Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2013 № 01 (149) ЯНВАРЬ 2013 г. ПОЛЕТ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

ПОЛЕТ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

ЮБИЛЕИ

Анастасия ТРИФОНОВА

Жизнь каждого человека — повод написать книгу. И чем дольше и насыщеннее жизнь, тем толще должна получиться эта книга. Иван Павлович Евдокимов перед самыми новогодними праздниками отметил свой девяностолетний юбилей. Шутка ли, столько прожить, пережить и повидать. Писать о юбиляре всего лишь статью, а не книгу — непросто. Все время кажется, что можешь что-нибудь важное упустить, не досказать. Но написать нужно, дело ответственное и совершенно необходимое. Чужая жизнь, да еще такая интересная, как у Ивана Павловича, — самый настоящий пример для подрастающего поколения. Кто ж еще сможет молодым да зеленым рассказать, как жилось шестьдесят, семьдесят и даже восемьдесят лет назад?

Родился Иван Павлович 30 декабря 1922 года в деревне Уколово Смоленского района. Родители его, хотя и были простыми крестьянами, жизнь прожили необычную. Мать, будучи еще маленькой, две зимы посещала школу Марии Клавдиевны Тенишевой, где училась вышиванию. Отец воевал в Восточной Пруссии, был захвачен в плен и четыре долгих года работал на шахтах. Домой на Смоленщину он вернулся лишь в 1920 году.

Рос Иван Павлович в родной деревне, рос. И однажды приключилось с ним событие, которое повлияло впоследствии на всю его дальнейшую судьбу. Летним утром разбудил шестилетнего Ваню старший брат: «Пойдем, мол, пойдем! На поле самый настоящий самолет сел!» Побежали. Народ из окрестных деревень тут же толпился. И действительно, на ржаное поле возле деревни приземлился самолет Р-2. Летчики вылезли, мотор осмотрели, после чего самолет взлетел и вскоре скрылся. Именно после этого события проснулся у Ивана Павловича интерес к авиации, потянуло его в небо, в полет. Но пока он был всего лишь мальчиком. Предстояла учеба.

Сначала была закончена неполная средняя школа в родной деревне. Затем учеба продолжилась в Смоленске. Тогда-то благодаря учительнице русского языка и литературы зародился у Ивана Павловича интерес к русской поэзии. По сей день вспоминает он, как удалось ему, мальчишке, посетить встречу с Михаилом Исаковским и Алексеем Сурковым в областной библиотеке. Вспоминает ту особую интонацию, с которой авторы читали свои произведения.

Именно в годы смоленской учебы начал Иван Павлович посещать смоленский авиаклуб, где изучался самолет ПО-2, впоследствии названный славным именем У-2, где за теоретической базой — аэронавигацией, ориентированием — следовала практика — учебные полеты на аэродроме, что находится на Рославльском шоссе, ныне аэродром Южный. Но во время первого же тренировочного полета сильно простудился Иван Павлович и вынужден был прекратить свои занятия в аэроклубе. Но судьба распорядилась так, что с авиацией расставания не произошло.

В конце 1940-го года смолен­ских школьников агитировали поступать в только что открывшуюся Ташкентскую авиационную школу стрелков-бомбардиров. Иван Павлович решился на поступление, прошел медкомиссию и вместе с четырьмя учениками своей школы был отправлен в город Чирчик, где и располагалось принявшее его учебное заведение. Добираться пришлось поездом. Маршрут пролегал через Москву, Куйбышев, Октюбинск и Ташкент. Путешествие длилось целую неделю. Новоприбывших курсантов расселили и начали растить из них штурманов. Именно в Ташкентской авиашколе Иван Павлович полностью освоил свой первый самолет — Р-5. Занятия были насыщенные. И теоретическую, и практическую подготовку курсантам давали хорошую. Уже тогда, в 1940-41 годах, чувствовалось дыхание надвигающейся войны.

После окончания авиашколы теперь уже младшие лейтенанты были отправлены в Ташкент на курсы высшей летной подготовки ГВФ. Здесь Иваном Павловичем был освоен самолет Ли-2. После чего в составе 1-ой авиатранспорт­ной дивизии ГВФ летал он в Баку, Волгоград, Астрахань, Махачкалу. Конец войны застал его на аэродроме Бржэзно в Польше. В 1946 году Иван Павлович был отправлен на службу в Бобруйск, где и проработал до конца своей военной карьеры.

Надо сказать, что всю жизнь Иван Павлович учился. За 27,5 лет службы в дальней авиации летал он штурманом на десяти моделях самолетов: ПО-2, Р-5, ТБ-3, Ли-2, Си-47, ДБ-3, Ил-4, на американ­ском Б-25, Ту-4 и Ту-16. Всего у Ивана Павловича 4354 часа налета, из которых 2354 часа — на самолете Ту-16.

С особой любовью говорит Иван Павлович об этом самолете, ведь именно на нем были им в качестве штурмана совершены три полета в Арктику — в 1958, 1961 и 1967 годах. Особенно сложным был второй полет, когда их экипажу было приказано впервые на реактивном самолете выполнить посадку на один из островов архипелага Земля Франца-Иосифа. Самолет успешно произвел посадку на укатанный в виде посадочной полосы снег. Экипаж вышел из самолета. Стояла полярная ночь, температура воздуха составляла приблизительно -40 градусов Цельсия. Вскоре их самолет взлетел и направился далее по маршруту. А во время третьего полета случилось экипажу лететь из одного часового пояса в другой и не потерять ни минуты: успели пообедать и перед вылетом, и после прилета. А однажды случилось Ивану Павловичу именной фотоаппарат от самого министра обороны СССР Г.К. Жукова получить. Таких интересных, по своему уникальных, по-своему забавных событий в жизни Ивана Павловича было множество, все не сосчитать, обо всех не рассказать.

В 1968 году Иван Павлович был уволен в запас по состоянию здоровья: тяжела для глаз работа штурмана, что поделать. Но на окончании службы не закончилась учеба. Вскоре Иван Павлович окончил Смоленский филиал Всесоюзного заочного финансово-экономического института. После чего был приглашен старшим преподавателем на кафедру экономики Смоленского филиала Института повышения квалификации Министерства электротехнической промышленности, где трудился десять лет.

Сейчас Иван Павлович находится на заслуженном отдыхе, однако отдыхать ему некогда — дел множество. Несмотря на почтенный возраст он активно принимает участие в общественной работе: присутствует на мероприятиях различного уровня, выступает перед студентами, школьниками и воспитанниками детских садов. Его можно встретить и на торжественной линейке первого сентября, и на Лубинском поле во время проведения реконструкций, и на посадке кутузовского дубка, и на открытиях выставок в смоленских музеях, и на встречах с писателями в областной библиотеке. Кстати сказать, есть у юбиляра и творческое увлечение — самостоятельно освоив аккордеон полвека назад, он может и сейчас сыграть лихую «Семеновну» и трогательный «Синий платочек». Словом, Иван Павлович полон сил, идей и планов. Девяносто лет, полет нормальный!

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.