Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ

ИСТОРИЯ СМОЛЕНСКИХ ДОРОГ

Анатолий СТЕРЛЯГОВ

Как формировались транспортные магистрали на Русской возвышенности, в частности, на Смоленской земле? Вначале пути были водными. В те времена, когда эта территория только начинала заселяться людьми, их перемещение с места на место не могло не сопровождаться переправой через водные преграды: многочисленные озера, малые и большие реки. Основное занятие людей, заселявших терра инкогнито, - охота и рыболовство, поэтому реки и озера были для них основными объектами освоения. Поселения, вначале в виде стоянок, а позже - городищ, возникали вблизи рек и озер. Некоторые из них, занимавшие наиболее выгодное стратегическое положение, расширялись, городища превращались в селища, когда часть местного населения постепенно стала заниматься земледелием.

Водные пути на протяжении столетий были основными транспортными магистралями, но постепенно между населенными пунктами стали появляться сухопутные дороги. Поскольку поселения располагались у рек и озер, то дороги по суше проходили вдоль рек, но не повторяли их контуры, а прокладывались между двумя пунктами по кратчайшему расстоянию, учитывая особенности местности: холмы, леса, болота.

Характер магистралей стал меняться, когда появились первые города и древние торговые ареалы. По-прежнему главными магистралями были реки, которые ввиду удаленности городов друг от друга стали объединяться в единые водные пути. Эти пути соединяли две, три и более реки, заставляя людей совершенствовать способы передвижения. Появились волоки, караваны с грузом готовили к весенним паводкам, когда водные бассейны соединяли реки у истоков и появлялась возможность переходить из одного водного бассейна в другой. Новые транспортные технологии позволили замкнуть Балтийское, Черное и Каспийское море в единое экономическое пространство.

Как в связи с этим развивались главные сухопутные дороги? Они по-прежнему проходили вблизи магистральных рек: где-то нужно было переволакивать суда по суше; где-то осуществлялась погрузка и разгрузка товаров и, связанное с этим, их перемещение по суше в пункты назначения; где-то купцам нужно было отдыхать и обменивать товары. Со временем сухопутные магистрали стали выполнять не только вспомогательную роль, но и ряд стратегических задач регионального характера. А для этого они должны были становиться короче. Начался целенаправленный процесс спрямления сухопутных дорог. На многих участках они удаляются от рек, какое-то время сохраняя общие контуры водного пути.

Таким образом, древние водные торговые пути сформировали современную сеть сухопутных дорог. Технический прогресс внес определенные коррективы и несколько изменил их сеть к сегодняшнему дню по сравнению с тем, что было, предположим, 200 лет назад, но не привел к бесследному исчезновению древних дорог.

Если сухопутные дороги формировались в результате хозяйственной деятельности человека, в частности, торговли, то по сохранившимся дорогам можно сделать определенные выводы о характере и значимости этой деятельности в прошлом, т.е. совершить своеобразный обратный отсчет времени.

До сих пор считалось, что главным торговым путем, определившим развитие Смоленска и Смоленской земли, были водные пути «из варяг в греки». Один из них - путь из Новгорода (Волхова) в Черное море. И этот путь, действительно, сохранился в лице сухопутной дороги, соединяющей Великий Новгород и Смоленск через Велиж и Демидов (заметим, что дорога упирается прямо в поселок Гнездово, в то место, с которого, по мнению большинства ученых, начинался Смоленск). Эта дорога за многовековую историю то утрачивала свое значение, то вновь превращалась в одну из главных магистралей России. Особенно ее значение упрочилось в XVIII веке после переноса столицы в Санкт-Петербург и присоединения к России белорусских и украинских земель.

Второй путь - из Балтийского моря по Западной Двине (Даугаве) в Черное море. Этот водный путь оставил сухопутные дороги Витебск - Рудня - Катынь, Витебск - Орша - Могилев, а также участок Велиж - Демидов. До сих пор белорусские участки дороги играют важную хозяйственную роль. Экономическая значимость смоленского участка этой магистрали в последние годы все более возрастает за счет транспортных связей с Эстонией и Латвией.

Сегодня одна из главных магистралей России и главная магистраль Смоленской области - трасса Брест - Москва (М1). «Альма матер» этой дороги - Старая Смоленская дорога. М1 - современное «спрямление» Старой Смоленской дороги. Магистраль не повторяет многочисленных зигзагов старой дороги, они как бы нанизаны на нее, как на лезвие клинка.

