Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2013 № 06 (154) Июнь 2013 г. И в душу влей музЫки сладость

И в душу влей музЫки сладость

Наталья КУЛАКОВА

Смоленск филармонический

Наступил июнь. Румянцем года называют его за чистые краски и яркие зори, за солнечное сияние и высокий синий купол неба с легкими пушистыми облаками. Прогремели грозы. Прошумели дожди. Над полевыми цветами порхают бабочки, жужжат пчёлы. На полянах алеет земляника. Зеленеют нивы. Сладко пахнет мёдом цветущая рожь. У каждого человека начало лета ассоциируется с чем-то своим: запахами, ощущениями и звуками. В это время, когда длинные и светлые июньские дни приходят на смену царству мая-баловня, музыка позволяет полнее увидеть красоту природы и острее почувствовать радость жизни.

Большая сцена - талантливым детям

Дети дают нам удивительный шанс - ощутить пульс времени. Именно это и продемонстрировал смолянам Второй фестиваль детского исполнительского искусства, который прошёл в концертном зале имени М.И.Глинки.

Есть ли на Смоленщине яркие юные дарования? Несомненно. Свидетельство тому – уникальный праздник творчества, посвященный 1150-летию Смоленска. Успех масштабного фестиваля «Большая сцена - талантливым детям», организованного Смоленской филармонией и департаментом Смоленской области по культуре, превзошёл все ожидания. Основная цель фестиваля - приобщение детей к профессиональному музыкальному сообществу через участие в совместных выступлениях с лучшими творческими коллективами филармонии – была блистательно достигнута. В течение двух недель в большом зале филармонии звенели детские голоса - шли репетиции.

Первый день фестиваля был посвящен народному искусству. На сцену филармонии вместе с ансамблем народной песни «Славяне» под управлением заслуженного работника культуры РФ Ларисы Лебедевой вышли воспитанники смоленских детских музыкальных школ № 1, 2, 3, 5, 6, а также школы искусств при СГИИ. Фестивальный концерт открылся выразительным исполнением новой «Песни о Смоленске» на музыку Сергея Жукова и стихи Андрея Завьялова. Программу украсили выступления солистов, дуэта «Смоляночки», квартета «Хорошки», фольклорных коллективов «Росточки», «Гнёздышко», «Ключик», «Карусель». Понравилась публике зажигательная хореографическая композиция «Весёлая слобода» образцового ансамбля народного танца «Забава» РДК Смоленского района. Дети выступали не только в сопровождении «своих» концертмейстеров, но и виртуозной инструментальной группы ансамбля «Славяне», которой руководит талантливый баянист Александр Андреев. Кульминацией программы стало совместное с ансамблем «Славяне» исполнение русских народных песен юными вокалистками, причем именно они запевали и солировали. Полина Каменева, Екатерина Трофимова, Софья Столярова, Екатерина Родыгина, Елена Черняк покорили зал.

В очень большой и разнообразной программе Смоленского камерного оркестра под управлением Александра Орлова выступили учащиеся ДМШ № 1, 3, 5, 8 и студенты по классу фортепиано, скрипки, кларнета, флейты и гитары Смоленского музыкального училища имени Глинки и Смоленского государственного института искусств. Зал тепло принял эффектное выступление фортепианного дуэта Глеба Гурьева и Арсения Владимирова. А Анна Мишина и Юлия Солодовских (фортепиано) - воспитанницы заслуженного работника культуры России Л.Л.Дроздовской - удивили смолян интересной трактовкой Концерта № 23 Моцарта и Концерта № 1 Баха. Так легко и выразительно сыграть с оркестром даже одну часть сложных произведений не каждому взрослому артисту по силам.

С огромным успехом прошла фестивальная программа Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского под управлением заслуженного артиста РФ Николая Степанова. В ней участвовали лучшие учащиеся музыкальных школ, школ искусств, детского оркестрового объединения и театра «Молодой балет» Дворца творчества детей и молодёжи (ДТДМ) города Смоленска. Выступления юные артистов, увлечённых балетом, игрой на балалайке, домре, аккордеоне, трубе, фортепиано, флейте, жалейке в сопровождении оркестра имени В.П. Дубровского стали поистине историческими. Почему? Да именно в это время, ровно 25 лет назад, в здании бывшего Дворянского собрания открылся концертный зал имени М.И.Глинки. А прежде там размещался Смоленский медицинский институт с уютным, очень тёплым даже зимой, большим актовым залом.

