Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2014 № 03 (163) Март 2014 г. «Верните НАШУ филармонию!»

«Верните НАШУ филармонию!»

КУЛЬТУРА И СЕМЕЙСТВЕННОСТЬ

Владимир КОРЕНЕВ

«Вообще семейственность очень вредна для дела. Это одна из больших проблем интеллигенции, когда происходит вытеснение общих интересов своими личными интересами, эгоистическими и материальными. Никогда еще не было в России такого периода, чтобы интеллигенция была настолько нечистоплотна, как сейчас. Это во многом наша национальная проблема, потому что такого явления, как интеллигенция, с такой плотной жизнью и с таким пересечением интересов, нигде нет в мире».

Александр Сокуров, режиссер и сценарист.

Постоянные слушатели классической музыки, которые более 20 лет не пропускают ни одного концерта в Смоленской областной филармонии, обратились к вице-губернатору Николаю Кузнецову и начальнику департамента по культуре и туризму Владиславу Кононову с возмущенным письмом-протестом. Люди были, по их словам, просто шокированы «новшеством»: открытие концертного сезона 2013-2014 года с участием прекрасного коллектива – хоровой капеллы имени Юрлова – доверили вести «барышне, похожей не на музыковеда, а на «подневестницу» на свадьбе своей подруги».

Это я цитирую авторов письма. По их мнению, музыковед «вела себя, как на поп-концерте, периодически призывая публику встречать музыкантов «под ваши дружные аплодисменты».

Слушатели высказали мнение, что попсовость и самодеятельность «дискредитируют филармонию как центр духовной классической музыки и представляют угрозу потери имиджа и популярности учреждения».

Ответила авторам письма на тот момент директор филармонии Е.В. Мишуткина. Она заявила, будто «в предъявленной жалобе явно просматриваются претензии к нынешнему руководству данного учреждения культуры. Мы предполагаем, что прежняя администрация желает опорочить честь профессиональной ведущей, а также бросить тень на деятельность филармонии в данный момент. После всего вышеизложенного и тех материалов, которые являются приложением к нему, можно судить о необоснованных претензиях жалующихся на ведущую Инну Лисовскую и на администрацию Смоленской областной филармонии. И, главное, на крайнюю неосведомленность людей, написавших жалобу, в музыкальной жизни Смоленщины на сегодняшний день и на глубокий субъективизм отдельных личностей, который так и не был подтвержден фактами». Конец цитаты.

Слушатели назвали ответ удивительным. Они обратились в редакцию журнала «Смоленск»: «Мы – наивные люди, думали, нам объяснят сложившуюся ситуацию в филармонии, а нас обвиняют в крайней неосведомленности в музыкальной жизни Смоленщины и глубоком субъективизме».

Чувства слушателей мне понятны, тем более после прочтения косноязычного ответа тогдашнего директора филармонии: стилистические недочеты текста явно указывают на уровень образованности руководителя.

Уж извините – говорю резко, но прямо – что есть, то есть...

По поводу музыковеда, при всем уважении к ее свекру, есть элементарные требования к квалификации специалистов, есть утвержденный приказом Министерства «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в котором определены «квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии». Чтобы, например, получить назначение на должность лектора-искусствоведа (музыковеда), требуется высшее профессиональное образование (причем, культуры и искусства). Для получения высшей квалификации артиста-вокалиста (солиста) требуются высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в организации исполнительского искусства не менее 3 лет в должности артиста-вокалиста (солиста) первой категории.

Ничего этого в послужном списке Инны Лисовской, увы, нет. У нее за плечами только музыкальное училище. Сейчас музыковед филармонии очно учится на отделении журналистики СмолГУ и – заметьте! – в табели рабочего времени ей ставят «семерки»...

Сегодня в филармонии сформировался, как отмечают авторы письма, «семейный подряд». Полагаю, это возмутительно, какими бы талантливыми ни были члены семьи Сидяченко.

Конфликт, связанный с обращением слушателей, выходит, на мой взгляд, за рамки одной филармонии, касается всей отрасли культуры, тем более, что нынешний год объявлен Годом культуры. Поэтому прокомментировать ситуацию в областной культуре редакция попросила самого компетентного, на наш взгляд, специалиста – Виктора Михайловича Михненкова, заслуженного работника культуры Российской Федерации, человека, 15 лет возглавлявшего областную филармонию, многолетнего руководителя областного департамента и городского управления культуры.

- То, что сегодня происходит в филармонии, - это не просто конфликт на почве отношения к музыковеду, не имеющему соответствующего образования для замещения должности. Я слышал отзывы профессионалов – людей, которые разбираются в музыке, - неточность в терминах, датах, чтение по «бумажке» и т.д. Про внешний вид оставлю без комментариев – женщина одевается так, как считает нужным.

