Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ

Александр МЕЛЬНИК, лауреат премии имени М.В. Исаковского

НЕУСТАННЫЙ ПОИСК

Ее можно встретить в самых неожиданных местах: то едет за самопрялкой для краеведческого музея в деревню, от которой осталось одно название, то присутствует на поминовении жертв фашизма, то с непременным своим фотоаппаратом делает снимки на выставке в рамках презентации образовательного проекта «Смоленский район – детям»... А недавно встретил ее в сельском храме, только что отметившем свое столетие, в праздник Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии.

И всюду влечет ее стремление пополнить краеведческий музей новыми экспонатами. Учительница Ольга Вениаминовна Богачева является энтузиастом поисковой работы со школьной скамьи. Вот выяснила же, что родная Касплянская средняя школа, в которой училась, а сейчас преподает математику, создана гораздо раньше той даты, что считалась годом основания.

А всего лишь две строчки в источнике – сборнике материалов «Смоленское земство и народное образование», где помещен список земских школ, и в нем значится буквально следующее: «Касплянская (1844 г.). На декабрь 1880 - 19 уч-ся. На 1916/17 уч. г.: курс 4 года, ; отдел.: 153 уч-ся, в т. ч. 8 дев. ; 1 учит., 2 уч-цы; имелась биб-ка».

Но ведь надо было проявить интерес и обнаружить источник, знать историю края, чтобы заглянуть в список Поречского, а не Смоленского уезда. Тогда Касплянская волость входила в Поречский уезд. Надо быть пытливым, любознательным человеком, чтобы вести неустанный поиск, кропотливо накапливать факты. Надо быть неравнодушным человеком, чтобы собирать исторические свидетельства из года в год, изо дня в день.

В музее, обновляемом ее усилиями, мы ведем с Ольгой Вениаминовной беседу о школе, которая в следующем году будет отмечать свое 170-летие.

СВИДЕТЕЛЬСТВА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ

- Был период, когда в Каспле существовали две школы - церковноприходская и земская. Церковноприходская - располагалась на городище.

В ней преподавала Серафима Афанасьевна Савицкая. Она была регентом церковного четырехголосного хора и учительницей церковноприходской школы. После закрытия работала в школе первой ступени, то есть, начальной...

В музее есть воспоминания Ефросиньи Ивановны Якушенковой, которая в первый класс пошла в 1880 году:

«...Школа находилась напротив раймага, на месте молококонторской кладовой. Учебный год начинался с Покрова, с 1 октября по старому стилю. В этой школе было два класса. В первом классе учились шесть девочек и пятнадцать мальчиков. Работал учителем Филипп Егорович. Очень хороший. Парт в этой школе еще не было. Сидели за отдельными столами на длинных скамейках. В первом классе писали грифелем на грифельных досках. Со второго – начинали писать ручкой с пером на бумаге.

В третьем классе учились уже в новой школе напротив больницы. Здесь было три класса – первый, второй и третий. Еще учили две учительницы: Александра Александровна Младова и Анастасия Петровна Сильницкая – дочь священника.. В этой школе уже были парты.

Школьники из окружающих деревень жили прямо в школе. Спали на нарах. Обед им варил сторож. Топили сами.

После окончания трехклассной школы учиться мне не пришлось. Была дочерью крестьянина. А крестьянам в гимназию поступать было трудно. Вот Пелагея Семеновна Моисеева училась в школе вместе со мной, а поступила после школы в гимназию, так как была дочкой священника.

Учителю в то время платили 25 рублей в месяц.

Вокруг школы сажали березы, которые растут и сейчас.

В деревне Шелатони работал учитель Самуил Баботкин. Он учил детей зиму, а потом привозил их в Касплю сдавать экзамены. Эти ученики хорошо отвечали на экзаменах, хорошо читали и писали. Платили этому учителю по возу дров и по одному рублю за ученика».

