Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2013 № 09 (157) Сентябрь 2013 г. В ПОСЕЛЕНИИ ДРЕВНИХ КРИВИЧЕЙ

В ПОСЕЛЕНИИ ДРЕВНИХ КРИВИЧЕЙ

СМОЛЕНСК ЮБИЛЕЙНЫЙ

Юрий ГОРДЕЕВ, член Союза журналистов России

В этом году Смоленск отмечает знаменательную дату – 1150-летнюю годовщину основания города, а точнее - первого упоминания города в «Устюжском летописном своде». В летописи 863 года Смоленск упоминается в связи с описанием похода князей Аскольда и Дира из Новгорода к Киеву, где было сказано, что князья не решились напасть на Смоленск, «Зане град велик и много людьми». В «Повести временных лет» XIII века сказано, что в VII-VIII веках, в эпоху расселения славян, этот город уже существовал, и называют его племенным центром кривичей. «Кривичи сидят на верх Волги и на верх Днепра, их же город есть Смоленск». В 882 году Смоленск подчинился князю Олегу и вошел в состав Древнерусского государства. Уже тогда этот город являлся одним из важнейших центров Руси, наряду с Киевом и Новгородом, и являлся столицей древнерусского княжества XII-XIII веков.

Гнёздовский археологический комплекс расположен на правом берегу Днепра примерно в 12 километрах от современного Смоленска. Район, в котором он расположен, по своим природным условиям является наиболее благоприятным на большом отрезке течения Днепра от Смоленска до Орши. У Гнёздова пойма Днепра значительно расширяется и представляет собой прекрасные луговые угодья с аллювиальными почвами. Эти почвы достаточно плодородны для земледелия и отлично подходят в качестве пастбищ для скота.

Кроме того, здесь проходил древний торговый путь, получивший название «Путь из варяг в греки». По некоторым сведениям, в районе современного города Смоленска изношенные после волочения лодки смолили и конопатили. По одной из версий именно отсюда произошло название Смоленск.

Гнёздово, один из наиболее масштабных раннегородских цент­ров домонгольской Руси. Известный русский археолог А.А. Спицын написал в начале прошлого века: «Гнёздово – место старого Смоленска». Это заключение Спицына на всем протяжении XX века имело как сторонников, так и противников, послужив своеобразным толчком для дискуссии «о переносе городов». Учитывая весь накопленный к настоящему времени материал, позволяет видеть в нем тот самый «Милиниск», о котором писал византийский император Константин Багрянородный. Название «Смоленск», известное ранним письменным источникам, скорее относится к раннегородскому торгово-ремесленному центру, расцветшему вблизи современной деревни Гнёздово. После того, как постепенно раннегородское поселение утратило свою экономическую и военно-административную роль, название было перенесено на незаметно существовавшее ранее поселение, расположенное выше по течению Днепра на его левом берегу.

О том, что здесь находятся многочисленные курганы, стало известно случайно, благодаря масштабным работам по прокладке железной дороги Витебск – Орел. В 1867 году во время этих работ на окраине деревни Гнёздово был найден клад серебряных украшений X в. Место обнаружения клада и привлекло к себе внимание историков и археологов.

Научное изучение комплекса было начато в 70-х годах XIX в. М.Ф. Кусцинским, предпринявшим по поручению Московского археологического общества небольшие раскопки курганов с целью изучения «первых поселений кривичей». С 1881 по 1901 гг. в Гнёздове значительные раскопки провел В.И. Сизов, известный археолог, ученый секретарь Российского исторического музея, который первым описал гнёздовский комплекс археологических памятников и высказал суждения о времени существования могильника и поселения, значении поселения и его соотношения с летописным Смоленском.

В разные годы курганы раскапывались как учеными, так и местными любителями старины Н. Бируковым, Г. Бугославским и смоленским историком С.П. Писаревым. Часть раскопок была произведена за счет средств княгини М.К. Тенишевой – так известно, что несколько курганов в 1910 году раскопано известным русским художником Н.К. Рерихом. В 1914 и 1922 гг. раскопки курганов проводила Е.Н. Клетнова, археолог и активный член Смоленской архивной комиссии, неоднократно поднимавшая перед властями вопрос о необходимости сохранения памятников и организации музея-заповедника. В 1922-1935 гг. смоленский археолог А.Н. Лявданский исследовал всю территорию Гнёздовского археологического комплекса, составил и опубликовал его подробное описание и схематический план. Ему принадлежит заслуга открытия остатков неукрепленных поселений, синхронных курганам.

