Главная | Архив |

  Праздник Смоленской Чудотворной Иконы Богоматери  
   

храни нас, заступница!

 

Богородица в судьбе России, как мать для младенца. В почитании Божией Матери русскими людьми - особая тайна. Кроется она в надежде на всесильное материнское заступничество перед Богом. Ведь Всевышний - не только великий благодетель, но и грозный судия. У русских, имеющих в характере такую ценнейшую черту, как покаяние, всегда с Боголюбовью соседствовала Богобоязнь. Как у матери родной просит богобоязненный грешный человек покрова Богородицы, идя на суд Господний. Человек знает свои грехи, на то дана ему Богом совесть. Держать ответ перед Богом за грехи и помогает великая Заступница, Защитница, Спасительница - Матери Божия. Она как бы смягчает кару, но зато обнажает в человеке совесть. Когда поэт говорит, что "умом Россию не понять", он имеет в виду именно Совесть. Эту ранимую и совершенно не материальную "структуру" - божественную сущность русские доверили Богородице. Богородица для русских людей остается Путеводительницей (Одигитрией). Наипервейшей среди "Одигитрий" стоит на Руси "Одигитрия" Смоленская. Она пришла к нам из Греции. Есть сказание, что греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь Анну, выдавая её в 1046 году замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. И еще есть предположение, что эта икона является списком с "Одигитрии" Влахернской, творцом которой был святой евангелист Лука. Он писал самую первую икону Богородицы и еще около семидесяти Её икон. Даже одно это обстоятельство обязывает особо чтить "Одигитрию" Смоленскую.

Икона прославилась в Греции множеством чудес. Доска, на которой она написана, очень тяжела и так изменилась от времени, что трудно определить, из какого она дерева. Она нагрунтована на клею малом и оклеена холстом. На одной стороне изображена Богоматерь по пояс, правая Ее рука лежит на груди, а левою поддерживает Богомладенца Иисуса, в левой руке держащего книжный свиток, а правою благословляющего. Цвет верхней одежды Богоматери темно-кофейный, нижней — темно-синий; а одежда Спасителя темно-зеленая с прозолотью. На другой стороне изображен Иисус Христос на кресте с надписью, внизу вид Иерусалима.

При поновлении в Москве надпись написана неправильно, равно прибавлены и предстоящие у креста Богоматерь и Иоанн Богослов, которых прежде не было.
Эта икона по смерти князя перешла к его сыну Владимиру Мономаху. В 1101 году Владимир Мономах построил в Смоленске храм в честь Богоматери, перенес в него эту святую икону, и с этого времени она стала называться Смоленской.

Из многочисленных чудес, совершавшихся от этой иконы, особенно замечательно спасение Смоленска от татар.
В 1239 году татары, разоряя Россию, напали отдельным отрядом на Смоленскую область. Жители, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, обратились с теплою молитвою к Богоматери, и святая Заступница услышала их молитвы. Татары остановились в Долгомостье в 24 верстах от Смоленска, решив вдруг напасть на город. В это время в дружине смоленского князя был один славянин греческого вероисповедания Меркурий, человек очень благочестивый; его Пресвятая Богородица избрала для спасения города.

Ночью на 24 ноября пономарю соборного храма, где стоит чудотворная икона, Богоматерь повелела объявить Меркурию, чтобы он, вооружившись, шел в татарский стан и убил их исполина. Услыша это от пономаря, Меркурий вошел в храм, пал с молитвою пред иконою и вдруг услышал от нее голос: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой. Ордынский властитель со всею своею ратью и исполином хочет тайно в нынешнюю ночь напасть на град Мой и опустошить его; но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его врагам. Иди на встречу врага тайно от народа, святителя и князя, не знающих о нападении, и силой Христа Бога победишь исполина. Я Сама буду с тобою, помогая тебе. Но вместе с победою ожидает тебя там венец мученический, который и примешь от Христа».

