Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2013 № 12 (160) Декабрь 2013 г. КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАТЬ

КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАТЬ

СМОЛЕНСК ЛИТЕРАТУРНЫЙ

Александр МЕЛЬНИК, заслуженный работник культуры Российской Федерации

У российского поэта

И Россия, и Смоленск

Ярко в творчестве воспеты.

Что ни строчка – стать и блеск!

(Из посвящения Раисе Ипатовой)

ЧЕРНАЯ РАМКА

Вот уже почти полвека прошло, а отзвуки той драматической истории доносятся из минувшей эпохи до наших дней. О ней напомнил поэт Николай Чепурных на творческом вечере Раисы Ипатовой «А жизнь – это вечный экзамен...» Он в составе представительной делегации Смоленского отделения Союза писателей России участвовал в торжестве, посвященном пятидесятилетию плодотворной поэтической деятельности Ипатовой. И там рассказал, как областная молодежная газета «Смена» опубликовала необъективную рецензию на цикл ее стихотворений в коллективном сборнике «Путь к звездам». В защиту восходящего дарования выступила местная писательская организация. Ее руководитель Николай Георгиевич Антонов сравнил рецензию с дубиной, опущенной на голову молодой поэтессы. А публикацию назвал бестактной по своему тону, допускающей недозволенные приемы критики.

Выступая перед участниками пленума обкома комсомола в январе 1969 года, Николай Антонов охарактеризовал Ипатову как способного автора. В ее поддержку выступил популярнейший еженедельник «Литературная Россия». По словам Антонова, опозорились на весь земной шар с этой публикацией.

Поведанную историю прокомментировала сама Раиса Александровна Ипатова. Оказывается, была еще и предыстория. В год 50-летия комсомола проводился поэтический вечер в драмтеатре. И на нем запретили выступать одному из поэтов, имя которого сейчас вряд ли кто вспомнит. Ипатова возмутилась и предложила в знак протеста не выступать остальным.

- Потом мы приняли решение, что будем выступать, но каждый прочтет стихотворение Кима. И тут выяснилось, что не каждый прочел стихотворение Кима. И кто-то пошел потом в гору, стал удобным для власти. А кто-то три с половиной года не печатал ни одной строчки. Это была я – девчонка, которая начинала так ярко. Я была интересным поэтом. Но мне вот так врезали. И когда ввели войска в Чехословакию, то в газете «Смена» в августе было сообщение на первой странице о вводе войск, а на последней в черной рамке «Миссия поэта» обо мне. Кто я такая была. Да никто. Просто был политический заказ. И отец пришел с газетой и сказал: «Радуйся, что не тридцать седьмой год. Что бы сделали с нами?» Я думаю, он понимал, о чем говорил.

- Так что мой путь не был такой сладкий, как торт, за который спасибо, - подытожила Ипатова. – Потому что меня не принимали в Союз писателей. Поколение нынешних классиков и уже ушедших – они все прекрасно понимали, что меня не принимали в Союз не потому, что я слабый поэт, а по другим причинам. Довольно поздно вышла книжка. Довольно поздно меня приняли в Союз. Ну, какое это имеет сейчас значение? Никакого. Имеет значение только то, что параллельно проходит много событий, мероприятий, а народу здесь полон зал. Значит, мои пятьдесят из шестидесяти семи прошли не зря.

ДВЕ СТОРОНЫ ПОПУЛЯРНОСТИ

И прозвучали стихи о любимом городе.

Я спрыгну с подножки

на мокрый перрон

И город родной обниму.

«Неужто соскучилась?» -

выпалит он.

«Еще бы!» - отвечу ему...

Прозвучали стихи из подборки «Любимый город», которая была опубликована в сентябрьском номере журнала «Смоленск» в честь юбилея города кривичей, который и одиннадцать с половиной веков назад был «велик и мног людьми».

