Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ

ИСТОРИЯ СМОЛЕНСКИХ ДОРОГ

Анатолий СТЕРЛЯГОВ

Как формировались транспортные магистрали на Русской возвышенности, в частности, на Смоленской земле? Вначале пути были водными. В те времена, когда эта территория только начинала заселяться людьми, их перемещение с места на место не могло не сопровождаться переправой через водные преграды: многочисленные озера, малые и большие реки. Основное занятие людей, заселявших терра инкогнито, - охота и рыболовство, поэтому реки и озера были для них основными объектами освоения. Поселения, вначале в виде стоянок, а позже - городищ, возникали вблизи рек и озер. Некоторые из них, занимавшие наиболее выгодное стратегическое положение, расширялись, городища превращались в селища, когда часть местного населения постепенно стала заниматься земледелием.

Водные пути на протяжении столетий были основными транспортными магистралями, но постепенно между населенными пунктами стали появляться сухопутные дороги. Поскольку поселения располагались у рек и озер, то дороги по суше проходили вдоль рек, но не повторяли их контуры, а прокладывались между двумя пунктами по кратчайшему расстоянию, учитывая особенности местности: холмы, леса, болота.

Характер магистралей стал меняться, когда появились первые города и древние торговые ареалы. По-прежнему главными магистралями были реки, которые ввиду удаленности городов друг от друга стали объединяться в единые водные пути. Эти пути соединяли две, три и более реки, заставляя людей совершенствовать способы передвижения. Появились волоки, караваны с грузом готовили к весенним паводкам, когда водные бассейны соединяли реки у истоков и появлялась возможность переходить из одного водного бассейна в другой. Новые транспортные технологии позволили замкнуть Балтийское, Черное и Каспийское море в единое экономическое пространство.

Как в связи с этим развивались главные сухопутные дороги? Они по-прежнему проходили вблизи магистральных рек: где-то нужно было переволакивать суда по суше; где-то осуществлялась погрузка и разгрузка товаров и, связанное с этим, их перемещение по суше в пункты назначения; где-то купцам нужно было отдыхать и обменивать товары. Со временем сухопутные магистрали стали выполнять не только вспомогательную роль, но и ряд стратегических задач регионального характера. А для этого они должны были становиться короче. Начался целенаправленный процесс спрямления сухопутных дорог. На многих участках они удаляются от рек, какое-то время сохраняя общие контуры водного пути.

Таким образом, древние водные торговые пути сформировали современную сеть сухопутных дорог. Технический прогресс внес определенные коррективы и несколько изменил их сеть к сегодняшнему дню по сравнению с тем, что было, предположим, 200 лет назад, но не привел к бесследному исчезновению древних дорог.

Если сухопутные дороги формировались в результате хозяйственной деятельности человека, в частности, торговли, то по сохранившимся дорогам можно сделать определенные выводы о характере и значимости этой деятельности в прошлом, т.е. совершить своеобразный обратный отсчет времени.

До сих пор считалось, что главным торговым путем, определившим развитие Смоленска и Смоленской земли, были водные пути «из варяг в греки». Один из них - путь из Новгорода (Волхова) в Черное море. И этот путь, действительно, сохранился в лице сухопутной дороги, соединяющей Великий Новгород и Смоленск через Велиж и Демидов (заметим, что дорога упирается прямо в поселок Гнездово, в то место, с которого, по мнению большинства ученых, начинался Смоленск). Эта дорога за многовековую историю то утрачивала свое значение, то вновь превращалась в одну из главных магистралей России. Особенно ее значение упрочилось в XVIII веке после переноса столицы в Санкт-Петербург и присоединения к России белорусских и украинских земель.

Второй путь - из Балтийского моря по Западной Двине (Даугаве) в Черное море. Этот водный путь оставил сухопутные дороги Витебск - Рудня - Катынь, Витебск - Орша - Могилев, а также участок Велиж - Демидов. До сих пор белорусские участки дороги играют важную хозяйственную роль. Экономическая значимость смоленского участка этой магистрали в последние годы все более возрастает за счет транспортных связей с Эстонией и Латвией.

Сегодня одна из главных магистралей России и главная магистраль Смоленской области - трасса Брест - Москва (М1). «Альма матер» этой дороги - Старая Смоленская дорога. М1 - современное «спрямление» Старой Смоленской дороги. Магистраль не повторяет многочисленных зигзагов старой дороги, они как бы нанизаны на нее, как на лезвие клинка.

«Переход» Старой Смоленской дороги с одного места на другое не всегда носил чисто экономический характер, иногда он происходил в результате важных исторических событий. Так, в 1812 году при отходе русской армии из Смоленска по Старой Смоленской дороге, двигавшиеся по ней полки были обстреляны французами с левого берега Днепра. В те времена дорога проходила по правому берегу Днепра, примерно так, как сегодня проходит железная дорога, и хорошо просматривалась с противоположного берега. Впоследствии было решено перенести дорогу севернее, на возвышенности. Новый участок дороги стал проходить через Гедеоновку, Сеньково и Курдымово. В 1830-е годы «посольскую дорогу» было решено сделать шоссированной, но из-за больших расходов, казнокрадства и злоупотреблений подрядчиков шоссе было проложено только от Смоленска до Соловьева. Николай I прекратил работы, сказав, что построенный участок дороги дешевле было уложить не булыжником, а рублевыми монетами.

