Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2013 № 08 (156) АВГУСТ 2013 г. Летопись на века

Летопись на века

СМОЛЕНСК ЮБИЛЕЙНЫЙ

Два, не побоюсь этого слова, выдающихся события произошли в Смоленске накануне его 1150-летнего юбилея: благодаря подвижнической работе председателя Союза фотохудожников России Игоря Чернова и многочисленных добровольных помощников Мастера вышли в свет два фолианта – прекрасных фотоальбома, которые, уверен, на века войдут в летопись древнего русского города. Это «Антология смоленской фотографии» и «Смоленск. Столетия великого служенья».

Редакция попросила Игоря Константиновича рассказать о работе над этими двумя великолепными фотоальбомами.

- Соглашусь, что «Антология смоленской фотографии» - это издание уникальное. До сих пор складывалось так, что писатели антологии выпускали, художники тоже, а вот фотографы как бы оставались не при делах. Но ведь фотохудожник – не менее талантливый творческий человек, и большинство выдающихся событий нашей истории осталось в памяти поколений именно благодаря фотографиям, и современники могут представить, как проходил, например, визит в Смоленск Николая II или как Юрий Гагарин шагал по ковровой дорожке для доклада о выполнении программы первого полета человека в космос.

Фотография не врет, если она не ретуширована. Фотография отражает жизнь, и именно эту цель – отражать жизнь – ставит перед собой фотограф. И я постарался в Антологию включить всех смоленских фотографов, которых я знал, с которыми работал, которые участвовали в выставках. И все, что я нашел, - в семьях, у друзей, коллег, постарался включить в сборник. К сожалению, не всех удалось найти. Например, не нашел работы Валеры Валуева – когда я только начинал, он уже выставки организовывал. Петра Родионова, Жени Бурака. А вот когда антология уже была отпечатана, появилось сообщение, что сын фотохудожника организует выставку его работ. И человек пять мне еще нужно будет найти, и я надеюсь, что мы подготовим второе издание «Антологии смоленской фотографии». Хотелось бы увеличить объем, а то на фотографа по 2-4 страницы получилось – очень тесно. А еще в книге имеется статья о фотографии дореволюционной, также очерк о смоленской фотографии, уместившийся в пять страниц. Хотелось бы эти разделы тоже расширить.

- Но Антология в первом издании при всем понимании стесненности и жестких рамок, в которые Вы вынуждены были ставить материал, все равно представляется очень солидным изданием. Это действительно огромнейший труд.

- Когда я начинал собирать материал, даже не мог представить себе, насколько это сложно. Жаль, что я поздно начал собирать фотографии. Оказалось, что фотографы сами не берегут снимки, надо было выживать, и фотографам не до ведения архивов было. А в журнале «Смоленск» в 2006 году, помнится, захватившие помещение редакции рейдеры уничтожили фотоархив...

К сожалению, и многие семьи не хранят фотографии ушедших в мир иной мастеров. Это печально. Ведь фотографы жили этим.

- Знаю, Игорь Константинович, что коллеги по фотоделу и творческая интеллигенция одобрили Антологию.

- Книга красиво сделана, выбран хороший дизайн, мне не стыдно показывать ее и в Москве.

- Расскажите о втором фотоальбоме.

- Он сделан нами по заказу администрации города Смоленска. Мы выиграли конкурс. Книга посвящена юбилею города. Называется она «Столетия великого служенья». По названию уже понятно, что тут отражены наиболее исторически важные вехи в жизни Смоленска за последние столетия. Смоленск всегда был сторожевым городом на границе между Востоком и Западом. Он и сегодня таковым остается. Полагаю, великая роль этого города до конца не раскрыта, уже лежит какой-то пласт времени, из которого мы так и не можем выбраться, хотя Смоленск достоин намного большего, чем сейчас имеет.

- Если сравнивать этот альбом с теми, что мы имели ранее, я вспоминаю шикарный альбом Айвара Лиепиньша, книгу Александра Стукалова, чем нынешний труд отличается от этих замечательных изданий?

- У нас концепция была несколько иная. У Лиепиньша альбом получился иллюстративный. Для того времени это было естественно. Стукалов давал фотографии как иллюстрации к журналистским текстам. Мы сделали художественно-исторический альбом. Текст писала профессиональный историк Антонина Смирнова. И картинки не какие-то отвлеченные, а иллюстрирующие и дополняющие текст. Мы пытаемся для иллюстрации брать такие вещи, которые несут отпечаток времени, дух времени. Это предметы наших смоленских музеев, их мы трогали руками и чувствовали этот самый дух времени.

Был большой выбор фотографий. На мой взгляд, все лучшее, что снято о Смоленске, мы включили в альбом. Это работы Александра Григорченкова, Виктора Цурганова, а я больше присутствовал как редактор, как их помощник, хотя и мои работы попали в альбом.

- Те, кто уже держал в руках фотоальбом, считают, что фотографии действительно блестящие.

- Я соглашусь: большинство работ просто великолепны. Мы старались не ставить проходных фотографий. У каждой фотографии должны быть настроение, состояние природы. Есть ночные съемки, моменты, когда гроза или радуга. Нет такого, чтобы просто сняли картинку памятника или городского пейзажа. Все фотографии интересны в том числе и состоянием погоды, выполнены на высоком художественном уровне.

Город прекрасный. И мы хотели показать: надо беречь то, что есть. А то сейчас новыми застройками да выравниванием просто губят город, портят вид, который сложился веками.

- Это отдельная тема разговора, которую журнал «Смоленск» обязательно будет всесторонне анализировать. А сегодня давайте поздравим Вас, Игорь Константинович, Ваших коллег Александра Григорченкова и Валерия Цурганова за подготовку очень ценного издания, которое войдет в антологию лучших книг о Смоленске. Давайте поблагодарим Вас и порадуемся за Смоленск, что здесь в первом из российских регионов появилась Антология местных фотографий. И, пользуясь случаем, поздравляю Вас, Игорь Константинович, с 60-летием со дня рождения. Ваш юбилей – знаменательная дата для смоленских краеведов, для смоленских фотохудожников. Много у нас союзов всяких разных по всей стране, но нашелся один Смоленский союз фотохудожников и его председатель, которые сумели издать огромнейший труд с работами самых разных мастеров. По сути это творческий подвиг. Я лично так оцениваю проведенную Вами работу. Полагаю, что и читатели журнала разделят мою точку зрения.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.