Стихи звучали и в устах Раисы Александровны Ипатовой, и в устах многочисленных друзей и почитателей ее таланта, заполнивших вместительный читальный зал областной универсальной библиотеки имен А.Т. Твардовского. Одно из них, памятное со школьной поры, прочитала подруга детства. Представляя ее, Ипатова уточнила:

- Сейчас она Жанна Абдуловна Дмитриева, а детстве моем она была Жанка Барышева.

- Я очень рада, что судьба свела с Раей в одном классе. И вот у нас на протяжении шестидесяти лет теплые дружеские отношения. Я со школьных лет помню стихотворение «Письма идут так медленно...» Классику забываешь, а Раино стихотворение помню.

- Вот таких друзей надо себе в первом классе заводить, - откликнулась виновница торжества.

Трогательным было поздравление коллег Раисы Александровны по работе в вычислительном центре НИИ машиностроения, где она начала свою трудовую деятельность и где проработала двадцать восемь лет. Популярное стихотворение «А жизнь – это вечный экзамен...» было посвящено Маргарите Владимировне Егоровой.

- Она была моим первым учителем в области программирования и превратилась в друга. У меня много таких людей, которые были моими учителями, а потом стали друзьями. А написала я это стихо­творение, когда мне еще не было двадцати лет.

А жизнь – это вечный экзамен,

Да жаль расписания нет.

В жизни мы часто тянем

Невыученный билет.

И вспоминаем старательно,

Задумчиво в пол глядим.

Но некому подсказать нам.

Мы в жизни – один на один.

А жизнь становится жестче,

Нам смотрит прямо в глаза.

И попросить попроще

Задачку в жизни нельзя .

И не спасут заклинания

И чей-то добрый совет.

В жизни мы часто тянем

Невыученный билет.

К сожалению, в Интернете, как мухи на мед, слетелись плагиаторы, которые приписывают авторство себе. Одновременно не менее ста человек, как свидетельствует подлинный автор, позарились на это стихотворение. Факт красноречивый сам по себе. На плохое бы не позарились.

Популярность, как и медаль, имеет, оказывается, две стороны. С одной стороны, известность, любовь читателей. С другой – попытки тех погреться в лучах славы, кто не способен ее заслужить.

МЫСЛИ ВСЛУХ

- Здесь присутствует Галина Сергеевна Игнатюк, - сообщила Ипатова. – Это человек, который сыграл в моей жизни огромную роль. Когда я, не поступив в МГУ, не могла найти работу, но все-таки как-то устроилась и оказалась в непривычных для себя обстоятельствах, она не просто меня спасла. Она мне помогла на этом трудном этапе становления.

Мы сейчас, когда смотрим на своих детей и внуков, думаем, как им трудно. А что, нам было легко? Мы тоже прошли через сомнения юности, через смятения и поиски, всякие бури и натиски.

Мы - все-таки поколение, которое может сказать: «Как бы ни относились к тому строю, который отринут, но понятия чести, порядочности, преданности, верности слову для нас святы». Среди нашего поколения действуют нравственные основы, независимо от того, какую профессию мы выбрали.

А ведь в основном люди получили образование и на вечернем, и на заочном отделениях. Потому что в моем окружении богатых нет и не было. И мы все учились.

Представьте, мы же выучились. Фактически преобразования Смоленщины осуществлены моим поколением.

Да, мы не воевали. Потому что мы родились после войны. Наши родители вернулись. Их было не очень много, вернувшихся. Но они возвратились. Они вернулись для того, чтобы мы родились. Чтобы мы славили их победы. Ведь простые советские солдаты отстояли мир для всех. Не только для Советского Союза.

Зачем стесняться, что был Советский Союз? Нужно стесняться нехорошего в Советском Союзе. И все славное и добродетельное из Советского Союза взять в Россию. Вот эту любовь и эту дружбу, это бесстрашие признаваться в любви людям, которых ты не знаешь.

