Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2013 № 09 (157) Сентябрь 2013 г. ПРОФЕССИЯ – МУЗЕЙНЫЙ ДОКТОР

ПРОФЕССИЯ – МУЗЕЙНЫЙ ДОКТОР

К 125-ЛЕТИЮ СМОЛЕНСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

Вероника НИКИФОРОВА, Смоленский государственный музей-заповедник

Профессия реставратора не относится к числу престижных, но она благородна и необходима. Время неумолимо. Все стареет, ветшает. Любое произведение искусства, как человек, может заболеть и погибнуть. Тогда на помощь приходят реставраторы. Как врачи, они возвращают к жизни творения прошлого, по крупицам восстанавливают нашу историю...

Многое, очень многое стоит за словом «сохранность». И как же мало мы говорим о музейных реставраторах, освоивших азы врачевания бесценных экспонатов. В числе таких мастеров – спасителей редкостей – сотрудники реставрационного отдела Смоленского государственного музея-заповедника Валентин Кожевников, Валентина Кочанова, Ольга Куликова, Татьяна Путистина, Жанна Смирнова, Ольга Пигасова, Любовь Прядка, Николай Шебловинский. Таланты и труженики – они могут часами колдовать над очередной иконой, живописным полотном, фарфоровой миниатюрой, гравюрой, книгой. Данная публикация – желание выразить признательность за их ежедневную кропотливую работу, по большей части невидимую для широкой публики.

Хоть отдел и невелик – всего восемь человек, у каждого из них своя специализация: реставратор станковой масляной живописи, реставратор иконописи, графических произведений, произведений из дерева, художественной керамики, музейного текстиля.

Реставратору нужно иметь не только терпение, усидчивость, но и серьезную подготовку, большой багаж знаний. Неслучайно почти все реставраторы музея-заповедника – выпускники художественно-графического факультета Смоленского педагогического института (ныне СмолГУ). Однако образование – лишь первая ступень на пути постижения Профессии. Без обучения в реставрационных центрах стать реставратором нельзя. Только там под неусыпным контролем руководителей проводится поэтапное исследование художественного произведения, определяется степень его повреждения и методы реставрации. К услугам реставраторов-стажеров – химики, микологи, энтомологи, искусствоведы, первоклассное современное оборудование Всероссийского художественно-научного реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря (г.Москва). Именно ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря при обучении смоленских реставраторов заложил надежный фундамент знаний, умений и профессиональной этики, основным постулатом которой является положение, как в медицине: «не навреди». С той лишь разницей, что в качестве больного выступает материальный памятник прошедшей эпохи. Каждый предмет искусства – новый пациент, жизнь которого в руках «музейного доктора». Действительно в этих профессиях много аналогий, даже ассортимент необходимых инструментов практически одинаков: скальпель, игла, микроскоп, ультрафиолетовая лампа и т.д. По завершении стажировки проводится Реставрационный Совет с участием всех специалистов отдела, оценивается качество реставрации и верность выбранной методики. По результатам отзывов составляется документ – допуск музейного реставратора к проведению определенных работ и исследований той сложности, которой соответствует его подготовка на данном этапе.

Реставрация музейных предметов – очень непростое дело, требующее от специалиста не только совокупности знаний и умений, но и неукоснительного соблюдения правил. Например, при реставрации картин, икон и графики: не вторгаться в авторский слой, максимально сохранять основу, при восстановлении утраченных фрагментов красочного слоя не допускать «отсебятины» (при отсутствии аналога ограничиться нейтральным фоном), пользоваться выверенной рецептурой и методикой. И обязательно вести документацию: на каждый предмет – отдельный реставрационный паспорт, к которому прилагаются фотографии, сделанные до реставрации, в процессе работы и после нее.

Далеко не каждый провинциальный музей может похвастать наличием такого количества аттестованных реставраторов (аттестационной комиссией при Министерстве культуры двоим из них присвоена 1-я категория, двоим – 2-я, один реставратор рекомендован к аттестации на 1-ю категорию), что отмечают постоянно приезжающие в Смоленск исследователи и искусствоведы из центральных музеев. Даже в самое тяжелое время, в так называемые «лихие 90-е», когда месяцами не выплачивалась зарплата, наиболее опытные реставраторы предпочли разделить тяготы с коллегами-музейщиками. Хотя именно в эти годы начали образовываться частные реставрационные объединения, ставившие своей основной целью коммерцию – заработать на реставрации произведений из музейных и частных собраний.

