Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

СВЕТЛЫЙ ДОМ

Александр МЕЛЬНИК, лауреат премии имени М.В. Исаковского

Сельская школа

Дом, который построен здесь, возведен на века женщиной. Светом, добром и душевным теплом дом этот наполнен женщиной. Не остывает под кровом благодатный очаг усердным старанием женщины.

ПОД СЕНЬЮ ПРЕЧИСТОГО ОБРАЗА

По пути к школе никак не минуешь храм, воздвигнутый в честь Успения Божией Матери. Пречистый образ запечатлен и в названии селения – Богородицкое.

Свято чтут здесь историческую память. В школьном музее есть материалы о происхождении древнего поселения, о монастыре на древнем селище, «где подвизался в монашеском подвиге величайший подвижник Смоленской земли преподобный Авраамий».

Учительница истории, увлеченная краеведением, Наталья Тимофеевна Солодкова гостеприимно распахнула дверь хранилища этнографических ценностей. В экспозиции заметное место отведено раннему периоду сельской обители, полюбившейся праведникам.

Вместо монастыря в шестнадцатом веке появилась деревянная церковь с особой колокольней. В следующем столетии в Богородицком был построен новый православный храм на средства владельцев дворянской усадьбы из рода Верховских.

Из этого рода был духовный писатель, монах-схимник Зосима Верховский, причисленный Русской православной церковью уже в наше время к лику святых. Его последовательницами стали племянницы Маргарита и Вера, а ныне праведный путь продолжает потомственная Верховская – монахиня Зосима. С нею Богородицкая школа поддерживает связь. С возрожденным же в современный период храмом, его настоятелем отцом Романом установлено взаимодействие. Школа с благодарностью принимает благотворное влияние церкви.

Объединяющее начало - это духовность. Фактор основополагающий в воспитательном процессе.

Мы долго разговаривали с директором Людмилой Геннадьевной Граковой. Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный работник образования с большим педагогическим опытом, она все время делала акцент на духовно-нравственной составляющей обучения и воспитания. Это и понятно. Формирование интеллектуальной сущности человека – цель просвещения по главной сути.

Подробно рассказала о сотрудничестве:

- Батюшка приходит. Мы приглашаем его в школу на линейку. Проводим рождественские праздники. Хорошо они прошли. Дети подготовились. Сценки поставили. Попели. Потанцевали. Позабавились. Батюшка на добрые поступки напутствовал, блага пожелал и радости. И в музее у нас был сельский пастырь.

Посещал музей и нынешний патриарх Кирилл. Правда, в сане еще митрополита Смоленского и Калининградского.

Святейший не единожды наведывался в Богородицкое. И непременно оказывал честь школе. Встречался с ребятами. Оставил отзыв в музее.

- Гордимся, что нас такой человек хороший посещал. Патриарх! – незамысловато, но с восхищением произнесла Людмила Геннадьевна.

И я вместе с ней порадовался, что духовная жизнь в Богородицком торжествует. Не оставляет без внимания село Смоленская епархия. Говорят, что организуются паломнические посещения. Приезжают поклониться святому Авраамию Смоленскому ценители русской культуры и почитатели веры.

Православная конференция проходила с участием школьников, студентов духовной семинарии и учащихся медколледжа. На базе школы уже четыре года проводится районный православный фестиваль. В нем участвуют учащиеся общеобразовательных и воскресных приходских школ.

ГАГАРИНЦЫ И ДРУГИЕ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

- Мы разработали программу развития школы. Тема нашей программы «Культурологическая среда в условиях повышения качества образования». Это взаимодействие с социумом нашим – и с населением, и с администрацией, и с Домом культуры, и с библиотекой... У нас сложились годами очень хорошие отношения с Козинским тепличным комбинатом. Ежегодно заключаем с ним договоры, оказываем посильную помощь в уборке урожая.