РАЗГАДАННЫЙ СЕКРЕТ

Леонида Алексеевича Кузьмина юбиляр Ипатова представила как мастера стиха и перевода, члена Союза российских писателей, преподавателя Смоленского госуниверситета. Он продемонстрировал свое мастерство и сказал:

- Я почувствовал на сегодняшнем вечере, что я тоже горжусь. Горжусь очень многим, глядя на Раису Александровну. Я горжусь тем, что у меня дома практически полное собрание ее сочинений. Я горжусь тем, что у меня хранится диск с замечательным белорусским фильмом по произведениям Ипатовой, который моя семья уже посмотрела помногу раз. Я горжусь тем, что мы часто встречаемся на творческих событиях нашего города, и горжусь тем теплым чувством дружбы, которое нас объединяет. Наконец, я горжусь тем, что являюсь обладателем замечательной книги «Четыре солнца, три луны». И уверенно, профессионально заявляю: нет ничего более трудного, чем писать стихи для детей. А Раиса Александровна делает это мастерски.

Зал одобрительно реагирует. А Леонид Алексеевич заинтриговывает:

- И я, кажется, разгадал секрет, почему это у нее так здорово получается... Только тот человек, который помнит свое детство, дорожит городом, в котором прошла жизнь, может так написать, поскольку нужно проникнуться, это нужно почувствовать. Здесь не солжешь. Здесь любой шаг в сторону равен провалу большому. Ребенок это сразу ощущает. Я и смеялся, читая книгу, и кое-где даже немножко, пожалуй, был готов заплакать. Потому что есть и пронзительные грустные стихи.

А чему удивляться? Когда прозвучало стихотворение «Был рыжим мальчишка пятнадцати лет», ведущая вечера Вера Владимировна Трохова не смогла сдержать эмоций - и слезы выступили на глазах, и голос предательски дрогнул. Это та самая Вера Владимировна, которая в библиотеке возглавляет отдел массовой работы и на публике постоянно. Казалось бы, к волнению давно должна привыкнуть. Но сила эмоционального воздействия поэзии Ипатовой такова, что потрясает до глубины души.

Дети интуитивно чувствуют авторскую искренность и воспринимают мир через волнующие образы. Ольга Владимировна Окунева, главный федеральный инспектор Смоленской области, на примере внука это показала. Ему настолько понравилась книга «Четыре солнца, три луны», что он ни за что не захотел с ней расставаться, уезжая с родителями к другой бабушке. Взял с собой одну только эту книгу.

А президент Смоленского государственного университета Виктор Алексеевич Петров в своем приветственном послании выразил детскую привязанность к Раисе Александровне Ипатовой в лаконичном двустишии:

Внук сказал вчера мне:

«Знаю Маршака и тетю Раю».

Два этих творческих человека с исключительным чувством юмора, Ипатова и Петров, дружески расположены друг к другу, что в очередной раз продемонстрировало приветственное послание Виктора Алексеевича, добросердечное и ироничное:

Ты Смоленщину в косу вплетала.

Ты Россию вплетала в венок.

Шар земной ты у ног расстилала,

А Вселенную клала под бок.

С использованием поэтического образа Ипатовой о Вселенной родилось это шуточное стихотворение, органично вошедшее в оригинальный текст послания.

Были и другие приветствия, очень трогательные и искренние, прозвучавшие на вечере. От художника-иллюстратора книги «Четыре солнца, три луны» и подруги Маргариты Волковой, например. Она прислала еще и сюрприз – 50 по числу юбилейных лет символических солнц, или разноцветных шаров, украсивших зал радужным сиянием. И почувствовалась атмосфера детства явно и ярко.

У ИСТОКОВ

Одновременно с творческим вечером Раисы Александровны Ипатовой проходила в одной из городских библиотек презентация книги стихов о Смоленске «Перо Гамаюна». Ее авторами являются Наталья Егорова, Владимир Макаренков и Вера Суханова. В нее включены цветные иллюстрации известных смоленских художников. Издание редкостное, высокохудожественное и оригинальное.

