Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2014 № 01 (161) Январь 2014 г. ПЕЙЗАЖ НА КОНЧИКЕ ПЕРА

ПЕЙЗАЖ НА КОНЧИКЕ ПЕРА

СМОЛЕНСК ВЫСТАВОЧНЫЙ

Владимир КЛОЧКОВ

«Я всегда стремлюсь нести позитив в жизнь людей. Ведь она сейчас такая непростая, эта жизнь. Поэтому старалась,чтобы выставка моя была светлой, несла людям добро, радость. Хочу, чтобы люди были внимательней друг к другу, заботливей, добрее».

Это кредо Ирины Кожевниковой, автора интересной выставки, которая состоялась в канун Нового года в смоленском Доме художника. На выставке представлены живописные и графические работы. И каждая из них, рожденная незаурядным талантом, несет в себе ощутимую любовь автора ко всему сущему на земле. Это заметил и народный художник России Вячеслав Самарин.

- Вглядываясь в произведения Ирины, - сказал он на открытии выставки, - я в который раз уже подумал, что в жизни можно притвориться добрым человеком, а в работах – нет. Злой человек и в картинах останется злым, даже если он добрых клоунов нарисует. Потому что картина выражает душу художника. Это, как у Вельнецкого: «... из-под кожи сочится душа». А на этой выставке все пронизано добротой автора. И это прекрасно.

С добрым художником Ириной Юрьевной Кожевниковой знакомы мы давно. Немало у нас и общих друзей. Вот стоит она перед коллегами на открытии экспозиции – элегантная, стройная женщина с какой-то по-детски виноватой улыбкой. Уже потом признается: «Ты не представляешь, какой это ответственный шаг – выставлять свои работы на всеобщее обозрение. Волнуюсь ужасно. Как сказал наш замечательный живописец Женя Дроздов, «в такие минуты чувствуешь, будто шкуру с тебя сдирают. Стоишь один перед всеми с самым своим сокровенным».

На выставке графика и живопись вполне дополняют друг друга. В графическом исполнении в основном деревенский и городской пейзажи. Штрихи пером и тушью по-женски изящны и элегантны. Вот графический лист, озаглавленный «Скугарево. Многотравье». Под легким росчерком пера ветер разметал высокую траву, колыхнул ветви деревьев, поднял над озером и линией электропередачи веселую стайку ласточек. Удивительно, как можно одним пером в одно касание передать и теплоту летнего дня, и радость незатейливого деревенского быта. Такое под силу только настоящему художнику, наблюдательному, умелому, с умной и чуткой душой. И таких работ на выставке немало. Взять зимний пейзаж Смоленска. По-своему романтично увидела Кожевникова купола Успенского собора сквозь контрастные ветви облетевших деревьев на берегу замерзающего Днепра.

В живописных работах явно просматривается тяга художника к картинам деревенского быта, любование природой. Много тщательно выписанных цветов: сирень, ирисы, лилии, гвоздики. Все это многоцветье радует глаз посетителей выставки, создает особый аромат всей экспозиции.

В 1980 году окончила Ирина Кожевникова Смоленской государственный педагогических институт, конечно же, худграф. Сейчас она член Союза художников, опытный мастер. Ее работы экспонировались на многих областных, республиканских и международных выставках. Украшают они и быт частных коллекционеров в России, Польше, Германии, в странах СНГ. За это время пробовала себя в разных видах изобразительного искусства, даже в скульптуре. Однако...

- Графика – это такая песня! – с восторгом говорит Ирина. – Она дает столько возможностей! Я ведь работала в разных техниках: линогравюра, офорт, сухая игла и т.д.

- Пробовала работать...

- Нет, работала. Моя дипломная работа состояла из 15 листов: три листа цветного офорта, три листа линогравюры, три листа гравюры на картоне и три листа ксилографии. Я ведь и ксилографию освоила.

- Ого-го разбег! Как успевала?

- Да сама удивляюсь. Молодая была, все было интересно, все хотелось попробовать, все познать. Вот и крутилась на все обороты.

- И вдруг из графики – в живопись...

- Вовсе не вдруг. Живопись у меня всегда параллельно шла. Хотя... По первости, пожалуй, графика больше времени занимала. Но и живопись тянула к себе всегда. Просто я ее тогда не выставляла, не решалась что ли.

- А душа к чему больше лежала тогда и лежит сейчас?

- Однозначно сказать трудно. Когда рассматриваю какой-то пейзаж или просто предмет, он уже видится мне или графически, или живописно. Что-то требует тушь – перо. Тут как бы автоматически все срабатывает. Вот пейзаж прекрасный. Эх, где мои краски?.. А вот тени легли причудливо – тут перо с тушью к бумаге просится. Все по-разному.

На выставке особняком выделяются три живописных картины, в которых безошибочно угадываются красоты Парижа: приютившиеся у набережной Сены баржи и пароходик, арочный мост, устремленная в небо Эйфелева башня. Откуда это все среди неброской и милой сердцу среднерусской красоты? Оказывается, нынче летом побывала наша Ирина Юрьевна по приглашению друзей в этой культурной столице Европы.

- В Париж мы поехали всей семьей. Ходили-бродили по улочкам. В который раз очарованная приходила на Монмартр. Я вообще-то человек консервативный, меня всегда тянет к насиженному месту, домой. Где бы ни была за границей, через 5-7 дней уже все мысли о доме. А в Париже... Нет, это особый, совершенно неповторимый город.

Я там чувствовала себя почти как дома. Настолько гостеприимный народ, улыбчивый, добрый, приветливый.

- А архитектура, убранство улиц?

- Там очаровывает все. Город музей. Что ни шаг – новое открытие. Для художника здесь вообще потенциал бешеный. Если вот с этюдником пришел, то можно хоть на одном месте крутиться, хоть шаг сделаешь – и уже новое состояние цветовое, композиционное. Замечательно. Поэтому там и живопись своеобразная. Каждая культура, она своя. Утром встаешь, небо одно, вечером – другое. И в каждом ты видишь свою сказку.

Раньше, когда я смотрела на картины старых мастеров, мне порой казалось небо на них надуманным, неестественным. То слишком розовым, то блеклым. Понимала, что художники что-то могут по-своему видеть, что-то преувеличить. И вот в Париже я поняла, почему там появились импрессионисты. Там действительно все подчеркнуто иное. Там цвет, воздух и пейзаж действительно такие необычные, присущие именно этому необыкновенному городу. И после Франции у меня произошла серьезная переоценка ценностей в области живописи. До сих пор еще этот процесс не устоялся.

Да, творческий поиск графика и живописца Ирины Кожевниковой, набирая обороты, продолжается. А это значит, что впереди новые открытия.

 
гарант жилье

Последние комментарии

  • В Смоленском интерьере
    27.01.2016 08:14
    Каким же талантом надо обладать, что бы передать характер человека через "простой" снимок! Эти фото ...
     
  • Увлечения
    25.12.2015 13:08
    Я прошу прощения, господа! Но кто у меня спросил разрешения публиковать интервью со мной? Тем более есть ...
Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2018 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.