Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

ПРИЗМА ВРЕМЕНИ

ЮБИЛЕИ

Александр МЕЛЬНИК, литературный обозреватель

Прочитал и запомнил: «Институтская многотиражка открывала и напутствовала многие таланты. Вот, например, в 1976 году, представляя нового автора, газета писала: «У Наташи Егоровой, студентки первого курса факультета русского языка и литературы, несомненный дар видеть мир через волшебное стеклышко».

Сразу разглядели талантливую поэтессу».

Это написал бывший ректор пединститута, а ныне президент государственного университета Виктор Алексеевич Петров, который публикует в журнале «Смоленск» уникальные свидетельства современника, озаглавленные «Что было, что есть».

Неуловимо быстротечное время. И в томе зрелого Мастера читаю сегодня:

В большой стране, которой больше нет,

Я родилась на снежный белый свет.

А вера, что веками грела род,

Таится, дремлет, но вот-вот уйдет.

Чугунный мост. Озябшие дома.

Чужая жизнь, сводящая с ума.

Чужой Москвы - сухой чужой снежок.

Поддену снег на алый сапожок.

Ты прав, Господь: сама я прах и тлен,

Но больно мне от вечных перемен.

С продрогшей шубки сдую иней дней.

...Оставленная вечностью Твоей.

А кого они радуют, произошедшие перемены, на пространстве страны, «которой больше нет»? Наверное, ощущение снежности белого света не скоро развеется у русских людей.

Чужая жизнь, чужая Москва, чужой снежок – все это мнимые обретения осиротевшего человека, утратившего почву с родовыми корнями, уходящими в вечность.

Я жить хочу – и на себя сержусь.

Скриплю снежком. Ищу былую Русь.

Чужих витрин сплетаются огни.

Чужому веку светят фонари.

Чужая ночь. Чужой любви закон.

Чужая повесть варварских времен.

Неужто - варварских? Именно так. Неизгладимы в памяти трагические события.

Белый свет раскололся на «наш» и «не наш».

Но причем тут Россия и ты тут причем?

Рявкнул Ельцин – пропивший державу алкаш.

Дрогнул меткою ада на лбу Горбачев.

Но отринув продажных словес дребедень.

Ты солдатом прошел по великой войне.

Белый дом догорел, и прохановский «День»

Полыхнул и сгорел на высоком огне.

Ты себя не жалел, ибо все мы – должны!

Ради вечных идей и России святой!

В одночасье не стало великой страны –

Но трагедии даже не понял никто.

Поэзия Натальи Егоровой достигает публицистического накала в лучших традициях русской патриотической лирики. Она сопереживает и сострадает, остро чувствуя народную беду: «Воет в душу державных руин пустота».

В предисловии к своему поэтическому сборнику «Русской провинции свет» она пишет: «В годы развала страны работала у А.А. Проханова в газетах «День» и «Завтра», вела отдел поэзии. 1991 и 1993, да, пожалуй, и все годы, проведенные в газете, буду помнить всегда. Если к тому русскому аду можно применить слово «везение», то работу у А.А. Проханова и В.Г. Бондаренко считаю одним из главных везений в своей жизни – говоря просто, благодарна им за бесценный жизненный и исторический опыт. Наверное, многим те годы запомнились каждодневной болью, порожденной развалом страны – может быть, самой большой трагедией в истории России».

Абсолютно убежден, что стихи Натальи Егоровой высокого гражданского звучания пополнят кладезь русской классики и станут в один ряд с общепризнанными творениями, вошедшими в сокровищницу национального культурно-исторического наследия.

В этих хлещущих тьмах, в этих гиблых краях

Завернись в пальтецо, подними воротник.

Русский ищет не счастья, а смысл бытия,

А к морозу и снегу ты с детства привык.

И привыкши к тому, что весь век не у дел,

Смотришь в вечный тупик за бураном и мглой.

Только как ты Россию свою проглядел?

Не семнадцатый в мире – так тридцать седьмой.

