Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2014 № 04 (164) Апрель 2014 г. ПОЛЕТ ПО ЗВЕЗДНОЙ ТРАЕКТОРИИ

ПОЛЕТ ПО ЗВЕЗДНОЙ ТРАЕКТОРИИ

СМОЛЕНСК ШКОЛЬНЫЙ

Александр МЕЛЬНИК, обозреватель

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ... КОРНЯМ

- Я получил несколько номеров литературно-художественного журнала «Огонек» за 1914 год. Они совершенно случайно дошли как семейная реликвия.

- Семьи родителей?

- Нет. Одной из учениц моего преподавателя истории Ирины Павловны Терлецкой. А она, Ирина Павловна знает, что я историю люблю изучать по каким-то документальным свидетельствам, по подлинным предметам тех времен. И я вникал в эти совершенно уникальные издания, вышедшие накануне первой мировой войны. Я представил образ России вековой давности...

Разговор происходил в школе № 35 города Смоленска. Моим собеседником был десятиклассник Владислав Волков, поразивший меня эрудицией, рассудительностью и логикой суждений, присущей настоящему исследователю, что вызвало даже не удивление, а уважение личности с духовно богатым внутренним миром.

- На чем я основывался? На материалах, размещенных там. Писали люди, которые жили в то время. Они излагали свой взгляд на время. Лично я был просто потрясен. Оказалось, что общество, которое сложилось в России сейчас, очень похоже на то, которое существовало сто лет назад. Они похожи по национальному духу, по патриотическому порыву, единению перед внешней угрозой. С этой работой я выступил на школьном Дне науки и занял второе место в номинации «История». Потом выступал уже на городском Дне науки и стал победителем. У меня первое место. Тут я представлял уже исследование на тему, которой интересуюсь еще с пятого класса. Она называется «Монеты Смоленской земли XIV - XVI веков».

- А материал, который анализировал, где брал?

- Источники самые различные. Во-первых, конечно же, использовал огромное количество литературы. Только в списке двадцать позиций. Конечно, не обошлось без всемирной сети Интернет. Кроме того, я общался с краеведами как смоленскими, так и польскими. И самое главное - мне удалось поработать с памятниками нумизматики из частных и государственных собраний, в том числе из Эрмитажа.

- И кто организовывал эти встречи?

- С краеведами на связь вышел сам посредством интернет-форумов. В частности, через международный поисковый исторический форум СмолБатл. Там много именно смолян, интересующихся родной историей. Еще с некоторыми краеведами мне помогли связаться благодаря Смоленской региональной организации «Ассоциация содействия культуре».

- Почему тема такая специфическая, - опережая вопрос, продолжил юный собеседник. - Дело в том, что у нас в семье в особом почете такая вспомогательная историческая дисциплина, как нумизматика. Есть даже фамильная нумизматическая коллекция, которая передается еще от прабабушки, собрано большое количество литературы. Почти каждый нумизмат знает, что в удельный период наша страна столкнулась с таким явлением, как чеканка удельных монет. Что эта ситуация из себя представляет? Практически каждый более-менее крупный город чеканил свою монету. Особенно известно, что и в Москве, и в Пскове, Великом и Нижнем Новгороде ее чеканили. Но также это было в таких не очень крупных городах, как Можайск и Малоярославец. И меня заинтересовало: а что же Смоленск, чеканил ли? Для начала решил провести опрос среди смолян, потом - на интернет-форумах, в Ассоциации содействия культуре. Можно, сказать небольшой «круглый стол» был организован.

Мне было необычайно интересно. Разговор происходил в кабинете истории. Присутствовавшие в нем учащиеся тоже с большим вниманием прислушивались, не скрывая интереса.

- И выяснилось, что в среде нумизматов ведутся жаркие споры о монетах Смоленска. Одни полагают, что их не было вообще, другие сделали противоположные выводы. Я решил узнать правду. Так родилось это исследование. Сбор материалов шел пять лет.

- И к какому выводу пришел?