- В девятнадцатом году была образована семилетка. Она стала называться школой второй ступени. 12 апреля 1919 года газета «Рабочий путь» писала:

«Каспля. В начале нынешнего учебного года Касплянская школа второй ступени была близка к ликвидации. В школе не было учебников. А главное же – дров. Приобретать же это за отсутствием финансов не было возможно.

Чтобы не закрывать школу, работники ее решили добыть средства своими силами, то есть решили ставить спектакли. Устроили подмостки. Из учеников старшего возраста организовали группу артистов, которая начала работать. Спектакли состоялись каждый праздник. И теперь они продолжаются. Так были собраны деньги, и школа стала работать.

В других школах волости учение было прекращено за неимением дров. Ученики были распущены и сидели дома».

- Директором школы второй ступени продолжительное время был Тимофей Борисович Куксин. В разное время в школе работали: Михаил Семенович Зорин, Евгений Алексеевич Шанин, Александра Андреевна Шанина... - после заминки Ольга Вениаминовна продолжает, считывая информацию из альбома, музейного экспоната: - Потом вот здесь без фамилий, просто по именам: Варвара Дмитриевна, Полина Осиповна... И опять имена с фамилиями: Пелагея Семеновна Моисеева, Тимофей Александрович Самутенков и другие.

В двадцать восьмом году, в период образования колхозов, школы стали называться ШКМ – школы крестьянской молодежи. Это, как везде. В нее принимались только дети колхозников. Много внимания уделялось сельскохозяйственному труду и агрономии.

В тридцатом – тридцать первом году было построено новое здание школы. Здесь учились пятые - седьмые классы, а после и десятые классы, когда школа стала средней. Она работала в две смены.

В тридцать седьмом году состоялся первый выпуск десятых классов. До войны было пять выпусков.

ЖЕРТВЫ И ЖЕРТВЕННОСТЬ

- Герой Советского Союза Владимир Куриленко, имя которого носит школа, как раз ее выпускник? - уточняю я.

- Володя Куриленко учился в нашей школе, но до ее окончания подал заявление в мореходку, в Ленинград. И был зачислен. Но началась война, и он стал партизаном. Воевал самоотверженно и погиб при выполнении боевого задания в сорок втором году.

Кстати, учителями были родители партизана-героя. Отец был завучем в одной из семилеток, а мать – преподавателем математики. Они сумели воспитать патриота Отчизны, отдавшего жизнь за ее независимость.

- Выпускницей школы была Катя Помазкина, расстрелянная фашистами за связь с партизанами, - говорит Ольга Вениаминовна. - На краю могилы она запела песню «Катюша». И вошла в бессмертие как касплянская Катюша.

Героизм, самоотверженность, несомненно, были воспитаны школой. Бесстрашно вступил в борьбу с оккупантами руководитель молодежного подполья Виктор Романюгин. Он был казнен в Демидове.

Учителя собственным примером воспитывали и в мирное время, и в годы войны. Мужественно приняли смерть директор школы Михаил Стефанович Исайченков и завуч Ефим Степанович Зорянкин, расстрелянные на Кукиной горе 1 июля 1942 года.

В музее есть стенды «Учителя и ученики школы, погибшие за Родину», «Учителя – участники войны», хранится «Книга памяти».

На героическом примере школа воспитывает молодое поколение в духе патриотизма.

ДВЕНАДЦАТЬ СТОЛПОВ ШКОЛЫ

- У нас записаны директора средней школы. Их двенадцать человек со времени войны. Интересный факт, что в период оккупации школа периодически работала, и в сорок третьем году сразу после освобождения начались занятия, - ведет рассказ Ольга Вениаминовна Богачева. – В сорок четвертом году окончили школу двадцать три девушки. Война продолжалась, тем не менее, выпуск состоялся.

Первые три директора в послевоенный период – Иван Иванович Теребякин, Анна Евсеевна Терехова, Алексей Нестерович Рябченков. Им выпало труднейшее время восстановления и организации работы школы.

