Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

СВЕТЛЫЙ ДОМ

Александр МЕЛЬНИК, лауреат премии имени М.В. Исаковского

Сельская школа

Дом, который построен здесь, возведен на века женщиной. Светом, добром и душевным теплом дом этот наполнен женщиной. Не остывает под кровом благодатный очаг усердным старанием женщины.

ПОД СЕНЬЮ ПРЕЧИСТОГО ОБРАЗА

По пути к школе никак не минуешь храм, воздвигнутый в честь Успения Божией Матери. Пречистый образ запечатлен и в названии селения – Богородицкое.

Свято чтут здесь историческую память. В школьном музее есть материалы о происхождении древнего поселения, о монастыре на древнем селище, «где подвизался в монашеском подвиге величайший подвижник Смоленской земли преподобный Авраамий».

Учительница истории, увлеченная краеведением, Наталья Тимофеевна Солодкова гостеприимно распахнула дверь хранилища этнографических ценностей. В экспозиции заметное место отведено раннему периоду сельской обители, полюбившейся праведникам.

Вместо монастыря в шестнадцатом веке появилась деревянная церковь с особой колокольней. В следующем столетии в Богородицком был построен новый православный храм на средства владельцев дворянской усадьбы из рода Верховских.

Из этого рода был духовный писатель, монах-схимник Зосима Верховский, причисленный Русской православной церковью уже в наше время к лику святых. Его последовательницами стали племянницы Маргарита и Вера, а ныне праведный путь продолжает потомственная Верховская – монахиня Зосима. С нею Богородицкая школа поддерживает связь. С возрожденным же в современный период храмом, его настоятелем отцом Романом установлено взаимодействие. Школа с благодарностью принимает благотворное влияние церкви.

Объединяющее начало - это духовность. Фактор основополагающий в воспитательном процессе.

Мы долго разговаривали с директором Людмилой Геннадьевной Граковой. Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный работник образования с большим педагогическим опытом, она все время делала акцент на духовно-нравственной составляющей обучения и воспитания. Это и понятно. Формирование интеллектуальной сущности человека – цель просвещения по главной сути.

Подробно рассказала о сотрудничестве:

- Батюшка приходит. Мы приглашаем его в школу на линейку. Проводим рождественские праздники. Хорошо они прошли. Дети подготовились. Сценки поставили. Попели. Потанцевали. Позабавились. Батюшка на добрые поступки напутствовал, блага пожелал и радости. И в музее у нас был сельский пастырь.

Посещал музей и нынешний патриарх Кирилл. Правда, в сане еще митрополита Смоленского и Калининградского.

Святейший не единожды наведывался в Богородицкое. И непременно оказывал честь школе. Встречался с ребятами. Оставил отзыв в музее.

- Гордимся, что нас такой человек хороший посещал. Патриарх! – незамысловато, но с восхищением произнесла Людмила Геннадьевна.

И я вместе с ней порадовался, что духовная жизнь в Богородицком торжествует. Не оставляет без внимания село Смоленская епархия. Говорят, что организуются паломнические посещения. Приезжают поклониться святому Авраамию Смоленскому ценители русской культуры и почитатели веры.

Православная конференция проходила с участием школьников, студентов духовной семинарии и учащихся медколледжа. На базе школы уже четыре года проводится районный православный фестиваль. В нем участвуют учащиеся общеобразовательных и воскресных приходских школ.

ГАГАРИНЦЫ И ДРУГИЕ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

- Мы разработали программу развития школы. Тема нашей программы «Культурологическая среда в условиях повышения качества образования». Это взаимодействие с социумом нашим – и с населением, и с администрацией, и с Домом культуры, и с библиотекой... У нас сложились годами очень хорошие отношения с Козинским тепличным комбинатом. Ежегодно заключаем с ним договоры, оказываем посильную помощь в уборке урожая.

И то радовало Людмилу Геннадьевну, что дети приобщаются к труду. Опять же воспитательный аспект выделяла, ту общественную пользу, что учащиеся приносят и сами обретают. А обретают они трудолюбие, уверенность в себе, сознание своей значимости. Хлеб-соль на школьном столе, то бишь бесплатное двухразовое питание, включает лепту собственных усилий. Словом, заработанное вознаграждение от тепличного комбината, который поставляет овощи для приготовления завтраков и обедов.

На презентации программы «Смоленский район – детям», состоявшейся на исходе минувшего года в Печерске, Богородицкая школа была представлена очень достойно. Сотрудничество с тепличным комбинатом нашло отражение на выставке, посвященной здоровому питанию. На площадке же общественных объединений предстала организация гагаринцев.