- Основная цель была выявить наиболее обоснованную историческую гипотезу. Я пришел к выводу, что действительно чеканили. И даже два раза. Первый раз наш город имел свою монету в самом конце существования Смоленского княжества. Я предполагаю, что чеканка собственной монеты велась с 1386 года по 1401 год, и даже выявил несколько разновидностей, предложив свою собственную датировку каждой из них. Второй раз это произошло, спустя более века, в 1514 году при Василии III. Это было связано с таким важным историческим событием, как включение Смоленского княжества в состав Московской Руси. К этому выводу я пришел на основании анализа исторических событий. И, кроме того, одна монета как раз по своей стилистике, видимо, отчеканена во времена Василия III с надписью на ней: «Деньга смоленская». Она была описана ведущими советскими нумизматами в 1988 году. К сожалению, мне не удалось добыть фотографии этих монет...

Перед Владиславом лежал альбом, иллюстрирующий его исследование «Документальное свидетельство достоверности утверждений и предположений».

- Я даже сделал реконструкцию изображения на основании описания. Предположил то, как выглядела смоленская чешуйка...

- Куда же ты пойдешь учиться? - не удержался я и спросил. И получил ожидаемый ответ:

- Конечно же, я планирую пойти в какой-нибудь из вузов на исторический факультет.

ОТ ПЕЧКИ ДО БАСТИОНА

- Буквально на прошлой неделе я ходила выступать на этнографическую конференцию с докладом о русской печке.

- Интереснейшая этнографическая работа, - подхватила Ирина Викторовна Лестева, - заместитель директора по научно-методической работе, кандидат педагогических наук и, по сути, координатор исследовательской деятельности в школе. - Я дождусь, когда на нашем школьном Дне науки нам Софья представит эту работу для всеобщего обозрения. Роль печки в нашей славянской общности.

Елена Викторовна охарактеризовала девочку. Тоже десятиклассница. И тоже из класса Раисы Дмитриевны Диваковой, как и Владислав Волков.

-Софья Михайлова - победитель областной конференции «Шаг в науку», победитель также городской этнографической конференции. Приглашена представлять Смоленскую область на конференции «Отечество».

Мне интересно, как появился у городской школьницы интерес к деревенскому укладу жизни.

- Бабушки мои живут в деревне, где есть печка. Когда я была маленькая, много времени там проводила. И функции печки, и роль, и как устроена - это мне интересно. Информация в разных источниках содержится. Основного источника нет. Был только словарь «Русская изба». Из него можно было что-то почерпнуть. А так в основном вся информация из воспоминаний смолян и разговора с печником города Демидова. Наведываясь к бабушке, я нашла печника, поговорила.

- Целостное представление о печи в русской культуре, - прокомментировала Елена Викторовна. - Надеемся, что мы потом сможем развить эту идею. Это только этап. Как и любая другая, работа может быть продолжена, если есть к ней интерес, если есть возможность.

У Сони Михайловой интерес разносторонний. Оказывается, написала еще и работу, посвященную истории Королевского бастиона. О всех военных сражениях, в которых укрепление играло важную роль, поведала.

Ее одноклассник Сережа Малюченко вышел победителем на региональной конференции «Край мой Смоленский» и стал дипломантом Всероссийской конференции школьных исследовательских краеведческих работ «Отечество» в 2013 году. Он говорит:

- Я представлял свою работу, связанную с воеводой Шеиным и защитой города Смоленска в 1609 - 11 годах и попыткой его отбить в 1632 - 34 годах. Она была основана на большом количестве источников. Долгое время сидел в библиотеках. Исследование посвятил 1150-летию города Смоленска.

Любопытно, что как один из вариантов своего будущего Сергей Малюченко рассматривает применение способностей в военной сфере. Героический дух защиты Отечества во все века неистребим.

Аня Королева заинтересовалась темой «Площадь Победы».

- Я проследила эволюцию этой площади от Меркурия Смоленского до сегодняшнего момента. Целью этой работы было не столько получение какого-то места, сколько собственный интерес, который у меня вызвала Ирина Павловна Терлецкая. И я ей благодарна за то, что это не только мой труд, но и ее заслуга.

Аня мне была представлена как победитель городской краеведческой олимпиады минувшего года и призер областного конкурса «Мой атом», отражающего тему атомной науки и техники. «Очень способная ученица», - свидетельствовали педагоги.