В первые послевоенные годы в школе училось много переростков. Не было парт. Учащиеся приносили из дома скамейки. Писали на старых газетах или пергаментной бумаге, которую просили на сырзаводе. Для отопления дети и учителя заготавливали и носили из приозерной деревни Прудники торф. Дома занимались при коптилках. Интерната еще не было. Ученики с дальних деревень жили на квартирах. Но успеваемость, дисциплина были очень хорошие. Ребята не только старались учиться, но и занимались спортом, трудились, восстанавливая, благоустраивая территорию школы. Очень плохие условия жизни были у учителей.

Потом в первой половине пятидесятых годов был директором школы Яков Артемович Старовой­тов. Это при нем построено двухэтажное здание, в котором по сей день находится школа.

Александр Иосифович Панкратов с пятьдесят пятого по пятьдесят седьмой год был директором. Старые учителя вспоминают, каким уважительным, интеллигентным человеком он был. По образованию физик. Известно, что уехав из Каспли, долгие годы работал учителем в школе № 7 города Смоленска, теперь гимназия имени Пржевальского.

Его сменила Мария Антоновна Ильющенкова. Она по шестьдесят четвертый год школу возглавляла. Тоже личность яркая. Участница Великой Отечественной войны, партизанка, заслуженный учитель школы РСФСР, талантливый организатор. При ней были приобретены бывшие здания райкома и райисполкома, и площади школы расширились. По ее инициативе Касплянская средняя школа в пятьдесят девятом году вырастила и сдала государству пять тысяч уток. А пришкольный участок приносил весьма заметный доход. Клубнику закупали детский сад и больница. Жители села могли в школе купить капусту и картофель.

В школе был образцовый порядок. На ее базе, как никогда часто, проводились семинары, открытые уроки, принимались иностранные делегации. Школьный коллектив активно участвовал в жизни села. Существовал учительский хор.

После переезда из Каспли Мария Антоновна работала директором школы в селе Касня Вяземского района. А позже - директором школы № 34 города Смоленска.

С шестьдесят четвертого по семьдесят восьмой год была директором Александра Денисовна Михненкова, отличник народного просвещения. В годы Великой Отечественной войны вывозила детей с оккупированной территории в советский тыл. В сорок шестом году награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Оте­чественной войны». Имела много других наград. Особенно гордилась она удостоверением к знаку «50 лет ДОСААФ», подписанным легендарным трижды Героем Советского Союза Александром Ивановичем Покрышкиным, и знаком Комитета ветеранов за подписью прославленного Героя Советского Союза Алексея Маресьева.

Годы, когда Александра Денисовна находилась во главе школы, были временем расцвета не только учебной работы, но и нравственно-патриотического воспитания. Походы, спортивные соревнования, участие во Всесоюзной игре «Зарница», выход в ее финал в 1976 году, игры «Орленок», создание школьного музея в 1967 году. Это все при ней. В 1977 году музей стал бронзовым призером ВДНХ. Все, что мы стараемся делать сейчас, это поддержание традиций тех лет, того, что было Александ­рой Денисовной заложено.

В эти годы в школе печное отопление заменили паровым. С сентября шестьдесят пятого года открыта школа продленного дня, в которой занимались все учащиеся с первого по восьмой класс включительно. Работало десять групп продленного дня. Оборудованы кухня и школьная столовая. Все учащиеся были обеспечены горячими обедами. Овощи выращивали на своем пришкольном участке. Была свиноферма своя. Месячная стоимость обедов поэтому не превышала трех рублей в ценах до девяносто первого года.

Учителя были лекторами, агитаторами. Вели просветительную работу с населением.

Недолго была директором школы Надежда Макаровна Кузьменкова. Недолго потому, что она всю жизнь проработала завучем нашей школы. И когда сменила Александ­ру Денисовну, продолжила традиции. При ней был произведен капитальный ремонт школы. Были открыты очно-заочная и вечерняя школы.

Владимир Евдокимович Грищенков и Владимир Андреевич Супругов были предпоследними директорами. Они еще работали в советскую эпоху.

