Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

ВЫСОТА

Встреча с интересными людьми

Александр МЕЛЬНИК, заслуженный работник культуры Российской Федерации

ВОСХОЖДЕНИЕ ПО СТУПЕНЯМ

Я попал на урок в «греческую школу».

- Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!

Это звучит на языке древнегреческих мудрецов. Вслед за переводом искренне, истово:

- Так хочется мне, чтоб вы были прекрасными и совершенными. И сегодня я сделаю все, что от меня зависит, а вы еще на одну ступенечку станете выше на пути прекрасного и совершенного. Мы проведем потрясающий урок, и вы будете нравственно светлее и умнее.

Вдохновенная муза витала в пространстве класса. Одухотворенное божество парило, завораживало внимание. Зачарованные взоры светились, горели, сияли мыслью.

Я попал на урок «Греческая наука» историка Ирины Павловны Терлецкой в пятый класс школы № 35 города Смоленска. И окрыленностью, воодушевлением, эмоциональностью ее был буквально загипнотизирован.

- Слово «педагог» в переводе означает «сопровождающий». Скажите, пожалуйста, в каком смысле я вас сопровождаю в школе? Сопровождаю, на каком пути?

- На пути к знанию.

- Я веду вас вверх, вверх. Это далеко не трудно?

- Трудно.

- Это трудно, потому что все новое. Итак, мы с вами оказались в греческой школе. Вас привел в школу – обратите внимание! - сопровождающий, именуемый в Древней Греции педагог. Что к концу урока вы точно хотели бы знать?

Выслушав пожелания, Ирина Павловна обозначает предмет обсуждения: «Единство мира природы и человека». И открывает простор для суждений учеников. Предлагает обосновать свое мнение. Приветствует неоднозначность взглядов. И в противоречии побуждает поискать истину. Ведь она рождается в споре. Прекрасные в стремлении ее постичь и обретающие совершенство осмысливают мироздание, опираясь на опыт философов древности. Их изречения появляются на экране. Дети впитывают мудрость Платона, Сократа, Демокрита...

- Что как мудрец Сократ делал ежедневно и что пытался сделать смыслом своей жизни?

- Для учеников не составляет труда ответить:

- Совершенствовать себя для блага человечества.

Это так. Но это красивые слова. Слишком круглые, не затрагивающие душу. Учительница находит другие, доходчивые:

- Нужно преодолевать себя. Не физически. Это внутреннее переживание – себя превозмогать. Это, оказывается, самое сложное. Вот вслушайтесь в звучание слова «вос-пи-та-ние». Я питаю себя. Я воспитываю себя. А Сократ говорил, что этим нужно заниматься каждый день.

На экране возникает вопрос, и дети произносят его вслух: «Что для вас выгоднее, заботиться об урожае, возделывая землю, о чем говорил Платон, или заниматься воспитанием самого себя, о чем говорил Сократ?»

- Как вы ответите на этот вопрос?

- Заниматься самим собой.

- Почему?

- Чтобы становиться умнее.

- Что тут сложного?

- Нужно информации много получать. В этом трудность. Нужны время и терпение.

- Ага! Проявился человек информационного общества, человек двадцать первого века. Для тебя самое главное – получить информацию и заложить ее в голову, чтобы она там рядами укладывалась. Так? Спасибо. У кого есть еще мнения?..

На перемене услышал от Ирины Павловны слова, объясняющие ее творческий метод: «Цель – не только запомнить информацию, но и соотнести ее с самим собой, с днем сегодняшним. Потому как вопросы философии, которые изучались на уроке, волнуют любого человека. Подростков тоже. Лучше начать, акценты сделать в подростковом возрасте. Какая перед ними проблема? В чем смысл жизни? Как это делали древние? Как я себе представляю решение этой проблемы? Вот в этом сейчас миссия образования».

Я попал на урок воодушевленного Мастера и наблюдал восхитительный дар в блистательном проявлении.