Правнучка расстрелянного за веру священника, она унаследовала благодатную миссию духовного служения, воспевая чашу сию.

Ты прости нас, Господь, ибо в мире идей

Только Небо сияет свечою навек.

Нету чаши другой, кроме Чаши Твоей,

И не может без Бога прожить человек.

«Поэзия всегда была для меня способом познания мира. И вместе с тем я считаю поэзию не искусством мысли, а искусством Любви: ведь настоящее познание только для Любви и возможно», - утверждает автор сборника и продолжает: «...Сейчас ответ на вековечный вопрос – для чего мы приходим в поэзию и что должны в ней делать – звучит для меня просто. Поэзия это служение – родине, людям и прежде всего Богу».

Огонь родного очага – тот немеркнущий свет, который влечет и манит из чужой ночи. Это русской провинции свет, освещающий творческий путь талантливой поэтессы.

Распахнул благодатных энергий отвес

Богородицы град, Богородицы дом –

Словно вылили золото с древних Небес,

И застыло оно над днепровским холмом.

И свечою надежды горя к Небесам –

(Так лишь деды святые молиться могли!)

Ввысь в расплавленном пенье вздымается храм,

Все земное с собой увлекая с земли.

Свет, которым пронизано все стихотворение «Одигитрия Смоленская», лучится во всем творчестве Натальи Егоровой. Только теперь она смотрит на мир не через волшебное стеклышко, а через призму времени. Хотя в сборник включены и юношеские стихи, объединенные названием «С высоких подмостков моих двадцати». Они оттеняют эволюцию творчества художника, достигшего совершенства.

Всепроникающий взор сострадательного человека фиксирует на века приметы и перемены, от которых стынет душа. В краеведческом музее деревни Волоковой есть экспозиция, посвященная исчезнувшим деревням. И там помещено стихотворение Натальи Егоровой, которое представляет собой реквием - траур по вымирающим селениям.

Ты черные руки положишь на белую скатерть.

Кто был здесь в гостях – позавяжешь на память узлы.

Разломишь картоху – великая вечная Матерь,

Вся в черных морщинах чернее земли и золы.

Зарю над деревней твоей повернуло на полночь,

И звезды над Касплей на волок идут посолонь.

Ты смотришь во мрак и, беззубая, шамкаешь:

«Помню!»

И в старой печи поднимается Вечный огонь.

То, к чему взгляд обывателя притерся, притерпелся, привык, в глазах художника обретает символический смысл. Штрих за штрихом создается картина времени, потрясающее эпическое полотно из слов и чувств – историческое свидетельство потрясений и утрат.

Одинокая старость стучит к тебе в дом.

Неизбывное нищенство прет из щелей.

Отирай же скупую слезу рукавом

На прекрасной, невечной отчизне своей.

А ухабы все круче, а совесть болит,

А беда все больней, все сильнее вина.

Так очнись же, высокой души инвалид,

Лишь по воле Небес не сошедший с ума.

В литературе появляются произведения, которые делают незабываемым имя автора. И даже если бы он написал только одно это произведение, то остался в исторической памяти. К таким изумительным творениям относится баллада по звучанию, моление по сути, поэтическая драма, которая начинается со строки «В этих хлещущих тьмах, в этих гиблых краях...», а заканчивается строфой:

Так прости нас, Господь, и Россия прости!

Мир, пред Чашей застывши стоит не дыша,

Где у множества верных в единой горсти

В Боге - сердце одно и едина душа.

Оно, это произведение, наиболее ярко и зримо дает представление о смелом творчестве порицательницы новой российской смуты, в котором утверждение православных ценностей - мост от безысходности к оптимизму, основа нравственной стойкости и свет, указующий путь из всего чужого и чуждого.

У Натальи Егоровой подоспел юбилей – время творческой зрелости и новых свершений. Пусть же по воле Творца не увядает ее яркий талант долгие годы, и будут плодотворны дни, и блистательны творения.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.