Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2013 № 03 (151) МАРТ 2013 г. ТРЕТИЙ ПРИЗНАК ГОСУДАРСТВА

ТРЕТИЙ ПРИЗНАК ГОСУДАРСТВА

Александр МЕЛЬНИК, заслуженный работник культуры Российской Федерации

Встречи с интересными людьми

ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

Об Ирине Николаевне Алферовой я впервые услышал от авторитетнейшего педагога с полувековым почти стажем Натальи Васильевны Сухоруковой. Мой сын был выпускником той школы, где Наталья Васильевна являлась директором и где начинала свой трудовой путь старшей пионервожатой. И конечно, она была успешным руководителем в сфере просвещения, если ее назначили председателем комитета по образованию Ленинского района города Смоленска, работала первым заместителем начальника городского управления и на аналогичной должности в областном департаменте. Это тот человек, который прекрасно знает учителей, особенности их педагогической практики. И в первую очередь по предметам истории, обществознания и права, поскольку сама историк.

- Я могу назвать целую чреду учителей, которые на достаточно высоком уровне ведут занятия. Они моими учениками как бы являются. И в то же время они мои помощники замечательные. Уроки Ирины Николаевны Алферовой великолепны, поучительны, красивы. Она заслуженный учитель Российской Федерации. Инициативный педагог, применяющий на своих уроках новые технологии. Активно участвует во всех наших мероприятиях городских. И в большинстве этих конкурсов, смотров, конференций является или лауреатом, или победителем. Дважды признана победителем в осуществлении национального проекта «Образование». Принимая участие в конкурсах «Учитель года» - городских и областных, завоевывала там тоже призовые места. Ирина Николаевна готовит, пожалуй, наибольшее число победителей олимпиад, которые выходят на республиканский уровень. Прежде всего, по такому предмету, как право. Педагог высококлассный, очень эрудированный. Можно брать пример во всем с нее.

Душевные слова похвалы из уст многоопытного наставника дорогого стоят. Не зря говорится: похвала дороже денег. Действительно, высокая оценка профессионализма, общепризнанный авторитет – драгоценность не соизмеримая в золоте.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ

ПОТЕНЦИАЛ

Вечные ценности за звонкую монету не купишь. Даже в условиях нынешних рыночных отношений.

«Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

Я попал на урок истории России к Ирине Николаевне Алферовой в социально-гуманитарный 10 «в» класс школы №33 города Смоленска.

- Мы с вами продолжаем вести речь о знаменитом русском князе Владимире Мономахе...

Внук Ярослава Мудрого, сын Всеволода Большое Гнездо княжил в Чернигове, Смоленске и снискал себе славу мужественного предводителя дружины, с которой делил все трудности в походах. Как справедливый и усердный в трудах правитель Владимир Мономах был призван на киевский стол народом в шестидесятилетнем возрасте и сумел обеспечить в период своего двенадцатилетнего великого княжения сравнительное спокойствие и благополучие на Руси.

«Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран».

Ирина Николаевна внимательна к деталям. Вот она предлагает детям ознакомиться со словесным портретом Мономаха, который дошел в описании историка В.Н. Татищева: «Лицом был красен (красив), очи велики... ростом не весьма высок, но крепкий телом и силен». Педагог формирует образное представление об исторической личности, чье имя связано с древним Смоленском.

К 1150-летию города издательство «Маджента» предприняло выпуск серии книг «Смоленская земля в памятниках русской словесности». В прошлом году вышла «Радзивиловская лицевая летопись», созданная, как установлено учеными, в Смоленске. Это редкостное издание иллюстрировано 613 красочными миниатюрами. Словесное описание Мономаха во многом совпадает с изображениями в «Радзивиловской лицевой летописи».

Вновь и вновь Ирина Николаевна Алферова подчеркивает, что Владимир Мономах вошел в историю не только как мудрый политик, много сделавший для укрепления единства Руси, но и как мастер словесности, внесший бесценную лепту в общерусское летописание, формирование нравственных устоев и национального самосознания.

«Лжи остерегайтеся, и пьянства и блуда от того ведь душа погибает и тело».

Жить по совести, не поддаваться соблазнам заповедовал древний мудрец своим потомкам. А разве не актуально это сегодня, когда рухнули идеологические догмы и мораль не отличается чистоплотностью?