И с девяностого года работает Раиса Николаевна Струженкова. С девяностого – директором. А в школу она пришла в шестьдесят четвертом году ученицей девятого класса. Закончила сама эту школу. На ее плечи как директора легло тяжелейшее бремя, когда после распада СССР в условиях социального переустройства общества рушилась экономика, менялся образ жизни, не стало привычных ориентиров в воспитательной работе. Но учительский коллектив под ее руководством сумел превозмочь трудности и не утратил веру в перемены к лучшему.

ЭСТАФЕТА ПРОФЕССИИ

- Мы считали: в среднем школу окончили около двух тысяч человек. Каждый двадцатый стал учителем. В разные годы в школу возвратилось практически шестьдесят ее учеников. Шестьдесят выпускников работали учителями Касплянской школы. Кто-то оставался и трудится всю жизнь, а кто-то проработал несколько лет и куда-то уехал в силу семейных обстоятельств.

- А кто сейчас, кроме директора и вас, в составе учительского коллектива из бывших выпускников? - спрашиваю у Богачевой.

- Два завуча – Екатерина Игоревна Хомель и Ольга Николаевна Губанова. Учитель русского языка и литературы Вера Вячеславовна Андреева, пионервожатая Людмила Анатольевна Воловичева, социальный педагог Марина Викторовна Ермачкова, учитель английского языка Ирина Анатольевна Малышева, учитель немецкого языка, теперь уже истории Ирина Викторовна Мосиюк... Словом, половина – наши бывшие выпускники.

Об учителях в музее три альбома. Каждый оставил в истории школы заметный след.

Вот приезжают выпускники, говорят: «Леонид Георгиевич». Всем понятно, кто такой Леонид Георгиевич. Это был физрук от Бога, что называется. Марханов. Школа при нем гремела на всю область. Выходила на Всесоюзные соревнования.

Константин Павлович Радченков. Он был военруком. Географ по образованию, он вел военную подготовку. На Всесоюзную игру «Зарница» и «Орленок» ездили. Становились призерами.

Вот Зинаида Афанасьевна Лупикова, ей восемьдесят три года. Всю жизнь проработала учителем математики в школе. И когда наши дети куда-то поступали, у них спрашивали: «Из какой школы?» - «Из Касплянской». – «Кто учил математике?» - «Зинаида Афанасьевна Лупикова». – «Что по математике было?» - «Четыре». – «Ставим «пять». Свободен». Вот это был уровень подготовки!

А вас на математику кто ориентировал? – интересуюсь.

- Меня, честно говоря, не на математику, а на физику сориентировали. Просто жизнь так сложилась, что я на математике. А повлиял Владимир Васильевич Ермолаев, мой классный руководитель. И поныне он работает учителем физики. Его дочь Наталья Владимировна Сивакова – учительница русского языка и литературы. Пыталась найти себя в другой профессии, но если в крови учительские гены, с предназначенного пути не свернешь. И мама ее Ольга Сергеевна всю жизнь проработала завучем по воспитательной работе. И таких праздников, которые проводила она, представить себе сложно. Я бываю на многих мероприятиях, сравниваю. Далеко им до уровня, на котором проводила Ольга Сергеевна.

Неутомимая Евдокия Киреевна Трушечкина, которая музей этот создавала, себя целиком отдавала делу. Я говорила, что это при Александре Денисовне было – создание музея. Та всячески содействовала. Надежда Макаровна, завуч школы, способствовала. Но если бы не было Евдокии Киреевны, не было б и музея.

Уверен, если бы не было такой увлеченной продолжательницы, как Ольга Вениаминовна Богачева, не было бы его в том дополненном и разнообразном виде, в каком он сегодня существует. Она достойная преемница эстафеты славных дел учителей, о которых поведала. Каждый из них заслуживает низкого земного поклона.

 

Комментарии   

 
0 # Наталья 02.09.2015 13:06
Поправка к статье - в Смоленске Мария Антоновна Ильющенкова была директором и по совместительств у учителем математики в 31 ср. школе, где я училась, после неё директором школы была Зинич С.Д.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.