Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2013 № 03 (151) МАРТ 2013 г. К МЫСУ РАДОСТИ, К СКАЛАМ ПЕЧАЛИ

К МЫСУ РАДОСТИ, К СКАЛАМ ПЕЧАЛИ

Наталья КУЛАКОВА

Мир искусства

Настоящим событием для заполнивших концертный зал филармонии ценителей жанра, обретающего в России всё большую популярность, стала недавняя премьера Литературного театра Виктории Кузьменковой. В её новой авторской программе «К мысу радости, к скалам печали» переплелись мистика и гротеск, серьезное и ироничное. Это – обращение к художественному наследию начала XX века, эпохи новаторства и небывалого духовного взлета. Литературную основу программы составили поэма Анны Ахматовой «У самого моря», третья часть «Русских сказок» Максима Горького и рассказ «Муки ада» блистательного японского новеллиста Рюноскэ Акутагавы. В центре внимания каждого из писателей – человек неординарный, творческий. Его внутренний мир, полный фантазий, переживаний, страстей и амбиций. Природа его любви – загадочная, мистическая, роковая. Эти произведения объединены темой мучительного поиска гармонии и красоты. Каждое из них было окутано своим музыкальным облаком: в поэме А. Ахматовой звучала музыка Сергея Рахманинова, в «Русских сказках» – Дмитрия Шостаковича, произведения Кшиштофа Пендерецкого иллюстрировали картины, созданные воображением Акутагавы. Ярким дополнением смысловой канвы стали вокальные шедевры С. Рахманинова и Т. Альбинони, которые прозвучали в глубоком волнующем исполнении лауреата Всероссийских и дипломанта международных конкурсов вокалистов, солистки Смоленской областной филармонии Людмилы Каминской. Песню А.Вертинского «Дни бегут» эффектно исполнил ведущий программы Михаил Риттер. Участие в премьере солистов театра «Молодой балет» Дворца творчества детей и молодёжи города Смоленска придало всему действу особую театральную зрелищность. Юным артистам балета рукоплескала публика Италии, Польши, Германии, Венгрии, Эстонии. Художественный руководитель коллектива – главный балетмейстер Смоленского государственного драматического театра имени А.С. Грибоедова Елена Егорова.

В восторг привела смолян «хрустальная полупечальная глубина» исполнения написанной белыми стихами поэмы Ахматовой «У самого моря». И в юности и в зрелые годы Анна Горенко (Ахматова) часто называла себя «последней херсонидкой». В 1965 году она писала: «Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет ­ древний Херсонес, около которого мы жили». Поэтесса описывает черноморское побережье, за которым угадываются южные берега Италии. Живые впечатления Ахматовой об Италии, после поездки 1912 года, стали для нее «сновидением, которое помнишь всю жизнь». И на сцене полутёмного зала Смоленской филармонии словно во сне возникали незабываемые картины: синее море, жаркое лето, свободная молодая девушка, ее встречи с сероглазым мальчиком, весеннее ожидание своего Царевича. В финальной части поэмы снова лето, но тревожное и печальное. Внимание зрителя было приковано к главной героине и, как ни парадоксально, к серебристой скале – интересной детали декорации спектакля.

По словам уроженца Смоленщины, выдающегося литературоведа XX века Бориса Эйхенбаума, «загадочный образ лирической героини Ахматовой двоится и множится. Трогательное и возвышенное оказывается рядом с жутким, земным, простота ­ со сложностью, искренность ­ с хитростью и кокетством, доброта ­ с гневом, монашеское смирение ­ со страстью и ревностью». Виктория смогла тонко воплотить противоречивый образ – она была «дерзкой, злой и веселой».

Режиссёр В. Кузьменкова выстроила программу по принципу контраста: лирика­сатира­трагедия. Лучшее сатирическое произведение Максима Горького ­ «Русские сказки» было представлено остроумной третьей частью. В ней писатель осмеял декадентство. Сверкающим лезвием пронзила смоленскую публику едкая пародия на кладбищенскую литературу декадентов. Здесь, в харАктерных ролях поэта Смертяшкина и его амбициозной жены Нимфодоры, как нельзя лучше раскрылись артистические таланты Михаила Риттера и Виктории Кузьменковой. Замечательные театральные костюмы, созданные талантливым художником Анастасией Шведовой, внесли свою важную лепту в успех спектакля.

До слёз поразило зрителей зрелое режиссёрское прочтение трагической новеллы «Муки ада» японского писателя Рюноскэ Акутагавы (1892 ­ 1927). В 1913 году Рюноскэ поступил на английское отделение Токийского императорского университета. После его окончания Акутагава получил должность преподавателя английского языка в Военно­морской школе, но возненавидел эту работу, его всегда влекла литературная карьера. Начало творчества всемирно известного писателя относится к 1915 году, когда им был написан рассказ «Ворота Расёмон». Кстати, знаменитый кинофильм режиссера Куросава Акира под названием «Расёмон» основывается на другом произведении прославленного мэтра японской литературы ­ рассказе «В чаще». Акутагаву считают непревзойденным мастером короткого рассказа, традиции которого имеют в Японии глубокие и древние корни. Часто сюжеты своих произведений писатель находил в старинных хрониках. Относительно своего пристрастия к изображению прошлого Акутагава говорил: «Душа человека в древности и современного человека имеет много общего. В этом все дело». Поэтому в древности он искал аналоги поступков, мыслей, психологии современных ему людей.

Позже писатель стал сотрудником крупной газеты «Осака майнити» (оклад, гонорары отдельно, право печататься в любом журнале). В 1918 году на страницах газеты появилась его блестящая новелла «Муки ада». Дама, служившая при дворе князя, рассказывает о трагической истории создания ширм. Ёсихидэ, придворный художник князя, единовластного господина над жизнью и смертью своих слуг, на всем белом свете любил только искусство и свою юную дочку. Он был великим мастером и желчным, неуживчивым стариком. И вот однажды его светлость повелел Ёсихидэ расписать ширмы изображением мук ада. Вначале работа живописца продвигалась успешно. Но в центре картины должна была быть охваченная огнем карета с погибающей в ней молодой придворной дамой. Мастер не умел изображать то, чего никогда не видел хотя бы во сне. Он высказал его светлости свою страшную просьбу... Князь, пожелав проучить старика, который ради своего рисунка готов был предать мучительной смерти безвинную женщину, повелел сжечь на глазах у Ёсихидэ карету с его единственной любимой дочерью. Всё так и произошло. Ёсихидэ не бросился в пламя, чтобы спасти дочь. «Человек был ввергнут в огненную пучину ада, а погубивший его художник торжествовал. Что стоит человеческая жизнь в сравнении с шедевром!» Но когда шедевр был создан, Ёсихидэ удавился. Читателей на всех континентах потрясают события рассказа, как и связанные с ним одной тематикой «Диалоги во тьме», своеобразная исповедь Акутагавы, представленная в виде бесед­диспутов с Совестью, Искусством и Вдохновением.

После спектакля многие зрители признались нашему корреспонденту, что пребывали в состоянии катарсиса ­ очищения души искусством. Они удивлялись, плакали, восторгались, спорили. Равнодушных не было. Впрочем, подавляющему большинству смолян не хватило более светлого финала спектакля. Автор проекта, режиссёр, актриса, мастер художественного слова Виктория Кузьменкова думает над послесловием программы. По её замыслу – скорее всего, это будут мудрые слова Р. Киплинга.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.