Журнал Смоленск

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

ЮБИЛEЙ МАСТЕРА

СМОЛЕНСК ВЫСТАВОЧНЫЙ

Валерий ГРАЩЕНКОВ, 
скульптор, профессор СмолГУ

Масштабность художника – это то, что среди других качеств считывается зрителем на показе произведений изобразительного искусства. Эта масштабность, уровень, конечно, просматривается практически во всякой работе того или иного мастера, но вот именно на персональной выставке все становится на свои места. Здесь срастаются все нити, все направления, все творческие проявления художника, экспозиционно отсекаются все случайности, и творчество автора предстает в его максимальном звучании, со всеми присущими оттенками, в полновесном и характерном виде. Вот так же цельно и высокомасштабно звучит экспозиция недавно открывшейся юбилейной выставки народного художника России, члена-корреспондента Российской Академии художеств, профессора СмолГУ Геннадия Васильевича Намеровского.

Намеровский известен в России как незаурядный график и, конечно же, прежде всего работы именно в этом виде искусства, сделавшие ему имя в художественной среде, показаны наиболее полно. Здесь и печатная цветная графика последнего времени, и карандашные листы, созданные по итогам творческих поездок по стране и зарубежью, и быстрые натурные зарисовки. Все работы объединены творческой заряженностью, стилистической цельно­стью, своим особым видением и ощущением жизни. Автор показывает известные графические серии, посвященные Смоленщине под названиями «Город», (темпера) и «Моя деревня» (карандаш), темперную серию «По Италии», карандашные листы серий «Сибирь», «БАМ» и работы, посвященные другим российским землям, разного времени создания.

Но значительная часть экспозиции посвящена и живописи, которой автор не так часто балует публику. Этот не столь привычный раздел выставки, так же, как и хорошо знакомый уже графический, многих задел за живое и в особенности – небольшими по размеру натурными этюдами, в которых автор предстает необычайно тонким колористом. Свежо и ма­стерски взятыми цветовыми отношениями художнику удается передавать то тишину сельского пейзажа («Храм на оз. Сапшо», «Река Каспля»), то звенящее солнечным восходом утро или светлоту и покой заката («Дорога во Фленово», «Сумерки. Каспля»), то смену времен года («Золотая осень», «Мартовский день», «Сенокосная пора в Алфимово») или натурный натюрморт («Полевые цветы», «Антоновки»). В более знакомой зрителю живописи больших размеров художник обобщает свои впечатления и создает сложные композиции образно-философского звучания («Сошествие с небес», «Большой букет», «Пейзаж с луной», «Натюрморт с лампой»). И хотя в разных картинах он использует разные колористические наборы, все же палитра остается узнаваемой, как бы являя собой художественный почерк, визитную карточку художника.

К этому качеству относится и выбор сюжетов. Обобщая, можно сказать, что основной темой для Геннадия Намеровского является осмысление истории в ее многомерных проявлениях. И если история России, родных мест присутствует во многих пейзажах, натюрмортах, композициях, то и совершенные в свое время поездки по миру принесли свой плод в виде неравнодушного отношения к историческому наследию разных народов и народностей, к особенно­стям их жизненного уклада, неповторимости исторически сложившегося пейзажа. Конечно, тематика этим не исчерпывается. Человеческие связи, отношения между людьми и этносами, вопросы смысла жизни и прочие важные и живоносные для человечества темы волнуют Намеровского, как и всякого серьезного художника, и это находит воплощение в его работах.

Свой юбилей маститый смоленский деятель искусства отметил весьма достойно: выставка, открытая на двух этажах Дома художника, – яркое свидетельство тому. На вернисаже присутствовали многие официальные лица. Первый секретарь Союза художников России А.У.Греков от имени секретариата поздравил юбиляра и вручил ему одну из высших наград Союза – золотую медаль имени В.И.Сурикова. Поздравили юбиляра представители областной и городской властей, первый проректор Смоленского государственного университета Н.П.Сенченков, помощник депутата В.А. Разуваева, представители различных организаций, смоленские художники. Приветствия прислали президент Академии художеств З.Церетели и отдел графики Академии, организации тверских, омских, витебских художников и другие почитатели его творчества.

Впрочем, Намеровский относится к той категории людей, для которых юбилей лишь предлог для подведения промежуточных итогов. Нет сомнения, что новые идеи скоро воплотятся в будущие произведения.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

© 2017 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.