Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2013 № 02 (150) ФЕВРАЛЬ 2013 г. БИОГРАФ «РУССКОЙ СТАРИНЫ»

БИОГРАФ «РУССКОЙ СТАРИНЫ»

Смоленск музейный
Анастасия ТРИФОНОВА

Скромный труд работника музея не всегда заметен за обилием выставочных экспонатов, представленных в залах. А ведь каждая вещь в витрине скрывает не только собственную историю, но и усилия человека, эту историю узнавшего. И раскрыть такую биографическую тайну - задача не из легких.

Журнал «Смоленск» рад познакомить своих читателей с Валентиной Ивановной Склееновой, с ее деятельностью и рассказать о ее недавно вышедшей книге «История музея «Русская старина».

В музей Валентину Ивановну привела судьба. Еще будучи ученицей школы в небольшом городе Трубчевск, она бегала на больших переменках в краеведческий музей, который находился прямо напротив учебного заведения. Наверное, это было начало долгого пути, который выбрала Валентина Ивановна и который выбрал ее. С 1969 года и по сей день она работает в музее.

Представления о специфике музейной работе у молодого специалиста, конечно, нет. Лишь со временем, погружаясь в профессию все глубже и глубже, сотруднику музея удается осознать все особенности, сложности и подводные камни этого незаметного для постороннего глаза, но такого нелегкого труда. Процесс осознания того, чем ты занимаешься, проходит постепенно, все больше захватывает и в конце концов настолько поглощает, что оставить это дело, ставшее родным, оставить музей, невозможно.

В 1977 году случилось так, что Валентина Ивановна стала заведующей отделом хранения и хранителем коллекции драгоценных металлов Смоленского музея. Тогда-то она и нашла свою тему, тогда-то и занялась изучением коллекции М.К. Тенишевой и восстановлением истории отдельных предметов. Но возникала одна сложность.

К 1920 году экспонаты, которые были в смоленском музее, потеряли свою биографию. В основе современного музея столпами стоят три старейших смоленских музея: историко-археологический, музей М.К. Тенишевой «Русская старина» и музей природы. Соответственно, в основе современного собрания лежат три коллекции. Но время в лице революций и войн не способствовало сохранению музейных сокровищ. В 1920 году музей был передан в ведение новой власти. И хотя на всех уровнях было продекларировано, что коллекция Тенишевой нерушима, как Мария Клавдиевна и требовала в своем завещании, уже через два года началось в прямом смысле разбазаривание единого собрания. Стали открываться другие музеи. Вещи из коллекции Тенишевой кочевали по выставкам и районным музеям, передавались в городские музеи, постоянно менявшие свои названия: историко-археологический музей, музей древностей, музей «История города».

С 1924 года на Смоленщину хлынул поток эмиссаров из центральных музеев страны: Эрмитажа, Государственного исторического музея, Третьяковской галереи, Загорского музея, Минского музея и других. Задачей их было буквально отобрать необходимые им вещи из смоленской коллекции, чтобы пополнить собственные музейные собрания. Например, смоленская крестьянская одежда и изделия М.К. Тенишевой в большом количестве попали в Третьяковку и ГИМ. Античные вещи из собрания смоленского музея были переданы в Эрмитаж. И так далее. Эти случаи не единичны. Коллекция Тенишевой рассыпалась по всей стране. Многие вещи из собрания были тогда же переданы в Госбанк, в лотерейные комиссии, объединение «Антиквариат». В этих случаях забирались в основном золотые, серебряные изделия, ювелирные украшения. К 1929 году музей потерял даже былое название. Он стал называться «Музей изобразительных искусств имени Крупской». А в 1930 году произошла «чистка» аппарата смоленского музея. Все самые образованные сотрудники, знатоки своего дела, были уволены. На их место пришли люди без образования. Разорение собрания довершила война. Тогда погибло более 32 000 экспонатов из общего музейного собрания, из них более 2900 экспонатов относились к тенишевской коллекции. Точно известно, что их вывезли, но сказать наверняка, где они находятся сейчас, невозможно. Это, конечно, непоправимый ущерб.