«Переход» Старой Смоленской дороги с одного места на другое не всегда носил чисто экономический характер, иногда он происходил в результате важных исторических событий. Так, в 1812 году при отходе русской армии из Смоленска по Старой Смоленской дороге, двигавшиеся по ней полки были обстреляны французами с левого берега Днепра. В те времена дорога проходила по правому берегу Днепра, примерно так, как сегодня проходит железная дорога, и хорошо просматривалась с противоположного берега. Впоследствии было решено перенести дорогу севернее, на возвышенности. Новый участок дороги стал проходить через Гедеоновку, Сеньково и Курдымово. В 1830-е годы «посольскую дорогу» было решено сделать шоссированной, но из-за больших расходов, казнокрадства и злоупотреблений подрядчиков шоссе было проложено только от Смоленска до Соловьева. Николай I прекратил работы, сказав, что построенный участок дороги дешевле было уложить не булыжником, а рублевыми монетами.

Какое же направление экономических связей отражала, а своими сохранившимися многочисленными участками продолжает отражать Старая Смоленская дорога? Никто не задумывался над этим вопросом, поэтому история Смоленского края в доисторический период оказалась несколько искаженной, нацеленной на экономические связи «Север - Юг». И только в средние века в период «роста» Москвы (XIV - XV вв.) добавляется путь «Запад - Восток». Но древняя дорога, частично сохранившаяся, а на некоторых участках совпадающая со Старой Смоленской дорогой, может восстановить некоторые страницы прошлого.

Уже в VIII-IX веке существовал водный путь, соединяющий Среднее и Верхнее Поднепровье с Волжскими землями. Именно он привел к появлению Москвы и других великоросских земель. По Смоленской земле этот путь проходил по Днепру от Гнездова через Дорогобуж до Устья (место впадения р. Вязьмы в Днепр), по р. Вязьме, по р. Вазузе в р. Волгу. Вблизи этого пути формировалась древнейшая сухопутная дорога: Гнездово, Дорогобуж, Устье, Хмелита, Вязьма, Сычевка, Зубцов. В средние века путь из Москвы на Запад спрямили, соединив прямыми дорогами Вязьму и Дорогобуж, Сычевку и Гжатск. Современная трасса далеко в стороне оставила Сычевку и чуть в стороне - Гжатск (Гагарин).

Почему такой зигзаг образовал водный, а затем и сухопутный путь, уходя от Устья на юго-восток к Вязьме, а уже от Вязьмы - на Север. Потому что существовал и южный участок этого пути по Угре и Оке. И этот путь сохранен в виде дороги Вязьма - Юхнов - Калуга. Водный путь проходил по р. Угре и р. Оке. В центре северного и южного участков древнего водного пути располагался древний город - Вязьма. О развитости этого пути свидетельствует курганная группа вдоль р. Вязьмы недалеко от города Вязьмы. Возможно, Вязьма повторила историю развития Смоленска - переход на новое место. Одной из причин такого перехода могло быть, также как и в случае со Смоленском, начало распространения православия в этих местах.

Можно предположить, в те времена, когда река Днепр еще называлась Борисфеном, в верховье ее самого длинного притока возникло селище, а затем город Вязьма. Участок Борисфена, который сегодня называется р. Вязьмой, был более полноводен, чем тот, который уходит от Устья строго на север и называется Днепром. От Вязьмы можно было двигаться либо на юг вначале по р. Лосьминке, которая впадает в Угру, а далее в Оку и Волгу. Северное направление также было достаточно развитым, так как из р. Вязьмы легко было попасть в р. Вазузу, а далее в Волгу или Западную Двину. Крупное поселение в этом месте могло появиться в период расцвета Волжско-Балтийского пути, т.е. примерно в конце IX - начале X века.

По мере развития северо-восточного направления стали развиваться города, например, Тверь, и появляться новые поселения, в том числе и Москва. Длительность протекания процессов освоения славянами восточных территорий объясняется присутствием на них финно-угорских племен, с которыми нужно было налаживать отношения. В конечном итоге в результате прямого вытеснения и ассимиляции финно-угорские племена исчезли из этих мест, оставив на карте их названия.

Наши сведения о событиях, которые отдалены от нас сотнями лет, черпаются из письменных источников, которые создавались из рассказов, легенд, а иногда вымыслов, и потом многократно переписывались и трансформировались. Информационная трансформация неизбежна, так как рукой пишущего человека водит не сама История, а мысль, рожденная в его голове. Достоверность написанного чернилами на бумаге можно косвенно подтвердить пока только археологическими исследованиями.

Дороги - это письма, которые нам оставила История, и также как архифакты, дороги - ее материальное отражение. Вот почему мы должны научиться читать то, что может расширить наши представления о далеких и загадочных эпохах.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.