Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2013 № 03 (151) МАРТ 2013 г. «ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА»

«ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА»

Владимир КЛОЧКОВ

Смоленск выставочный

Так называется выставка произведений живописи и графики, открывшаяся недавно в залах смоленского Дома художников. Выставка необычна. Даже в своем роде уникальна. На ней представлены произведения более двадцати смоленских художников, которые в послевоенные годы начинали свой творческий путь в кружке-изостудии обновленного после военной разрухи смоленского Дома пионеров.

За эти годы, а их с той поры минуло огого сколько, многие из тех ребят, октябрят и пионеров поднялись до профессиональных высот художественного творчества, сами уже воспитали десятки учеников. И вот теперь эта выставка – тихое напоминание о далеких светлых истоках приобщения к волшебному миру изобразительного искусства.

Они с видимой долей смущения стояли в ряд перед собравшейся в зале аудиторией. Мои товарищи-художники, красивые бородатые мужики. Седовласые дети первых послевоенных лет. Заслуженные и без официально признанных заслуг, но все до одного нарядные. Потому что каждый из них крупинка и кровинка народа нашего, земли нашей смоленской.

С горделивой осанкой вечный заботник о делах в художническом цехе, мастер акварели и педагог Анатолий Попов; непререкаемый авторитет смоленских живописцев Владимир Ельчанинов; представительный и деликатный Михаил Машков; живописнейший живописец и балагур Евгений Дроздов; утонченный график и педагог Валерий Ляшенко; добродушный крепыш и крепкий живописец Михаил Лисовский; невысокого роста, но полета в искусстве высокого Юрий Зарубин. А чуть в сторонке стоял под едва заметным хмельком талантливый до гениальности живописец Григорий Коротченков. Его первым и спросил я о том, что запомнилось ему о занятиях в изостудии Дома пионеров. Ответ был неожиданным:

-Ведро с пескарями.

- ???

- Не удивляйся, Володя. Дело в том, что я удил на Днепре рыбу. Пескари клевали отменно. Увлекся и не заметил, что пора в студию на занятия идти. Спохватился – и бегом прямо с ведром. Так с пескарями и предстал перед преподавателем.

- А он кто?

- Демидюк Василий Данилович. Умница, мужик классный. Даже не заругался. Говорит: «Ну вот и закуска прибежала. Сейчас рыбу жарить будем». Посмеялись. Он меня и научил живописи, научил цвета сочетать. А начинал я с цветного карандаша. С одной стороны синий, с другой – красный. Такая вот «арифметика». Позже потом- акварельные краски, масляные.

- Что больше всего писать любишь, Григорий Викторович?

- Все что красиво, то и люблю, то и притягивает. Люблю природу. Лес люблю, речку, озеро. Там всегда душой отдохнуть можно. И этот покой хорошо на холст ложится. Заодно еще и порыбачить можно. Чем не красота...

Нелегкая судьба выпала на долю этого добродушного обаятельного человека. Он видел разрывы немецких бомб и снарядов, побывал в фашистской неволе. Впору бы и ожесточиться. Но нет. Чистой и светлой осталась его душа. И вся она в его таких же чистых и светлых живописных полотнах.

Идея собрать под одну крышу работы прежних студентов Дома пионеров принадлежит заслуженному художнику России, кавалеру ордена Дружбы Анатолию Попову. Он же, как всегда, взял заботу по организации выставки в свои руки. Прекрасный художник и педагог Анатолий Илларионович уже много лет совмещает свою творческую деятельность с обучением юных художников. А те далекие годы своего ученичества вспоминает с удовольствием.

- Дворец пионеров в то время был, пожалуй, самым главным очагом художественного воспитания ребят.

И одним из первых преподавателей здесь был Василий Данилович Демидюк, выпускник ленинградской Академии художеств. Он совмещал тогда творческую работу с педагогической. А в Смоленске уже созрела плеяда молодых ребят, очень талантливых. Они-то и заложили первый мощнейший фундамент художественной деятельности в областном центре.

- Среди этой плеяды художников, видимо, был и своеобразный авангард?

- Конечно. Это прежде всего такие корифеи, как Петраковский, Прудников, Олешковский, Никитин, Иванов, Прохоров, Терещенко. Это все старшее поколение. Не то что мы, пацаны.

- А как в Доме пионеров оказался юноша Анатолий Попов?

- Меня Гриша Коротченков привел. Он был среди молодых самый, пожалуй, талантливый. Образно говоря, он ногой дверь в студию открывал. Его живопись уже была на выставках в Италии, Австралии, Индии и т.д. А я стал заниматься у Анатолия Григорьевича Терещенко. Это был артистичный человек, прекрасный художник и педагог, подлинный интеллигент. Вот он и преподал мне первые профессиональные азы. Он учил не только рисовать, но и прививал культуру, эстетику. Это был для меня совсем новый мир. Мир красоты, доброты. Дружбы и взаимопонимания.