И то радовало Людмилу Геннадьевну, что дети приобщаются к труду. Опять же воспитательный аспект выделяла, ту общественную пользу, что учащиеся приносят и сами обретают. А обретают они трудолюбие, уверенность в себе, сознание своей значимости. Хлеб-соль на школьном столе, то бишь бесплатное двухразовое питание, включает лепту собственных усилий. Словом, заработанное вознаграждение от тепличного комбината, который поставляет овощи для приготовления завтраков и обедов.

На презентации программы «Смоленский район – детям», состоявшейся на исходе минувшего года в Печерске, Богородицкая школа была представлена очень достойно. Сотрудничество с тепличным комбинатом нашло отражение на выставке, посвященной здоровому питанию. На площадке же общественных объединений предстала организация гагаринцев.

- У нас нет волонтеров как таковых, нет названия, - пояснила Наталья Тимофеевна Солодкова, - но в принципе то, что делают волонтеры районные, мы выполняем в полной мере. Только у нас это осуществляет школьное самоуправление. Мы просто не называем себя волонтерами, а делаем то же самое: проводим специальные акции, реализуем проекты, работаем по направлениям. И одно из направлений – это как раз трудовой сектор. Включаются в полезную деятельность ребята. Они и мебель в школе ремонтируют, и помогают в оформлении интерьеров. Недавно обновили актовый зал. Зимой очищают от снега школьную территорию. Летом обрезают декоративный кустарник. И берутся охотно за работу. Им нравится, что это им доверено, что это они сделали.

О значении такой работы очень хорошо сказала председатель районного комитета по образованию Ольга Викторовна Новикова:

- Когда у ребенка есть чем заняться, мы его спасаем от отрицательного воздействия внешнего мира.

Эту фразу она произнесла в день проведения первого районного форума волонтерских (добровольческих) объединений «Кто, если не мы?» Я подошел к ней и попросил дать оценку события.

- Почему мы задумали этот форум? Ведь волонтерское движение возникло не сегодня. Оно сродни тимуровским отрядам. У ребенка должно сформироваться стремление творить добро. И появилась необходимость собраться, показать, что есть дети, которые умеют работать и которые несут реальное добро. И потом, на мой взгляд, осуществляется своеобразная профилактика правонарушений. Очень важно, чтобы ребенок не был предоставлен сам себе.

В Богородицкой средней школе действует гагаринская организация, возникшая одной из первых в области. И когда стали образовываться районные организации, она послужила ядром движения гагаринцев Смоленского района. Во главе его сегодня педагог-организатор Евгения Юрьевна Денисенкова, вернувшаяся в родную школу после худграфа педагогического вуза.

- Эта сфера включает патриотическое воспитание, творчество, спорт. В общем, всестороннее развитие детей. Районные мероприятия готовим мы. В частности, творческие конкурсы. Так, с Натальей Тимофеевной Солодковой проводили КВН по-гагарински. На следующей неделе у нас будет интеллектуальная игра «Территория первых». Потом предстоит провести посвящение в гагаринцы, которое проходит двенадцатого апреля. Чаще всего наша школа готовит.

Гагаринцы – явление чисто смоленское, рожденное энтузиазмом патриотов в пору смены эпох и идеологических ориентиров, когда советская пионерия исчезла с прежней властью, а необходимость организационного сплочения детей существовала. И в Богородицкой школе это быстро осознали и воодушевились идеей гагаринского движения.

ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ

- На селе мы живем единой общиной деревенской. Объединены бытовым укладом и проблемами, одинаковыми для всех, - обратила внимание на своеобразие образа жизни Людмила Геннадьевна Гракова.

Действительно, там нет присущей городу разобщенности. Люди более открыты и отзывчивы. Как одна семья.

