Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2013 № 02 (150) ФЕВРАЛЬ 2013 г. МАТЕРИНСКИЙ НАКАЗ

МАТЕРИНСКИЙ НАКАЗ

Встречи с интересными людьми
Александр МЕЛЬНИК, 
лауреат премии имени М.В. Исаковского

- Я была совсем маленькая. На лесной полянке сорвала красивый цветок. И вдруг мама тихим голосом обратилась ко мне: «Ты, может, и не хотела, Любочка, а причинила сейчас такой хрупкой красоте боль. Теперь цветку больше не суждено, как прежде, раскрыться и цвести, радуя всех нас. Помни, все живое может испытывать боль. Я хочу, чтобы ты берегла и защищала живое, помогала ему расти и расцветать».

Завет матери, наказ матери. Эти слова стали основой всей моей жизни и педагогической работы.

«Спасибо, мама! Ты подарила мне настоящее сокровище: нежность, доброта и любовь всегда присутствуют в моем сердце!»

Историю эту, похожую на притчу, поведала учительница Стабенской школы Любовь Валерьевна Котяш на конкурсе «Самый классный классный», где стала победительницей в номинации «Яркая индивидуальность». Заключительный этап состоял из трех частей. И в той части, которая имела название «Калейдоскоп талантов», Любовь Валерьевна блеснула в танце «Яблочко». Действительно, яркая. Действительно, творческая. Действительно, обаятельная личность.

УРОК ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ

И когда я оказался в школе по приглашению комитета по образованию Смоленского района, использовал возможность встретиться с учительницей Котяш. Я попал на урок литературного чтения во второй класс Любови Валерьевны.

Жили в квартире

«Сорок четыре»

Сорок четыре

Веселых чижа...

Строфу за строфой поочередно читали дети.

- Это стихотворение Самуила Маршака «Веселые чижи» посвящено детям детского дома, - сообщила в итоге учительница. – Ребята, скажите, пожалуйста, что такое детский дом?

- Детский дом - это, где дети живут без родителей?

- Как им там живется?

- Плохо.

- Их одевают, кормят, но они скучают. Почему они скучают?

- Потому что у них нет родителей.

Да. Потому что у них нет ни мамы, ни папы. Поэтому мы с вами соберем игрушки, книжки, и мы с вами съездим в детский дом, отвезем наши подарки. Мы с вами уже проводили такую акцию «Дари добро». Вспоминайте, пожалуйста, что мы делали с вами?

- Мы собирали некоторые вещи и носили людям, которые нуждаются и у которых денег мало.

- А еще мы раздавали печенье и всякие фрукты.

- Лида, скажи, ты тоже участвовала в этой акции, что ты подарила?

- Я подарила полотенце и мыло.

- И теми вещами, что мы принесли, остались очень довольны старые люди. Они передавали в школу большое спасибо. Теперь, ребята, подумайте и скажите, когда дети живут в детском доме, какая у них есть мечта?

- У них есть мечта быть с мамой и папой.

- И бабушкой.

- Вы правильно сказали. И они стремятся обязательно встретить своих маму и папу.

А еще у них есть мечта подружиться с какими-нибудь детьми.

- Вот мы и приедем к ним, чтобы они могли это сделать. А своим родителям, какие слова надо сказать? Мама, папа заботятся о вас каждый день.

- Я тебя люблю, мама...

- ...За то, что родила и любишь меня.

- Да.

- И наверно, вот эти детки, ребята, которые живут в детском доме, тоже хотят, чтобы день начинался с ласковых слов: «Доброе утро», «Сядь покушай», «Возьми конфетку». И, конечно, мама говорит слова самые, самые: «Я тебя очень, очень люблю». И мы очень любим своих родителей. Да? Мамочку свою очень любим. И стараемся учиться хорошо. И вести себя как?

- Хо-ро-шо, - дружно ответили дети.

- Чтобы у мамы на лице всегда была...

- ...У-лыб-ка.

Тут нечего ни убавить, ни прибавить. Все и так ясно. Урок литературного чтения дал повод для нравственного воспитания. А такие поводы педагог по призванию Котяш находит во всем.

- Каждый день не проходит, наверно, ни одного занятия с детьми, чтобы я не вспомнила про родителей. Внушаю, чтобы они относились к ним хорошо, ценили, помогали, выражали сердечные чувства. Просто могли обнять маму и поцеловать. Вчера буквально пришла мама мальчика и говорит: «Любовь Валерьевна, наш Кирилл - никогда за ним такого не было – подошел ко мне на кухне и предложил вынести ведро. Я как держала в руках нож, так и уронила. Чтоб мой ребенок избалованный мог так поступить...»

Любовь Валерьевна прямо лучится от того, что благодатный посев дает всходы:

- Дети добрые. Когда меня не было, другая учительница работала с ними. И она сказала: «Как я люблю ваших детей. Они все очень разные, но они такие добрые. Стараются помогать. И называют друг друга только по имени. Я не слышу, чтоб кто-то кого-то обозвал. В целом молодцы!»