КОГДА РЕБЕНОК УВЛЕЧЕН

- Это самые яркие наши результаты, - подытожила Елена Викторовна Лестева. - Дети все из 10 «а» класса Раисы Дмитриевны Диваковой, которые прошли подготовку к проектно-исследовательской деятельности и адаптации в современном мире. Она ведется в школе системно и непрерывно. Начинается еще в начальной школе. У этих ребят из десятого класса, когда они пришли только в школу, была учительница Галина Алексеевна Пасечных. С этими детьми она занималась по курсу «Умники и умницы». Потом, когда они пришли в среднее звено, с ними стали заниматься Раиса Дмитриевна Дивакова и Ирина Павловна Терлецкая. Они их взяли в пятом классе и целенаправленно готовят не только к каким-то результатам, а вовлекают в творческий процесс. Когда ребенок увлечен, когда он занимается с удовольствием, когда его умело направляет рука наставника, то он и приходит к таким замечательным результатам. Как мы говорим, индивидуальная траектория.

Я бы уточнил, звездная траектория. Кстати, и наставники весьма достойные. И Галина Алексеевна Пасечных, и Раиса Дмитриевна Дивакова, и Ирина Павловна Терлецкая - заслуженные учителя Российской Федерации. Если заглянуть на сайт школы в Интернете, то о них можно узнать, как о почетных работниках образования, победителях конкурсов лучших учителей. Словом, детям есть с кого брать пример.

СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ

Девочка держала перед собой изображение в рамке. Оно было исполнено вышивкой. Рукоделие прабабушки. Имя девочки Оксана Протаскина. Она рассказала, что прабабушка родилась в Польше. В четырнадцать лет оказалась на Украине.

- Это сувенир, который она подарила моей бабушке. Моя бабушка подарила маме. Потом подарок перейдет ко мне.

- Сохранить дух семьи - это же гениальная идея была, - продолжила Елена Викторовна Лестева. - Каждый ученик класса представил семейную реликвию. Чем это было интересно?

- Конечно, интерес был, - прозвучало в ответ. - Потому что когда Ирина Павловна сообщила об этом задании, оно увлекло. Безусловно, мы приобрели какой-то новый опыт. Потому что это работа с информацией. Я узнала о своей семье больше. И это интересно.

Рядом с Оксаной сидела ее одноклассница Юля Литвиненко. Она тоже участвовала в разговоре.

- Это девочки-шестиклассницы, - пояснила Елена Викторовна. - Это класс, который в начальной школе тоже учила Галина Алексеевна Пасечных. Вот это детки, которые прошли школу «Умников и умниц». Потом я с ними занималась. У нас отдельный был курс мифологии. Начали мы в прошлом году заниматься историей культуры целенаправленно. Сейчас немножко другие приоритеты. И вот, когда они были в пятом классе, у них начался коллективный проект «Реликвия семьи», в котором приняли участие все ребята. Каждый ребенок выбрал при помощи семьи какой-то памятный предмет и подготовил о нем рассказ. Здесь очень важно, что привлекается и семья. И родители вовлекаются. И они тоже принимают участие. Семья и школа, их нельзя разделить. В этом году уже 6 «а» класс делает другой коллективный проект «Бессмертный полк». Это была, насколько я знаю, инициатива Василия Ланового. Он приезжал сюда в Смоленск.

Ирина Павловна нас увлекла этой идеей, - сказала Юля Литвиненко. - Сейчас многие уже справились с заданием, некоторые продолжают работать.

- В школу принесла информацию об инициативе проведения «Бессмертного полка» Ирина Павловна Терлецкая, - добавила Елена Викторовна Лестева. - И сейчас вовлекаются класс за классом. Что нужно сделать, объясните, пожалуйста, - обратилась к детям.

- Нужно написать об одном из героев войны, своем родственнике. Желательно, фотография чтобы была. Потому что Ирина Павловна сказала, что, конечно, интересно сохранить все эти сведения.

... Я возвращался домой. На центральной площади проходил многолюдный митинг в связи с напряженной обстановкой, вызванной событиями на Украине. И в душе росла непоколебимая уверенность в несокрушимости русского духа.

Продолжение следует.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.