ПРИТЧА

О НРАВСТВЕННОМ ВЫБОРЕ

- Проводился Народный собор. Много лет уже назад. Я находилась в драмтеатре среди его участников. Митрополитом у нас был Кирилл, теперешний Патриарх. И он рассказал притчу о том, как, кстати, в Древней Греции шел философ по улице, окруженный учениками. И они внимали его словам, пока на другой стороне улицы не появилась женщина легкомысленного поведения, легкого поведения.

Поманила своим видом, своим взглядом, и все ученики перешли на другую сторону улицы. И пришли к этой женщине. Тогда она сказала философу: «И чего стоит твоя мудрость, твои усилия, твои философские поиски ответа на вопрос, что есть человек и что в мире является сущим, если я поманила к себе, и они стали моими».

И философ ответил: «Путь, по которому ты ведешь этих людей, это путь вниз. Это легкий путь. Путь, по которому веду их я, - это путь вверх. Это путь движения. Это путь преодоления. Это трудный путь. И не каждый готов его пройти.

Рай и ад в душе у каждого...

Эти песенные слова выражают противоречие между добром и злом со времени сотворения мира. Напоминают о противодействии, противостоянии добродетели и порока.

Зло добром порабощено...

Слава Богу! Добро торжествует! Иначе, нравственное падение привело бы к деградации и погибели.

Строится на Божьей истине

Ступень самоотречения...

Движение вверх во имя и ради предполагает самоотверженность, самоотдачу, жертвенность по большому счету. Во имя идеалов добра. Ради совершенствования.

Не потому ли так полюбилась песня Ирине Павловне, что в ней суть и дух восхождения вверх: «Есть такая песня «Церковь при дороге». Мне больше всего нравится в исполнении Макаревских. Супруги Макаревские проникновенно ее поют. И вот я видеоролик детям поставила. А ролик-то! А песня! Потрясающая совершенно!»

И предложила Ирина Павловна детям чувствами поделиться, заинтересовала историей храма. Они узнали на уроке, что, не доезжая Ярцева, следуя на Москву, есть по левой стороне автотрассы красный, красивый храм. Ракеев еще туда деньги вкладывал. Тот, который провожал Пушкина в последний путь.

- Я говорю: «А представляете, таких храмов сотни. И у каждого есть своя история, Давайте начнем искать».

Уникальный у нас родился проект.

ВЫСОКАЯ НОТА

О проекте, посвященном православным святыням Смоленщины, я услышал от Натальи Васильевны Сухоруковой в городском управлении образования, которая мне и порекомендовала встретиться с Ириной Павловной Терлецкой. Дети осуществили поиск, выявили их и нанесли на карту. Работой заинтересовался прежний епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, и она получила его одобрение.

Все это рассказала Наталья Васильевна Сухорукова. И так замечательно охарактеризовала Ирину Павловну, что я не замедлил позвонить в тридцать пятую школу. И первое, что услышал от директора Дагмары Михайловны Иванниковой:

- Вчера Ирине Павловне Терлецкой вручили знак и удостоверение заслуженного учителя России.

«Как все кстати» - мысленно порадовался я. И оказался на уроке истории в пятом классе.

И хотя тему беседы мы определили с Ириной Павловной по телефону до моего появления в школе – это именно исследование и практическое воплощение идеи создания электронной карты православных святынь, мне очень повезло. Я воочию узрел полет души, проявление таланта и виртуозное владение инструментом из арсенала Мастера. Это была музыка. Это была поэзия. Я даже спросил у Ирины Павловны, не пишет ли она стихи.

- Мне родители дали возможность, и я получила музыкальное образование, как во всех гарнизонах. В семьях военных дети учились музыке. Часть успеха в моей профессии еще и так обеспечена мне, - благодарна Ирина Павловна. – У меня родители были люди дела. Очень уважаемые и состоявшиеся. И мы с сестрой, проживающей во Владивостоке, по отношению к делу подобны им в силу воспитания. Все лучшее у нас от них.