С радостными слезами, помолясь пред образом Богоматери и призывая Ее на помощь, Меркурий без страха пошел на врагов в средину стана и убил их великана, на силу которого они больше надеялись, чем на свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий с необыкновенной силою отразил все их нападения с помощью молниеносных воинов и Светлой Жены, лик Которой наводил страх на врагов. Перебив множество татар, утомленный Меркурий лег отдохнуть.

Татарин, найдя его спящим, отрубил ему голову. Но Господь не хотел оставить тело мученика на поругание. Меркурий сам, как живой, внес свою голову в город. Его тело с честию погребли в соборной церкви.
Церковь причла его к лику святых и в память одержанной им победы с помощью Богоматери в Смоленске 24-го ноября совершается всенощное бдение и благодарственный молебен пред чудотворною иконою Богоматери. Железные шишак и туфли, бывшие на Меркурии в день битвы, хранятся в Смоленском Богоявленском соборе.
Святая икона Смоленской Богоматери была принесена в Москву около 1400 года и находилась в Москве на Великокняжеском дворе у Благовещения до 1456 года. Верно определить время принесения этой иконы в Москву невозможно, потому что сказания об этом разные. В русском временнике говорится, что некто Юрга, Пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, взял святую икону Одигитрии вместе с другими и привез к великому князю. Думают, что Витовт Смоленскую икону дал своей дочери, великой Московской княгине, Софии, когда в 1398 году она была в Смоленске для свидания с отцом, потому что известно, что Витовт подарил ей много икон греческого письма. Есть еще известие, что последний смоленский князь Юрий Святославич, изгнанный в 1404 году литовским Витовтом, привез в Москву икону Одигитрии вместе с другими иконами.

В 1456 году смоленский епископ Мисаил прибыл в Москву с многими гражданами просить великого князя отпустить святую икону в Смоленск. Посоветовавшись с митрополитом Ионою и боярами, князь решил исполнить просьбу, сняв с иконы список. Все собрались в церковь Благовещения. После молебна и литургии подошли к иконе: князь, митрополит, княгиня и дети князя Иоанн, Юрий, Борис, и младшего сына Андрея принесли на руках. Все с благоговением приложились к иконе. Потом князь, горько плача, вместе с митрополитом вынул святую икону из киота и передал ее епископу Мисаилу; хотя епископ не просил, ему отдали и другие иконы, взятые из Смоленска. Митрополит Иона, взяв одну из этих икон, изображающую Богоматерь с Предвечным Младенцем, сказал: «О епископ! Брат и Сын! Оставь князю, княгине и детям их сию икону в воспоминание этого дня». Подозвав епископа, он вместе с ним взял икону и благословил ею князя, его супругу и детей и отдал ее князю, который с радостными слезами облобызал ее. Потом с крестным ходом проводили икону Смоленскую до монастыря Саввы Освященного, на Девичьем поле и, совершив тут последнее молебствие пред иконою, отпустили ее в Смоленск.

Икону, которою был благословлен князь, поставили в церкви Благовещенья на том месте, где стояла Одигитрия Смоленская и по приказанию князя пред нею каждый день служили молебен. Список с Смоленской Одигитрии князь оставил у себя. Икону Одигитрию Смоленскую провожали 18-го января в воскресенье.

В 1525 году великий князь Василий Иоаннович в память покорения Смоленска основал Новодевичий монастырь недалеко от того места, где было последнее молебствие пред иконою, когда провожали ее в Смоленск, и установил 28-го июля крестный ход в этот монастырь. Здесь по повелению князя был поставлен список с Смоленской иконы, стоявший в Благовещенском соборе. В 1666 году Смоленский Архиепископ Варсонофий, по указу государя, возил в Москву для поновления две Смоленские иконы. Одна из этих икон стоит в Смоленском Успенском соборе, а другая, написанная в 1602 году, в церкви над Днепровскими воротами.
Эта икона Одигитрии до 1727 года стояла над Днепровскими воротами на башне под нарочно устроенным шатром. В этом году правитель губернской канцелярии - Длотовский получил позволение на свои средства выстроить над воротами деревянную церковь. Через два года выстроили церковь во имя Рождества Богородицы. Наступило время освящения храма. Строитель постился, исповедывался и в день освящения приобщился Святых Тайн. После причащения подошел он к иконе Одигитрии и, с радостными слезами, благодарностью и восторгом пал пред иконою на колени, сложил крестообразно руки, преклонил до земли главу и скончался. В 1802 году над Днепровскими воротами поставили каменную церковь.