С 1949 года раскопки Гнёздовского археологического комплекса ведет археологическая экспедиция Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, которой с самого начала и в течение длительно времени руководил Д.А. Авдусин, уроженец Смоленщины и профессор МГУ. Наряду с исследованием курганов, экспедиция в 1952-53 и 1960 гг. начала первые планомерные раскопки на территории поселений, продолжающиеся по настоящее время. В 1995 году к изучению древнего поселения приступила археологическая экспедиция Государственного исторического музея. С 1998 года комплексное изучение гнёздовских памятников осуществляет совместная археологическая экспедиция МГУ-ГИМ.

Результаты продолжающегося почти 140 лет изучения Гнёздовского комплекса археологических памятников представлены материалами почти 1200 раскопанных курганов и находками с территории древнего поселения. Собранные во время археологических раскопок коллекции являются важной частью хранения таких музеев как Государственный Эрмитаж, Государственный исторический музей, Смоленский государственный музей-заповедник.

Материалы многолетних археологических раскопок позволяют нам представить себе не просто древнюю жизнь этого пригорода современного Смоленска, но и его торговые связи, характер хозяйства и особенности развития ремесла, своеобразие этнического состава населения, его языческие обряды и признаки постепенного проникновения христианства.

Подавляющее большинство гнёздовских курганов содержит погребения местного населения, славян и скандинавов. В языческую эпоху погребальные обычаи этих народов имели много общего: умершего сжигали вместе с его личными вещами, над остатками погребального костра насыпали округлый курган. Значительная часть погребений – это остатки кремаций, которые производились на месте дальнейшего сооружения кургана. Остатки сожжений собирались в глиняную урну. Погребения в ряде случаев сопровождались различными предметами, в числе которых детали костюма, украшения, предметы домашнего обихода, оружие, языческие амулеты, торговый инвентарь, монеты и т.д.

Одним из самых замечательных является курган, в котором были найдены остатки парного сожжения в ладье, сопровождаемого сломанным мечом, железной скандинавской гривной, славянским височным кольцом (типичное украшение славянского костюма), арабскими монетами и византийскими сосудами: амфорой и кувшинчиком.

В целом же материал раскопанных курганов позволяет говорить не только об этнической и социальной неоднородности гнёздовского населения, но и о его половозрастной структуре. Судя по процентному соотношению, в гнездовском сообществе примерно равными долями были представлены мужчины, женщины и дети, т.е. это поселение не было военным лагерем, а являлось обычным раннегородским образованием. И внутри этого образования не существовало изолированных групп населения, что нашло свое отражение и в структуре курганных групп – на их плане не возможно выделить отдельные кладбища славян или скандинавов.

Первоначально поселение состояло всего из нескольких жилых и хозяйственных построек, расположившихся по обоим берегам маленькой речушки Свинец при впадении ее в Днепр. Беспорядочно расположенные небольшие жилые срубы или неглубокие полуземлянки отапливались печами, слепленными из глины или каменными очагами. Как оказалось, часть этих построек одновременно могла быть и жилищем, и мастерской.

В некоторых из них жили ремесленники-бронзолитейщики, делавшие женские украшения. Глиняная посуда лепилась вручную – первые жители Гнёздова еще не знали гончарного круга. Недалеко от поселения, на свободном от леса высоком береговом склоне Днепра были совершены первые языческие захоронения (трупосожжения) и насыпаны первые курганы. С ростом численности населения и размеров поселка разрасталось и кладбище, возникали новые группы курганов.

Вероятно, уже во второй половине X в. в Гнёздове проживало от 800 до 1000 человек. Постепенно поселение разрасталось вдоль правого берега Днепра, занимая территории не только песчаной береговой террасы, но и значительную часть сухой поймы реки. Застройка поселения не была регулярной, но можно говорить о существовании нескольких усадеб, разделенных пустырями, на территории которых хозяйственная жизнь была особенно активной в течение длительного времени.

Обширное поселение, видимо, первоначально не имело оборонительных сооружений. Примерно в середине X века возникла необходимость оформления его укрепленной части. К этому времени на одном из наиболее ранних освоенных участков, расположенном на мысу левого берега Свинца над поймой Днепра, были подрезаны склоны террасы, возведены вал, частокол и с напольной стороны выкопан ров. Таким образом, был обозначен своеобразный детинец торгово-ремесленного поселения – Центральное городище.

В Гнёздове наряду с хорошо знакомыми древнерусскими предметами найдены небольшие, но достаточно выразительные серии скандинавских застежек-фибул и подвесок с характерным орнаментом, языческих скандинавских амулетов, славянских височных колец, восточных ременных наборов, отдельные предметы вооружения североевропейского, западнославянского и восточного происхождения – значительная часть этих предметов была сделана местными мастерами.

