Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2013 № 05 (153) МАЙ 2013 г. ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ ПРЕКРАСНОМ, ШКОЛА?

ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ ПРЕКРАСНОМ, ШКОЛА?

Учитель, воспитай ученика

Александр МЕЛЬНИК, лауреат премии имени М.В. Исаковского

ОТКРЫТИЕ ТАЛАНТА

Символично, что этот этап городского конкурса профессионального мастерства «Учитель года-2013» проходил в областной универсальной библиотеке имени А.Т. Твардовского. Финалисты выступали с публичной лекцией, тему которой определили сами, исходя из направлений модернизации образования и сопровождающих ее проблем.

И то символично, что перед началом выступлений директорам школ, где лучшие кабинеты литературы, вручены за них грамоты. Первое место в смотре-конкурсе занял кабинет школы № 27 имени Эдуарда Хиля. «Совершенно великолепный кабинет», - по оценке Юлии Викторовны Викторенко – методиста, который курирует русский язык и литературу в системе городского управления образования. А учительница Ирина Васильевна Чернецова стала победителем конкурса.

Принимала грамоту директор школы Елена Николаевна Лобанова под одобрительные, дружные аплодисменты коллег. И в управлении образования услышал отзывы о ней самые благоприятные. Как о продолжателе традиций воспитания интеллектуально развитых, одаренных детей. Моими собеседницами были начальник информационно-методического отдела Наталья Николаевна Сазонова и менеджер-методист Юлия Викторовна Викторенко.

- Она у нас директор молодой. Второй год в этой должности, а прежде была завучем. Сменила Татьяну Васильевну Трубникову и приняла эстафету традиций, в том числе – создавать условия для учителя. Елена Николаевна – тоже литератор.

Я почувствовал в уточнении «тоже литератор» то почтение, которое заслуживает учитель русской словесности. И в проведении всякого рода конкурсов, где они достойно проявляют себя, отдается должное словеснику. И это справедливо. Ведь вначале было Слово.

Школа № 27 имени Эдуарда Хиля, расположенная на улице Твардовского, явила миру яркие творческие дарования. И не только в сфере литературы, искусства, но и в других сферах деятельности. В области культуры примеры на виду.

«Жизнь, плохая ли, хорошая, была прожита. Благодарю тебя, Господи, за нее и уже ни о чем не вопрошаю. Ни о том, откуда я пришел и куда ухожу снова. Кто я и зачем я? Почему моя душа, созерцая великое чудо жизни, болела и плакала и просила еще большего чуда. Почему за дар творить красоту, коим был наделен, надо расплачиваться самой жизнью. И почему я, строитель, не был крепок и тверд, подобно стенам, которые строил. Не спрашиваю тебя, Боже. Еще каплю терпения – блеснет мне в лицо, ослепит великой радостью обещанный тобой свет истины, а в нем ответы на все вопросы – большие и малые – человеческого ума и сердца».

Кто написал эти слова? Человек, имя которого стоит на обложке книги «Зодчий Федор Конь» и в ряду лучших писателей Смоленщины и всей России. Выпускник двадцать седьмой школы Евгений Алфимов.

Доброй, простой и застенчивой

Люди тебя нарекли.

Низкий поклон мой ,

Смоленщина, -

Корень российской земли.

Кто в стихотворных строках так сердечно выразил сыновнюю признательность малой родине и отразил ее глубинную суть? Поэт и государственный деятель, узник «Матросской тишины» по «делу ГК ЧП» Анатолий Лукьянов. Автор книги «В водовороте российской смуты». Выпускник двадцать седьмой школы.

У леса на опушке

Жила зима в избушке.

Она снежки солила

В березовой кадушке.

Кто мог сделать крылатой эту чудесную лесную сказку? Человек с поэтической натурой и узнаваемым голосом, родившийся в городе с названием, в котором слились в едином звучании «смола» и «лен». И блеск! Человек, имя которого увековечено в названии школы.

Говорят, что с талантом рождаются. Но не у всех он раскрывается. В школе № 27 умеют это делать.

«Искусство рассмотреть талант» - тема лекции финалистки конкурса профессионального мастерства, учительницы Лилии Петровны Мирошкиной из школы имени Эдуарда Хиля. Она щедро поделилась опытом формирования творческой личности.

Лилия Петровна – тоже преподаватель литературы. И когда я уточнил: победитель одного конкурса и финалист другого – действительно из одной и той же школы, то получил красноречивый ответ от Юлии Викторовны Викторенко:

- Двадцать седьмая школа у нас богата на победителей, на конкурсантов и на призеров.

Вскоре последовало еще одно подтверждение справедливости этих слов: Лилия Петровна Мирошкина стала победителем конкурса «Учитель года-2013».

ДОСТОЙНЫХ СЛАВНАЯ ЧРЕДА

Разумеется, и другие школы результативны, успешны, имеют свои отличительные особенности и достижения. Гимназия имени Пржевальского, директором которой является Татьяна Васильевна Казанцева, в особом представлении не нуждается. Прием сюда ведется на конкурсной основе. Обучение профильное. Выпускники поступают в престижные вузы. В смотре-конкурсе кабинетов литературы разделила второе место с тридцать четвертой школой. Учительница Татьяна Ивановна Шубнякова отмечена второй премией.