- Мы подумали и решили: раз так, то и школа должна быть таким местом, где бы дети чувствовали себя, как дома. Много лет мы разрабатывали воспитательную систему «Школа семейного общения». Ее мы смоделировали, защитили. Она получила одобрение на респуб­ликанском совещании, которое проводилось у нас в Смоленске. В частности, и на базе нашей школы. Мы показывали свою работу. Давали уроки открытые. Проводили внеклассные мероприятия. В результате стали лауреатами первого Всероссийского конкурса воспитательных систем сельских школ.

...Я оказался на уроке во втором классе. На интерактивной доске высвечивалось изображение миловидной женщины.

- Это мама Полины Сильченковой. Она медсестра, - пояснила учительница. - Иди, Полина, расскажи о своей маме.

- Мою маму зовут Наташа. Раньше она, как и я, училась в нашей Богородицкой школе... Мама очень любит свою благородную профессию.

Был День российской науки. Во всех классах защищали проекты по разным предметам и на разные темы. А во втором классе подготовили проект по окружающему миру о профессиях родителей.

- Мы узнали на уроке окружающего мира, что профессии связаны со сферами деятельности и отраслями экономики, - продолжала учительница Елена Леонидовна Духовская, кстати, в прошлом выпускница этой школы. – Конечным продуктом нашего проекта стала презентация, которую мы вместе с детьми подготовили.

А к доске уже вышел Дима Аверченков и рассказывал о маме и о бабушке.

- Моя бабушка в детстве любила ухаживать за растениями...

Вследствие чего Татьяна Пет­ровна стала выращивать овощи на тепличном комбинате. А маме всегда хотелось помогать людям. Поэтому Екатерина Валентиновна выбрала медицинскую специальность.

День науки. Проект. Казалось бы, как это серьезно и недосягаемо. А тут мама, бабушка, окружающий мир. Родная школа. Как это все близко и понятно!

Родители здесь учились. Теперь взрослеют дети в мире знакомом, привычном, заботливом. Во втором классе у половины детей мама или папа были выпускниками школы. И в третьем – из двадцати ребятишек двенадцать учатся там, где сидели за партой родители. Их учительница Наталья Анатольевна Конопелько тоже получала знания в Богородицкой школе.

И таких примеров много. Называя имя того или иного педагога, Людмила Геннадьевна то и дело подчеркивала, что замечательный этот человек с его отличительными достоинствами закончил Нашу школу – взлелеянное детище директора Граковой.

СОЗИДАТЕЛЬНИЦА

- Я должна сказать, что двигатель прогресса – это Людмила Геннадьевна, - произнесла учительница биологии Татьяна Николаевна Курганова. – Сама человек беспокойный, она заражает энтузиазмом всех нас. Не дает нам спокойно жить. Но мы только этому очень рады.

Организационный дар директора проявляется ежедневно и ежечасно в течение тридцати лет лишь в Богородицком. Начинала Людмила Геннадьевна преподавателем математики в Сафонове, поработала там в роно и директором школы в Прудках – на центральной усадьбе знаменитого колхоза имени Урицкого. Крестьянский кооператив и поныне возглавляет талантливый организатор сельскохозяйственного производства Валентина Дмитриевна Комарова. Ее пример есть образец служения делу. С полной самоотдачей служит ему и Людмила Геннадьевна Гракова. Только на ниве просвещения.

В Богородицком с ее появлением началось строительство школы. Видимо, не случайно человека с опытом, но молодого и энергичного перевели сюда, чтобы не согнулся под бременем ответственности и тяжестью забот.

- Когда я пришла в восемьдесят третьем году, школа занимала здание, где сейчас администрация нашего сельского поселения находится. Плюс еще в пяти домиках по всей территории занятия проходили.

Наталья Тимофеевна Солодкова подхватывает тему:

- Мы в третьем классе учились в таком домике. И там печка у нас стояла. Ее нужно было топить. И потом уже, когда перешли сюда, в новое здание, прямо как в рай попали.

Наталья Тимофеевна тоже из бывших выпускников. И тоже дочь ее здесь учится.