Заключительный день фестиваля, впрочем, как и все предыдущие, собрал немалую цветочную дань, не говоря уже о бурных аплодисментах публики. На ура прошло выступление настоящего виртуоза Дмитрия Зуя, который исполнил на жалейке в сопровождении оркестра имени Дубровского русскую народную песню «Во деревне то было, в Ольховке». Интересно, что этой композицией дирижировал Александр Зуй, основатель и художественный руководитель детского оркестрового объединения ДТДМ. Отец и сын - представители музыкальной династии, потомки удивительного русского композитора Алексея Владимировича Станчинского (1888-1914), жизнь и творчество которого неразрывно связаны со смоленской землёй. Среди побед Дмитрия – диплом солиста Всероссийского конкурса детско-юношеского творчества «Музыкальная Московия-2012», посвящённого 175-летию со дня рождения Милия Балакирева. Как победитель Всероссийского фестиваля-конкурса «Хрустальные звёздочки», жюри которого возглавляла народная артистка СССР Елена Образцова, Дмитрий выступал в заключительном гала-концерте на сцене прославленного Мариинского театра. С восхищением слушали смоляне «Польку-галоп» А.Петрова, «Скерцино» Н.Ракова и пьесу И.Савинцева «Белый голубь» в артистичном исполнении пианистов Алексея Саткевича, Анастасии Рековец и очаровательной флейтистки Софьи Гореловой.

В краткой статье невозможно отметить всех исполнителей, которые привели в восторг юную аудиторию. Остаётся сказать спасибо смоленским педагогам и родителям за воспитание молодых дарований. Творческий форум «Большая сцена – талантливым детям» завершился подведением итогов, словами благодарности, дипломами и памятными подарками, которые вручили юным артистам руководители ведущих творческих коллективов Смоленской филармонии и департамента по культуре и туризму. Фестиваль стал не только важным звеном, которое сохраняет связь времён и поколений в искусстве малой родины Михаила Глинки, но и прекрасным творческим подарком славному юбилею - 1150-летию Смоленска.

Музыкальный парад Победы

Город-герой Смоленск вошел в орбиту V международного фестиваля имени Н.Н. КАЛИНИНА профессиональных народных оркестров.

Встречу с замечательными музыкантами с берегов Волги подарило смолянам великое событие – 70-летие Победы в Сталининградской битве. Ей был посвящен большой гала-концерт Волжского русского народного оркестра имени Н.Н.Калинина под управлением заслуженной артистки России Галины ИВАНКОВОЙ. В фестивальной программе «Волжская рапсодия» участвовали солисты Волгоградской областной филармонии и театра «Царицынская опера»: Наталья ДОЛГАЛЕВА (народный вокал), Елена ПЛЕШАКОВА (сопрано), Алексей БУБЛИК (баритон), Виталий РЕВЯКИН (тенор) и солисты Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского под управлением заслуженного артиста России Николая СТЕПАНОВА.

Первое отделение концерта «Сталининград - Берлин - Победа» открылось впечатляющим исполнением фрагмента «Поэмы памяти Шостаковича» А.Цыганкова и композиции А.Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам». Любимые, знакомые до каждой ноты песни и частушки военных лет, поражали неожиданной свежестью, глубиной и достоверностью. Как ярко и выразительно звучали прекрасные голоса вокалистов в песенных коллажах! Какими овациями встречал зал композиции «Песня артиллеристов», «Синий платочек», «Смуглянка», «Катюша», «Потому что мы пилоты», «Казаки в Берлине»!

Начало второго отделения концерта «Серебряные струны лазоревого края» порадовало публику мощью и слаженностью звучания большого фестивального оркестра в удивительной композиции В. Гаврилина «Праздник» из сюиты «Дом у дороги». Сцена филармонии вдруг показалась маленькой. К гостям из Волгограда присоединились артисты Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского под управлением заслуженного артиста России Николая Степанова. Фантастическую виртуозность продемонстрировали солисты двух оркестров. Пьесу-шутку А.Цыганкова «Перевоз Дуня держала» блистательно исполнила гостья Людмила Попова (домра). Нисколько не уступил ей в мастерстве и умению эффектно «делать музыку» солист СРНО Максим Макеенков (балалайка) в композиции «Кадриль» Тростянского, которой, как всегда темпераментно, дирижировал Николай Степанов. Мастерство артистов превращало каждый номер в маленький шедевр. Недаром смоляне - от мала до велика – отмечали, что такие концерты лечат душу и укрепляют тело, вселяют в людей гордость за воинские подвиги поколения победителей, наполняют сердца добротой и радостью.