- Великий князь оставил завещание детям, которое известно под названием «Поучение Владимира Мономаха», - акцентирует внимание преподаватель.

«Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее...»

Провозглашение добра имеет мировоззренческий смысл. Время меняется, а вечные ценности неизменны. И сегодня утверждение добра особенно актуально. Преклонения достойны педагоги, открывающие неиссякаемый родник мудрости, патриотизма, добродетели и светлой морали.

- История несет в себе очень большой воспитательный потенциал, - утверждает Ирина Николаевна Алферова. – Среди предметов, преподаваемых в школе, я бы назвала два, которые помогают формировать личность в лучшем смысле этого слова. Это литература и история.

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ФАКТ

Алферова не просто излагает материал по теме урока, а все время заставляет думать, побуждает рассуждать:

- Владимир Мономах передал свое правление по наследству сыну по имени Мстислав. Он получил известность в истории как Мстислав Великий. Не возникло ли у вас какого-либо вопроса по поводу этого факта?

Вопрос возник. И он озвучен.

- Совершенно верно. Почему Мстислава назвали Великим? Я предлагаю вам поработать с учебником. Почитайте самостоятельно характеристику этого правителя. Попробуйте найти там факты в пользу того, что его так называли не зря.

Выслушав ответы, Ирина Николаевна не стремится развеять сомнения. Скорее, соглашается:

- Действительно, скудновато у нас фактов, чтобы поверить в то, что Мстислав был именно Великим...

Преподаватель изложила аргументы «за» и «против», сослалась на мнение историков и предложила вспомнить:

- Кого еще русская история удостоила звания – Великий?

И так в течение урока: вопрос – ответ, вопрос – ответ... Лес поднятых рук над головами или одна-две. В зависимости от сложности вопроса. Тема-то новая, а история отечественная. Должны знать, вспоминать, вникать, не терять интереса.

Программа составлена так, что начинается курс изучения истории России в шестом классе, а заканчивается современным периодом – в девятом... В десятом и одиннадцатом классах изучение возобновляется на новом, более высоком уровне.

И что еще примечательно в общении Алферовой с классом: ни разу не назвала она никого по фамилии, а только по имени. Уважительные отношения у нее с учениками. И после каждого правильного ответа следовал поощрительный возглас: «Молодец!», «Хорошо!», «Совершенно верно!» А потом изумившая меня фраза: «Я благодарна вам за то, что в целом выделили абсолютно точно основные направления деятельности древнерусских князей».

Самое главное учительница лаконично формулировала и диктовала в тетрадь. Она и у своих учеников воспитывает привычку делать самостоятельные выводы, анализируя материал и оценивая исторические факты.

- Когда мы подводим черту под изучением темы, нам нужно сосредоточиться на существенных, проблемных, серьезных вопросах. Я предлагаю вам это сделать.

И ребята блестяще справились с заданием, определяя место и роль правителей Киевской Руси в истории Отечества.

ДРЕВНИЙ СУДЕБНИК

И СОВРЕМЕННОЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

- Какие выводы можно сделать, исходя из факта появления первого свода законов – Русской Правды? – заставляет задуматься преподаватель, давая очередное задание. – Здесь выводы должны быть очень серьезные. Ведь мы говорим о становлении древнерусского государства. Зная теорию государства, вспомните признаки, которые характеризуют любое государство. Третий признак – это возникновение системы права, письменных законов. И во времена Ярослава появляется то, что характеризует государство как уже более зрелое образование...

В десятом классе рассматривается теория государства? Речь идет о его признаках! Пусть даже это профильный класс с углубленным изучением гуманитарных предметов. И все же, однако, налицо постижение вузовского уровня. Да и не во всяком вузе станут предлагать в сопоставлении определить, какие отрывки из древнего свода вошли в него из Правды Ярослава Мудрого, а какие из Правды Ярославичей. И осмысливать Устав Мономаха вряд ли сочтут необходимым в аудиториях гуманитарного учебного заведения, даже если в нем изучается право.