- У нас нет волонтеров как таковых, нет названия, - пояснила Наталья Тимофеевна Солодкова, - но в принципе то, что делают волонтеры районные, мы выполняем в полной мере. Только у нас это осуществляет школьное самоуправление. Мы просто не называем себя волонтерами, а делаем то же самое: проводим специальные акции, реализуем проекты, работаем по направлениям. И одно из направлений – это как раз трудовой сектор. Включаются в полезную деятельность ребята. Они и мебель в школе ремонтируют, и помогают в оформлении интерьеров. Недавно обновили актовый зал. Зимой очищают от снега школьную территорию. Летом обрезают декоративный кустарник. И берутся охотно за работу. Им нравится, что это им доверено, что это они сделали.

О значении такой работы очень хорошо сказала председатель районного комитета по образованию Ольга Викторовна Новикова:

- Когда у ребенка есть чем заняться, мы его спасаем от отрицательного воздействия внешнего мира.

Эту фразу она произнесла в день проведения первого районного форума волонтерских (добровольческих) объединений «Кто, если не мы?» Я подошел к ней и попросил дать оценку события.

- Почему мы задумали этот форум? Ведь волонтерское движение возникло не сегодня. Оно сродни тимуровским отрядам. У ребенка должно сформироваться стремление творить добро. И появилась необходимость собраться, показать, что есть дети, которые умеют работать и которые несут реальное добро. И потом, на мой взгляд, осуществляется своеобразная профилактика правонарушений. Очень важно, чтобы ребенок не был предоставлен сам себе.

В Богородицкой средней школе действует гагаринская организация, возникшая одной из первых в области. И когда стали образовываться районные организации, она послужила ядром движения гагаринцев Смоленского района. Во главе его сегодня педагог-организатор Евгения Юрьевна Денисенкова, вернувшаяся в родную школу после худграфа педагогического вуза.

- Эта сфера включает патриотическое воспитание, творчество, спорт. В общем, всестороннее развитие детей. Районные мероприятия готовим мы. В частности, творческие конкурсы. Так, с Натальей Тимофеевной Солодковой проводили КВН по-гагарински. На следующей неделе у нас будет интеллектуальная игра «Территория первых». Потом предстоит провести посвящение в гагаринцы, которое проходит двенадцатого апреля. Чаще всего наша школа готовит.

Гагаринцы – явление чисто смоленское, рожденное энтузиазмом патриотов в пору смены эпох и идеологических ориентиров, когда советская пионерия исчезла с прежней властью, а необходимость организационного сплочения детей существовала. И в Богородицкой школе это быстро осознали и воодушевились идеей гагаринского движения.

ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ

- На селе мы живем единой общиной деревенской. Объединены бытовым укладом и проблемами, одинаковыми для всех, - обратила внимание на своеобразие образа жизни Людмила Геннадьевна Гракова.

Действительно, там нет присущей городу разобщенности. Люди более открыты и отзывчивы. Как одна семья.

- Мы подумали и решили: раз так, то и школа должна быть таким местом, где бы дети чувствовали себя, как дома. Много лет мы разрабатывали воспитательную систему «Школа семейного общения». Ее мы смоделировали, защитили. Она получила одобрение на респуб­ликанском совещании, которое проводилось у нас в Смоленске. В частности, и на базе нашей школы. Мы показывали свою работу. Давали уроки открытые. Проводили внеклассные мероприятия. В результате стали лауреатами первого Всероссийского конкурса воспитательных систем сельских школ.

...Я оказался на уроке во втором классе. На интерактивной доске высвечивалось изображение миловидной женщины.

- Это мама Полины Сильченковой. Она медсестра, - пояснила учительница. - Иди, Полина, расскажи о своей маме.

- Мою маму зовут Наташа. Раньше она, как и я, училась в нашей Богородицкой школе... Мама очень любит свою благородную профессию.

Был День российской науки. Во всех классах защищали проекты по разным предметам и на разные темы. А во втором классе подготовили проект по окружающему миру о профессиях родителей.

- Мы узнали на уроке окружающего мира, что профессии связаны со сферами деятельности и отраслями экономики, - продолжала учительница Елена Леонидовна Духовская, кстати, в прошлом выпускница этой школы. – Конечным продуктом нашего проекта стала презентация, которую мы вместе с детьми подготовили.

А к доске уже вышел Дима Аверченков и рассказывал о маме и о бабушке.

- Моя бабушка в детстве любила ухаживать за растениями...

Вследствие чего Татьяна Пет­ровна стала выращивать овощи на тепличном комбинате. А маме всегда хотелось помогать людям. Поэтому Екатерина Валентиновна выбрала медицинскую специальность.

День науки. Проект. Казалось бы, как это серьезно и недосягаемо. А тут мама, бабушка, окружающий мир. Родная школа. Как это все близко и понятно!

Родители здесь учились. Теперь взрослеют дети в мире знакомом, привычном, заботливом. Во втором классе у половины детей мама или папа были выпускниками школы. И в третьем – из двадцати ребятишек двенадцать учатся там, где сидели за партой родители. Их учительница Наталья Анатольевна Конопелько тоже получала знания в Богородицкой школе.

И таких примеров много. Называя имя того или иного педагога, Людмила Геннадьевна то и дело подчеркивала, что замечательный этот человек с его отличительными достоинствами закончил Нашу школу – взлелеянное детище директора Граковой.

