Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2013 № 05 (153) МАЙ 2013 г. ЖАЖДА ЧИСТОЙ МУЗЫКИ

ЖАЖДА ЧИСТОЙ МУЗЫКИ

Смоленск концертный

Наталья КУЛАКОВА

В мае небо кажется выше, а солнце светит ярче. Глаз радует зеленый наряд лесов, полей, цветенье садов. Просыпается не только природа, но и наше желание видеть прекрасные картины весеннего возрождения жизни. Слух, отупевший от зимнего грубого скрежета городского транспорта, по весне может, наконец, уловить весёлый гомон птиц, чистые трели соловья, нежный шелест ветра в молодой листве, журчащий шум ожившей воды. Человеку хочется благодатной тишины, такой, чтобы слышно было, как растёт трава, как распускаются цветы. Хочется, чтобы звучала музыка, чистая, как родник. Вслед за поэтом Фёдором Тютчевым хочется воскликнуть:

Где вы, Гармонии сыны?

Сюда!.. И смелыми перстами

Коснитесь дремлющей струны,

Нагретой яркими лучами

Любви, восторга и весны!..

ВИВАТ, КОРОЛЬ, ВИВАТ!

Гармонику с аккордовым аккомпанементом в левой руке изготовил вместе с сыновьями Гвидо и Карлом австрийский органный мастер Кирилл Демиан в 1829 году в Вене. С той поры красивый инструмент с правой фортепианной клавиатурой называют аккордеоном. Если считать со дня названия инструмента, то ему уже более 180 лет. Почти два века. В городе Кастельфидардо, являющемся центром итальянской музыкальной промышленности, сооружен семиметровый бронзовый памятник аккордеону (скульптор Ф. Кампанари). До чего же хороши переливающиеся радужные звуки аккордеона! Особенно, если на нем играет Золтан Орос - венгерский король аккордеона. В Смоленске уникальный музыкант дал феерический концерт в большом зале филармонии.

Любовь к инструменту Золтан унаследовал от отца, рано почувствовавшего музыкальные способности сына. Отец подарил мальчику первый аккордеон, когда ребенку было всего четыре года. Уже в 13 лет Золтан принимает участие в престижном Международном конкурсе в немецком городе Клингентале. Позже музыкант победил в Национальном конкурсе аккордеонистов во взрослой номинации в 1998, 1999 и 2000 годах. В марте 2000 года Золтан Орос вместе со своим ансамблем получает высокую оценку Венгерского радио, присуждающего ансамблю престижную музыкальную премию ЭМЕРТОН. Золтан Орос гастролирует с концертами во многих странах мира, от Сингапура до Парижа. Вместе со своим аккордеоном он побывал на фестивалях в Финляндии, России, Дании, Бельгии, Эстонии, Норвегии, Испании, но всегда с особым удовольствием выступает у себя на родине в Венгрии. Основная цель артиста-виртуоза - познакомить как можно больше людей с фантастическими возможностями игры на аккордеоне. И он преуспел в этом, страсть и выразительность его неповторимого музыкального стиля помогают людям полюбить аккордеон.

На концерте в зале Смоленской областной филармонии король аккордеона подарил слушателям целый букет «вечнозеленых» мелодий. Публика пришла в восторг от виртуозного и образного исполнения французских, немецких, итальянских, русских, испанских популярных композиций. Наряду с аргентинским танго Астора Пьяццоллы, прозвучали также классические произведения в обработке для аккордеона. Золтан - отличный аранжировщик. В «Турецком марше» Моцарта вдруг появились сочные балканские интонации. А как эффектно Орос передал характерные мелодические обороты народной музыки в «Венгерском танце» Брамса! Как грустил его аккордеон об уходящей любви в элегической мелодии «Опавшие листья» французского композитора венгерского происхождения Жозефа Косма! Со временем французская песня «Les Feuilles Mortes» превратилась в мировой англоязычный хит «Autumn Leaves». Композитора Косма (1905 -1969) называли «Купереном песни». Он принимал участие в создании пантомим Марселя Марсо, сочинял камерную музыку, пробовал себя в опере и написал музыку к 100 фильмам, но мировую популярность ему принесла именно эта песня на слова выдающегося поэта Жака Превера. Ее на двух языках исполнила Эдит Пиаф в 1956 году в знаменитом нью-йоркском зале Карнеги-Холл. Удивительной композицией восхищались великие джазмены, а самым известным исполнением стал стандарт Майлза Дэвиса. А смолянам пришлась по вкусу полная певучей меланхолии оригинальная версия Золтана Ороса. Зал очаровало виртуозное исполнение «Чардаша» итальянского скрипача и композитора Витторио Монти (1868-1922). По мнению историков музыки, происхождение чардаша может быть связано с венгерским музыкальным стилем вербункошем (от слова вербовка), распространенном в венгерской армии в XVIII веке. Чардаш начался с медленного лиричного вступления, а завершился головокружительным, стремительным ритмом зажигательного венгерского танца.