- А почему именно эту профессию выбрали? Именно педагог и именно историк.

- Опять же образ и подобие. У меня была удивительно красивая, умная и талантливая учительница истории Зоя Сергеевна Борисова. Она так рассказывала, что мы были просто заворожены. Личность! Она на многое влияет. Раньше нас в Советском Союзе приучали к мысли, что народные массы делают историю. А сегодня становится очевидным, что исторический процесс зависит от человека, от личности. Бывает, человека послушаешь – и не забудешь никогда, как выступление на Народном соборе митрополита Кирилла. Я с этой притчей работаю. С нею я не просто согласна, на ней воспитываю. Пример личности, образ незаурядного человека становится образцом. И моя Зоя Сергеевна – тоже жена военнослужащего в гарнизоне – заложила во мне желание соответствовать. И когда я веду урок во мне проявляется Зоя Сергеевна.

Для Терлецкой урок - беспредельное творческое пространство, не ограниченное горизонтом. Одинаковых уроков у нее не бывает. У каждого своя идея и свой темп, по ее образному выражению. Идею она сравнила с зерном, полученным в творческом поиске, учебное занятие – с его посевом, а результат с колосьями на ниве. Темп зависит от идеи, вдохновляющего заряда. И если вспыхнуло полыхающее пламя озарения, тогда, «как на коне держись».

- Крепко держись. И пусть она тебя несет, твоя идея...

Какой образный язык!

Нисколько не сомневаюсь, что журналистика потеряла в ее лице «золотое перо». Ведь она начинала трудовую биографию в районной газете на Дальнем Востоке, где выросла в семье военнослужащего. А в педагогику пришла, получив профессию. Божий дар, если он есть, непременно раскроется, в любой сфере, любом деле, каждом новом замысле, или, как это теперь принято называть, проекте.

Натура возвышенная, она поэтически воспринимает мир и исполняет свою работу на высокой ноте.

- Мне даже задали вопрос, когда вручали знак заслуженного учителя: «А что дальше?» Корреспондент, моя бывшая ученица, спросила. Я говорю: «Юля, впереди творчество. Сейчас промежуточный этап, оценка результатов. Подвели итоги, завтра работать...»

... В Смоленске Ирина Павловна Терлецкая оказалась после вывода войск из Афганистана. Сюда перебазировали воинскую часть, в которой служил муж. Здесь и началась ее педагогическая деятельность. Сначала в тридцать четвертой школе. Пять лет там проработала. И уже пятнадцать лет в школе № 35.

- Здесь знаете, какой коллектив? Замечательный! Здесь директор – мать родная. Она, как в семье, хозяйка. Все у нее ладится. Где подбодрит, где пожурит. Это человек, который коллектив превратил в такую вот семью, какая она есть. И в нем, этом коллективе, комфортно. Знаешь: все, что ты придумаешь, а мыслей много, желаний, идей много – все будет поддержано, и ты найдешь помощь. Очень много творческих людей, на которых равняешься, и хочется соответствовать. Хочется совершенствоваться, а важен ориентир. И директор Дагмара Михайловна Иванникова с ее человеческими качествами для меня – ориентир. И есть коллеги, которые заставляют меня не дремать, а работать.

«Фактор состязательности», - отметил я мысленно. И тут же понял: характер такой.

- Я настолько жадная до всего того нового, что наш мир нам сейчас преподносит, что я боюсь не успеть. Ведь мне хочется и это, и то...

РАССУЖДЕНИЯ

О ПОНЯТНОМ ЯЗЫКЕ

- Современные дети мыслят категориями «информация», «знания», «открытия технологические»... Поэтому нужно на их языке и разговаривать. Одна система координат должна быть. Если ты попадаешь в эту систему координат, тогда исчезают барьеры на уроке. Ты должен стать своим и раствориться в этой сфере. Но быть педагогом, который ведет трудным путем восхождения.