Кстати, по окончании программы дирижёру и художественному руководителю оркестра имени В.П. Дубровского Николаю Степанову были вручены Памятная фестивальная медаль имени Н.Н.Калинина и замечательное издание «Книги памяти». А вот что сказала очаровательная женщина и настоящий энтузиаст фестивального движения, главный дирижёр и художественный руководитель Волжского русского оркестра народных инструментов Галина Иванкова:

– Наш фестиваль носит имя человека-легенды, музыкального лидера, создавшего в России 50 оркестров русских народных инструментов, Николая Николаевича Калинина. Он организовал и возглавил Волжский народный оркестр, дирижером которого была я. Мне посчастливилось с ним работать, он благословил меня на творчество. Фестивальный проект объединил многих музыкантов-народников России. В 2013 году он отмечает свой первый юбилей – проходит уже в пятый раз. Мы надеемся, что наше выступление станет настоящим праздником народной музыки для смолян, оставит в памяти слушателей и музыкантов минуты вдохновения и сблизит народы, населяющие нашу великую страну.

Светлое торжество торжеств

Два аншлаговых и благотворительных для слушателей концерта Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия ГЕРГИЕВА прошли в Смоленске в рамках XII Московского Пасхального Фестиваля.

После торжественного открытия фестиваля в Первопрестольной Смоленск стал первым городом центральной России, который имел честь принимать лауреата возрожденного звания «Герой труда» и Государственных премий РФ, народного артиста России, художественного руководителя-директора Государственного академического Мариинского театра, почетного гражданина Санкт-Петербурга Валерия Гергиева. Даже среди самых успешных дирижёров мира маэстро выделяется планетарной востребованностью и колоссальной работоспособностью: даёт концерты и спектакли каждый день, в разных точках Земного шара. Об этом писала одна из крупнейших и старейших ежедневных газет столицы Соединённых Штатов Америки The Washington Post. Гергиева и его оркестр ждут самые знаменитые сцены мира: Метрополитен-опера, Королевский оперный театр Ковент Гарден, театр Ла Скала... Многие инструменты в руках музыкантов Мариинского оркестра на рынке раритетов оценивают в баснословные суммы. Это настоящие Страдивари, Гварнери и Амати. Им уже триста лет.

На смоленский вокзал специальный чартерный поезд с участниками фестиваля прибыл около восьми часов утра 6 мая. Несмотря на плотный график Валерий Абисалович нашёл несколько минут для общения со смоленскими журналистами.

- Пасхальный фестиваль за 12 лет набрал очень серьезный ход, наш большой коллектив побывал в 50 регионах. В этом году программы фестиваля посвящены 70-летию битвы на Курско-Орловской дуге, рождению Мариинки-2 и 100-летию «Весны священной» Игоря Стравинского.

Наш оркестр проедет на Пасхальном поезде по 14 городам России. В общей сложности за 12 дней будут даны 90 концертов симфонической, камерной и звонильной программ. Сегодня мы рассчитываем поработать со сводным хором, заложить основы для будущих совместных выступлений. В развитие хорового дела нужно вовлекать регионы России, приглашать коллективы на концерты в Москву и Петербург. Я сам начинал еще мальчишкой петь в хоре, для меня это было самое первое драгоценное накопление опыта. Тогда наша страна была одной из выдающихся музыкальных держав, нужно приложить немалые организаторские усилия, чтобы так было и сейчас. Нынче не в каждой школе есть хор, уроки музыки вообще не считаются предметом. Пусть будут в стране тысячи детских хоровых коллективов: в каждой деревне, в каждом небольшом городе. Это ведь ничего не стоит: не надо строить громадных залов, театров, покупать дорогостоящие инструменты. Возможно, одной из первых кульминаций будет участие грандиозного юношеского и детского хора в открытии Олимпиады в Сочи.

Напомним нашим читателям, что XII Московский Пасхальный фестиваль проходил с 5 по 16 мая при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации и по Благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Примечательно, что министр культуры России Владимир Мединский назвал фестиваль «фантастически народным».

Слушателями первого выступления в Концертном зале имени Михаила Глинки стали учащиеся и преподаватели детских школ искусств и музыкальных школ из всех уголков Смоленской области. Фестивальная программа в большом зале филармонии открылась камерной кантатой Джованни Перголези «Stabat Mater dolorosa» — «Мать скорбящая стояла». Это гениальное произведение было создано композитором в последние месяцы его короткой жизни. (Перголези родился в 1710 году и умер от чахотки в 26 лет). В это время он уехал из Неаполя и жил в местечке Поццуоли, где приступил к сочинению четырёх кантат, одной из которых стала всемирно знаменитая Stabat Mater. Её вместе со звёздами Мариинки: оркестром и солистами Оксаной Шиловой (сопрано), Юлией Маточкиной (меццо-сопрано) исполнил сводный хор Смоленского музыкального училища имени Михаила Глинки, духовного училища и детской музыкальной школы № 1. Интересно, что худрук столичной Капеллы имени Юрлова Геннадий Дмитряк был заблаговременно отправлен в хоровую командировку, а Валерий Гергиев впервые увидел юных смоленских хористов за час до концерта. Кантата состоит из нескольких частей, причем сольные и дуэтные, хоровые, медленные и более быстрые, чередуются. Особенно проникновенно прозвучало выдержанное в духе неаполитанской канцоны соло сопрано Cujus animam gementem («Сердце, полное волненья») со словно задыхающимися от волнения синкопами.