- Кто среди начинающих художников тогда выделялся, кто запомнился?

- Гришка. Да, да, Коротченков Григорий. Он выделялся своим талантом. Когда приносил с этюдов свои работы, мы с восхищением смотрели на них. Были пейзажи с Днепра, с инеем на деревьях, с галками на снегу. От них свежестью, морозом веяло. И Григорий стал для меня не только другом, но и вторым учителем. Мы вместе ходили на этюды, обсуждали рисунки, цвет. У нас была в Доме пионеров просто замечательная творческая атмосфера. И в этой атмосфере закладывался своеобразный фундамент изобразительной культуры Смоленска. Вообще Смоленщина – это край неиссякаемых талантов. Можно долго перечислять имена наших художников, составляющих гордость российского изобразительного искусства, начиная с Тенишевых, Микешина, Кербеля и кончая замечательными современниками.

А среди современников и наша смоленская художница Валентина Пахомова, которая по-своему оценила изостудию Дома пионеров: «Для меня изостудия – это первый шаг в какой-то очень прекрасный, сложный и очень заманчивый мир под названием искусство».

Открывают выставку по-своему наивные, но, пожалуй, тем и интересные «картинки» сегодняшних ребят из нынешнего Дворца творчества детей и молодежи (а Дом пионеров все-таки теплее звучит). Много интересных разнообразных по тематике и манере исполнения взрослых произведений на этой выставке. Но все они берут начало из художественной студии смоленского Дома пионеров.

- Мне повезло в жизни, – вспоминает председатель правления Смоленской организации Союза художников России Михаил Машков. – Я заканчивал школу №3, где в то время преподавала замечательная учительница и человек Нина Григорьевна Авдеева. Она-то и подсказала мне: «Знаешь, Миша, тебе прямая дорога в изостудию Дворца пионеров. Ведь там чудесные преподаватели – Терещенко, Олешковский. Ты уже карандаш умеешь держать, они тебя красоте обучат. Там же встретил я своих сверстников – Женю Дроздова, Славу Арайса, Валю Пахомову. Сейчас они крепкие профессиональные художники. А тогда... Что мы умели? Пацаны. Для нас тогда было несбыточной мечтой иметь коробку акварельных красок. Даже сейчас помню их запах.

- А кто был первым наставником в изостудии?

- Терещенко Анатолий Григорьевич. Совершенно незаурядный человек, прекрасный живописец. Это был мастер, маэстро, интеллигент. Он прекрасно играл на фортепьяно. А для нас, пацанов, это было что-то совершенно восхитительное, воплощение всего того, что называется искусством.

С особой теплотой вспоминали бывшие студийцы своего преподавателя живописи Валерия Владимировича Олешковского. Он был поистине кумиром моего поколения начинающих художников. И не только их. Олешковский был «своим» и среди музыкантов, журналистов, в актерской среде. Всегда элегантен, наглажен, он покорял человека своей непосредственностью, щедростью души, остроумием. Всегда быть душой любой компании – это было для него само собой разумеющимся. Он хорошо играл на гитаре, пианино, неплохо пел. Все, кто близко соприкасался с этим человеком, сразу попадали под его обаяние. И в первую очередь ученики в студии Олешковского. «Педагогом наш Валерий Владимирович был от Бога, - вспоминала Татьяна Озерова. – Он не признавал никаких методик. Каждое занятие – экспромт! И свобода творчества необычайная».

Чувство свободы во всем – это едва ли не самое главное, что успел в этой жизни Олешковский. И это чувство применительно к живописи воспитывал он в своих учениках.

Некоторое время Валерий работал в редакции газеты «Рабочий путь». На выставке есть его пейзаж с дарственной надписью нашему коллеге Владимиру Никитину. Трогательная картина. Волнующая деталь.

А закончить это повествование хочу тем, с чего началось открытие интересной этой выставки. Вот что сказал тогда, обращаясь к собравшимся, народный художник России Владимир Васильевич Ельчанинов.

- Какое это счастливое время было для тех детей, которые тогда, в послевоенные годы, имели возможность ходить в кружки Дома пионеров! Я тоже начинался как художник в одном из подмосковных Домов пионеров. В жутком совершенном холоде, голодными занимались мы изобразительным искусством. Художники многие инвалидами вернулись с войны. Им негде было работать, и они преподавали в этих кружках изобразительного искусства. Это совершенно потрясающее мероприятие государственное было – связь поколений. Надо было приобщить к искусству маленьких ребят, чтобы они не болтались без дела, не хулиганили, чтобы к хорошему приучались. И я просто восхищен тем, сколько интересных талантливых ребят в нашем смоленском Доме пионеров воспиталось – живописцев. графиков, скульпторов. Они создали основу, на которую ориентируются последующие группы ребят. И дай Бог нам в будущем сделать еще более масштабную выставку из произведений студийцев прошлых лет. Ведь многие из них сейчас составляют гордость оте­чественного изобразительного искусства.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.