Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2013 № 02 (150) ФЕВРАЛЬ 2013 г. МАТЕРИНСКИЙ НАКАЗ

МАТЕРИНСКИЙ НАКАЗ

Встречи с интересными людьми
Александр МЕЛЬНИК, 
лауреат премии имени М.В. Исаковского

- Я была совсем маленькая. На лесной полянке сорвала красивый цветок. И вдруг мама тихим голосом обратилась ко мне: «Ты, может, и не хотела, Любочка, а причинила сейчас такой хрупкой красоте боль. Теперь цветку больше не суждено, как прежде, раскрыться и цвести, радуя всех нас. Помни, все живое может испытывать боль. Я хочу, чтобы ты берегла и защищала живое, помогала ему расти и расцветать».

Завет матери, наказ матери. Эти слова стали основой всей моей жизни и педагогической работы.

«Спасибо, мама! Ты подарила мне настоящее сокровище: нежность, доброта и любовь всегда присутствуют в моем сердце!»

Историю эту, похожую на притчу, поведала учительница Стабенской школы Любовь Валерьевна Котяш на конкурсе «Самый классный классный», где стала победительницей в номинации «Яркая индивидуальность». Заключительный этап состоял из трех частей. И в той части, которая имела название «Калейдоскоп талантов», Любовь Валерьевна блеснула в танце «Яблочко». Действительно, яркая. Действительно, творческая. Действительно, обаятельная личность.

УРОК ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ

И когда я оказался в школе по приглашению комитета по образованию Смоленского района, использовал возможность встретиться с учительницей Котяш. Я попал на урок литературного чтения во второй класс Любови Валерьевны.

Жили в квартире

«Сорок четыре»

Сорок четыре

Веселых чижа...

Строфу за строфой поочередно читали дети.

- Это стихотворение Самуила Маршака «Веселые чижи» посвящено детям детского дома, - сообщила в итоге учительница. – Ребята, скажите, пожалуйста, что такое детский дом?

- Детский дом - это, где дети живут без родителей?

- Как им там живется?

- Плохо.

- Их одевают, кормят, но они скучают. Почему они скучают?

- Потому что у них нет родителей.

Да. Потому что у них нет ни мамы, ни папы. Поэтому мы с вами соберем игрушки, книжки, и мы с вами съездим в детский дом, отвезем наши подарки. Мы с вами уже проводили такую акцию «Дари добро». Вспоминайте, пожалуйста, что мы делали с вами?

- Мы собирали некоторые вещи и носили людям, которые нуждаются и у которых денег мало.

- А еще мы раздавали печенье и всякие фрукты.

- Лида, скажи, ты тоже участвовала в этой акции, что ты подарила?

- Я подарила полотенце и мыло.

- И теми вещами, что мы принесли, остались очень довольны старые люди. Они передавали в школу большое спасибо. Теперь, ребята, подумайте и скажите, когда дети живут в детском доме, какая у них есть мечта?

- У них есть мечта быть с мамой и папой.

- И бабушкой.

- Вы правильно сказали. И они стремятся обязательно встретить своих маму и папу.

А еще у них есть мечта подружиться с какими-нибудь детьми.

- Вот мы и приедем к ним, чтобы они могли это сделать. А своим родителям, какие слова надо сказать? Мама, папа заботятся о вас каждый день.

- Я тебя люблю, мама...

- ...За то, что родила и любишь меня.

- Да.

- И наверно, вот эти детки, ребята, которые живут в детском доме, тоже хотят, чтобы день начинался с ласковых слов: «Доброе утро», «Сядь покушай», «Возьми конфетку». И, конечно, мама говорит слова самые, самые: «Я тебя очень, очень люблю». И мы очень любим своих родителей. Да? Мамочку свою очень любим. И стараемся учиться хорошо. И вести себя как?

- Хо-ро-шо, - дружно ответили дети.

- Чтобы у мамы на лице всегда была...

- ...У-лыб-ка.

Тут нечего ни убавить, ни прибавить. Все и так ясно. Урок литературного чтения дал повод для нравственного воспитания. А такие поводы педагог по призванию Котяш находит во всем.

- Каждый день не проходит, наверно, ни одного занятия с детьми, чтобы я не вспомнила про родителей. Внушаю, чтобы они относились к ним хорошо, ценили, помогали, выражали сердечные чувства. Просто могли обнять маму и поцеловать. Вчера буквально пришла мама мальчика и говорит: «Любовь Валерьевна, наш Кирилл - никогда за ним такого не было – подошел ко мне на кухне и предложил вынести ведро. Я как держала в руках нож, так и уронила. Чтоб мой ребенок избалованный мог так поступить...»