Когда в 1938 году была введена единая книга учета экспонатов, в графе «Источник поступления» зачастую указывалось «Из старых поступлений». По окончании войны стали вводить новые книги учета. В них запись «Из старых поступлений» стояла всюду. Биография таких экспонатов была забыта. В 1988 году в Смоленске отмечалось столетие историко-археологического музея. К этой знаменательной дате сотрудникам необходимо было выявить, что же в собрании сохранилось из историко-археологического музея. Работа с музейными и архивными документами подтолкнула Валентину Ивановну заняться восстановлением биографии вещей.

Все началось с изучения каталога Тенишевой. В работе помогало то, что к этому времени она хорошо знала коллекции. Одно знание накладывалось на другое. По описаниям в тенишевском каталоге Валентина Ивановна догадывалась, о какой вещи из вверенной ей коллекции может идти речь. Работа долгая, кропотливая, но интересная, почти детективная. Так многим предметам были присвоены их истинные номера. Постепенно вся сохранившаяся коллекция была расписана по материалам: ткани, драгоценные металлы, живопись, резное дерево и так далее. Получились целые тома рукописей. Работать стало проще. Теперь Валентина Ивановна искала экспонаты с помощью других хранителей, которые хорошо знали свои коллекции и по описанию могли узнать ту или иную вещь. Медленно, но верно складывалось представление о том, что сохранено. Результатом упорной работы, своеобразным ее обобщением и явилось издание книги «История музея «Русская старина»».

Надо сказать, что архив Тенишевой не сохранился. Валентина Ивановна предполагает, что он был вывезен Марией Клавдиевной из страны в 1905 году, когда она показывала свое собрание в Лувре. Вероятно, в 1908 году возвращаясь в Смоленск, она не взяла архив с собой. Ныне известно, что какая-то часть архива находится в частном собрании в Париже, а какая-то часть находится в Праге, куда была передана Е.К. Святополк-Четвертинской перед смертью.

Погружаясь в книгу Валентины Ивановны, читатель становится свидетелем зарождения тенишевского собрания, его пополнения, перемещений и выставок, узнает о нелегкой судьбе музея и коллекции во время исторических переломов. Особенно удачной считает Валентина Ивановна главу о судьбе наследия в период Великой Отечественной войны. Работая с документами, она восстановила цепь событий, касающихся музея и его ценностей. Богатый иллюстративный материал книги позволяет полностью погрузиться в эпоху, познакомиться с людьми, чьи усилия в той или иной степени легли в основу создания музея и коллекции, полюбоваться на некоторые экспонаты, всмотреться и вчитаться в документы. Словом, каждый неравнодушный и заинтересованный человек, раскрыв книгу, откроет для себя целый мир «Русской старины». Валентина Ивановна надеется, что городские власти найдут средства издать полный каталог музея М.К. Тенишевой. В него будут включены все экспонаты, собранные при участии М.К. Тенишевой, т.е. до передачи его новой власти. Возле каждого экспоната будет указано его местонахождение или действующий музейный номер. Если удастся издать каталог, то коллекции музея «Русская старина» станут доступными для исследователей и, возможно, в скором времени будут изданы научные каталоги по отдельным коллекциям, о которых мечтала Мария Клавдиевна.

Еще в начале 20 века музей «Русская старина» был известен на мировом уровне. Имя М.К. Тенишевой и как эмальера, и как коллекционера, известно до сих пор. Поэтому издание книги — важное событие не только в жизни нашего города, но и в жизни мировой культурной общественности. А читатели книги в который раз смогут убедиться, что коллекция М.К. Тенишевой и сам музей — одни из важнейших культурных, а значит и туристических объектов на территории Смоленска.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.