Какое же направление экономических связей отражала, а своими сохранившимися многочисленными участками продолжает отражать Старая Смоленская дорога? Никто не задумывался над этим вопросом, поэтому история Смоленского края в доисторический период оказалась несколько искаженной, нацеленной на экономические связи «Север - Юг». И только в средние века в период «роста» Москвы (XIV - XV вв.) добавляется путь «Запад - Восток». Но древняя дорога, частично сохранившаяся, а на некоторых участках совпадающая со Старой Смоленской дорогой, может восстановить некоторые страницы прошлого.

Уже в VIII-IX веке существовал водный путь, соединяющий Среднее и Верхнее Поднепровье с Волжскими землями. Именно он привел к появлению Москвы и других великоросских земель. По Смоленской земле этот путь проходил по Днепру от Гнездова через Дорогобуж до Устья (место впадения р. Вязьмы в Днепр), по р. Вязьме, по р. Вазузе в р. Волгу. Вблизи этого пути формировалась древнейшая сухопутная дорога: Гнездово, Дорогобуж, Устье, Хмелита, Вязьма, Сычевка, Зубцов. В средние века путь из Москвы на Запад спрямили, соединив прямыми дорогами Вязьму и Дорогобуж, Сычевку и Гжатск. Современная трасса далеко в стороне оставила Сычевку и чуть в стороне - Гжатск (Гагарин).

Почему такой зигзаг образовал водный, а затем и сухопутный путь, уходя от Устья на юго-восток к Вязьме, а уже от Вязьмы - на Север. Потому что существовал и южный участок этого пути по Угре и Оке. И этот путь сохранен в виде дороги Вязьма - Юхнов - Калуга. Водный путь проходил по р. Угре и р. Оке. В центре северного и южного участков древнего водного пути располагался древний город - Вязьма. О развитости этого пути свидетельствует курганная группа вдоль р. Вязьмы недалеко от города Вязьмы. Возможно, Вязьма повторила историю развития Смоленска - переход на новое место. Одной из причин такого перехода могло быть, также как и в случае со Смоленском, начало распространения православия в этих местах.

Можно предположить, в те времена, когда река Днепр еще называлась Борисфеном, в верховье ее самого длинного притока возникло селище, а затем город Вязьма. Участок Борисфена, который сегодня называется р. Вязьмой, был более полноводен, чем тот, который уходит от Устья строго на север и называется Днепром. От Вязьмы можно было двигаться либо на юг вначале по р. Лосьминке, которая впадает в Угру, а далее в Оку и Волгу. Северное направление также было достаточно развитым, так как из р. Вязьмы легко было попасть в р. Вазузу, а далее в Волгу или Западную Двину. Крупное поселение в этом месте могло появиться в период расцвета Волжско-Балтийского пути, т.е. примерно в конце IX - начале X века.

По мере развития северо-восточного направления стали развиваться города, например, Тверь, и появляться новые поселения, в том числе и Москва. Длительность протекания процессов освоения славянами восточных территорий объясняется присутствием на них финно-угорских племен, с которыми нужно было налаживать отношения. В конечном итоге в результате прямого вытеснения и ассимиляции финно-угорские племена исчезли из этих мест, оставив на карте их названия.

Наши сведения о событиях, которые отдалены от нас сотнями лет, черпаются из письменных источников, которые создавались из рассказов, легенд, а иногда вымыслов, и потом многократно переписывались и трансформировались. Информационная трансформация неизбежна, так как рукой пишущего человека водит не сама История, а мысль, рожденная в его голове. Достоверность написанного чернилами на бумаге можно косвенно подтвердить пока только археологическими исследованиями.

Дороги - это письма, которые нам оставила История, и также как архифакты, дороги - ее материальное отражение. Вот почему мы должны научиться читать то, что может расширить наши представления о далеких и загадочных эпохах.

 
Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

гарант жилье

Комментарии

  • В Смоленском интерьере
    27.01.2016 08:14
    Каким же талантом надо обладать, что бы передать характер человека через "простой" снимок! Эти фото ...
     
  • Увлечения
    25.12.2015 13:08
    Я прошу прощения, господа! Но кто у меня спросил разрешения публиковать интервью со мной? Тем более есть ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ
    02.09.2015 13:06
    Поправка к статье - в Смоленске Мария Антоновна Ильющенкова была директором и по совместительств у ...
     
  • Не по-братски
    26.05.2015 22:07
    Все! Выборы в Горсовет начались. И начались, как водится с грязи. Объясните мне кто-нибудь, почему ...

© 2018 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.