В этом вся сложность. Потому что вот эти новые дети, они на нас не похожи. У них другие ценности в условиях другой общественной формации. У них понимание событий совсем иное. И если нам кажется даже, что они нас понимают и слышат, это не означает, что так и есть.

Поэтому только в таких уроках – беседах, дискуссиях, интеллектуальном общении, что называется в педагогике интерактивными методами обучения, возникает контакт, где учитель ведет, а ученики, общаясь между собой, новые истины для себя открывают. И духовные ценности формируются. В этом прелесть времени, когда я имею право и радуюсь возможности задать вопрос: «А как ты думаешь?» И при этом ребенок может быть искренним, поскольку знает, что кроме поощрения, он ничего за это не получит...

...Кстати, я наблюдал, как это происходит. В конце урока Ирина Павловна Терлецкая объявила оценки: «Спасибо большое. Сегодня я не могу поставить оценок ниже «пять». Только назову эти пятерки. Спасибо, Максим. «Пять» с восклицательным знаком! Саша, горжусь. Молодец! Хороша была Влада. Спасибо, Артур и Никита. Мои «спасибо» означают «пятерки». Умницы девчонки – Полина и Юля. Маша, за слово «совершенствование» - поклон! Сашенька, спасибо. Благодарю всех, мои дорогие».

Представляете, как радостно было слышать детям такое поощрение учителя, с каким восторженным трепетом они его восприняли.

«Пять с восклицательным знаком!» - высшая награда в ряду озвученных. Удостоен ее Максим Введенский за эрудицию. Едва Ирина Павловна повела речь о Геродоте и спросила, кто и что о нем знает, как Максим сообщил подробности о его труде в девяти книгах, которые древний историк называл музами, о первой музе, именовавшейся Клио. «Откуда ты это знаешь?» – обрадовалась учительница. Оказалось, из телевизионной передачи. Одобрительная реакция учительницы оказала поощрительное воздействие на всех.

- Если сейчас, в пятом классе, не мотивировать изучение труднейшего предмета – истории, то в старших классах будет большая проблема. Статистика показывает, что выпускной экзамен в новой форме ЕГЭ выбирают из всей параллели выпускников два-три человека. Это о чем говорит? Не о том, что они не любят предмет. Они понимают сложность вообще вот этого предмета. Если математику сдают все и у них шесть часов в неделю, то истории - два часа. И объем нисколько не меньший. Поэтому дети соизмеряют свои силы. И только два – три человека сдают. Но зато это звезды. Это такие, как Максим Введенский, у которого сформирована внутренняя мотивация.

И эта задача – сформировать внутреннюю мотивацию – самая трудная, по мнению Ирины Павловны Терлецкой. «Я учу потому, что иду по пути вверх». В этих словах выражено ее профессиональное кредо.

- Моя задача создать условия такие, чтобы у детей появилась внутренняя потребность идти за мной. Я – педагог, сопровождающий на пути познания. В смысле: идите за мной, и вы будете успешными в самосовершенствовании. Вы приобретете. Вот это нравственное приращение, обретение личностного роста у каждого свое. Кто-то большой шаг сделает, кто-то поменьше. Но они все в состоянии движения вперед. И вот это позитивное, качественное движение к понятиям «доброта», «справедливость», «Отечество» - высшим ценностям – смысл уроков истории. Кроме тысячи дат, сотен имен, множества понятий, карт и всего прочего.

Пылкость слов, глубина убеждений, эмоциональность и интонационная окраска речи свидетельствовали о внутреннем горении, энтузиазме, целеустремленности.

- Я приоритет для себя определила. Потому что, в конечном счете, заканчивают дети школу, и у них не спрашивают, как учились там. А проверяют качество личности, какой ты человек.

- В жизни нужно делать все качественно. Иногда нет возможности. А сейчас появилась счастливая возможность инноваций, использования мультимедийных всех средств, технического оборудования. Практически безграничный доступ к информационным источникам в глобальной сети Интернет повышает интерес к предмету.

