Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2014 № 01 (161) Январь 2014 г. КНИЖКИНА КОЛЫБЕЛЬ

КНИЖКИНА КОЛЫБЕЛЬ

ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ

Александр МЕЛЬНИК, заслуженный работник культуры Российской Федерации

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО

Впервые я услышал о редакционно-издательском отделе областной универсальной библиотеки имени А.Т. Твардовского в Смоленском отделении Союза писателей России. Член Союза Мила Клявина, только что выпустившая там свою новую книгу, с любованием демонстрировала ее. И не уступала она по своим качественным характеристикам образцам, издаваемым на производственной базе известных смоленских типографий. Ламинированная цветная обложка. Оригинальный дизайн. Превосходная печать.

В год, когда широко и торжественно Смоленск отмечал юбилей поэта, имя которого носит библиотека, я делал репортаж для официальной газеты. И на одной из площадок, где поэты читали стихи, взял короткое интервью у заслуженного работника культуры, директора библиотеки Ольги Евгеньевны Мальцевой о взаимодействии этого притягательного для творческой интеллигенции центра с литературной средой.

- И одна, и другая писательские организации, - говорила Ольга Евгеньевна, имея в виду региональные отделения Союза писателей России и Союза российских писателей, - частые и любимые гости у нас. Они здесь проводят презентации своих книг. Несколько лет уже в структуре библиотеки действует редакционно-издательский отдел. И книги в мягких обложках мы с удовольствием издаем. Тем более, это творчество наших поэтов, писателей, краеведов...

Но интервью не увидело свет. Сотрудник редакции, исполнявший обязанности ответственного секретаря, из-за недостатка места сократил репортаж. И та его часть, где речь шла о библиотеке, не вошла в публикацию. Я испытывал чувство неловкости перед Ольгой Евгеньевной, но не побежишь же оправдываться.

ХУДОЖНИК, ЧТО РИСУЕТ ДЕНЬ

Со временем у меня появилась рукопись стихотворного сборника, и я по примеру других знакомых авторов обратился в редакционно-издательский отдел областной универсальной библиотеки. Объем сборника не требовал твердого переплета, как две моих предыдущих книги прозы. Предпочтительнее была мягкая обложка. Мне дали на выбор образцы, чтобы определиться с форматом издания и материалом для обложки. Я подивился возможностям отдела и выбрал вариант будущей книги.

Естественно, не было у меня оригинал-макета, предложений по оформлению. Какие-то смутные пожелания были мною даже не высказаны, а едва обозначены. Каково же было мое изумление, когда через две недели я получил сверстанный экземпляр, компьютерный дизайн которого вызывал восхищение. Графика иллюстрировала содержание так тонко и психологически точно, что рисунки обрели символический смысл, а эмоциональное воздействие – особую экспрессивность.

Я спросил у дизайнера Надежды Вадимовны Платоновой, как удалось ей столь проникновенно выразить настроение сборника. Ведь его содержание неоднозначно.

- Естественно, были различные варианты. Во-первых, сами стихи натолкнули на оформительскую идею. Во-вторых, эксперименты некоторые. Я люблю геометрические линии, минимализм предпочитаю. Два-три цвета, не больше.

- А красная буква в названии на обложке?

- Должен быть контраст, кроме черного и белого, обязательно. Красное обозначение – связующее звено.

Я мысленно соглашаюсь. Бесспорно, красиво и оригинально.

- Я смотрю в Интернете, как работают другие дизайнеры, и анализирую практику с пользой для себя. С детства я любила рисовать. Мне, вообще, все это нравится – оформление. Вроде бы пришлась ко двору. Очень интересно тут работать, конечно.

- Чем?

- Творчеством, разумеется, в первую очередь. Пытаешься развиваться, чтоб соответствовать. Стремишься все время сделать лучше. Чтоб один, допустим, заказ абсолютно не был похож на другой.

Когда придет

благословенный день,

Он принесет с собой и свет,

и тень.

Ты только не ловчи и не темни,

Иначе, ты останешься в тени.

И чтоб на имя не упала тень,

Не омрачи

благословенный день.

Ослепительный свет. Фигура в открытом пространстве. Тени, как при вспышке молнии. Контраст предопределяет противоречие между необъятностью мироздания и ограниченностью существования человека, между светом и мраком, между жизнью и смертью.

Между истоком и исходом –

Одно мгновение всего.

И постигаю я его

Все эти прожитые годы.

Художник, что рисует день, отражает мгновения бытия. Одухотворенный соавтор книги, он становится полноправным исполнителем авторского замысла, воплощая его в зримых образах.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

И конечно же, особая благодарность Елене Михайловне Лаврухиной, которая в роли корректора предотвратила возможные огрехи. У нас, авторов, есть излишняя самоуверенность. Полагаем, что лучше нас самих никто не выправит текст и не выявит пропущенных или самими же допущенных ошибок. А на самом деле без профессионального сопровождения не удается их избежать.

Один мой знакомый при издании брошюры из истории края «назначил» корректором жену, некогда счетного работника в сфере коммунального хозяйства. И в одном месте у него появлялся польский король Владислав IV, в другом – Вячеслав IV. Для жены Владислав или Вячеслав - без разницы. Для читателя не все равно.

Елена Михайловна, надо отдать ей должное, тщательно выверила мою рукопись и выявила недочеты. Опытный редактор в прошлом, она профессионально вычитала текст и предложила исправления, улучшившие оригинал.