Любовь Валерьевна прямо лучится от того, что благодатный посев дает всходы:

- Дети добрые. Когда меня не было, другая учительница работала с ними. И она сказала: «Как я люблю ваших детей. Они все очень разные, но они такие добрые. Стараются помогать. И называют друг друга только по имени. Я не слышу, чтоб кто-то кого-то обозвал. В целом молодцы!»

С душевной теплотой добавила:

- У меня самой прекрасная семья. Взрослая дочь Светлана, которая старается мне в чем-то помочь. Допустим, вчера я до полдесятого была здесь, в школе. Она приготовила ужин...

ГРАЖДАНЕ ЦВЕТОЧНОГО ГОРОДА

- У нас так организована жизнь. Каждый класс – это район. А вообще у нас четыре начальных класса: один первый, два вторых, третий и четвертый. Они образуют Цветочный город. И у каждого класса есть свое название. Наш класс – Ромашки. Живем мы в ромашковом раю.

Любовь Валерьевна смеется. Ей приятно это название. Может, потому, что раньше у нее была фамилия Романова и потому, что в школе называли Ромашкой. С перевесом в один голос на классном голосовании прошло название Ромашка. А могло быть - и Колокольчики. Ромашки все же лучше. Солнечный цветок. И с именем Любовь лепестками своими соприкасается. В девичьем гадании (любит – не любит) дарит надежду.

Гимном стал «Школьный вальс» композитора Аркадия Островского на слова поэта Иосифа Дика, где лейтмотивом звучит жизнерадостный припев:

Девчонки, мальчишки!

Мальчишки, девчонки!

Мы учимся вместе, - друзья.

Всегда у нас весело в классе.

Да здравствует дружба! Ура!

- Моя задача, чтобы в классе было самоуправление. Мне очень хочется, чтобы мои питомцы, выходя из начальной ступени, могли планировать свою работу сами. Чтобы они сами предлагали идеи, жили их воплощением. А к этому надо готовить все четыре года. Потихоньку, потихоньку...

- Каким образом?

- В классе есть орган самоуправления: глава класса и района, совет класса.. Каждый имеет у нас поручение. Я учу основам общественной работы. Определен круг поручений и во всем нашем Цветочном городе. У меня такая точка зрения: нельзя человеку навязывать поручение. А потому ребята сами себе выбирали общественную нагрузку на определенный период. Обычно – на четверть. А последний раз решили закреплять на месяц. Потом они отчитываются, что сделали. Их активность учитывается и оценивается. И обязательно они морально поощряются. Есть разные способы похвалить ребенка. Важно, чтобы он был отмечен... Это незаметно. Это каждый день. И это процесс воспитания.

СЛАГАЕМЫЕ СЧАСТЬЯ

Я очень люблю свою школу. Все, что угодно, но без школы я не могу. Это мое. Я нашла себя. Я, вообще, хотела быть учителем музыки. Потому что окончила музыкальную школу по классу гитары. Играю и на пианино иногда. Но благодарна судьбе, что последовала примеру мамы. Она тоже педагог начальных классов.

Любовь Валерьевна трогательно и нежно говорила о маме, которая из-за тяжелого недуга прикована к постели уже двенадцать лет. Поразительно светлое чувство испытывает она к матери. Не удержалась, рассказала, как мама читает стихи. Нет, не свои. Но рядом с поэтической натурой не могла не вырасти личность вдохновенная, до самозабвения увлеченная избранным делом.

- Всю свою педагогическую деятельность я посвятила своей родной и любимой школе. В ней работаю уже двадцать восемь лет. Сегодня я учитель высшей категории. У меня написана научная работа, которая касается смыслового аспекта уроков литературного чтения. Она опубликована в сборнике. Выступала на международной научно-практической конференции...

Казалось бы, сельская школа. Обычные будни. Домашние дети. Не из детских садов, где из них готовят вундеркиндов. А учебный процесс учительница организует по экспериментальной программе. Едет на Всероссийскую конференцию и получает квалификационную степень методиста по этой программе. Два года подряд участвует в методической выставке Смоленского района и входит в число лучших. В этом году сама уже была в жюри как общепризнанный авторитет.

Поймет не каждый,

Но свидетель – Бог.

Я о другой не помышляла доле.

И званьем – классный педагог – горжусь.

Я счастлива работать

в сельской школе.

Тогда, на конкурсе, где я услышал возвышенную историю о материнском наказе, Любовь Валерьевна Котяш назвала три принципа, которые и есть слагаемые ее счастья:

Если есть Родина - она должна быть единственная!

Если есть семья - она должна быть любимая!

Если есть школа – она должна быть единственная, любимая и родная!

- Насколько хватит у меня добра, я его постараюсь дарить всем.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.