Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2014 № 01 (161) Январь 2014 г. ПЕЙЗАЖ НА КОНЧИКЕ ПЕРА

ПЕЙЗАЖ НА КОНЧИКЕ ПЕРА

СМОЛЕНСК ВЫСТАВОЧНЫЙ

Владимир КЛОЧКОВ

«Я всегда стремлюсь нести позитив в жизнь людей. Ведь она сейчас такая непростая, эта жизнь. Поэтому старалась,чтобы выставка моя была светлой, несла людям добро, радость. Хочу, чтобы люди были внимательней друг к другу, заботливей, добрее».

Это кредо Ирины Кожевниковой, автора интересной выставки, которая состоялась в канун Нового года в смоленском Доме художника. На выставке представлены живописные и графические работы. И каждая из них, рожденная незаурядным талантом, несет в себе ощутимую любовь автора ко всему сущему на земле. Это заметил и народный художник России Вячеслав Самарин.

- Вглядываясь в произведения Ирины, - сказал он на открытии выставки, - я в который раз уже подумал, что в жизни можно притвориться добрым человеком, а в работах – нет. Злой человек и в картинах останется злым, даже если он добрых клоунов нарисует. Потому что картина выражает душу художника. Это, как у Вельнецкого: «... из-под кожи сочится душа». А на этой выставке все пронизано добротой автора. И это прекрасно.

С добрым художником Ириной Юрьевной Кожевниковой знакомы мы давно. Немало у нас и общих друзей. Вот стоит она перед коллегами на открытии экспозиции – элегантная, стройная женщина с какой-то по-детски виноватой улыбкой. Уже потом признается: «Ты не представляешь, какой это ответственный шаг – выставлять свои работы на всеобщее обозрение. Волнуюсь ужасно. Как сказал наш замечательный живописец Женя Дроздов, «в такие минуты чувствуешь, будто шкуру с тебя сдирают. Стоишь один перед всеми с самым своим сокровенным».

На выставке графика и живопись вполне дополняют друг друга. В графическом исполнении в основном деревенский и городской пейзажи. Штрихи пером и тушью по-женски изящны и элегантны. Вот графический лист, озаглавленный «Скугарево. Многотравье». Под легким росчерком пера ветер разметал высокую траву, колыхнул ветви деревьев, поднял над озером и линией электропередачи веселую стайку ласточек. Удивительно, как можно одним пером в одно касание передать и теплоту летнего дня, и радость незатейливого деревенского быта. Такое под силу только настоящему художнику, наблюдательному, умелому, с умной и чуткой душой. И таких работ на выставке немало. Взять зимний пейзаж Смоленска. По-своему романтично увидела Кожевникова купола Успенского собора сквозь контрастные ветви облетевших деревьев на берегу замерзающего Днепра.

В живописных работах явно просматривается тяга художника к картинам деревенского быта, любование природой. Много тщательно выписанных цветов: сирень, ирисы, лилии, гвоздики. Все это многоцветье радует глаз посетителей выставки, создает особый аромат всей экспозиции.

В 1980 году окончила Ирина Кожевникова Смоленской государственный педагогических институт, конечно же, худграф. Сейчас она член Союза художников, опытный мастер. Ее работы экспонировались на многих областных, республиканских и международных выставках. Украшают они и быт частных коллекционеров в России, Польше, Германии, в странах СНГ. За это время пробовала себя в разных видах изобразительного искусства, даже в скульптуре. Однако...

- Графика – это такая песня! – с восторгом говорит Ирина. – Она дает столько возможностей! Я ведь работала в разных техниках: линогравюра, офорт, сухая игла и т.д.

- Пробовала работать...

- Нет, работала. Моя дипломная работа состояла из 15 листов: три листа цветного офорта, три листа линогравюры, три листа гравюры на картоне и три листа ксилографии. Я ведь и ксилографию освоила.

- Ого-го разбег! Как успевала?

- Да сама удивляюсь. Молодая была, все было интересно, все хотелось попробовать, все познать. Вот и крутилась на все обороты.

- И вдруг из графики – в живопись...

- Вовсе не вдруг. Живопись у меня всегда параллельно шла. Хотя... По первости, пожалуй, графика больше времени занимала. Но и живопись тянула к себе всегда. Просто я ее тогда не выставляла, не решалась что ли.

- А душа к чему больше лежала тогда и лежит сейчас?

- Однозначно сказать трудно. Когда рассматриваю какой-то пейзаж или просто предмет, он уже видится мне или графически, или живописно. Что-то требует тушь – перо. Тут как бы автоматически все срабатывает. Вот пейзаж прекрасный. Эх, где мои краски?.. А вот тени легли причудливо – тут перо с тушью к бумаге просится. Все по-разному.

На выставке особняком выделяются три живописных картины, в которых безошибочно угадываются красоты Парижа: приютившиеся у набережной Сены баржи и пароходик, арочный мост, устремленная в небо Эйфелева башня. Откуда это все среди неброской и милой сердцу среднерусской красоты? Оказывается, нынче летом побывала наша Ирина Юрьевна по приглашению друзей в этой культурной столице Европы.

- В Париж мы поехали всей семьей. Ходили-бродили по улочкам. В который раз очарованная приходила на Монмартр. Я вообще-то человек консервативный, меня всегда тянет к насиженному месту, домой. Где бы ни была за границей, через 5-7 дней уже все мысли о доме. А в Париже... Нет, это особый, совершенно неповторимый город.

Я там чувствовала себя почти как дома. Настолько гостеприимный народ, улыбчивый, добрый, приветливый.

- А архитектура, убранство улиц?

- Там очаровывает все. Город музей. Что ни шаг – новое открытие. Для художника здесь вообще потенциал бешеный. Если вот с этюдником пришел, то можно хоть на одном месте крутиться, хоть шаг сделаешь – и уже новое состояние цветовое, композиционное. Замечательно. Поэтому там и живопись своеобразная. Каждая культура, она своя. Утром встаешь, небо одно, вечером – другое. И в каждом ты видишь свою сказку.

Раньше, когда я смотрела на картины старых мастеров, мне порой казалось небо на них надуманным, неестественным. То слишком розовым, то блеклым. Понимала, что художники что-то могут по-своему видеть, что-то преувеличить. И вот в Париже я поняла, почему там появились импрессионисты. Там действительно все подчеркнуто иное. Там цвет, воздух и пейзаж действительно такие необычные, присущие именно этому необыкновенному городу. И после Франции у меня произошла серьезная переоценка ценностей в области живописи. До сих пор еще этот процесс не устоялся.

Да, творческий поиск графика и живописца Ирины Кожевниковой, набирая обороты, продолжается. А это значит, что впереди новые открытия.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.