Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2013 № 10 (158) Октябрь 2013 г. «КАКОЕ ГОРЕ! НЕ ВИДНЫ ЧЕТЫРЕ СОЛНЦА, ТРИ ЛУНЫ»

«КАКОЕ ГОРЕ! НЕ ВИДНЫ ЧЕТЫРЕ СОЛНЦА, ТРИ ЛУНЫ»

СМОЛЕНСК ЛИТЕРАТУРНЫЙ

Раиса Ипатова,

Маргарита Волкова

«Четыре солнца, три луны»

— Смоленск: Свиток, 2013

Ребенок, играющий на берегу океана, — в мировой символике один из самых известных символов познания. Мир — чудо. Жизнь — игра. Давайте и мы с вами вслед за авторами этой книги поэтом Раисой Ипатовой и художником Маргаритой Волковой займемся серьезным и важным делом, давайте зай­мемся тем, чем заповедал нам заниматься Бог. Давайте играть, ибо в Евангелие сказано: «Будьте как дети». Сегодня мы будем как дети, а океаном нам послужит повседневная городская жизнь, катящая волны к подъездам наших домов. Достаточно удивленного вздоха — ах! — осторожного переворачивания страницы — ох! — и мир изменит свои очертания охотно, бесповоротно и окончательно. Собственно, эти удивленные охи и ахи, эти широко открытые глаза, это затаенное дыхание — и есть одна из главных тайн серьезной и взрослой Музы. Помните, у Цветаевой: «Ах с Эмпиреев и ох вдоль пахот, И повинись, поэт, Что ничего кроме этих ахов, Охов — у Музы нет». Ах! — и облако в синем зените над головой в стихах Раисы Ипатовой клубится, превращаясь в оленя, а потом в слона, Ох! — и Маргарита Волкова хлопает в ладоши, берет кисть и рисует. Она точно знает, что облако — это слон, крокодил, заяц, рыба и кошка. Ну да, кошка — серая, обычная и домашняя. А Раиса Ипатова продолжает игру. Она дразнит своими выдумками читателя: Облако-кошка? Тогда давайте дальше говорить о превращениях! Для превращения кошки совсем не обязательно дергать ее за хвост или заставлять починять примус. Все намного таинственней и проще.

Если кошка зевает,

Она — Зевакина.

Если кошка валяется,

Она — Валякина.

Если кошка умывается,

Она — Умывакина

........................

И это — одна кошка,

Моя.

И уже зажегся, вступил в волшебный мир игры не только ребенок, но и взрослый читатель: «Какое горе! Не видны Четыре солнца, три луны». Что там четыре или три, тут слону и бегемоту, облаку и коту понятно, что солнц может быть и пять и шесть, а лун — вообще сорокстовосемьсотдвенадцать! А Маргарита Волкова бросает в сияние бесконечных солнц и лун волшебную радугу — мост, ведущий в сказку. В этой сказке можно отыскать рыжую ромашку на дне обычной чашки: «Это просто и легко: Взять — и выпить молоко!», меню сегодняшнего обеда узнать по пятнам на платье, а взявшись помогать маме, понять, что пыль, которую так скучно вытирать тряпкой, обладает удивительным птичьим свойством — она, как и птица, садится везде! А устав за день, хорошо вечером посмотреть в окно и увидеть вполне обычный необычный городской пейзаж:

Впереди идет собака,

А за ней три кошки,

Светят их глаза из мрака,

Как в домах окошки.

Авторы этой книги, сделавшие прекрасный подарок смоленским детям к 1150-летию города, прекрасно знакомы нашим читателям. Известный поэт и прозаик Раиса Ипатова как автор книги детских стихотворений выступает впервые. В разговоре с маленькими читателями она не изменяет себе — ее стихам присущи краткость, афористичность, остроумие, ясность ума, яркая образность и неожиданный взгляд на мир. Урожденную смолянку, а сейчас известного московского художника Маргариту Волкову отличают сочность и яркость цвета, безудержная фантазия и точная лаконичность образов. Ее творческая задача — не только сделать иллюстрацию к отдельному стихотворению, но и нарисовать книгу целиком, создать законченную композицию и законченный волшебный мир, в котором живут облака и птицы, бабочки и люди. Авторы сохранили добродушие и простоту, юмор и бесхитростность, умение видеть те удивительные чудеса, которые способен увидеть только ребенок. Что очень важно при всей фантасмагоричности происходящего — на страницах этой книги с маленькими читателями разговаривают их современники — необычное здесь вырастает из простого и знакомого любому ребенку повседневного быта, и этот разговор о непридуманном сегодняшнем — единственный и самый верный залог происходящего в книге чуда.