Такая же награда, вторая премия, досталась учительнице Наталье Викторовне Сухой из тридцать четвертой школы. Успех стал возможен с приходом на должность директора Светланы Владимировны Подшиваловой - энергичного, знающего дело педагога.

Решающая роль руководителя в успехе очевидна и подтверждена примерами в каждом конкретном случае.

- Что касается тридцать пятой школы, там Дагмара Михайловна Иванникова – директор. Она изо дня в день последовательно и целенаправленно создает условия для своих учителей. Вся наполняемость внутренняя, методическая – это заслуга учителя. Но весь внешний антураж, оборудование, оснащение – результат усилий директора. Ведь это все стоит денег. И если не директор изыщет способ вложить средства, то кто?

Вопрос, безусловно, риторический. Понятно, что именно он. С привлечением спонсоров, через конкурсы и материальное вознаграждение за победы, участие в финансируемых проектах... Словом, благодаря тому, что приносит деньги. Под лежачий камень денежный поток не потечет.

- Там призер Раиса Дмитриевна Дивакова, третье место в смотре-конкурсе кабинетов литературы, - продолжился разговор о тридцать пятой школе. – Когда раньше Раиса Дмитриевна принимала участие в областном конкурсе «Учитель года», то тоже была в призерах. Постоянно она принимает участие в конкурсах. Совсем недавно проходил заочный конкурс «Лучший учитель» - опять в числе призеров. Кроме того, она руководитель школы молодого учителя – начинающих преподавателей литературы. Управление образования на базе этой школы проводит занятия для молодых учителей. Тридцать пятая школа - это кузница наших замечательных кадров.

На третье место вышла также учительница сороковой школы Надежда Викторовна Косых. Его разделили два призера. И тоже условия обеспечила директор Ирина Владимировна Новикова – победитель нацпроекта, инициативный, активный руководитель.

- В текущем году, как никогда, четырнадцать школ заявили об участии в смотре-конкурсе кабинетов литературы. Выявились пять лидеров, - пояснила Юлия Викторовна Викторенко. – и все очень достойные. Трудно было отдать предпочтение. Участники ушли друг от друга на полбалла - один балл. А места только три. Были еще номинации и победители в этих номинациях.

СТРЕМЛЕНИЕ К СОВЕРШЕНСТВУ

Престижная эстетическая гимназия, заслужившая славу и создавшая исключительно благоприятные условия обучения многолетними стараниями директора Леонида Трофимовича Дюга, стала победителем в номинации «Лучшая здоровье сберегающая среда кабинета». По большому счету среда такая во всей гимназии. И творческая атмосфера в ней даже не особенность, а повседневная действительность.

В библиотеке имени А.Т. Твардовского среди финалистов конкурса «Учитель года-2013» находилась учитель музыки этой гимназии Наталья Станиславовна Антончева. Тема ее публичной лекции: «В будущее – с надеждой». И она произнесла замечательные слова: «Творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно же, к прекрасному в самом широком смысле этого понятия». Это то, чем занимается сама Наталья Станиславовна, чем занимается гимназия в целом, вызывая такое стремление, формируя посредством искусства творческое начало.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые

я лирой пробуждал...

Учитель это делает имеющимися у него средствами. Как, например, Наталья Станиславовна Антончева, занявшая второе место в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года-2013».

Продолжая разговор о результатах смотра-конкурса кабинетов литературы, Юлия Викторовна Викторенко, сообщила, что школа № 26 имени А.С. Пушкина стала победителем в номинации «Кабинет – творческая лаборатория учителя». Удостоен грамоты ее директор Александр Петрович Алексеев.

- В семнадцатой школе хороший кабинет для учителя литературы. Там директор Владимир Анатольевич Карнюшин. В слово «хороший» я вкладываю понятие «фундаментальный», - подчеркнула Юлия Викторовна. Победителем в номинации «Научно-методическая лаборатория» стала двадцать девятая школа. где работает директором Валентина Викторовна Станевич.

- Там такое содержание методическое, совершенно замечательное, - восхищалась Юлия Викторовна. – И оно, это содержание, работает на урок. Мы ведь этого добиваемся, чтобы оснащение кабинетное работало на урок. В помощь учителю. Чтобы он посредством современного технического арсенала смог донести до детей знания. Ради этого и конкурсы устраиваются.

ТРОПА К СВЕТОЧУ ЖИЗНИ

В юности мы спрашиваем часто,

На какой тропе

искать нам счастья...

Имя поэта, которому принадлежат эти строки, стоит в названии двадцать первой школы. И это просто замечательно, что есть такая школа, которая удостоилась чести называться именем патриота Отчизны и своей малой родины, оставившего неизгладимый след в отечественном и мировом литературном наследии.

