Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

ЧАЙ ИЗ САМОВАРА

КНИЖНАЯ РЕЛИКВИЯ

Александр МЕЛЬНИК, лауреат премии имени М.В. Исаковского

АВТОГРАФ

Уменя немало книг с автографами писателей и поэтов. Есть даже автограф Владимира Харитонова – автора текста потрясающей песни «День Победы». В год окончания института я попал на концерт любимой певицы Валентины Толкуновой. Она выступала в Центральном доме журналистов на Никитском бульваре в Москве. И с ней явились композитор Владимир Шаинский и поэт Владимир Харитонов.

При мне был свежий номер альманаха «День поэзии», который выпускало издательство «Советский писатель». И на нем поэт оставил свой автограф, предварительно расспросив, кто я и откуда. Проявил интерес к Смоленской земле, родине Михаила Исаковского. Рассказал, что сам воевал. И когда слушал фронтовые песни, в том числе «В лесу прифронтовом», «Огонек» Исаковского, возникало желание написать свою песню о войне. Но осуществилась задумка в мирное время. И зазвучал торжественно и мощно величественный победный гимн.

Кстати, имеется в моей домашней библиотеке редчайшее издание «Здравствуй, Смоленск!» 1944 года выпуска. Тоненький сборник стихов и песен Михаила Исаковского на пожелтевшей состарившейся бумаге, в мягкой обложке, напоминающей морщинистую кожу. Всего 64 страницы с шедеврами поэтического творчества советского литературного классика. Редактором книги был другой классик - Николай Иванович Рыленков. Реликвия мне подарена с читательским автографом в бытность мою редактором холмжирковской районной газеты «Вперед» через два года после окончания института.

В очередном номере журнала «Смоленск», посвященном празднованию 1150-летия города-героя и 70-летию освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков, помещена подборка стихов поэтов-земляков. Знаю, что по просьбе главного редактора ее составила Раиса Александровна Ипатова. И надо отдать должное составителю, Михаил Исаковский и Николай Рыленков в ней представлены равнозначно. Причем помещено и стихотворение «Здравствуй, Смоленск!» Исаковского, которое дало название одноименному сборнику, выпущенному после освобождения города.

Разумеется, подборку открывает произведение Александра Трифоновича Твардовского. Представлены другие достойные авторы. Творчество члена Союза российских писателей, лауреата ряда престижных премий Раисы Ипатовой нашло отражение в предыдущем номере журнала, где опубликованы стихи, посвященные любимому городу.

Тема победоносной борьбы с врагом постоянно возникает в ее стихах.

Мы и в самой дальней дали

Видим лик родной земли.

Если что-то потеряли,

Силу духа обрели.

Это из стихотворения о Меркурии Смоленском. Примером силы духа был отец, трижды раненый фронтовик, награжденный орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги» и «За Победу над Германией».

Не день рожденья отмечал,

а День Победы.

Да, воевал, но о войне

ни слова –

Себя щадил иль нас жалел,

не знаю.

В книге «Пятнашки», содержащей стихи и прозу, предстает образ отца, рассказывается история семьи. Дед был расстрелян на оккупированной территории немецкими ставленниками. Брат мамы Борис, офицер, пропал без вести. Поэтому понятно из повествования, почему детское желание поиграть в войну не поощряла бабушка.

«Второму маминому брату Лазарю, который дошел до Берлина, в марте исполнилось 85 лет. Кстати, он женился 9 мая в 1946-м». Строки датированы «9 мая 2003».

«День Победы – главный семейный праздник, и 9 мая на персике всегда цветы». Это заключительная фраза новеллы «Персик». В ней излагается трогательная история о маме, посадившей деревья под окнами многоэтажки, и о чудесном цветении экзотического древа в День Победы.

Книга мне подарена с автографом автора. Это не первое издание Раисы Александровны Ипатовой с ее автографом. Ими я дорожу, поскольку ее творчество ценю с юности и поклоняюсь ее таланту.

РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

Проза Ипатовой легкокрылая, как и ее поэзия. Она биографична. Но даже отдаленно не напоминает мемуары. Нет, это новеллы, сюжетные зарисовки. Короткие мгновения жизни, мастерски запечатленные художественными средствами.

Миша, которому не исполнилось и четырех лет, попросил у мамы, отправляющейся в роддом, мальчика и девочку. И появились на свет близнецы Рая и Юра. Так о своем рождении. Светло и с юмором.

Так в целом о детстве в «Пятнашках», которые открывают книгу и которые дали название ей. «Пятнашки – детская игра, а мне, несмотря на солидный возраст, не грозит впасть в детство, поскольку я из него не выпадала», - объясняет название автор. Объяснение более подробное, но и часть его красноречива. Вспоминается афоризм о том, что мы все родом из детства. И стремимся мысленно вернуться туда всю жизнь.

Через столько-то лет

Что мне даст детский след,

Две пунктирные тонкие нитки?

Бьется птаха в груди.

Сто дорог позади.

И потерь, и находок в избытке.

«Разве мы босиком по траве не стремимся сбежать в позабытое детство?» - вопрошает автор. Вопрос, разумеется не требует ответа.