Поэтому мне понятно сожаление студента-практиканта из университета, побывавшего на уроках Алферовой, что не получил он в свое время такой основательной базовой подготовки, какую дает Ирина Николаевна. Тогда он воскликнул: «Если бы со мной так занимались в школе, я бы отдыхал в университете». Зато ее выпускники вполне успешны. И в Саратовской государственной академии права, и в МГУ, и в МГИМО... Это и студенты, и аспиранты, и прекрасно зарекомендовавшие себя специалисты. Она гордится ими и радуется за них.

- Так сложилось в моей учительской судьбе, что я стала преподавать право. В школе был введен этот предмет. У нас появился учебник. Он опробировался. Нужно было окунаться в сферу российского законодательства. Я покупала литературу, готовилась к урокам. Еще совпало, что нужно было защищаться на категорию. Сейчас у меня высшая категория. Я написала работу как раз-таки по праву. Представила свои разработки. Защитилась. И в институте усовершенствования учителей наш методист предложила мне поехать на курсы. В то время существовал Российский фонд правовых реформ, созданный по инициативе Президента. Главной его задачей была разработка учебников, учебных пособий для детей, для учителей. Именно по пропаганде правовых знаний. Была создана команда из юристов, педагогов, психологов – тех, кто заинтересован обучать детей праву.

В число таких заинтересованных энтузиастов изначально входит Ирина Николаевна Алферова. И несмотря на то, что как самостоятельный предмет в школьную программу теперь право не включено, педагог продолжает с ни чуть не меньшей ответственностью и глубиной содержания преподавать курс, вошедший в образовательную область обществознания. В классах же социально-гуманитарного профиля предмет остался. И там Ирина Николаевна имеет возможность реализовать свой исключительный опыт, не ограничиваясь программными рамками.

- Мне интересно, поскольку я наработала знания в этой сфере. И если я вижу, что мне есть кому их передать, почему бы нет... Ведь те, кто у меня учился, особенно олимпиадники, успешны в вузах. Потому что смотивированы со школьной скамьи. И когда они приходят в вуз, то способны без затруднений усваивать профессиональные знания. Потому что юриспруденция довольно-таки сложная наука. У нее свой специ­фический язык, как, в общем-то, и у любой науки. Но для моих воспитанников не являются необычными и непривычными правовые термины.

Я спросил о победителях олимпиад.

- В олимпиадном движении я тоже давно. Еще до 2000 года стали выходить на большой уровень и по истории, и по обществознанию, и по праву. Олимпиада по правоведению как Всероссийская существует с 2005 года. До этого были олимпиады, которые проводились Фондом правовых реформ. И каждый год мои воспитанники занимали достойные места, среди «звездочек», кто добивался заметных успехов.

Ирина Николаевна рассказывала об их дальнейшей судьбе. И у нее есть все основания для гордости.

- Один из самых востребованных предметов сегодня – это обществознание. По рейтингу желающих сдавать экзамен после обязательных предметов оно идет на третьем месте. Очень многие вузы принимают результаты ЕГЭ абитуриентов для поступления.

Само это обстоятельство возлагает дополнительную ответственность на преподавателя. Понятно стремление не уронить чести.

ТРЕНИРОВКА МЫШЛЕНИЯ

Ответственность не тяготит, хотя обязанностей много, а времени мало. Алферова является куратором секции НОШ. Это научное общество школьников.

- У нас ежегодно проводятся в школе дни науки. Такой праздник своеобразный, где дети и педагоги демонстрируют плоды своих творческих стремлений. Это проекты, которые осуществляются учащимися под руководством наставников-педагогов. Начинали с того, что это были два-три дня. У нас школа большая. А сейчас, когда нам на методсовете прочитали программу таких дней, то мы вышли уже за рамки одной недели.

Зашла речь об инновациях, новых технологиях, которые обусловлены современными требованиями и уровнем развития системы образования. Их эффективно применяет Ирина Николаевна. В частности, практикует презентации с использованием интерактивной доски, которые создает сама либо заимствует в глобальной информационной сети. Очень результативной оказалась технология критического мышления. О ней Ирина Николаевна рассказывала с увлечением, в подробностях о трех стадиях. Действительно, весьма интересно. И форма заданий очень привлекательна для детей.

Чему удивляться, если человек творчески относится к работе. И с высокой мерой ответственности.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.