И что еще примечательно, исполнен нравственный долг по отношению к учителю. Ведь Николай Иванович Рыленков свой трудовой путь начинал в сельской школе. Профессиональное образование получил на факультете русского языка и литературы Смоленского пединститута. Он оставался верен Смоленщине на протяжении всей жизни. Прошел Великую Отечественную войну и вернулся в город юности. Возглавлял областную писательскую организацию до самой кончины и отразил в своем творчестве бесконечную любовь и преданность родному краю.

Новые тревоги и заботы,

Новых троп крутые повороты,

Что всегда ведут

к родному краю,

А иного счастья я не знаю.

Директор школы № 21 имени Н.И. Рыленкова Светлана Викторовна Вакунова вошла в число награжденных по итогам смотра-конкурса. Держит марку, не роняет чести именитая школа.

Так совпало, что Светлана Викторовна Вакунова училась в школе № 1 у дочери Рыленкова - Натальи Николаевны в свои детские годы. Я же знал имя другой дочери – Ирины Николаевны. Чтобы исключить сомнения, позвонил писателю Евгению Петровичу Алфимову и услышал подтверждение, что Рыленков имел двух дочерей.

Летом 2010 года на Доме книги была установлена мемориальная доска, свидетельствующая, что здесь «работали известные смоленские писатели А.Т. Твардовский, М.В. Исаковский, Н.И. Рыленков». На церемонии открытия Ирина Николаевна Рыленкова сказала:

- Большое спасибо всем, кто пришел, кто помнит, кто изготовил памятный знак. Я думаю, что мемориальная доска посвящена им не только как писателям, как поэтам, но и как великим гражданам. Потому что влияние на судьбы многих людей они оказали своим творчеством очень большое. Я рада, что люди ценят поэзию, и надеюсь, что интерес к ней с годами не поубавится. Ведь поэзия пробуждает лучшие чувства. А значит, жизнь наполняется светлыми и добрыми помыслами.

ИСТИННАЯ СИЛА

- Каждый из нас выбирает сам то, что делает нас счастливыми, - с этого жизнеутверждающего афоризма начала публичную лекцию в областной универсальной библиотеке финалистка конкурса «Учитель года-2013» Инна Николаевна Иванова. - Она выступала на тему «Федеральный общеобразовательный стандарт и вечные ценности». Очень впечатляющее, очень глубокое по содержанию было выступление.

- Почему я выбрала эту тему? Потому что считаю, что образование должно не только давать знания, обучать умениям и навыкам. Оно должно, прежде всего, формировать добродетельный характер. Истинная сила человека - в его характере.

Записал народ в свою книгу книг,

Справедливость во всем любя,

Глупый требует от других,

Мудрый – от самого себя.

- Когда что-то для нас становится жизненно важным, необходимым, когда мы прилагаем к этому все свои чувства, разум и сердце, мы способны перевернуть весь мир, - убежденно произнесла Инна Николаевна Иванова, учитель начальных классов школы № 18.

Она говорила о нравственном выборе, человеческих ценностях, смысле жизни, любви и милосердии, чести и достоинстве, справедливости, семье, благотворном православном влиянии – обо всем том, что служит основой формирования у детей личностной, социальной и духовной культуры. Посетовала на то, что в школьной программе так мало часов, чтобы дать знания о мировых религиях и православной вере.

- Я благодарна директору нашей школы Галине Викторовне Батюковой за понимание важности этой огромной проблемы. Еще с 1998 года мы сумели в начальной школе ввести факультатив «Православная культура», где дети обучались с первого по четвертый класс. И сейчас, в условиях реализации образовательного стандарта, занятия продолжаются во внеурочной деятельности. Наши дети знают, что такое храм. Наши дети знают, что такое молитва. Мы, учителя, ведем детей в Успенский собор на первое причастие. Мы ведем их за собой на святые источники. Мы посещаем православные паломнические места в Сергиевом Посаде, в Оптиной пустыне... И когда оглядываешься назад и видишь результат такой работы, то можно с уверенностью сказать, что духовно растут не только наши дети. Вслед за ними духовно растут даже родители.

Инна Николаевна Иванова стала призером конкурса «Учитель года-2013», заняв в нем третье место.

О высокой роли учителя, значении школы в формировании гармонично развитой личности шла речь и в других публичных лекциях финалистов конкурса профессионального мастерства. «Ведь школа – это модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми», - подчеркнула Ирина Федоровна Игнатова, учитель географии и биологии школы № 16, раскрывшая тему «Мудрость и компромисс при решении педагогических конфликтов».

Мудрый требователен к себе. Выраженное в стихотворных строках Рыленкова народное здравомыслие проявляется при возникновении сложных ситуаций в отношениях между учеником и учителем.

Конкурсы, в которых учителя показывают и мастерство, и увлеченность делом, и замечательные человеческие качества, представляют собой университеты профессионализма, где опыт лучших служит образцом.

...Что в имени твоем прекрасном, школа? Познание загадок бытия и цель: «вперед! и – выше! все – вперед! и – выше!»

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.