Да, он трудный, но увлекательный. Ирина Павловна сравнила его с огнем, который горит и манит. Знаешь, что можешь обжечься, но все равно устремляешься к теплу и свету.

Так и трудность. Она пугает, но она и манит. Потому что там интересно. Там свет на пути вверх.

СЛЕДОПЫТЫ ИСТОРИИ

- Слово такое было в употреблении раньше – «следопыт». Сейчас оно не на слуху. Хотя как явление следопытство никуда не исчезло в значении поисковая деятельность, изыскания, - сделала вступление Ирина Павловна к разговору о православных святынях.

И привела красноречивый пример такой деятельности: как нашли ее ученики в Михновке разрушенный храм Рождества пресвятой Богородицы и как собрали в архивах сведения о нем. Выяснили, что когда-то здесь была даже резиденция епископа. Исторический формуляр сделали. Выписали из документов размеры здания. Разработали макет. И воссоздали с помощью преподавателя изобразительного искусства храм в миниатюре. Материал о нем поместили в брошюру. С фотографиями и стихами. Макет демонстрируется на уроках с целью показать, что культовое здание представляет сейчас, как вихри истории пронеслись по минувшим столетиям и что сотворили с уникальным памятником восемнадцатого века из эпохи Екатерины II.

- Согласитесь, разными средствами мы можем воздействовать на переживания, на мысли человека. И одно дело, когда ты в архиве посидел и представил высоту до купола, части храма. А другое дело, когда такие слова:

Давно витает запустенье

В былом колхозе меж руин.

Белеет церковь в окруженье

Проржавленных совсем машин.

В карнизы чахлые березки

Корнями цепкими вплелись.

В алтарь свалили хлам и доски.

Вокруг плевелы разрослись.

Под штукатуркой облетелой

Зияет «мясо» кирпичей,

Как будто мученицы тело

Под пыткой злобных палачей.

Паяльной выжигали лампой

Здесь фрески и иконостас.

Со стен Христос глядел печально,

Рыдая вновь за всех, за нас.

- На таких проектах, на таких исследованиях мы в деле приобщаемся к духовной культуре. Именно в деле, а не на словах. Как, например, восьмиклассник, теперь он в девятом классе, Илья Алексеенков технически обеспечил электронную версию карты – путеводителя по православным святыням на территории области. Полностью каникулы посвятил и выполнил ее в программе фотошоп.

Это была оригинальная идея, подсказанная благословенным случаем. Но в мире, как полагают материалисты, ничего случайного не бывает. «Ничто не возникает из ничего, и ничто не исчезает бесследно». Уж не тогда ли обозначилась идея, когда Ирина Павловна показала видеоролик с песней о церкви при дороге и предложила начать поиск сведений о других памятниках, существующих и уже не существующих, пока не поросли они травой забвения.

Школьники задумали создать интерактивную карту Смоленской области по всем двадцати пяти районам, распределившись по командам. Надеялись на источники в литературе и на сайтах в информационной сети. Однако столкнулись с тем, что нет нигде полного перечня объектов, интересовавших их. В своде памятников истории описаны руинированные храмы. Но сроятся новые, реставрируются старые. Открываются. Жизнь не останавливается.

- Три класса, вся параллель, включились в поиск, чтобы нанести на карту соборы, церкви, монастыри, чтимые иконы, разрушенные храмы, еще и святые источники. Представляете, какой интенсивный труд был у детей. Они своих бабушек теребили. Есть у одной девочки дядя-священник в Десногорске. Местных жителей расспрашивали. Родники, криницы с чудодейственной водой, что святыми считаются, попробуй-найди. Их только старожилы знают. Я сама в районы звонила. Выясняла, уточняла информацию. Все 298 объектов зафиксированы и проверены прежде, чем были нанесены на карту. В конце концов получился уникальный результат.