СОЗИДАТЕЛЬНИЦА

- Я должна сказать, что двигатель прогресса – это Людмила Геннадьевна, - произнесла учительница биологии Татьяна Николаевна Курганова. – Сама человек беспокойный, она заражает энтузиазмом всех нас. Не дает нам спокойно жить. Но мы только этому очень рады.

Организационный дар директора проявляется ежедневно и ежечасно в течение тридцати лет лишь в Богородицком. Начинала Людмила Геннадьевна преподавателем математики в Сафонове, поработала там в роно и директором школы в Прудках – на центральной усадьбе знаменитого колхоза имени Урицкого. Крестьянский кооператив и поныне возглавляет талантливый организатор сельскохозяйственного производства Валентина Дмитриевна Комарова. Ее пример есть образец служения делу. С полной самоотдачей служит ему и Людмила Геннадьевна Гракова. Только на ниве просвещения.

В Богородицком с ее появлением началось строительство школы. Видимо, не случайно человека с опытом, но молодого и энергичного перевели сюда, чтобы не согнулся под бременем ответственности и тяжестью забот.

- Когда я пришла в восемьдесят третьем году, школа занимала здание, где сейчас администрация нашего сельского поселения находится. Плюс еще в пяти домиках по всей территории занятия проходили.

Наталья Тимофеевна Солодкова подхватывает тему:

- Мы в третьем классе учились в таком домике. И там печка у нас стояла. Ее нужно было топить. И потом уже, когда перешли сюда, в новое здание, прямо как в рай попали.

Наталья Тимофеевна тоже из бывших выпускников. И тоже дочь ее здесь учится.

- Солодкова Даша – ученица пятого класса, отличница, - осветилось улыбкой лицо директора. – Она – член нашего музейного кружка, экскурсовод у нас. Очень активно участвует в жизни школы. Практически во всех мероприятиях выделяется. Живая, инициативная. Она везде – и поет, и танцует, и стихи читает... Всегда в первых рядах. Видимо, унаследовала мамины качества.

Судя по всему, своим заместителем Гракова довольна. Учитель воспитал ученика. Воплотился завет мудреца, заповедовавшего преемственность. Многих учеников воспитала Людмила Геннадьевна – наставник по призванию, обладающий даром лидера.

- Вы знаете, с кем разговариваете? – озадачила меня вопросом Татьяна Николаевна Курганова. Мы как раз беседовали с директором при ее участии. – Это заместитель председателя совета депутатов Козинского поселения. Кстати, мы тоже являемся депутатами. Татьяна Николаевна имела в виду себя и Наталью Тимофеевну Солодкову.

Да, мощное «учительское лобби» в местной власти, отстаивающее интересы школы. И это свидетельство ее авторитета у населения.

- Вопросы, которые рассматриваются на заседаниях совета депутатов, обсуждаются с нашим участием. Я считаю, это хорошее взаимодействие – довольна Людмила Геннадьевна.

Она довольна, что будучи там, во власти, нашла спонсора, и он произвел абсолютно безвозмездно ремонт на втором этаже. Другой спонсор поставил пластиковые окна в четвертом классе. Родители участвуют в подготовке школы к учебному году. К мебели, инвентарю отношение бережное. И потому служит оборудование долго и надежно.

- Мы сами, учителя, любим нашу школу. И стараемся, чтобы и дети ее любили. Вот парты. Им очень много лет. Стулья в актовом зале хорошо сохранились. Стекла у нас не бьются. Стены у нас чистые. Большого ремонта никогда не требуется. Это все результат разумного отношения, умения ценить красоту и уют своего дома, каким является школа.

В этом доме установленный и удобный порядок.

- У нас очень востребован компьютерный класс. Все хотят работать в этом классе. Мы составляем специальный отдельный график. Здесь проходят уроки по всем учебным предметам. И истории, и географии, и литературы, и математики, и информатики... Потому что есть выход в Интернет, есть интерактивная доска, есть современные мониторы – все необходимое. Дети разного роста. Кресла регулируются. Теперь и мониторы регулируются.

Новые образовательные стандарты требуют и соответствующей базы. Сейчас даже в начальной школе ведется обучение на их основе. В том же втором классе Елены Леонидовны Духовской предоставилась возможность увидеть прекрасное техническое оснащение.

- В прошлом году на линейке нам вручили сертификат на денежные средства для полного оборудования кабинета начальной школы. В результате имеем ноутбуки на каждую парту, интерактивную приставку. Получили новую мебель.

Прирастает добро в доме светлом. Тешит сердце рачительной хозяйки. Служит на пользу питомцам матриархата этих стен.

- В 2012 году школа стала победителем приоритетного национального проекта «Образование». Получили два миллиона рублей. Сейчас мы их осваиваем. Заявки сделаны. Деньги все проплачены.

...Мир и благоденствие царит в доме под сенью образа Матери, чье имя в названии многовекового селения.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.