Именно из-за этого события руководитель регионального отделения Союза российских писателей Владимир Макаренков не смог лично участвовать в чествовании члена Союза, лауреата премий имени Ю.А. Гагарина и М.В. Исаковского Раисы Ипатовой. Его поздравление было оглашено на вечере. И в нем особо подчеркивалось, что Раиса Александровна Ипатова вместе с поэтом Леонидом Козырем стояла у истоков региональной писательской организации.

Сегодня она стоит у истоков творчества молодых поэтов, возглавляя литературное объединение «Среда».

- Опыт обучения в Литинституте позволил мне смотреть на литературные объединения не так, как принято у нас в Смоленске. Потому что литературное объединение стало для Союзов писателей практическим способом подготовки смены. В этом есть определенная комсомольская традиция. Литературные объединения большие по численности стали превращаться, на мой взгляд, не в творческие структуры, где можно индивидуально подходить к каждому, а в некие посиделки, в кафе без чая и пирожка. И мне пришло в голову сделать другое объединение. Совершенно маленькое. Благодаря Ольге Ивановне Григорьевой, директору юношеской библиотеки, литобъединение «Среда» было создано 11 мая 2011 года.

Раиса Александровна рассказала, что образовалось устойчивое ядро. Люди появляются, люди уходят. Но есть те, кто с первого занятия совершенствует навыки в «Среде». И в первую очередь это Галина Федорова, порадовавшая нынче новой книгой. «Среда» уже дважды присутствовала в альманахе «Под часами».

На вечере выступила студентка медакадемии Настя Куркина и рассказала об особенностях индивидуальной подготовки в литобъединении «Среда». Настя является членом литобъединения с первого занятия и метод своего наставника считает верным и плодотворным.

НРАВСТВЕННЫЙ КАМЕРТОН

Участники вечера выходили к микрофону и говорили много добрых слов о любимом поэте, благодарили Раису Александровну за праздник души – ее книги. Процитировать всех невозможно. Но на выступление Елены Марковны Любецкой не могу не сослаться. Она была преподавателем английского языка у Ипатовой в энергоинституте. Это тот случай, когда учитель стал другом.

- Ты – определенный нравственный камертон, который дарит нам всем чувство, может быть, благодарности за то, что мы твои современники. И я тебе очень благодарна и счастлива, что судьба меня свела с тобой. Счастлива потому, что я могу держать твои книги, общаться с тобой. Счастлива потрясающим чувством юмора, которым ты обладаешь. Оно предназначено каждому из нас. Как каждый стих, который ты написала, предназначен каждому. И каждый из нас имеет свое личное отношение к твоей поэзии. И спасибо тебе за это совершенно потрясающее участие в судьбе каждого из нас.

Когда шла речь о том периоде творчества Ипатовой, который связан с ГТРК «Смоленск», где она более пятнадцати лет была главным редактором телевидения, вспоминали ее авторскую программу «На теплом пенушке». Смолянам она запомнилась душевным проникновением, отражением нравственных ценностей, что было так важно после распада СССР, на историческом распутье.

Честность и принципиальность поэта и журналиста Раисы Ипатовой, ее тонкий, очищающий от скверны юмор настраивают на праведный лад. Лишь бы нравственный камертон долго-долго не утратил одухотворенного чистого звучания.

Я обратил внимание, что библиотеки дорожат взаимоотношениями с Раисой Александровной Ипатовой. Ведь ее творчество открывает простор для формирования духовности, чем занимаются по большому счету очаги культуры. В поздравлениях и областной универсальной, и областной юношеской, и областной детской библиотек была особая сердечность Тронутая вниманием, Раиса Александровна от щедрой души произнесла:

- Моей любви хватит на все библиотеки России!

И, конечно, на всех читателей, на всех ценителей ее изумительных произведений.

...Читались стихи. Прозвучала песня на стихи Ипатовой. Были показаны фрагменты фильма по ее произведениям. Два с половиной часа пролетело, а люди не расходились, очарованные обаянием популярной своей землячки, красотой и статью ее отточенной строки.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.