С душевной теплотой добавила:

- У меня самой прекрасная семья. Взрослая дочь Светлана, которая старается мне в чем-то помочь. Допустим, вчера я до полдесятого была здесь, в школе. Она приготовила ужин...

ГРАЖДАНЕ ЦВЕТОЧНОГО ГОРОДА

- У нас так организована жизнь. Каждый класс – это район. А вообще у нас четыре начальных класса: один первый, два вторых, третий и четвертый. Они образуют Цветочный город. И у каждого класса есть свое название. Наш класс – Ромашки. Живем мы в ромашковом раю.

Любовь Валерьевна смеется. Ей приятно это название. Может, потому, что раньше у нее была фамилия Романова и потому, что в школе называли Ромашкой. С перевесом в один голос на классном голосовании прошло название Ромашка. А могло быть - и Колокольчики. Ромашки все же лучше. Солнечный цветок. И с именем Любовь лепестками своими соприкасается. В девичьем гадании (любит – не любит) дарит надежду.

Гимном стал «Школьный вальс» композитора Аркадия Островского на слова поэта Иосифа Дика, где лейтмотивом звучит жизнерадостный припев:

Девчонки, мальчишки!

Мальчишки, девчонки!

Мы учимся вместе, - друзья.

Всегда у нас весело в классе.

Да здравствует дружба! Ура!

- Моя задача, чтобы в классе было самоуправление. Мне очень хочется, чтобы мои питомцы, выходя из начальной ступени, могли планировать свою работу сами. Чтобы они сами предлагали идеи, жили их воплощением. А к этому надо готовить все четыре года. Потихоньку, потихоньку...

- Каким образом?

- В классе есть орган самоуправления: глава класса и района, совет класса.. Каждый имеет у нас поручение. Я учу основам общественной работы. Определен круг поручений и во всем нашем Цветочном городе. У меня такая точка зрения: нельзя человеку навязывать поручение. А потому ребята сами себе выбирали общественную нагрузку на определенный период. Обычно – на четверть. А последний раз решили закреплять на месяц. Потом они отчитываются, что сделали. Их активность учитывается и оценивается. И обязательно они морально поощряются. Есть разные способы похвалить ребенка. Важно, чтобы он был отмечен... Это незаметно. Это каждый день. И это процесс воспитания.

СЛАГАЕМЫЕ СЧАСТЬЯ

Я очень люблю свою школу. Все, что угодно, но без школы я не могу. Это мое. Я нашла себя. Я, вообще, хотела быть учителем музыки. Потому что окончила музыкальную школу по классу гитары. Играю и на пианино иногда. Но благодарна судьбе, что последовала примеру мамы. Она тоже педагог начальных классов.

Любовь Валерьевна трогательно и нежно говорила о маме, которая из-за тяжелого недуга прикована к постели уже двенадцать лет. Поразительно светлое чувство испытывает она к матери. Не удержалась, рассказала, как мама читает стихи. Нет, не свои. Но рядом с поэтической натурой не могла не вырасти личность вдохновенная, до самозабвения увлеченная избранным делом.

- Всю свою педагогическую деятельность я посвятила своей родной и любимой школе. В ней работаю уже двадцать восемь лет. Сегодня я учитель высшей категории. У меня написана научная работа, которая касается смыслового аспекта уроков литературного чтения. Она опубликована в сборнике. Выступала на международной научно-практической конференции...

Казалось бы, сельская школа. Обычные будни. Домашние дети. Не из детских садов, где из них готовят вундеркиндов. А учебный процесс учительница организует по экспериментальной программе. Едет на Всероссийскую конференцию и получает квалификационную степень методиста по этой программе. Два года подряд участвует в методической выставке Смоленского района и входит в число лучших. В этом году сама уже была в жюри как общепризнанный авторитет.

Поймет не каждый,

Но свидетель – Бог.

Я о другой не помышляла доле.

И званьем – классный педагог – горжусь.

Я счастлива работать

в сельской школе.

Тогда, на конкурсе, где я услышал возвышенную историю о материнском наказе, Любовь Валерьевна Котяш назвала три принципа, которые и есть слагаемые ее счастья:

Если есть Родина - она должна быть единственная!

Если есть семья - она должна быть любимая!

Если есть школа – она должна быть единственная, любимая и родная!

- Насколько хватит у меня добра, я его постараюсь дарить всем.

 
Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

гарант жилье

Комментарии

  • В Смоленском интерьере
    27.01.2016 08:14
    Каким же талантом надо обладать, что бы передать характер человека через "простой" снимок! Эти фото ...
     
  • Увлечения
    25.12.2015 13:08
    Я прошу прощения, господа! Но кто у меня спросил разрешения публиковать интервью со мной? Тем более есть ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ
    02.09.2015 13:06
    Поправка к статье - в Смоленске Мария Антоновна Ильющенкова была директором и по совместительств у ...
     
  • Не по-братски
    26.05.2015 22:07
    Все! Выборы в Горсовет начались. И начались, как водится с грязи. Объясните мне кто-нибудь, почему ...

© 2018 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.