...И вот уже кошки с глазами светящихся домов, распушив хвосты, исчезают в осенних сумерках, а на смену им, стекая по водосточным трубам и хлюпая сапогами по лужам, выступает дядя Мрак из прекрасного детского стихотворения Эвы Шельбург-Зарембины, пересказанного Раисой Ипатовой:

Странный, этот дядюшка Мрак — клубится на осенних улицах, забирается в душу, бормочет что-то свое под разбитым фонарем.

Плачет, плачет дождь.

Хлюпу, хлюпу, хлюп.

Вышел дядя Мрак.

Тупу, тупу, туп.

А Маргарита Волкова зрительными образами подхватывает поэтическое бормотание, разбивает осенний мрак на синие и розовые тона, бросает в город с волшебными башенками, часами и флюгерами горсть желтых листьев из соседнего стихотворения, зовет в другое измерение, в огневой вихрь неожиданного образа:

Листья играли

в лады-лады-ладушки.

Мы поедем в гости

к Лиственной бабушке,

К Лиственному дедушке.

Дорогу знаем сами!

Не будем сидеть здесь,

как хочется маме.

Долой ночь! Долой мрак! Да здравствуют шорох, да здравствует шелест, да здравствует полет! И что это за Лиственный дедушка и Лиственная бабушка, к которым устремляются летящие по аллеям кленовые, они разные листья, дети догадаются быстрее и лучше нас, тем более что художник подсказывает: летящие листья на странице складываются в фигурки двух бредущих по листопадным аллеям стариков. Подскажет: выделенное синим надо снять, потому что здесь п о л ё т непослушных детей... А по листьям уже крадется настоящая рыжая лиса с голубыми глазами и вынюхивает что-то на прелых листопадных тропинках другого стихотворения:

Это сентябрь. Этот Сентябрь

С глазами лисы

Рыжики ищет

После росы.

Ну конечно — сентябрь! Ну конечно — рыжики! Не все же сидеть дома и слушать городские мраки. Есть еще и лес с березами и одуванчиками, стрекозами и муравьями, улитками и грибами! И вот уже рыжая белка выскакивает из подрамника на страницу книги и бежит к мальчишкам и девчонкам, чтобы принести им грибную удачу. А разговор не кончается, Раиса Ипатова громко читает стихотворение — считалку «У кого какой ребенок?»

У коровы сын теленок,

А у кошки сын — котенок,

У лошадки — жеребенок,

Мой ребенок — это ты!

Представляете, вот так прямо пальцем показывает и говорит: « Это — — ты!» Тут уж точно впору застыть, поднять руки вверх и смириться с неизбежным: «Сосчитали!» Убрать второе двоеточие Да-да, сосчитали! А Маргарита Волкова рисует рамочку и крупными детскими буквами, они мельче текста, пишет в ней: «Приклейте сюда фотографию своего ребенка!» Мало того, что сосчитали, так еще и сфотографировали. Прекрасная находка художника — эта вклеенная в книжку фотография ребенка: очень точный психологический ход, окончательно вовлекающий в творческий процесс и взрослых, и детей, превращающий их из пассивных читателей в полноправных соавторов и действующих лиц этой книги. А иначе не получается, смотрите: вот это дядя Мрак, вот это — кошка с горящими глазами-окошками, а вот это вы сами, и никуда вам из этого сказочного мира не деться.

В КНИЖКУ ВМЕСТЕ С ВАМИ ИГРАЛА НАТАЛЬЯ ЕГОРОВА.

 
Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

гарант жилье

Комментарии

  • В Смоленском интерьере
    27.01.2016 08:14
    Каким же талантом надо обладать, что бы передать характер человека через "простой" снимок! Эти фото ...
     
  • Увлечения
    25.12.2015 13:08
    Я прошу прощения, господа! Но кто у меня спросил разрешения публиковать интервью со мной? Тем более есть ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ
    02.09.2015 13:06
    Поправка к статье - в Смоленске Мария Антоновна Ильющенкова была директором и по совместительств у ...
     
  • Не по-братски
    26.05.2015 22:07
    Все! Выборы в Горсовет начались. И начались, как водится с грязи. Объясните мне кто-нибудь, почему ...

© 2018 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.