Его даже не сразу сама Ирина Павловна оценила. Говорит, что не придавала особенного значения этому проекту:

- Я сделала качественно работу, в чем мой приоритет. Профессионально надо было сделать. Мы это сделали качественно. И теперь используем, как источник для исследований. Когда все появилось на карте, обозначились зоны, где строились храмы. «А почему здесь нет?» - обратили внимание дети. И пришли к выводу, что храмы строились вдоль дорог. Особенно вдоль Старой смоленской дороги.

Такая работа не могла оставаться достоянием одной школы. О ней узнала общественность. Из епархии раздался телефонный звонок. И сообщили, что к изысканию проявил живейший интерес владыка Пантелеимон – тогдашний епископ Смоленский и Вяземский.

- Потрясающая была встреча. Владыка сказал, что это была его мечта – карта святынь. И мы принесли ему осуществленную мечту. Владыка был бесконечно благодарен детям за то, чем они занимаются. И задал им интересный вопрос, чем отличается человек от животного? Дети, изучая обществознание, понимают, что нужно говорить: членораздельная речь, прямое хождение, разум, творчество. Он сказал: «Дети, историческая память».

Мудрый проповедник дал понять, что национальные корни питают культуру, благодаря чему существо превращается в человека. И значение своего труда юные исследователи осознали в той мере, которой труд этот по достоинству заслуживает.

Епископ предложил продолжить работу уже в несколько ином направлении, которое было бы близко по духу волонтерскому движению по увековечиванию воинской славы. Идея в том, чтобы взять на себя заботу о святынях, не оставлять их без внимания, подготовить справки, установить мемориальные знаки, заняться благоустройством.

Рациональное зерно так или иначе прорастет в свой срок. В этом можно не сомневаться, если горят сердца и светлы помыслы прекрасных и совершенных.

ТРИ ЖЕЛАНИЯ

Их попросила загадать Ирина Павловна и пообещала пятиклассникам, что потом назовет и свои.

И вот, что пожелали дети:

- Я хочу, чтоб на Земле никогда не было зла. Хочу, чтоб мои родители жили вечно. И чтобы никогда не было войны.

- Я тоже хочу, чтобы никогда не было войны. Чтоб мой братик был счастлив. И чтобы люди хорошо относились друг к другу, чтобы никто никого не убивал.

- Я хочу, чтобы моя бабушка выздоровела. Чтобы всегда были честность, любовь, и друг другу помогали мы. И чтобы папа надолго не уезжал в командировки.

И вот, что пожелала Ирина Павловна.

- Я очень хочу попасть к сестре на юбилей. Для этого мне нужно преодолеть десять тысяч километров. Я бы очень хотела, чтобы мы с вами были самой дружной командой. И третье желание: я хотела бы, если можно было, отодвинуть смерть. И пусть ее вовсе не будет.

Терлецкая знает цену мирного неба. Потому что папа был военный И муж гвардии подполковник Алексей Алексеевич Терлецкий два года воевал в Афганистане.

- Для меня понимание мира - овеществленное и осязаемое. Кате исполнился месяц, когда родной и любимый человек ушел в Афган. Старшей девочке – Диане было семь лет. Это дети, которые знают, что такое папа на войне. Потому, что старшая писала ему письма, читала его письма и плакала. Бежала на междугородный переговорный пункт за шесть километров из летного гарнизона, где авиаполк стоял, чтобы услышать папин голос. А младшая Катя, не знавшая папу, увидев его впервые, показывала на фотографию и говорила: «Вот мой папа». Не могла поверить в реальность его присутствия.

Ирина Павловна знает и цену надежного тыла, опоры и поддержки:

- У меня удивительный муж. Он такой добрый, такой жертвенный и понимающий. Все то, что я в жизни достигаю, обеспечено его заботой. Мой интеллект. Его тылы. Когда-то я была его тылом. Теперь он дает мне возможность проявить себя в избранной профессии. Он бесконечно любит меня и моих детей. Наших детей. И вот это сочетание мужского характера и бесконечной доброты - счастье мое. Поэтому у меня есть время творить день и ночь.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.