В 1808 году по приказанию преосвященного Серафима, старинный, серебряный, вызолоченный оклад иконы Одигитрии и жемчужный убрус с каменьями переделаны, оклад украшен разными каменьями и жемчугом, которого также прибавлено с несколькими каменьями и к убрусу.

В 1812 году во время нашествия Наполеона, когда наши войска 5 августа оставляли Смоленск, Смоленская икона, стоявшая в церкви над вратами, была взята артиллерийскою ротою полковника Глухова и с этого времени оставалась при полках 3-й пехотной дивизии, которая сохранила ее при себе до очищения России от неприятеля. Пред нею служили благодарственные молебны; пред нею главнокомандующий войском со слезами молил Богоматерь о помощи и спасении России от страшного врага; накануне знаменитой Бородинской битвы для укрепления воинов ее носили по всему лагерю. Через три месяца, когда неприятели были изгнаны, святую икону возвратили в Смоленск и поставили на прежнем месте. Генерал Коновницын, провожая икону в Смоленск, писал к старшему в городе духовному лицу: «Войска с благоговением зрели посреди себя образ сей и почитали его благоприятным залогом Всевышнего милосердия. Ныне же, когда Всемогущей Господь благословил российское оружие, и с покорением врага город Смоленск очищен, я, по воле главнокомандующего всеми армиями князя Михаила Илларионовича Кутузова, препровождаю святую икону Смоленской Богоматери обратно, да водворится она на прежнем месте и прославляется в ней Русский Бог, чудесно карающей кичливого врага, нарушающего спокойствие народов». Вместе с письмом были присланы вклады и приношения 1810 р. асе, 5 червонных золотом и серебра в лому, отнятого у неприятеля, пуд. Так возвратили святую икону в надворную церковь. С этого времени в Смоленске было установлено праздновать в память изгнания врагов 5-го ноября во славу Пресвятой Богородицы.

Главную чудотворную икону, стоявшую в соборной церкви, преосвященный Ириней пред Бородинской битвой принес из Смоленска в Москву. В Москве она была поставлена в церкви Василия Неокесарийского на Тверской Ямской улице. Преосвященный Августин, для торжественного принятия этого образа, посетившего Москву через 4 века, отправил в эту церковь двух архимандритов с крестным ходом и поставил его в Успенском соборе на поклонение народу. Московские жители при виде ее падали на колени, со слезами взывая: «Мати Божия, спаси нас!» 26-го августа, в день Бородинской битвы, в праздник Сретения Владимирской Богоматери Августин с Грузинскими архиереями Поною и Пафнутием в крестном ходе обносил Смоленскую, Иверскую и Владимирскую святые иконы Богоматери вокруг Белого города и Кремлевских стен. В Лефортовском дворце лежали больные и раненые воины. 31-го августа Августин с духовенством отправил к несчастным страдальцам чудотворные иконы Иверскую и Смоленскую. Невозможно описать того чувства, которое выразилось на лицах воинов при виде священнослужителей, пришедших к ним со святынею; стоны прекратились, они, забыв невыносимую боль своих ран, с умилением и радостными слезами смотрели на святые иконы. Тут был отслужен молебен с водосвятием. Отсюда иконы возвратились уже в полночь.

Перед вступлением неприятеля в Москву икону Смоленской Богоматери преосвященный Ириней вывез в Ярославль, а оттуда по очищении России от неприятеля, она опять была возвращена в Смоленск.