ТРИЕДИНЫЙ ПРИНЦИП

Отдел оказал мне содействие в распространении тиража. Часть его была передана в библиотечную сеть. Необходимое количество отправлено на обязательный рассыл. Сотрудники разделили со мной неизбежные после издания книги хлопоты.

- Мы всегда стараемся сделать все возможное, чтобы клиент пришел к нам вновь и вновь, - сказала заведующая редакционно-издательским отделом Светлана Викторовна Сурина. – Стремимся помочь каждому, чтобы все уходили от нас довольными. И даже если бы потом не издавались у нас, то оставались друзьями нашего отдела.

Но, однажды издав книгу в областной библиотеке, авторы предпочитают выпускать новые – именно здесь. Вот и Милу Клявину я встретил в редакционно-издательском отделе, когда сюда обратился. Шла работа над книгой «Мир в озарении мечты».

- И очень ценно, что она – постоянный наш автор, - рассказывала Светлана Викторовна. – Первая детская повесть, изданная у нас, положила начало сотрудничеству. Больше мы с ней не расстаемся.

В буклете о редакционно-издательском отделе помещен список выпущенных книг. И в нем много творчески активных авторов, у которых по три-четыре издания указано в перечне. Среди них Юрий Васильевич Пашков, воспитавший в литературном объединении «Родник» одаренную смену поэтов и прозаиков. Они в свою очередь стали издаваться на базе библиотеки имени А.Т. Твардовского.

- У нас сложился круг любимых клиентов. Поэт Александр Батюк сохраняет приверженность отделу. Кстати, его книга была второй книгой вообще в нашем отделе. Мы его за это очень любим. Первым же изданием был буклет «Время настоящее», который был изготовлен для библиотеки на выставку в ЦНТИ.

Прежде всего, издательская база стала создаваться для потребностей самой библиотеки – выпуска библиографических указателей, пособий, методических рекомендаций и другой полиграфической продукции, необходимой при проведении разнообразных культурно-досуговых мероприятий. Издание художественных произведений, краеведческой и другой литературы открыло творческий потенциал самобытных авторов и сделало редакционно-издательский отдел привлекательным центром воплощения замыслов.

Светлана Викторовна Сурина в отделе с момента его возникновения в декабре 2006 года. Отмечалось 175-летие библиотеки. К юбилею было приурочено открытие редакционно-издательского отдела. Было в нем три человека, пять... С первого декабря – восемь сотрудников.

- Мы надеемся, что с Нового года у нас будет еще больше заказов, и мы сможем больше обслуживать клиентов. Потому как больше людей, больше рук, больше творческих идей появится.

Светлана Викторовна пришла из газеты. Была редактором в «Пенсионере Смоленщины», где освоила и компьютерную верстку. Опыт пригодился при организации работы отдела.

- Вначале был один ризограф, компьютер, маленький резачок. Постепенно приобреталось новое оборудование. В частности, цветные принтеры. Поскольку много цветных обложек и все больше в объемах продукции красочного оформления.

Техническое оснащение расширяет возможности. Качество обеспечивают люди. Только дизайнеров три человека. Кроме Надежды Вадимовны Платоновой, еще Татьяна Владимировна Лямаева и Яна Викторовна Шутова. В помощь корректору Елене Михайловне Лаврухиной переведена из другого структурного подразделения Татьяна Федоровна Балашова. Пополнили коллектив Людмила Ивановна Ковалькова и Александр Васильевич Добровольский.

- Нашим девизом изначально являются быстрые сроки, хорошее качество и невысокие цены. Этот триединый принцип мы хотим соблюсти и дальше. В этом смысле мы можем конкурировать с некоторыми другими типографиями.

На стендах в библиотеке выставлены образцы продукции редакционно-издательского отдела. Книги авторов со всей Смоленщины. Тиражи от единичных до сотен экземпляров. Форматы от мизерных до обычных книжных. Объемы от брошюр до многостраничных томов.

Недавно писательница Елена Орлова выпустила трехтомный исторический роман «Крест святого Андрея». Гордостью отдела является и другой исторический роман «Кровавые берега» Вадима Удальцова - повествование из древнерусской истории. Рассказывали мне о детской книге Нины Гусаровой, которую она написала для внучки и подарила ей, когда малышке исполнился годик.

- Девочка вырастет, - комментировали сотрудники отдела, - и будет вспоминать, что первую книжечку, которую ей читали, написала ее бабушка. Вот такие вроде как мелочи, но мы беремся за любую, даже, казалось бы, мелкую работу.

- Из гимназии приходили учителя, издавали сборничек своей ученицы. Замечательные очень стихи. Открываются здесь самородки.

- Много студентов у нас издаются. Потому что можно издать и один экземпляр, и два, и сколько угодно...

Светлана Викторовна Сурина особо подчеркивает роль руководства библиотеки в обеспечении эффективной работы редакционно-издательского отдела:

- Мы и руководство работаем в одной цепочке. Руководство имеет заинтересованность в нашем отделе. Если что-то необходимо – новое оборудование, расходные материалы, я вношу предложения на рассмотрение администрации, а она смотрит по финансовым и другим возможностям. И если есть возможность, вопросы всегда решаются. Увеличилось количество сотрудников. Для них освободили кабинет. Дали компьютеры... И так во всем.

Радует, что в канун Нового года издательский комплекс библиотеки получил ощутимый импульс развития. В условиях, когда закрылось старейшее полиграфическое предприятие – областная типография имени В.И. Смирнова, авторы с надеждой устремили взоры на потенциал универсальной библиотеки. Успехов и процветания!

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.