Особенно выразительная концентрация находок, свидетельствующих о местном ремесленном производстве, в виде сырьевых продуктов, заготовок ювелирных изделий, отходов литейных и кузнечных работ намечает четыре самостоятельных производственных участка на территории поселка. Жившие в юго-восточной части городища мастера работали с серебром и медными сплавами. С помощью литья в глиняные и каменные формы они изготавливали украшения, характерные для женского убора разных этнических групп: скандинавские овальные, трилистные и круглые фибулы и височные кольца западнославянского облика.

Примечательно, что на этом же участке встречаются находки, говорящие об изготовлении здесь изделий из рога и кости, например – гребней, украшенных геометрическим узором, рукоятей ножей, игральных шашек и прочее.

Такая же крупная производственно-хозяйственная зона по обработке и производству изделий из черных, цветных и драгоценных металлов недавно была исследована в пойменной части поселения. В частности, в одной из мастерских здесь отливались бляшки для ременных наборов, подражавшие восточным образцам, а с помощью тиснения изготавливались легкие объемные височные кольца, так называемого волынского типа (славянские).

Кроме металлообрабатывающих ремесел, важную роль играло гончарное ремесло. Самая частая находка во время раскопок поселения – это черепки разбитых сосудов. Сосуды (а это в подавляющем большинстве кухонные горшки, хотя иногда встречаются небольшие глиняные сковороды и мисочки), начиная примерно с середины X века, делались уже на гончарном круге, который приводился в движение рукой. Поверхность горшков чаще всего украшалась узором в виде параллельных или волнистых линий, образующих иногда различные сочетания. Изредка сосуды украшены оттисками поставленной наискосок гребенки или штампа в виде решетки. Форма и декор гнёздовских сосудов типичны для славянской керамики этого времени. Днища многих сосудов отмечены клеймами – выпуклыми изображениями круга, колеса, ромба, креста и т.д. Такие клейма принято считать знаками мастеров.

Если это так, то мы можем смело утверждать, что одновременно в Гнёздове жили и работали 4-5 гончаров, изделия которых использовались и в быту, и при совершении погребальных обрядов.

Можно предполагать, что торговля в Гнёздове носила меновый характер – продукция ремесла обменивалась в первую очередь на сельскохозяйственную. Хотя в Гнёздове есть находки, говорящие о занятии части его населения земледелием, которая разводила домашних животных и занималась различными промыслами.

О значении торговли говорят находки византийских и арабских монет и их обрезков. Большинство из них найдены на территории поселения, а в погребениях эти монеты чаще оказывались превращенными в украшения-подвески.

Серебряные монеты в это время принимались не на счет, а по весу и, кроме того, использовались местными мастерами в качестве сырья для изготовления украшений. Гнёздово – второй после Киева центр сосредоточения находок монетного серебра на Руси этого времени. Кроме того, как показали исследования последних лет, здесь наблюдается наибольшая концентрация восточного и византийского «импорта» в виде дорогой поливной посуды, шелковых тканей, стеклянных изделий и редких предметов из слоновой кости. Все эти вещи следует лишь условно называть импортом, поскольку они могли попасть в Гнёздово и попадали не столько в качестве товаров, сколько как дары, своеобразные сувениры или трофеи.

Выразительным свидетельством значения торговли и зажиточности жителей Гнёздова являются несколько кладов, зарытых в середине – третьей четверти X века и обнаруженных в процессе раскопок и случайно на территории поселения. В составе кладов более 1400 серебряных восточных монет и две византийские золотые монеты, превращенные в подвески, а также различные предметы скандинавского и славянского происхождения, преимущественно являвшиеся частью парадного женского убора.

Гнёздовский археологический комплекс находится под охраной государства как памятник федерального значения с 1960-го года и включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В 2007 году постановлением администрации Смоленской области были утверждены границы территорий памятников комплекса, их охранных зон, зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности и режим содержания и использования земель.

В целях обеспечения целостности Гнёздовского комплекса, создания наилучших условий для сохранения, изучения, использования и популяризации памятника с 1 января 2011 года был создан Историко-археологический и природный музей-заповедник «Гнёздово».

В 2011 году Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Лихачева разработана Концепция комплексного развития музея-заповедника «Гнёздово». Согласно Концепции в ближайшие годы предполагается создание современной музейной инфраструктуры на территории комплекса.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.