Смоленская икона называется Одигитриею, т. е. Путеводительницею. Разно объясняют это название; иные говорят, что эта икона потому так называется, что Пресвятая Владычица, явившись двум слепцам в Константинополе, указала им путь в храм, где они, помолившись пред Ее иконою, получили исцеление; другие объясняют это тем, что икона сопутствовала греческим царям в их походах против врагов.

Но Димитрий Ростовский так объясняет это название:
«Пресвятая Владычица именуется Одигитрия, что значит радостная наставница, путеводительница и крепкая помощница. Пречистая Богородица есть для нас радостная Наставница, потому что руководит нас на путь спасения, приводящей к вечной радости. Она — крепкая помощница для нас, немощных, потому что помогает в наших нуждах... Одигитрия — радостная, потому что печаль нашу обращает в радость, плачущих утешает, скорбящим ниспосылает веселие. В этом мире, полном всякого зла и бед, нет радости. Куда мы ни обратим свои взоры, везде видимо не добро, а зло, или явное, или скрытое под видом добра... Этот мир, будучи сам полон зла, может ли дать кому какое-либо добро. Ты его любишь, а он тебя ненавидит; ищешь его, а он бежит от тебя; работаешь ему, а он тебя бьет; хвалишь его, а он над тобою надругается; надеешься на него, а он тебе во всем лжет. Обещает тебе честь, а дает бесчестие; обещает золото, а подает грязь; обещает богатство, но и последнего лишает, что ты имел; обещает мед, а дает желчь; обещает сладость, а дает горечь; обещает хлеб, а подает камень: обещает добро, а дает зло...
Кто же обрадует нас, бедствующих среди такого зла? Кто утешит? Подлинно, не другой кто, как только Одигитрия радостная, Пресвятая Владычица наша Богородица, если к Ней прибегнем усердно... Она же, подающая нам радость, Одигитрия, есть наша Наставница, Путеводительница, потому что наставляет грешников на путь покаяния и руководствует их ко спасению, сопутствуя им Своим милосердием, пока проходят путь этой жизни... Она же, Преблагословенная Одигитрия, есть крепкая Помощница нам, немощным, во всех наших нуждах... Сильна Владычица наша, потому что Она — Царица всей видимой и невидимой твари, владеющая и высшим и низшим созданием — стихии все повинуются Ей, и небо, и земля, и воздух, и море послушны Ей; все противные духи ужасаются и трепещут пред святым Ее именем, зная, что Она — Матерь Божия. Сильна Она на земле, потому что Она стерла главу невидимого змия, Она попрала адскую силу; Ею получаются победы, Ею поражаются враги... Сильна Она на небе, ибо молитвами Своими связывает Бога Крепкого и Сильного, Которого некогда на земли связывала пеленами. Связывает, говорю, Бога молитвами Своими, ибо, когда Он, прогневанный нашими грехами, хочет наказать нас, Она простирает к Нему молебные руки Свои и удерживает карающую десницу Его, да не погубит грешных беззакониями-их. Таким образом Пресвятая Владычица помогает нам и на земле против врагов видимых и невидимых, помогает нам и на небе, умоляя о нас Сына Своего и Бога нашего и спасая нас от праведного гнева Его на нас за грехи наши...

Помогает Одигитрия, Крепкая, Помощница, – но кому помогает? Только благонравным и богобоящимся помогает Матерь Божия, избавляет их от великих бед и зол, а развращенным нравом и не имеющим страха Божия не соизволяет посылать помощи. И чего удивительного? Ужели Матерь станет благодетельствовать тем, которые оказываются врагами Сына Ее? Не более ли прогневаться на них, видя, как они своими грехами вторично распинают Сына Ее и ругаются над Ним своими беззакониями?.. Милосердствует Матерь Божия о грешниках, но о каких грешниках? О тех, которые хотя и грешат по немощи человеческой, но скоро раскаиваются и прибегают к Богу и к Ней Божией Матери со слезами и теплыми молитвами. Помогает Матерь Божия грешникам, но таким, которые стараются исправить свою жизнь и, удерживаясь от зла, начинают творить добрые дела. Избавляет Матерь Божия от всяких бед и зол не только праведников, но и грешников, — но каких грешников? Тех, которые возвращаются к Отцу Небесному, как блудный сын, воздыхают, биюще в перси свои, как мытарь, плачут у ног Христовых, как грешница, омывающая ноги Его слезами, приносят Ему исповедание, как на крест разбойник. На таких грешников Пречистая Матерь Божия свыше призирает, и на помощь им поспешает, и от великих бед и зол их избавляет, а о грешниках не кающихся не печется».