Также для воспитанников и учителей детских музыкальных школ были исполнены фрагменты из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского и увертюра «Светлый праздник» Николая Римского-Корсакова. Она занимает особое место среди музыкальных сочинений, посвященных празднику Пасхи. Благодаря использованию мотивов пасхальных песнопений сам замысел произведения уникален. По мнению смолян, исполнение этой чистой, высокой музыки окрыляет людей особой духовной энергией, вносит в души мир и покой, свет и радость. Первый утренний благотворительный концерт Валерий Гергиев дал на сцене областной филармонии. На двенадцать часов было запланировано выступление в Драматическом театре имени Александра Грибоедова. Начало концерта задерживалось по техническим причинам, но публика спокойно ждала.

В 12:35 Валерий Гергиев – за пультом оркестра Мариинского театра, вновь поражая смолян своей уникальной дирижёрской магией. Слушателям были представлены танцевальные оркестровые номера оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки, увертюра «Светлый праздник» Николая Римского-Корсакова, «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова. Партию фортепиано «Рапсодии» – одного из самых популярных фортепианно-оркестровых произведений мира - блистательно исполнил народный артист России Денис Мацуев, причем рояль ему пришлось привезти свой. Увы, в Смоленске нет достойного концертного инструмента.

Смоляне цветами и нескончаемыми овациями стоя благодарили маэстро Гергиева и всех участников концерта за светлый музыкальный праздник.

После концертов Гергиев ответил на вопрос нашего корреспондента.

- Валерий Абисалович, являясь главой Всероссийского хорового общества, Вы неустанно работаете над образовательным проектом «Россия поет». Как, на Ваш взгляд, наш сводный хор справился со сложным и глубоким произведением Перголези?

- Участники хора хорошо подготовились к выступлению, но нужно обязательно создать постоянный большой хор города-героя Смоленска. Важно, чтобы во всех школах России, как музыкальных, так и общеобразовательных, были детские хоровые коллективы. Это - один из приоритетов нашей деятельности, необходимое условие восстановления и развития хоровой культуры России.

Комментарий редактора. Пожелание Маэстро весьма злободневно. Хоровое пение очень популярно во всем мире, способствует единению сердец, сплочению людей. Вот было бы здорово, если бы на праздновании 1150-летия Смоленска выступил большой хор города-героя! Но, увы, такового у нас нет. Возможно, и потому, что многие наши начальники больше думают о том, чтобы произвести впечатление, засветиться своей, как им кажется, пламенной речью, чем о развитии культуры. Зачастую, кроме косноязычия, эти чиновники ничего путного «не выдают на гора». После концерта Симфонического оркестра Мариинского театра на сцену вышел вице-губернатор Николай Кузнецов, и далекой от высокого литературного языка речью и с безграмотной дикцией начал красоваться перед зрителями и гостями. При этом размахивал картиной, не зная, в какую руку ее переложить и какой стороной повернуть к Маэстро. Сказать, что слушатели на контрасте с высоким искусством испытали шок, наверное, недостаточно. По сути «куратор культуры» испортил смолянам настроение и очень «подмочил» впечатление от концерта. Об этом люди открыто говорили, выходя из здания театра.

Хотел бы затронуть и тему пиара накануне приезда оркестра Валерия Гергиева. Губернатор не уставал рекламировать предстоявшие концерты в качестве собственной заслуги, мол, он лично договорился с Маэстро. А оказалось, что гастроли организовали Правительство Москвы и Патриарх Русской православной церкви. От регионов требовалось лишь собрать весьма приличную сумму денежных средств на оплату труда артистов и их путевые расходы. Слов нет, найти деньги – весьма хлопотное дело. Но тогда и нужно было честно сказать смолянам о стоявшей перед руководством области задаче. Любые ложь или недосказанность рано или поздно становятся явью. Полагаю, они не делают чести высшему должностному лицу региона.

 

Комментарии   

 
0 # АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ 29.05.2013 22:32
Прекрасный слог, достойный быть в ЖЗЛ!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.