Непередаваемые ностальгические чувства у слушателей вызвал вальс «Под небом Парижа», долгие годы звучавший на танцевальных вечерах многих европейских стран. Эта песня была написана для фильма "Sous le ciel de Paris" (режиссер Жюльен Дювивье) и стала популярной благодаря Иву Монтану и Эдит Пиаф.

Впечатления смолян от концерта Золтана Ороса были самые восторженные: «Столько света, таланта, любви к музыке и слушателям излучало это незабываемое яркое выступление гениального аккордеониста, что все печали ушли, осталось желание улыбаться людям и радоваться жизни».

Концертные номера музыкант объявлял сам. Причем делал это на русском языке. Виртуозу пришлось проштудировать множество учебников и словарей. А вообще он говорит на венгерском и немецком языках и совсем немного по-английски. Вот что он попросил передать нашим читателям:

- Спасибо публике Смоленска за фантастичный, очень теплый прием моей программы, надеюсь вернуться в ваш гостеприимный город, в этот прекрасный филармонический зал. Я играю музыку, которая живет в сердце. Этому учил меня еще мой отец. Такая музыка несет радость. И совершенно без разницы, венгерская, русская, аргентинская или французская это музыка.

Меня часто спрашивают, на каком аккордеоне я играю. Мой красавец - итальянский концертный инструмент Luciano Serenellini - отличается чистотой и яркостью тембра, мощностью и полетностью звука.

ПРИНОШЕНИЕ

ВЕЛИКОМУ МАЭСТРО

Настоящими событиями культурной жизни нашего региона становятся выступления Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского. В этом сезоне музыканты оркестра под управлением заслуженного артиста России Николая Степанова работают над восстановлением эксклюзивных программ, созданных великим маэстро Дубровским. Одна из них - «Танцы народов мира». Она открылась исполнением ритмически смелой, пронизанной солнцем рапсодии «Испания» французского композитора Эммануэля Шабрие. Оркестр смог передать своеобразие сочинения, о котором сам автор писал: «Это будет ни на что не похожая, «очень испанская» фантазия. Все будут поражены ее дикими ритмами, а мои мелодии будут такими возбуждающими, что многие сольются в страстном поцелуе!». Конечно, до поцелуев в зале филармонии не дошло, но после каждого номера публика благодарила артистов бурными аплодисментами. С каким наслаждением смоляне погрузились в красочный, неповторимый мир восточных образов музыки А.И. Хачатуряна. Ярчайший пример магии хачатуряновского ритма — знаменитый «Танец с саблями» из балета «Гаянэ», вариация Эгины и заключительная вакханалия из балета «Спартак» - зал принял их на «ура». Как ни удивительно, но популярный во всем мире танец сиртаки – хореографический символ Греции - не является народным. Его музыку написал известный композитор Микис Теодоракис в 1964 году для фильма «Грек Зорба». По воспоминаниям американского киноактера Энтони Куинна, сыгравшего в фильме заглавную роль, он просто выдумал название танца от слова сиртос (танец Крита). Его движения сочетают медленные и быстрые версии старинного греческого танца. Именно эту смену медленных, плавных движений все более ускоряющимся темпом подчеркнула яркая сольная партия Константина Черкасова (ксилофон). Концерт прошел на одном дыхании.

ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ

Большой гала-концерт творческих коллективов Могилевской и Смоленской областей внес свою лепту в успех празднования Дня единения народов России и Республики Беларусь. Международная программа открылась ярким выступлением Смоленского русского народного оркестра имени Виктора Дубровского под управлением заслуженного артиста России Николая Степанова. В духоподъемном исполнении солиста Смоленской филармонии, заслуженного артиста России Юрия Афонова (баритон) прозвучал «Гимн Смоленска». Замечательно исполнили задорные народные плясовые песни солисты ансамбля «Славяне» под управлением заслуженного работника культуры РФ, обладателя национальной премии «Душа России» Ларисы Лебедевой. Этот популярный коллектив Смоленской филармонии является обладателем первой премии Центрального Федерального округа в области литературы и искусства. «Славяне» пели в сопровождении инструментального ансамбля - лауреата первой премии Всероссийского конкурса оркестров и ансамблей народных инструментов - под руководством талантливого баяниста Александра Андреева.

Слушатели горячими аплодисментами приветствовали как смоленских артистов, так и гостей из самой молодой в Республике Беларусь Могилевской областной филармонии. Особенно тепло публика приняла выступления артистов Ансамбля песни и танца «Медуница», солистов, лауреатов международных конкурсов Елены Материнко (лирико-драматическое сопрано), вокального дуэта Ульяны Шелох и Алекши Черного (исполнители эстрадной песни). Сябры пригласили смолян на Международный музыкальный фестиваль «Золотой Шлягер в Могилеве», концертно-выставочные мероприятия «Духо¢ная скарбнiца» в рамках Международного фестиваля духовной музыки и, конечно, на традиционный Республиканский праздник «Александрыя збiрае сябро¢», в котором принимают участие лучшие коллективы филармоний республики, мастера белорусской эстрады, а также творческие коллективы приднепровских регионов России, Украины, Беларуси.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.