- Солодкова Даша – ученица пятого класса, отличница, - осветилось улыбкой лицо директора. – Она – член нашего музейного кружка, экскурсовод у нас. Очень активно участвует в жизни школы. Практически во всех мероприятиях выделяется. Живая, инициативная. Она везде – и поет, и танцует, и стихи читает... Всегда в первых рядах. Видимо, унаследовала мамины качества.

Судя по всему, своим заместителем Гракова довольна. Учитель воспитал ученика. Воплотился завет мудреца, заповедовавшего преемственность. Многих учеников воспитала Людмила Геннадьевна – наставник по призванию, обладающий даром лидера.

- Вы знаете, с кем разговариваете? – озадачила меня вопросом Татьяна Николаевна Курганова. Мы как раз беседовали с директором при ее участии. – Это заместитель председателя совета депутатов Козинского поселения. Кстати, мы тоже являемся депутатами. Татьяна Николаевна имела в виду себя и Наталью Тимофеевну Солодкову.

Да, мощное «учительское лобби» в местной власти, отстаивающее интересы школы. И это свидетельство ее авторитета у населения.

- Вопросы, которые рассматриваются на заседаниях совета депутатов, обсуждаются с нашим участием. Я считаю, это хорошее взаимодействие – довольна Людмила Геннадьевна.

Она довольна, что будучи там, во власти, нашла спонсора, и он произвел абсолютно безвозмездно ремонт на втором этаже. Другой спонсор поставил пластиковые окна в четвертом классе. Родители участвуют в подготовке школы к учебному году. К мебели, инвентарю отношение бережное. И потому служит оборудование долго и надежно.

- Мы сами, учителя, любим нашу школу. И стараемся, чтобы и дети ее любили. Вот парты. Им очень много лет. Стулья в актовом зале хорошо сохранились. Стекла у нас не бьются. Стены у нас чистые. Большого ремонта никогда не требуется. Это все результат разумного отношения, умения ценить красоту и уют своего дома, каким является школа.

В этом доме установленный и удобный порядок.

- У нас очень востребован компьютерный класс. Все хотят работать в этом классе. Мы составляем специальный отдельный график. Здесь проходят уроки по всем учебным предметам. И истории, и географии, и литературы, и математики, и информатики... Потому что есть выход в Интернет, есть интерактивная доска, есть современные мониторы – все необходимое. Дети разного роста. Кресла регулируются. Теперь и мониторы регулируются.

Новые образовательные стандарты требуют и соответствующей базы. Сейчас даже в начальной школе ведется обучение на их основе. В том же втором классе Елены Леонидовны Духовской предоставилась возможность увидеть прекрасное техническое оснащение.

- В прошлом году на линейке нам вручили сертификат на денежные средства для полного оборудования кабинета начальной школы. В результате имеем ноутбуки на каждую парту, интерактивную приставку. Получили новую мебель.

Прирастает добро в доме светлом. Тешит сердце рачительной хозяйки. Служит на пользу питомцам матриархата этих стен.

- В 2012 году школа стала победителем приоритетного национального проекта «Образование». Получили два миллиона рублей. Сейчас мы их осваиваем. Заявки сделаны. Деньги все проплачены.

...Мир и благоденствие царит в доме под сенью образа Матери, чье имя в названии многовекового селения.

 
Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

гарант жилье

Комментарии

  • В Смоленском интерьере
    27.01.2016 08:14
    Каким же талантом надо обладать, что бы передать характер человека через "простой" снимок! Эти фото ...
     
  • Увлечения
    25.12.2015 13:08
    Я прошу прощения, господа! Но кто у меня спросил разрешения публиковать интервью со мной? Тем более есть ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ
    02.09.2015 13:06
    Поправка к статье - в Смоленске Мария Антоновна Ильющенкова была директором и по совместительств у ...
     
  • Не по-братски
    26.05.2015 22:07
    Все! Выборы в Горсовет начались. И начались, как водится с грязи. Объясните мне кто-нибудь, почему ...

© 2018 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.