Деятельность реставрационного отдела весьма и весьма обширна, ведь богатейшие фонды музея-заповедника располагают солидным количеством первоклассных произведений разных стилей, стран и эпох. За время работы силами специалистов были возвращены к жизни тысячи уникальных предметов, которые стали такими, что не подумаешь, будто вещь была реставрирована.

В рамках небольшой статьи невозможно перечислить все реликвии, получившие второе рождение. Парные вазы Севрского фарфора (реставратор Т.Н.Путистина), древнерусское лицевое шитье (реставратор Ж.С.Смирнова), практически вся графическая коллекция княгини М.К.Тенишевой (реставратор В.И.Кочанова), «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» кисти неизвестного художника XVIII века (реставратор О.В.Пигасова)... Николай Константинович Шебловинский может укрепить основу любого предмета из дерева – и спицу японского зонтика, и шкаф-буфет из собрания музея «Русская старина».

А не так давно реставратор иконописи Валентин Иванович Кожевников завершил длившееся несколько лет восстановление иконы «Страшный суд». Эту святыню из коллекции Марии Клавдиевны Тенишевой возвратили в Смоленск в июле 1945-го, в числе других музейных ценностей, вывезенных немецкими оккупантами в годы войны. Во время многочисленных перевозок из города в город, из страны в страну икона, датируемая началом XVIII века, сильно пострадала. Реставрация проходила в несколько этапов. Сначала к уникальному изображению бережно, как к больному ребенку, прикладывались «компрессы» – так реставраторы укрепляют красочный слой. А дальше – усидчивость, усидчивость и никакой спешки. С помощью специально подобранных компонентов была «раскрыта живопись», то есть снята потемневшая и частично разрушившаяся олифа, далее – череда многочисленных пропиток, просушек, прорисовок... И, как итог – засверкавшая ожившими красками бесценная икона.

Существует общепризнанное мнение, что музейный реставратор – это определенный знак качества, и не только по причине хорошего образования и подготовки. Музейная реставрация – работа необычайно ответственная, ведь неправильно выбранный или недостаточно апробированный метод устранения повреждений может привести к гибели предмета. Поэтому ошибки реставратора исправлять очень сложно, а порой невозможно. Помимо обязательного самоконтроля, самодисциплины, реставратора контролирует музейный Реставрационный Совет, через который проходят все отобранные на реставрацию произведения. Здесь обсуждается целесообразность тех или иных процессов, их проведение, вносятся изменения в реставрационное задание. Председателем Реставрационного Совета Смоленского музея-заповедника является главный хранитель фондов Антонина Полулях.

Реставрация – наука еще достаточно молодая, в этой области постоянно ведутся исследования, разрабатываются новые методики, технологии, создается новое оборудование. Музеи не имеют права списывать памятники истории и культуры, поэтому некоторые из них не реставрируются до тех пор, пока у музея не появится возможность это оборудование приобрести. В конце 2012 года, стараниями директора Смоленского музея-заповедника Николая Васильевича Соловьева для реставрационного отдела были закуплены электронный микроскоп с увеличением в 40 раз и фиксацией в режиме фото и видео, лампа с ультрафиолетовым фильтром, паровой реставрационный карандаш для удаления клеевых наслоений и стойких загрязнений, ультразвуковой прибор. Благодаря этим приобретениям стали возможными исследование и реставрация ценных произведений искусства на более высоком уровне.

На снимках:

1. Шебловинский Николай Константинович – реставратор по дереву; 2. Кожевников Валентин Иванович – реставратор станковой иконописи; 3. Пигасова Ольга Викторовна – реставратор станковой масляной живописи; 4. Путистина Татьяна Николаевна – реставратор художественной керамики; 5. Кочанова Валентина Ивановна – реставратор графических произведений; 6. Куликова Ольга Викторовна – реставратор станковой масляной живописи; 7. Прядка Любовь Михайловна – реставратор по дереву; 8. Смирнова Жанна Сергеевна – реставратор музейного текстиля.

 

Комментарии   

 
0 # качур 01.04.2014 18:43
В 2010г.Смоленску ю Епархию возглавлял епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт....А вопрос наш к Куликовой Ольге Викторовне вот такой :из Смоленского(Усп енского Собора) уходит! Слезоточивая Икона Казанской Божьей Матери!!!!!! якобы на "реставрацию".. . Больше мы Её не видим,или видим и не узнаем? Нее ваших ли ручек сие дiло?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.