УЛЫБКА

Самоирония – отличительное качество автора «Пятнашек». Она вызывает улыбку в ситуациях, которые не представляются смешными. А являются даже огорчительными, как та, что описана в новелле «Прозорливость», включенной в цикл «Платок Раневской».

Не поворачивается язык назвать разделами части повествования, объединенные тематически или авторским замыслом. Разделы - по-канцелярски сухо и утяжеляет воздушную ткань этого оригинального сочинения.

И «Голос Окуджавы», и «Бронепоезд», и «Должок» нельзя читать без улыбки. Ироничные наблюдения, забавные ситуации восхищают и смешат.

А рядом светлая печаль воспоминаний: «Сретение» о встрече с сестрой Марины Цветаевой, «Платок Раневской» и «Душа собаки» о памяти великой актрисы. Печаль не омрачает радости существования. Светел каждый миг жизни.

СОЗЕРЦАНИЕ МИРА

«Лепестки» или «Полчаса со стрекозой». Какие нежные поэтические названия! Но «Лепестки» - это о мире людей, не достигшем совершенства. «Полчаса со стрекозой» о гармоничном мире природы.

И там, и здесь налицо философская лирика. Да, да, лирика, ярко выраженная в прозе.

Слово – средство творчества в литературе. Но, поэт с присущим ему образным мышлением может проявить себя в сфере, где властвует цифра, где главенствуют математические расчеты.

В книге описан случай из практики программиста Ипатовой. Закончив энергоинститут, она работала инженером на промышленном предприятии.

«Не помню, что задержало меня в тот вечер на работе, но запомнила скептическую реакцию коллег, когда я предложила помочь. Вопрос звучал странно: «Может быть, эта запись последняя на дорожке?» Когда в заказе на выполнение программы корректировки уменьшили размер блока на магнитном диске, все, наконец, получилось...

«Как ты догадалась?» - тормошили меня. Объяснение походило на бред. А я и вправду увидела кабину лифта, рассчитанную на четырех человек. Пятый, наш генеральный, пытался втиснуться, но не мог. Мне дружно поставили диагноз – поэт».

Сдержать улыбку сложно и в этом случае. О серьезном Ипатова пишет с искрой смеха в глазах. Ее творчество создает жизнерадостное впечатление. «Умный знает о несовершенстве других, человек с юмором – о своем несовершенстве. Мудрость – сочетание юмора и ума. Мудрые обижаются редко». Это мог написать человек, обладающий обоими качествами. Это написала Ипатова. Ее мудрые изречения рассеяны по всей книге, еще и сконцентрированы в той части, которая озаглавлена «Зазубрины».

Она не просто созерцает, но и активно действует. Приходит на помощь, как помощник депутата, например. Об этом «Наш округ» - одна из частей книги. «Попутчики» включают житейские истории, услышанные в дороге. Повествование ведется от лица самих рассказчиков.

НЕПРАЗДНЫЕ ВОПРОСЫ

Отсутствие жанровых рамок расширяет творческий диапазон и дает простор разнообразию формы, углубляя содержание. «Разве чай из настоящего самовара не подтверждает превосходства формы над содержанием?»

Вопросы, предполагающие утвердительный ответ, имеют философский смысл. Они не претендуют на истину, но блещут оригинальностью.

«Разве глупости можно уже не стесняться?»

«Разве наглость не ведает страха?»

«Разве в крепком объятье силы не жаждут удвоить?»

«Разве смеют собою гордиться, не имея на это причин?»

ЛЕГКАЯ СТРОКА

У Раисы Александровны Ипатовой есть все основания для гордости. Но она скромный человек, не склонный к самолюбованию. Однако отличительную особенность своего творчества подметила абсолютно точно. В «Азбуке имен» вопрошающе утверждает:

Раиса (греческое)

Раиса – легкая. Легка

(Не правда ль?) и моя строка!

Правда, легка. Прочитал подаренный сборник на одном дыхании, а потом перечитывал, постигая мудрость, заключенную в строках книжной реликвии. Будто напился чая из настоящего самовара, наслаждаясь содержанием и любуясь формой.

С большим наслаждением смаковал содержание «Бусинок». «Блаженство – медленное растворение блажи», «Восторженность – взнос в поддержку идеала», «Доверчивость – неверие во зло»... Чудесные афоризмы от «А» до «Я».

«Азбука» тоже великолепна. Рядом «Азбука цветов», «Азбука деревьев и кустарников», всего летающего и порхающего, как птиц и бабочек; всего живущего и сущего, как насекомых.

Поскольку оса сладкоежка,

За нею особая слежка.

Того гляди, что в мой компот

Она решительно нырнет.

Стихи для детей? Пожалуй. Это лишнее подтверждение того, что из детства она, Раиса Ипатова, «не выпадала».

Утверждение: «Я способна лишь наблюдать» характеризует авторскую сущность художника слова. Наблюдать и осмысливать. И тогда появляется та возвышенная строка, которая воспринимается душой и одухотворяет читателя.

«Пятнашки» - праздник души, как чай из самовара в душевном кругу.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.