Меня как человека, отдавшего много лет жизни филармонии, волнует другое – то, что сейчас происходит с этих учреждением в целом. В частности, роль филармонии в эстетическом воспитании населения, в работе с детьми, по пропаганде классической музыки.

Давайте сравним хотя бы два фестиваля имени Глинки – 2012-го и 2013-го годов. Афиши можно найти в Интернете. И любой непредубежденный человек скажет: это небо и земля. В 2012 году планка была поднята на самый высокий уровень. А что происходит сейчас, не могу оценить даже на «троечку».

А посмотрите на отношение к ветеранам. Приведу пример с юбилейным выступлением оркестра имени Дубровского в театре. Николай Степанов в свое время обратился ко мне с просьбой принять участие в судьбе дирижера, оказавшегося по неосторожности виновником ДТП и отбывавшего наказание на «стройке народного хозяйства». Тогда я помог организовать концерт, на который мы пригласили руководителей области... И вот человеку, стоявшему у истоков создания оркестра, в благодарность выделили место на балконе во втором ряду... Я посчитал это плевком в душу и, естественно, на это мероприятие не пошел...

Соглашусь с В.А. Кононовым: оркестр многие вещи исполняет профессионально, интересно. Но то, что происходит сейчас, - это вообще вакханалия. Когда освобождали от должности Неклюдову Оксану Александровну, вице-губернатор Кузнецов сделал это с этической точки зрения грязно, пошло – объявил о распоряжении губернатора по расторжению трудового договора с Неклюдовой на входе в фойе. А коллектив был собран в музыкальной гостиной. Господин Кузнецов тогда не дал мне слова. В конце следующего рабочего дня он уже представлял в филармонии нового директора, и я тогда еще в ранге заместителя директора по филармонической деятельности сказал Кузнецову все, что о нем думаю. А именно – такими действиями администрация попросту разваливает одно из старейших учреждений творческой направленности. Конечно, Кузнецову это не понравилось.

Когда объявили 2014 год Годом культуры, как человек, неравнодушный к тому, что происходит в сфере культуры на территории Смоленской области, я проявил инициативу – собрать руководителей творческих союзов, руководителей областных организаций, пригласить городское управление культуры и дать предложения в план проведения Года культуры. Высказал свои соображения В.А. Кононову. За идею начальник департамента ухватился, поинтересовался, не буду ли я против, если пройдет мероприятие департамента. Ради бога! Лишь бы дело шло. А то существовавший план состоял из собранных от районов разрозненных мероприятий. И это называли планом Года культуры?! Его финальным «аккордом» должно стать подведение итогов в ... Центре народного творчества, который занимается самодеятельными коллективами. Ну что это за масштаб?! Как и фактическое открытие Года культуры у новогодней елки и полюбившегося областному начальству катка на площади Ленина...

Понимаю, что многое зависит от финансов. И мы договорились: не будем акцентировать на них внимание, а услышим мнение людей, связавших свою судьбу с культурой. Например, фонд «Примирение» ставит задачу серьезно обсудить тему роли Смоленска в окончании Смутного времени. В ноябре прошлого года по нашей инициативе прошла научная конференция. Приезжали ученые из многих городов России, Белоруссии, Украины, и они в один голос констатировали: Смутное время завершилось благодаря тому, что воевода Шеин 20 месяцев держал войска Сигизмунда- III под стенами Смоленска.

Мы хотим, чтобы достойно было увековечено имя воеводы Михаила Борисовича Шеина, чтобы полнее отразить роль Смоленска в окончании Смуты.

С этими идеями я пришел к Кононову. Но на совещание не пригласили руководителей областных учреждений. И встреча пошла не по тому формату, который мы с Кононовым заранее согласовывали. Демонстративно был убран в президиуме третий стул, предназначавшийся первоначально для меня. Но это можно пережить. А вот когда дело подменяют мероприятиями ради галочки, - нет.

У меня немалый опыт чиновничьей работы. И я хорошо знаю, как из различных планов под предлогом дефицита средств удаляют самые актуальные и нужные мероприятия. А если программу утвердить на совете по культуре, она от секвестра будет защищена авторитетом членов совета. Так что действенный и активный совет по культуре – это надежный помощник департаменту.

Но господин Кононов – случайный человек в культуре. У него историческое образование, он имеет свою точку зрения на многие события, происходившие на смоленской земле. Есть много положительных качеств. Но в культуре он, к сожалению, пока не силен. А совещание провел, чтобы выпустить пар... Собрали тех, кто пришел. Объявили их членами совета по культуре, и на этом все закончилось. Обещали нам прислать в установленный срок документы, но так и не сдержали слово.

Формализм заключается даже в том, что в проекте записали: «Совет собирается каждый месяц». Извините, это что – рабочая группа по реконструкции какого-нибудь объекта или орган, который смотрит более широко и масштабно на развитие культуры, обсуждает глобальные вопросы? Ведь можно было бы записать: «Совет по культуре собирается один раз в квартал, а также в случае необходимости», и этот режим работы устроил бы всех.

