом. Автор печатался инкогнито. Пожелал он остаться неизвестным и в своих воспоминаниях смоленского дворянина. Но исследователями установлено, что это был Николай Аркадьевич Щеховский.

Меценатка Мария Клавдиевна Тенишева оставила воспоминания, которые имеют название «Впечатления моей жизни». В России впервые они были изданы в Ленинградском отделении «Искусство» в 1991 году. Основываясь еще на зарубежном издании, искусствовед Лариса Сергеевна Журавлева выпустила книгу «Придите и владейте, мудрые...» о деятельности княгини Тенишевой, значении ее коллекций, ставших достоянием русской культуры. Одна из работ искусствоведа вошла в многотомное собрание литературных памятников, о котором идет речь.

«Смоленский этнографический сборник» Владимира Николаевича Добровольского - это кладезь фольклора, неисчерпаемый источник живого русского языка, особенно притягательный для художника слова. Писатели - творцы художественной литературы. И краски, тона и оттенки произведений находят в народных словарных глубинах. Поэзия основоположников Смоленской школы - самый убедительный тому пример. А проза Ивана Сергеевича Соколова-Микитова! Она вся сплошь - в национальных одежках.

Щедра земля Смоленская талантами. Владимир Павлович Аристов, Виктор Кудимов (настоящая фамилия Михаил Дмитриевич Богомолов), Павел Нефедович Прохоров - они создали чудесные произведения, чем снискали себе благодарную память. Конечно, мною названы далеко не все прозаики и поэты, чьи имена и биографические сведения содержатся в книге историка-краеведа И.Т. Трофимова «Писатели Смоленщины» или справочнике, изданном Смоленским отделением Союза писателей России в 2012 году.

Убежден, что историческая повесть Евгения Петровича Алфимова «Зодчий Федор Конь» уже при жизни автора стала классикой. Трехтомник лауреата ряда престижных премий Виктора Петровича Смирнова, изданный в серии «Поэтическая библиотека России» Академией поэзии, свидетельствует о том же. Могу предположить, что стихам Натальи Егоровой предназначена та же счастливая участь. Мне нравится поэзия Валентины Белоусовой, Людмилы Колесовой, милая проза Милы Клявиной (Людмилы Петровны Беляевой). Творчество смоленских писателей нравится.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.