Икона Божией Матери «Смоленская» («Одигитрия») хранится в городе Смоленске в соборе Успения Богородицы. Празднуют ей 28 июля/10 августа.




 

 

В началоНа главную

 Богоматерь Одигитрия Смоленская. Конец XVIII - начало XIX в.

 

Венчики с корунами и цатами с иконы «Богоматерь Одигитрия». XVII в.
 

Богоматерь Смоленская. Пелена, XVI в.
 

 

Одигитрия Смоленская
               Наталья Егорова

Ой вы конюшки снежной пустыни,
Колокольчиков медная грусть!
Из далекой земли Византии
Богородица ехала в Русь.

Встали сосны крестами простора.
И пока Тебя кони несли,
Собрала Ты в суму Омофора
Все дороги метельной земли.

Протрубили: «Христос наш воскресе!»
Гуси-лебеди в снежном раю,
И уделом Царицы Небесной
Назвала Ты Россию свою.

С долгих кос Ты дала нам Покровом
Расписной среднерусский платок,
Но под небушком – вьюжным, шелковым,
Нет в России путей и дорог.

Лишь рыдает гармонь на рассвете,
Не нашедши земной колеи.
Только церкви. И вьюги. И ветер.
А дороги – на Небо ушли.

Но в свистящей пурге бездорожья
Со свечою Ты держишь ладонь.
Путеводная Матушка Божья,
Что Ты шепчешь? Дорога – огонь?

Над Россиею тихо и строго
Ты проходишь – в снегу и лучах,
Человеку родившая Бога.
И дорога горит, как свеча.

 

 

Из книги Писарева

                I

Есть Икона Чудотворная
Над Вратами у Днепра.
Риза вся на Ней узорная,
Из литого серебра;

Жемчуг, яхонты огнистые
На иконе той блестят;
И, как жар, горит Пречистыя
Раззолоченный оклад.

Было время: перед битвами
Шла победная Она.
За Царя за Русь с молитвами
Верным строем несена.

Гордо встретили Могущую
Очи дерзкаго врага,-
И зарыли рать бегущую
Неба чуждаго снега.

Во вратах достойно чтимая.
Днесь Смоленск Она хранит;
И лампада негасимая
День и ночь пред Ней горит

День и ночь мольба усердная
Скорбных к Ней обращена,
И отраду Милосердная
Щедро всем даёт Она.

 

                  II

Над Смоленскими Вратами
Храм есть древний, вековой,
Где сияет чудесами
Образ Девы Пресвятой.
Путеводною звездою
Светит образ этот нам
И невидимой стезёю
Нас проводит по волнам.
Эти волны — жизнь земная,
В ней, среди греховной тьмы,
В злых пороках прозябая,
Часто тонем, гибнем мы.
Много милостей свершила
В этом храме Божья Мать,
Чудес много проявила
Чрез святую благодать.
Было время... Повелитель
Полу-света шел на нас
И, как страшный злой губитель,
Предрекал нам смертный час.
Но среди Российской рати
В блеске светлаго венца,
Как Царица благодати,
Мать явилася Творца...
И погиб враг дерзновенный
Силой Девы Пресвятой,
И язык его надменный
Смолк, как камень гробовой!
И досель в молве народной
Этот образ свято чтим,
Как издревле чудотворный. –
Град Смоленск гордится Им.


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич