Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2014 № 04 (164) Апрель 2014 г. «ЗОЛОТЫЕ УНИТАЗЫ» ДЛЯ ИЗБРАННЫХ

«ЗОЛОТЫЕ УНИТАЗЫ» ДЛЯ ИЗБРАННЫХ

МНЕНИЕ

Владимир КОРЕНЕВ

Дорожники со стажем хорошо помнят времена до начала двухтысячных годов, когда существовал внебюджетный Дорожный фонд. Не скажу, что слишком сытный был период, но денег в этом фонде имелось немало. И если бы их не разворовывали (вспомним хотя бы нашумевшую историю с Вяземским ДРСУ), область сегодня могла считаться весьма благополучной по наличию автомобильных дорог с твердым покрытием.

Напомню, что в значительной степени внебюджетный дорожный фонд наполнялся за счет акцизов на топливо. Вот нефтяники первыми и взбунтовали, мол, там дорог нет, где мы добываем нефть и платим налоги.

Тогда отменили региональные дорожные фонды, а впоследствии Дорожный фонд стал бюджетным. Но его наполняют сегодня только владельцы транспортных средств – через покупку ГСМ, в стоимость которых заложены расходы на акцизы...

И все же сумма в региональном дорожном фонде формируется приличная – более 4 миллиардов рублей в год.

Куда же направляет администрация области такие большие деньги? Открываю утвержденную губернатором А.В. Островским областную государственную программу «Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области» на 2014-2020 годы. И оказывается, что 1,178 млрд. рублей предусмотрено на приобретение за счет дорожного фонда дорожной техники, на ремонт административного здания СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» выделено 20 млн. рублей, на приобретение специальной техники – 3 млн. рублей, а всего заложены расходы на сумму более 1,2 млрд. рублей.

Но ведь есть Бюджетный кодекс РФ, в нем определен порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта РФ. Закон исчерпывающе определяет, на что должны и на что могут направляться бюджетные ассигнования этого фонда. Бюджетный кодекс РФ и другие федеральные законодательные акты не содержат указания на возможность приобретения дорожной или иной техники, ремонт административных зданий.

Есть и официальная статистика. Квартальная форма федерального статистического наблюдения №1-ФД предусматривает исчерпывающий перечень статей расходования средств дорожного фонда и не содержит возможность их расходования на закупку техники и ремонт административных зданий.

Таким образом, налицо нецелевое расходование бюджетных ассигнований дорожного фонда и преференции, созданные бюджетному учреждению – Автодору и казенному учреждению «Специализированный монтажно-эксплуатационный участок». В создавшейся ситуации тот же СМЭУ фактически получает доход дважды: в первый раз от безвозмездного получения техники (со стоимости которой не уплачивается налог на прибыль), во второй раз – от исполнения обязательств по строительству (ремонту, реконструкции) и содержанию автомобильных дорог, и этот доход дорожное предприятие вправе использовать на закупку новой техники.

Выходит, в отношении других дорожных организаций – а их в регионе 76 – администрация области фактически применила дискриминационные меры. Да и проигнорировала антимонопольное законодательство: осуществила приобретение дорожно-строительной техники без конкурсных процедур.

Собственно говоря, игнорирование конкурсных процедур стало уже притчей во языцех не только в дорожном ведомстве. Так, департамент здравоохранения ни разу (!) не объявлял конкурсы по гемодиализу на приобретение изделий, которые вживляются в тело вместо больной почки. Без конкурса вот уже какой месяц подряд осваивает огромные средства, выделяемые из федерального бюджета на лекарственное обеспечение льготников, ООО «Индустрия здоровья», не располагающее собственной разветвленной аптечной сетью...

Примеры можно приводить в значительном количестве. Там, где большие деньги, находятся схемы, которые я мягко называю смахивающими на жульничество...

А что же прокуратура? Почему она молчит? Вот обращался, например, в нее директор ЗАО «Дорспецстрой №1» и получил ответ, что закон якобы определяет только обязательный перечень расходов регионального дорожного фонда, и нигде не указано, что он исчерпывающий...

Ну, уж извините, господа прокурорские работники – так можно любое мошенничество оправдать. Да и изначально, на мой взгляд, прокуратура поставлена в зависимость от региональных властей тем, что кандидатура прокурора согласовывается областной Думой.

Кстати, и сами депутаты словно набрали в рот воды и молчат по вопросу правильности расходования бюджетных средств. А ведь это их непосредственная компетенция и обязанность – контролировать бюджетные траты.

Почему, например, никого из депутатов не насторожило, что на содержание подведомственных учреждений, осуществляющих управление дорожным хозяйством (а это по сути один «Автодор»), администрация области истратила почти 250 млн. рублей, в то время, как в Тверской области на эти цели предусматривают только 75 млн. рублей? При этом на Смоленщине 8 тысяч километров дорог, а в Тверской области – почти вдвое больше...