Вот я пришел к поразительному выводу, что Советский Союз развалила КПСС. Проводили собрания каждый месяц – лишь бы провести. Забывали о реальной жизни. Вот так же коммунистическими методами работает сегодня наша областная администрация. Что делает, например, Кузнецов Николай Михайлович, курирующий культуру? Каким образом Сидяченко Светлана Владимировна появилась в филармонии? Чем она так привлекла господина Кузнецова, что он судорожно стал искать, куда бы пристроить в недавнем прошлом певицу филармонии... Заинтересованное отношение г-на Кузнецова к Светлане Владимировне явно просматривается.

После года работы в департаменте губернатор не продлил с ней контракт. И господин Кузнецов озаботился только одним – устроить ее куда-нибудь. Вначале ей предлагают театр. Но коллектив дал отпор, чего, к сожалению, не случилось, когда г-н Кузнецов 11 месяцев назад представлял на должность директора филармонии зав. клубом Мишуткину. Елена Викторовна, может быть, хороший человек, но это не профессия. Лишенная самостоятельных действий Мишуткина через несколько месяцев добровольно уступила кресло госпоже Сидяченко. Это убедительно подтверждает тот факт, что увольнение О.А. Неклюдовой производилось не ради профессиональных интересов, а чтобы пристроить «нужных людей».

Когда коллектив театра узнал, что пытаются вместо Судовской назначить директором Сидяченко, он намеревался выйти на митинг протеста перед зданием администрации... Артисты и технический персонал единодушно подписали письмо губернатору и Кузнецову. Кузнецов спасовал.

В филармонии ни у кого мнение не спрашивали. Здесь, в отличие от театра, замену артисту найти проще – тем более, в ситуации, когда начальников от культуры вполне устраивает самодеятельный уровень... Вот люди и думают о том, как сохранить место, обеспечить кусок хлеба для себя и своей семьи.

А новая команда решила действовать быстрее, не упустить время, пока есть покровители и дилетанты во власти. На первом же худсовете дочь Анатолия Борисовича и Светланы Владимировны Сидяченко, ставшая к тому же невесткой первого заместителя председателя облдумы Мартынова Николая Николаевича, сразу получила, вопреки квалификационным требованиям Министерства, высшую категорию и право стать музыковедом. А Васильева, которая до этого работала музыковедом, была попросту уволена. Что касается Васильевой, я ее слышал: и говорит грамотно, и доходчиво излагает материал. Я бы ее даже сравнил по восприятию публикой с Дозорцевой, хотя, конечно, Жанну Григорьевну превзойти необычайно трудно.

Словом, начинающая музыковед получила высшую категорию, а солистке ансамбля «Смоляне» худсовет отказал в повышении категории. Тем самым действует принцип: «свой-чужой».

Озвученные мною факты не просто беспредел, это – нанесение вреда всей культуре, которое аукнется очень скоро. Не вникая в суть, волевыми решениями людей заставляют губить творчество и уничтожать профессионализм в искусстве.

То, что написали слушатели по Инне Лисовской (это псевдоним дочери Светланы Сидяченко), это крик души, к которому власти остались глухи.

В свое время Николай Николаевич Степанов, дирижер оркестра имени Дубровского, очень сблизился с Анатолием Борисовичем Сидяченко. Когда сотрудничают порядочные люди, сотрудничество перспективно. А когда встречаются люди, желающие урвать, не имея на это никаких моральных прав, рано или поздно они начинают, как пауки в банке, пожирать друг друга.

Сегодня это время как раз пришло. И нездоровая обстановка в коллективе, низкая планка требовательности по профессиональному мастерству не способствуют тому, чтобы филармония действительно являлась центром музыкальной культуры.

 
Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER
  • Охотничьи ножи купить

    Не дёшево. Качественно. Гарантия. Любой размер. Ножи к гильотинным ножницам

    g-bike.ru

  • Кровать массив

    Рекомендуем Райтон! Кровати из массива от производителя! Принимаем заказы

    dream-master.ru


гарант жилье

Комментарии

  • В Смоленском интерьере
    27.01.2016 08:14
    Каким же талантом надо обладать, что бы передать характер человека через "простой" снимок! Эти фото ...
     
  • Увлечения
    25.12.2015 13:08
    Я прошу прощения, господа! Но кто у меня спросил разрешения публиковать интервью со мной? Тем более есть ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ
    02.09.2015 13:06
    Поправка к статье - в Смоленске Мария Антоновна Ильющенкова была директором и по совместительств у ...
     
  • Не по-братски
    26.05.2015 22:07
    Все! Выборы в Горсовет начались. И начались, как водится с грязи. Объясните мне кто-нибудь, почему ...

© 2018 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.