Вообще, это самое настоящие безобразие, что в области в лице Автодора создали монстра, который сам планирует, проектирует, делает, принимает и платит. Казалось бы, такого в принципе не должно быть. Но в Смоленской области, как видим, позволено властям делать все, что они пожелают... Вот захотели практически весь региональный дорожный фонд передать одной конторе, - сделали, а налогоплательщики – владельцы автотранспорта, которые своими деньгами формируют этот фонд, не могут никоим образом повлиять на расходование средств. Неужели наши власти ждут социального взрыва, как случилось на Украине? Как достучаться до федерального центра, чтобы он умерил аппетиты любителей распределять бюджетные деньги по своему усмотрению и по вполне угадываемым карманам?

Представляете, под ширмой борьбы с жуликоватыми подрядчиками (вспомним хотя бы тех, кто получил заказ на реконструкцию улицы Дзержинского) решили монополизировать все, что только можно. Сведущие люди говорят, при такой централизации легче избежать общественного контроля.

Между тем, состояние дорог в Смоленской области вызывает по меньшей мере уныние. Кроме федеральных магистралей М-1, А-101 и А-141, и назвать-то нельзя более-менее обустроенные дороги. Вот если только недостроенную трассу Рославль-Ельня-Дорогобуж-Сафоново. Ее возводил Агропромдорстрой, но прекратилось финансирование, и магистраль не дошла 11 километров до Новоспасского.

Энергичный и очень пробивной генеральный директор фирмы Сергей Серафимович Попов напрасно обивает самые высокие кабинеты, приводит экономические выкладки, например, такую: на выезде из Рославля на 60 километров сокращается маршрут, и только на этом с одной тонны груза получается экономия в 180 рублей. Представляете, какую выгоду упускаем?! Из того же Дорогобужа минеральные удобрения везут в различные уголки страны, и государство теряет из-за плохих дорог и удлинения расстояния миллиарды и сотни миллиардов рублей. Но у варягов, захвативших власть на Смоленщине, по-видимому, свой интерес по принципу «своя рубашка ближе к телу».

Тот же Попов не может никуда достучаться, как и другие смоленские дорожники. Их загнали в угол, и выход из него, увы, не просматривается...

Между тем, денежные потоки продолжают обильно течь в неизвестном для смоленских дорожников направлении. Так, в статотчете №1-ФД по Смоленской области за 2013 год есть «скромная» цифра – 493964,4 млн. рублей на так называемое «осуществление иных мероприятий в отношении автомобильных дорог общего пользования, финансируемых за счет средств дорожного фонда». Что это «за иные цели», в статотчете не указано. Может, это имела ввиду прокуратура Смоленской области, когда указывала, что перечень направлений бюджетных ассигнований не является исчерпывающим?.. Уж не на «золотые ли унитазы» потрачены эти без малого полмиллиарда рублей?

В той же Твери, например, иные цели в статотчете четко расшифрованы, и все они направлены на поддержание дорожной сети муниципальных образований Тверской области.

В свое время высокопоставленный чиновник областной администрации заявил, что толчком к так называемой реформе (а я скажу более конкретно – к созданию дорожного монопольного монстра) являлось якобы безмерное воровство в районных ДРСУ. Со слов чиновника, документально подтверждались лишь 3-7 процентов платежей. Надо понимать, 93-97 процентов бюджетных ассигнований попросту разворовывались. А что мы имеем сегодня? Общественности не известно, какие непомерные траты почему-то стыдливо «обзываются» иными целями...

И в то же время на проектно-изыскательские и экспертные работы созданный «монстр» направил в 2013 году лишь 5,4 млн. рублей. О какой перспективе дорожного строительства в регионе можно говорить в таком случае? Кто включит Смоленщину в федеральные программы без наличия проектно-сметной документации?

Вот наши соседи, хоть и тоже недостаточно, но все же в 6 раз больше средств выделяют на проектную документацию.

Давайте сравним расходы на новое дорожное строительство и на содержание чиновников. За год на дороги и мосты выделили всего 190,8 млн. рублей, а на содержание чиновников, напомню, около 250 миллионов...

Невольно напрашивается вывод: бюджетные целевые источники осваиваются в лучших традициях советского планового хозяйства – лишь бы освоить. Правда, в советское время в собственный карман направить денежный поток было посложнее... А сегодня, оказывается, за счет многомиллиардного дорожного фонда не так уж и сложно приобрести «золотые унитазы» - например, закупить дорожную технику не первой необходимости в виде перегружателей асфальтно-бетонной смеси или автокранов повышенной грузоподъемности, абсолютно не востребованных в технологии содержания и ремонта автомобильных дорог.

P.S. Я как пользователь автомобильных дорог исправно наполняю дорожный бюджет Смоленской области и вправе знать, на что мои личные деньги израсходованы. Поэтому прошу данную публикацию рассматривать как обращение в УМВД России по Смоленской области, в прокуратуру Смоленской области и в региональное управление федеральной антимонопольной службы.

 

Комментарии   

 
+1 # Сергей 08.04.2014 19:59
Иные цели это еще и зарплата руководителя Автодора, говорят 300 тыс в месяц за счет смолян!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.